Как дрейфую шахиды. Шахиды

{jcomments on}В наше время, благодаря антиисламским течениям, в умах многих россиян и европейцев прекрасное и светлое слово «Шахид», означающее – свидетель Рая, приобрело отрицательное и пугающее значение террориста самоубийцы. Поэтому нам хотелось бы пролить свет на истинное значение этого слова.

Сегодня, когда весь мир страдает от насилия и террора, мусульмане страдают вдвойне. Кто-то пытается заставить их отвечать за то, чего в исламе никогда не было, и нет. К примеру, слово «мусульманин» не может сочетаться со словом «камикадзе», так как самоубийство в исламе – это тяжкий грех.

Никакие цели не оправдывают лишение себя драгоценнейшего дара – жизни, которую Всевышний дает человеку для того, чтобы он использовал ее во благо человечества. Образ женщины – мусульманки, которой предначертано быть покорной Создателю и своему супругу, не может ассоциироваться с «боевичкой», у которой тонкая талия перевязана тротиловым «поясом шахида».
Множество хадисов Пророка (мир ему и благословение) свидетельствуют о том, что даже во время войн, мусульмане никогда не трогали женщин, детей и стариков, людей, совершающих богослужение в церквях и синагогах. Шахидами же называли тех, кто погибал на поле битвы, защищая веру, родину, имущество и близких.
Ниже мы более подробно расскажем об отношении ислама ко всем этим вещам и очень надеемся, что, читатели убедятся в том, что расхожий термин «исламский экстремизм» на самом деле не имеет ничего общего с мусульманской религией.

Лишение себя бесценного дара – жизни, данной Господом, относится к большим грехам. Известный ученый ислама имам аль-Бухари передал хадис, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто убил себя через повешенье, является человеком, повешенным в Аду. Тот, кто поразил себя копьем, является человеком, которого сразили копьем в Аду. Тот же, кто сознательно шел на гибель, является человеком, вошедшим в Ад». В другом хадисе, переданном тем же имамом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) рассказывал: «Один человек был тяжело ранен, и не в силах стерпеть боль, покончил жизнь самоубийством. Тогда Всевышний сказал: «Мой раб поспешил умереть, не дождавшись, пока Я заберу его душу, поэтому Я делаю для него Рай запретным». (см. книгу «Ат-Тархиб», том 3, стр. 239)

Шахид в исламе

Шахид – человек, погибший на пути Бога. Согласно вероучению ислама, шахиды делятся на следующие категории:
1. Шахид вечной жизни (аль-ахира).
2. Шахид обоих миров.
Шахид вечной жизни – это человек, который погиб в результате насильственной смерти, например, умерший под обломками разрушенного здания. Таковым в равной степени считается человек, умерший от холеры, ушедшая из жизни во время родов женщина, мусульманин шедший в Мечеть или Медресе. На этом свете к ним не относятся как к шахидам, после их смерти по ним осуществляют все обряды согласно шариату и совершают заупокойную молитву. Однако в вечной жизни эти люди являются шахидами.
Шахид обоих миров – это человек, погибший в результате военных действий (джихад), которые ведутся во имя Всевышнего с целью защиты отчизны, своих близких, а так же угнетённых. Такого человека предают земле, не омывая и не совершая за ним заупокойной молитвы. Здесь очень важно отметить тот момент, что для ведения военных действий подобного рода необходимо наличие определенных условий.

Женщина на войне

Женщина, в случае необходимости, может принять участие в военных действиях следующим образом: оказывать помощь и лечить раненых, подносить воду испытывающим жажду воинам. Как свидетельствует история, подобная помощь, оказываемая женщинами, часто использовалась в битвах с неприятелем.
Великий исламский ученый имам аль-Бухари в свой известный сборник хадисов включил отдельную главу, посвященную теме женщины на войне. И в ней нет ни одного хадиса, который бы говорил о том, чтобы женщина участвовала в военных действиях наравне с мужчинами. Другой крупный ученый ислама Ибн Хаджар сказал: «Среди хадисов, в которых говорится о женщинах, я не встречал ни одного, где было бы сказано о том, чтобы она воевала вместе с мужчинами» (из книги «Фатхуль Бари»).

