Ночной намаз в месяц рамадан. Ночная молитва в рамадан Ночь Предопределения и ее установленное время

بسم الله الرحمن الرحيم

و به أستعين

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Воистину, одним из лучших дел и величайших поклонений, к которым призывает шариат – это ночное стояние . Это – обыкновение праведников, торговля верующих. Ночью верующие уединяются со своим Господом, жалуются Ему на своё положение, спрашивают Его из Его милости. Они предаются мольбам к своему Господу, просят, молят Дарующего блага и дары. Аллах Всевышний говорит:

“Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали”. Сура ас-Саджда, 16-17 аяты.

Всевышний Аллах упомянул их наилучшим описанием, сказав:

“Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди источников, получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении”. Сура аз-Зарият, 15-18 аяты.

Аль-Хасан сказал: “Они стояли ночью, продолжали намаз до рассвета, потом садились, вознося молитвы, проявляли покорность и молили о прощении”

Всевышний Аллах сказал:

“Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом” . Сура аз-Зумар, 9 аят

От Абу Умамы аль-Бахели, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Выстаивайте ночи, воистину, это – обычай благочестивых людей до вас, это приближает к вашему Господу, стирает плохие поступки и грехи” .

Приводится от Абу Малика аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: “Воистину, в раю есть комнаты, то, что снаружи, видно внутри, и то, что внутри, видно снаружи. Аллах приготовил их для тех, кто кормил едой, распространял салам и молился ночью, пока люди спали”.

Передается от Сахля бин Саада, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Джибриль пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О Мухаммад! Живи, сколько пожелаешь, но ты смертен; делай, что пожелаешь, но ты получишь воздаяния за свои дела; люби, кого пожелаешь, но ты всё равно расстанешься с ним, и знай, что честь верующего – в выстаивании ночи и в том, что он обходится без посторонней людской помощи”.

Аллах приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, выстаивать ночь. Всевышний Аллах сказал:

“О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением”. Сура аль-Муззаммиль.1-4 аяты.

Всевышний Аллах также сказал:

“Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место”. Сура аль-Исра 79 аят.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, следовал этому божественному наставлению. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Обычно во время ночных молитв пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали. Аиша сказала: “О посланник Аллаха, ты делаешь это, хотя тебе прощены все твои прошлые и будущие грехи”. Он сказал: “Разве не (следует) мне быть благодарным рабом?””

Хузейфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “В одну из ночей я молился с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Он начал чтение “аль-Бакъары” и я предположил: “На сотом аяте он совершит рукуъ”. Но и после (него) он продолжал (читать), тогда я сказал: “Он прочтет ее, исполнив один ракаат”. Я предположил: “С ней он совершит рукуъ”. Однако, и после (прочтения суры аль-Бакъара) он всё продолжал (читать) и начал (суру) ан-Ниса, которую он тоже прочел и начал “Аль Имран”, которую он также прочел (полностью). Читал он плавно, а если прочитывал аят, в котором (содержится повеление) восславить Аллаха, восславлял Его. Если прочитывал аят о просьбах, просил, если об опасности – просил у Аллаха от нее защиты .

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал своих сподвижников к выстаиванию ночной молитвы. Он сказал про Абдуллу бин Умара: “Абдулла – прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”. И после этого (Абдулла) всегда лишь немного спал по ночам.

Он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал свою Умму к выстаиванию ночной молитвы, сказав: “Лучший намаз после обязательного – ночной”.

Передается от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен ими обоими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто выстоял 10 аятов, не будет записан среди беспечных, кто выстоял 100 аятов, будет записан с набожными, кто выстоял 1000 аятов, будет записан среди накопивших богатство”.

Время ночного намаза – начинается с Иша-намаза до азана на Фаджр-намаз. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что он сказал: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Ночная молитва – по два, по два. А если будете опасаться, что скоро наступит утро, то исполните один ракаат, который сделает число всех исполненных вами молитв нечетным” .

Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я слышал, как Пророк, мир ему
и благословение Аллаха, произнес: “Если кто среди вас побоится, что не
встанет в конце ночи, то пусть совершит витр, а потом ложится спать. А если он уверен, что встанет на ночную молитву, то пусть совершит витр в её конце. Истинно, чтение (Корана во время этой молитвы) посещаемо (ангелами) и так будет лучше”.

Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?””