В хадисе, переданном матерью правоверных, женой Пророка (мир ему и благословение) Айшой, говорится о том, что когда она попросила его разрешение на участие в джихаде, то Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ваш джихад (т.е. женщин) – это хадж». Айша просила разрешить ей участвовать в джихаде только ради того, чтобы лечить раненых, а не воевать наряду с мужчинами. Тем не менее, шариат, при соблюдении определенных условий, и если в этом есть необходимость, позволяет женщине оказывать медицинскую помощь воинам при ведении боевых действий. Если же необходимости в этом нет или женщина не соблюдает тех условий, которых требует от нее шариат, тогда ее участие в войне является запретным (харам) (из книги «Фикху ссират»).

«Сахих аль-Джами’ ас-сагъир»

تأليف
محمد ناصر الدين الألباني

аль-Албани

المكتب الإسلامي 1408 ه

Исламская библиотека, 1408 г.х.

Хадисы №№ 5601-5700

5602 (صحيح)

مَا تَقُولُونَ في الشَّهِيدِ فِيكُمْ ؟ قالُوا: الْقَتْلُ في سَبِيلِ الله . قَالَ: إِنَّ شُهَدَاءَ أُمَّتِي إِذَنْ لَقَلِيلٌ . مَنْ قُتِلَ في سَبِيلِ الله فَهُوَ شَهِيدٌ ، وَمَنْ مَاتَ في سَبِيلِ الله فَهُوَ شَهِيدٌ ، وَالمَبْطُونُ شَهِيدٌ ، وَالمَطْعُونُ شَهِيدٌ ، وَالْغَرِقُ شَهِيدٌ

(ه) عن أبي هريرة

5602 —

«Кого вы из вашего числа причисляете к шахидам?» (Люди) сказали: «Убитого на пути Аллаха». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «В таком случае шахидов в моей общине было бы мало. Тот, кто был убит на пути Аллаха — шахид; тот, кто умер на пути Аллаха — шахид; умерший из-за болезни живота — шахид; умерший из-за чумы – шахид; утонувший – шахид». Этот хадис передал Ибн Маджах (2804) со слов Абу Хурайры.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5602), «Ахкамуль-джанаиз» (36).

_____________________________________________

Имам Ибн аль-Асир сказал: «Шахид назван шахидом по той причине, что Аллах и Его ангелы свидетельствуют за него раем». См. «аш-Шафи» (5/248).

Со слов Джабира ибн ‘Атикъа сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помимо убитых в сражении на пути Аллаха, мученичество бывает семи видов: умерший от чумы – шахид; утонувший – шахид; умерший от плеврита – шахид; умерший из-за болезни живота – шахид; погибший в огне – шахид; умерший под обломками – шахид; и женщина, умершая по причине беременности – шахид». Малик (554), Ахмад (5/446), Абу Дауд (3111), Ибн Маджах (2803), Ибн Хиббан (3189). Имамы Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аль-Мунзири, Ибн Хаджар, шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Истизкар» (2/591), «ат-Тамхид» 19/202, «аль-Мухалля» (11/108), «Базль аль-ма’ун» (104), «аль-Ахкам ас-сугъра» (481), «ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2/291).

Со слов Рашида ибн Хубайша сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Смерть на пути Аллаха – это причина степени шахида; чума – шахада; утонуть – шахада; смерть от живота – шахада; сгореть – шахада; а также смерть во время послеродового кровотечения. Её ребёнок введёт её за пуповину в рай». Ахмад (3/489). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (4439).

Со слов Раби’а аль-Ансари сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Быть заколотым насмерть, умереть от чумы, под обломками, быть съеденным дикими животными, утонуть, сгореть, умереть от болезни живота и плеврита – всё это шахада!» Ибн Къани’ в «аль-Му’джам». Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Мунави и шейх аль-Албани. См. «Файдуль-Къадир» (5339), «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (3953).

Со слов Са’ида ибн Зайда сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто погибнет, защищая своё имущество, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою жизнь, станет шахидом. Тот, кто погибнет, защищая свою религию, станет шахидом. И тот, кто погибнет, защищая свою семью, станет шахидом». Абу Дауд (4772), ат-Тирмизи (1421). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6445).

Со слов Сувайда ибн Мукъаррина сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто был убит по несправедливости, тот шахид». ан-Насаи (4096). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6447).

Со слов ‘Убады ибн Самита сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чахотка (туберкулез) – это шахада». Абу аш-Шейх и ад-Дайлями. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (3691).

Со слов Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кого укачало на море и постигла рвота, тому награда шахида, а утонувшему награда двух шахидов!» Этот хадис передал Абу Дауд (2493). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (6642).

Хафиз Ибн Хаджар говорил: «До нас дошли хорошими путями более, чем двадцать причин (шахады), среди которых: ужаленный; кого загрызли звери; умерший от падения с животного; тот, кого стошнило на море; упавший с вершины горы. Сказал ан-Навави: “Поистине, эти виды смерти по Своей милости Аллах Всевышний сделал причиной шахады, поскольку эти виды смерти тяжёлые, сопровождающиеся сильными болями”». См. «Фатхуль-Бари» (6/184).

Однако нет сомнения в том, что самая высшая степень шахады — это смерть на поле боя! Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучший шахид – это тот, чья кровь была пролита и чей конь был убит!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. .

Имам ан-Навави говорил: «Знай, что шахиды бывают трёх видов: первый – это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и (можно) не совершать по нему молитву. Второй вид шахидов – это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид – это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду». См. «Шарх Сахих Муслим» (2/324).

Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто искренне просил Аллаха стать шахидом, Аллах возвысит его до положения шахидов, даже если он умрёт в своей кровати!» Муслим (1909).

У учёных Постоянного комитета спросили о том, является ли шахидом тот, кто умер в автокатастрофе? Они ответили: «Надеемся, что такой будет шахидом, подобно тому мусульманину, который умер под обломками, потому что достоверно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что такой человек шахид». См. «Фатава аль-Ляджна» (8/375).

Когда у шейха ‘Абдуль-Мухсина аль-‘Аббада спросили о том, является ли умерший от болезни рака шахидом, умершим от болезни живота? Он ответил: «Нет, потому что рак бывает как в животе, так и в другом месте».

5620 (صحيح)

مَا ذِئْبَانِ جَائِعَانِ أُرْسِلاَ فِي غَنَمٍ بِأَفْسَدَ لَهَا مِنْ حِرْصِ المَرْءِ عَلَى المَالِ وَالشَّرَفِ لِدِينِهِ

(حم ت) عن كعب بن مالك

5620 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пара голодных волков, запущенных в (стадо) овец, не смогут нанести им больше урона, чем стремление человека к богатству и почестям наносит его религии». Этот хадис передали Ахмад (3/456, 460), ат-Тирмизи (2376), ад-Дарими (2730), Ибн Хиббан (3228), аль-Багъави в «Шарху-с-Сунна» (7/299) со слов Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5620), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (1710, 3250), «Сахих аль-Маварид» (2092), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (5109).

5644 (صحيح)

مَا عَمِلَ آدمِيٌّ عَمَلًا ، أَنْجَى لَهُ مِنْ عَذَابِ اللهِ مِنْ ذِكْرِ اللهِ

(حم) عن معاذ

5644 –

« Человек не совершал деяния , которое больше других защитило бы его от наказания Аллаха , чем поминание Аллаха /зикр/» . Этот хадис передал Ахмад (5/239) и Ибн Аби Шейба (30065) со слов Му’аза ибн Джабаля, да будет доволен им Аллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5644).

5695 (صحيح)

مَا مِنْ أَمِيرِ عَشَرَةٍ إِلاَّ وَ هُوَ يُؤْتَى بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مَغْلُولاً حَتَّى يَفُكَّهُ الْعَدْلُ أَوْ يُوبِقَهُ الجَوْرُ

(هق) عن أبي هريرة

5695 – Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каждого правителя/амира/ (возглавлявшего даже) десятерых (человек,) обязательно приведут связанным в День воскрешения, (и он пробудет в таком положении,) пока его не освободит справедливость, (которую он проявлял,) или не погубит притеснение». Этот хадис передали Ахмад (2/431), ад-Дарими (2515), Абу Я’ля (6614), аль-Хаким (4/89), аль-Байхакъи (10/96), ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» (6/216) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (5695), «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» (2198, 2200), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2621), «Тахридж Мишкатуль-масабих» (3625).

Шахида (мученика), то есть того, кто пал шахидом, не обмывают и не совершают по нему джаназа-намаз, даже если он был в состоянии осквернения (джинаба), более того, это запрещается. А мудрость всего этого заключается в оставлении следов мученичества на теле и в возвеличивании шахидов, тем, что они не нуждаются в молитве.