Сказал Умар бин аль-Хаттаб, да бадет доволен им Аллах: “Если бы не три вещи, я бы не любил жизнь в этом Дунья : сражение на пути Аллаха, выстаивание часов ночью и сидение с людьми, говорящими хорошие речи”.

Одной из самых великих причин, которые помогают встать на ночную молитву – ранний уход ко сну. Бодрствование ночи – бич нашего времени, особенно если это бодрствование проходит не в повиновении Аллаху, как это бывает со многими людьми – они или смотрят спутниковые каналы, телевизор, играют в карты или пустословят и т.д.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал сон до Иша-намаза и разговор после Иша-намаза.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: “Ночной намаз в месяце Рамадан имеет особое достоинство. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто простоял (в молитвах весь) Рамадан, с верою и надеждой (на награду), тому уже прощено то, что предшествовало у него из грехов”.

Ночной намаз в Рамадане охватывает как намаз в начале ночи, так и в ее конце. Поэтому молитва Таравих считается выстаиванием Рамадана, и нужно быть внимательным к нему и ожидать у Аллаха вознаграждение за нее. Этими считанными ночами верующий, разумный человек должен воспользоваться до того, как они закончатся” .

Мусульманин также должен стремиться к тому, чтобы читать намаз с имамом, пока тот не уйдет. От Абу Зарра аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Воистину, кто будет стоять с имамом, пока тот не уйдет, ему будет записано выстаивание ночи”

Ночная молитва в Рамадан имеет свои особенности и отличается от молитвы в другие ночи года.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

هِبْنَذ ْنِم َمَّدَقَت اَم ُهَل َرِفُغ اًباَسِتْحاَو اًناَيمِإ َناَضَمَر َماَق ْنَم

Кто выстаивал Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи.

Иными словами, грехи простятся тому, кто проводил ночи Рамадана в поклонении и молитве, искренне желая получить награду Всевышнего и стремясь приблизиться к Аллаху. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) провёл несколько ночей Рамадана в молитве вместе со своими сподвижниками, а потом отказался от этого из жалости к ним. Он сказал:

مُكْيَلَع َضَرْفُت ْنَأ ُتيِشَخ

Я побоялся, что это будет вменено вам в обязанность.

А после кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и прекращения Откровения, когда уже ничего не могло быть вменено им в обязанность, ‘Умар ибн аль-Хаттаб велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать в Рамадан ночные молитвы с людьми. Причем имам читал в каждом рак‘ате около ста аятов, так что люди опирались на свои посохи, уставая от долгого стояния, а расходились они только к утренней заре. Это, конечно же, подходит выносливым и сильным в своей вере людям. Однако в наше время люди стали ещё слабее, и дошло до того, что они требуют от имама не читать больше нескольких аятов в каждом рак‘ате, и даже если он читает эти несколько аятов, многие, совершив два или четыре рак‘ата, покидают мечеть, стремясь к мирским делам и преходящим благам и украшениям мира этого.

У ночной молитвы в Рамадан так же, как и у поста, есть дух, и этот дух - смирение, богобоязненность и покорность Всевышнему. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая ночную молитву, обязательно останавливался на аяте, содержащем грозное обещание, и просил защиты у Аллаха, и обязательно останавливался на аяте, где говорилось о милости Божьей, и просил у Аллаха Его милости.

Дорогие братья и сёстры, соблюдающие пост и совершающие ночную молитву! Вставая на молитву, помните о том, что делая это, вы исполняете веление Всевышнего:

И стойте перед Аллахом смиренно (2:238).

Недостаточно просто стоять и совершать молитву - сердце молящегося обязательно должно быть преисполнено смирения перед Всевышним. Во время молитвы вспомните о том, что люди будут стоять в Судный день пятьдесят тысяч лет, и что для вас они будут тем короче и легче, чем больше времени простаивали вы в молитве в этом мире. В хадисе сказано:

اَيْنُّدلا ِءَا مَّسلا َى لِإ َى لاَعَتَو َكَراَبَت ُهَّللا ُلِزْنَي ُهاَثُلُث ْوَأ ِلْيَّللا ُرْطَش َى ضَم اَ ُرَفْغُي ٍرِفْغَتْسُم ْنِم ْلَه ُهَل ُباَجَتْسُي ٍعاَد ْنِم ْلَه ىَطْعُي ٍلِئاَس ْنِم ْلَه ُلوُقَيَف ُحْبُّصلا َرِجَفْنَي ىَّتَح ُهَل

С наступлением последней трети каждой ночи Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” - и так продолжается до рассвета.