Шахид – это тот, кто умер в сражении с неверными по причине именно этого сражения, например, был убит кем-то из числа неверных или же своих, по ошибке, или же он умирает от своего оружия, или же от падения в ущелье или с лошади, или животное ударило его, и он умер, или же его нашли умершим после завершения битвы, и причина его смерти неизвестна. В таком случае он признается шахидом, даже если на его теле отсутствуют следы, потому что и без этого ясно, что смерть наступила по причине этого сражения. А если человек умрёт после окончания сражения, и он в это время не был при смерти, даже если он умирает вследствие ран, полученных в битве, которая и является причиной его смерти или же он умер в сражении с бунтарями (бугат), то он не является шахидом. Если движения этого человека после окончания сражения были подобны движениям заколотого животного, то он однозначно, является шахидом, и в этом нет разногласий.

Также если он умрет не по причине сражения, а из-за болезни или же внезапной смертью, то он тоже не является шахидом. Что касается тех, кто не соответствует условиям шахида, например, утопленнику, человеку, умершему от чумы или болезни живота, из-за страстной любви, женщине, умершей при родах, убитому не в сражении, то их омывают и по ним совершают джаназа-намаз.

Саваном для шахида служит его же одежда, а если эта одежда ему не достаточна в качестве савана, то есть не закрывает его, то в таком случае следует ее дополнить. Если наследники захотят снять с него одежду и завернуть в другой саван, то это тоже допускается. А что касается доспехов, кольчуги и обуви шахида, то их следует снять.

Примечание:

Шахиды бывают трех видов : шахид потустороннего мира (шахид аль-ахира), шахид этого мира (шахид ад-дунья) и шахид этого и потустороннего мира (шахид ад-дуньява аль-ахира).

Из этих категорий не обмывают шахида этого мира и шахида этого и потустороннего мира, это и есть тот мученик, о котором шла речь выше. Их определяют следующим образом: если он вышел на сражение ради Аллаха и возвышения Его Слова (религии), то он шахид этого и потустороннего мира, но если же он вышел с другим намерениями и целями (ради трофеев и т.п.), то он считается шахидом этого мира, то есть в Судный день он не получит ничего из того, что получат шахиды.

Шахидами потустороннего мира считаются все те, кого мы исключили из определения мученика, как умершие при пожаре, при родах и так далее.

По материалам книг: Канзуррагибин и Мугни аль-мухтадж

Подготовил: Ахмад Магомедов

Многие уверены, что шахид - это террорист-смертник. В этих людях видят только зло, и ничего более. Однако если рассматривать этот вопрос с мусульманской точки зрения, то все выглядит совсем иначе. И как же тут понять, кто прав, а кто нет? Давайте узнаем, кто такие шахиды в исламе, и почему сегодня их боится половина населения Земли.

Что же, дабы найти ответы на эти вопросы, необходимо заглянуть в самое сердце Узнать об их традициях и законах, а также услышать, что об этом говорят истинные верующие. А посему давайте отбросим в сторону предрассудки и попытаемся докопаться до истины.

Шахид: перевод слова и его значения

Если перевести слово «шахид» с арабского, то получится что-то вроде «свидетеля» или «свидетельствовать». При этом изначально у этого понятия было два толкования. Согласно первому, шахид - это свидетель преступления, который готов дать показания на суде. Второе же гласило, что это человек, принявший мученическую смерть на войне.

Именно второе толкование считается верным. При этом есть особые правила, согласно которым погибшего могут причислить к числу шахидов.

Кто такой шахид?

Теперь давайте разберемся в том, почему мучеников называют шахидами, то бишь свидетелями. Что же, существует множество теорий, способных объяснить данное толкование. Однако все они сводится к следующим умозаключениям:

  1. Погибнув за собственную веру, мусульманин свидетельствует о силе Аллаха.
  2. Сами ангелы рассказывают Господу о героизме, который совершает шахид.
  3. Существование шахидов само по себе доказывает реальность рая.

Кто способен стать шахидом?

Шахид - это мученик, который умер во славу Аллаха. То есть им может стать лишь истинный мусульманин, который всем сердцем верует в силу Всевышнего и его деяния. Здесь нужно понимать один важный момент: акт героизма должен совершаться лишь во имя веры. Если мусульманином движет жажда славы или политические убеждения, то в глазах Аллаха он никогда не станет мучеником.

Помимо этого, существует два типа шахидов, которые сильно отличаются друг от друга. Поэтому давайте рассмотрим их отдельно.

Шахид вечной жизни

Если истинный мусульманин погибает от насильственной смерти, то он становится шахидом вечной жизни. То есть в мире живых его не будут воспринимать как мученика. Следовательно, похороны пройдут согласно установленным традициям: имам проведет все необходимые для упокоения обряды и прочтет нужные молитвы. А вот в загробном мире такого человека будут считать мучеником, что даст ему определенные привилегии.

В каких же случаях мусульманина можно назвать шахидом вечной жизни? Это происходит, если он погибнет от рук бандитов, вследствие болезни, аварии или катастрофы. Помимо этого, все женщины, умершие при родах, также становятся мучениками в глазах Аллаха.

Шахид обоих миров

Совсем иное дело, если мусульманин погибает на поле боя во имя Аллаха. В этом случае он становится шахидом обоих миров. Его душа сразу попадает в рай, где занимает место рядом с троном Всевышнего.

При этом погибшего мусульманина можно сразу же предавать земле. В отличие от предыдущего случая, здесь уже не нужно проводить похоронные обряды или читать молитвы. Шахиды обоих миров не нуждаются в них, так как их тело и душа уже доказали свою чистоту перед Аллахом.

Тонкая грань между верой и безумием

К сожалению, сегодня термин «шахид» все чаще и чаще применяют для обозначения террористов-смертников. В частности так прозвали бандитов, совершивших теракт 11 сентября в Америке. Почему же из великих мучеников они превратились в злодеев, которых ненавидит весь мир?

На самом деле во многом виноваты журналисты. Именно они окрестили террористов этим именем, хотя большинство мусульман с этим не согласны. Ведь если верить Корану, то человеку не подобает творить таковое зло. Одно дело - защищать себя и своих близких, а совсем иное - убивать ни в чем не повинных людей.

И все же многие террористы-смертники считают себя шахидами. Они на самом деле верят в то, что их война является священной. Следовательно, их смерть - это не что иное, как способ показать неверным силу Аллаха.

Пояс шахида

Если говорить о шахидах, то нельзя обойти стороной еще одно зловещее творение, которое сегодня тесно связывают с их деятельностью. В данном случае речь идет о поясе шахида, благодаря которому погибла не одна сотня людей. Что же это за приспособление такое?

Пояс шахида - это очень коварная взрывчатка, которую легко скрыть под одеждой. Она нужна для того, чтобы убийца смог незаметно проскользнуть в толпу людей и подорвать себя вмести с ними.

Первыми, кто начал использовать эти устройства, были палестинские террористы. Так, израильский генерал Р. Эйтан в своих записях упоминал, что еще в 1974 году ему повезло обезвредить одного из таких самоубийц. И хотя изначально лишь немногие решались прибегать к столь суровым методам, с приходом террористической организации «Хамас» все кардинально поменялось. А виной всему была идеологическая подготовка их бойцов. Ведь они на самом деле верили в то, что, подрывая себя, становятся шахидами.

Женщины на священной войне

Шахид - это не только мужчина. Женщины также могут стать «свидетелями» славы Аллаха. Но при этом они не могут воевать с мужчинами на равных. То есть мусульманки должны помогать своим мужьям в бою, но только мирным способом. Например, лечить раненых, заготавливать припасы, носить воду на поле боя и так далее.

Что касается самой войны, то многие исламские мудрецы настаивают на том, что женщины не должны брать в руки оружие. можно нарушать лишь в самых крайних случаях, когда иного выбора у них просто не остается.

Если же говорить о террористках, которые подрывают себя в толпе, то их дела не могут трактоваться как деяния, совершенные во славу Аллаха. Поэтому большинство мусульман не воспринимают их как шахидов.

Хвала Аллаху - Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.

Некоторым мусульманам при упоминании шахидов сразу приходит на ум, что степень шахида получают лишь те, кто был убит в ходе сражения с неверными. Но это только одна из многих возможностей заслужить степень шахида. Всевышний возвысил степенью шахида многих людей из этой общины, из числа тех, кто не был убит в сражениях.

«Мало умерших в строю, Аллах знает об их намерениях » («Муснад имама Ахмада», «Муснад» Аби Шайба»). В действительности искренность погибшего на пути Аллаха знает только Всевышний.

Имам Муслим в своём достоверном сборнике сообщает, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Кого вы считаете среди вас шахидом?» Они ответили: «Посланник Аллаха, убитый на пути к Аллаху и есть шахид». Он сказал: «Но тогда шахидов в моей общине будет мало!» Если считать шахидами только тех, кто убит в сражениях и у кого искреннее намерение, то шахидов этой уммы было бы очень мало. А Пророк (мир ему и благословение) желал, чтобы эту степень получили больше людей.

Сподвижники спросили: «Кто же они, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Убитый на пути к Аллаху - шахид. Умерший на пути к Аллаху - шахид. Умерший в эпидемии - шахид. Умерший от болезней живота – шахид» . Также приводятся другие хадисы, в которых упоминается, что и женщина, умершая при родах, и в состоянии послеродовых кровотечений (нифас), умерший на чужбине, и другие люди приобретают степень шахида. Также получают степень шахидов те, кто будучи больным прочитал определённые мольбы, азкары. В хадисе сообщается: «Кто оживит мою забытую Сунну, ему вознаграждение ста шахидов».

Итак, получить степень шахида можно получить не только на поле боя. Напротив, в хадисе говорится:

إِنَّ أَكْثَرَ شُهَدَاءِ أُمَّتِي أَصْحَابُ الْفُرُشِ

«Большая часть шахидов уммы умерли в постели».

Также, кто искренне попросит Всевышнего степени шахида, ему будет дарована эта степень, как об этом свидетельствуют слова Пророка (мир ему и благословение): «Кто искренне просит у Аллаха смерть шахида, доведет его Аллах до степени шахидов, даже если он умрет на своей постели » (сахих, передаёт имам Муслим).

О просьбе умереть шахидом сказал Халид ибн аль-Валид: «Я участвовал в сотне сражений, в каждом из них я надеялся умереть шахидом». Когда Халид умирал, он говорил: «Я умираю в постели. Пусть глаза трусов никогда не найдут отдыха во сне».

Степень шахида приобретается благодаря следованию истинным путём, богослужению и другим способам. Тот же, кто погиб на поле сражения, может лишиться степени шахида, если вёл речи о том, что его не касалось, или скупился расходовать излишки. Человек, для которого было обычаем проклинать других, также лишится степени шахида и не получит заступничества, даже если был убит на пути Аллаха. Его проклятия могут стать преградой к тому, чтобы он считался искренним в момент смерти. Абу Дарда передал слова Пророка (мир ему и благословение):

لا يكون اللعانون شفعاء ولا شهداء

«Поистине, проклинающие в Судный день не предстают заступниками или шахидами»

Верующий может достигнуть степени шахида, если его язык будет сохранён от греха, если он не будет проявлять жадность в том, что Всевышний его обязал расходовать, если будет просить степени шахида с искренностью.

Также учёные говорят, что шахиды бывают различных видов. С шахида дунья и ахирата при похоронах не снимают одежду, не заворачивают в саван и не совершают над ним джаназа-намаз. Такого шахида воскресят в Судный день, его кровь будет свидетельствовать за него, от него будет исходить запах миска. Это тот, кто был убит на газавате, с чистым намерением возвысить слово Аллаха. Подобный газават должен быть совершён по решению (дозволению) алимов. Такой человек станет заступником за 70 человек, которые заслужили пребывания в Аду. Шахид дунья – тот, кто пал при вышеприведённых условиях, но выход на газават его не был во имя Аллаха. Его также хоронят, но от Аллаха ему нет ничего, ни степени шахида, ни заступника. Шахид ахирата – это большинство шахидов уммы. Их хоронят так же, как и других мусульман, совершают над ними джаназа - намаз, от Аллаха они получат вознаграждение шахидов.

Аллах, одари нас степенью шахидов, вознагради нас как шахидов! Воскреси нас вместе Пророком (мир ему и благословение) шахидами и праведниками, заслужив Твоё довольство! И вся хвала Всевышнему!

Стенограмма проповеди шейха Хабиба Умара