А сегодня, к сожалению, ночь мусульман превратилась в день, и часть ее проводится с пользой, однако большая ее часть приносит только вред и разрушение. Не упускайте же в ночи Рамадана эти драгоценные часы, когда Всевышний нисходит к нижнему небу, подобно тому, как вы упускаете их в другие ночи года.

Спросите себя, брат мой, сестра моя: где вы будете в последнюю треть сегодняшней ночи? В молитве, на свидании со Всевышним? Или же вместо этого вы будете спать? Или же вы будете бодрствовать, но при этом будете заняты ослушанием Аллаха?!

При Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) упомянули о человеке, который проспал всю ночь, пропустив утреннюю молитву, и он сказал:

ِهْيَنُذُأ ِى ف ُناَطْيَّشلا َلاَب ٌلُجَر َكاَذ

Шайтан помочился в уши этого человека!.

Если Шайтан делает это с теми, кто просыпает молитву, то что он делает с теми, кто не спит по ночам ради совершения грехов и ослушания Аллаха?!

Некоторым тяжело отказаться от сна ради поклонения Аллаху, зато они с удовольствием бодрствуют ради занятий, отвлекающих их от поминания Аллаха… Ибн Мас‘уду (мир ему) однажды сказали: «Мы не можем совершать ночную молитву!». Он ответил: «Это ваши грехи мешают вам делать это!».

А аль-Фудейль ибн ‘Ийад сказал: «Если ты не можешь молиться ночью и поститься днём, знай, что ты лишён этого - тебя удерживают твои грехи».

«О Аллах, помоги нам стоять пред Тобою в этом мире должным образом и облегчи нам посредством этого стояние в Судный день в мире вечном, и убереги нас от позора в этом мире и от наказания в мире вечном… Амин!».

29.05.2017 Fatima_bint_Dzhabrail 💜 4 991 1

Fatima_bint_Dzhabrail 💜 💜

Слово и’тикаф по-арабски имеет значение постоянства в чем-нибудь, стояние на одном месте. По шариату – это стояние в мечети, при котором пять раз в сутки совершают коллективный намаз с намерением и’тикафа

И’тикаф является суннатун муаккадом в последние десять дней месяца Рамазан. Женщина же совершает его дома, там, где совершает намаз. Тот, кто может, совершает и’тикаф все десять дней месяца Рамазан, так как Пророк (мир ему и благословение) тоже это делал до конца жизни.

Польза и’тикафа

И’тикаф – это духовная тренировка, духовная чистота, очищение сердца и ума от мирского в сердце мусульманина. Пользой и’тикафа является освобождение от увлечений мирским семьи и детей для поклонения Аллаху. В последние десять дней месяца Рамазан Пророк (мир ему и благословение) говорил о том, чтобы усердствовали в ибадате ночным бдением, так как в эти десять ночей входит и ночь Лайлатуль Кадр (Предопределения и Могущества). Человек, совершающий и’тикаф, подобен тому, кто стоит у дверей правителя, пока тот исполнит его желание. Так и здесь человек пребывает в и’тикафе, т. е. в мечети, пока Аллах не смоет его грехи.

Различают три вида и’тикафа: который необходимо исполнить, суннатун муаккад (очень желательное для исполнения), и мустахаб (желательное).

Необходимый – это и’тикаф, который человек обязался совершить, т. е. взял на себя обязательство. При этом также тнадо поститься. И нельзя давать обет на и’тикаф меньше, чем на один день. Необязательно совершать и’тикаф именно в той мечети, где был дан обет, можно в любой другой, кроме того случая, когда обет был дан в мечети Аль-Харам в Мекке, в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине и в мечети Аль-Акса.

Суннатун муаккадом является пребывание в мечети в последние десять дней месяца Рамазан.

Мустахаб – это и’тикаф, который можно совершить в любое время. Для этого при вступлении в мечеть совершают намерение пребывать в и’тикафе. Самое меньшее время для этого вида и’тикафа – это один миг. Для него не нужно поститься.

Пребывающий в и’тикафе должен

Пребывающий в и’тикафе по обету или в последние десять дней месяца Рамазан, не выходит из мечети. Так же и женщина не покидает места молитвы в своем доме, кроме как для совершения необходимых по шариату дел, на джума-намаз, праздничный намаз. Совершив эти намазы и ратибаты к ним, надо вернуться в мечеть, где пребывал в и’тикафе. Можно и в той же мечети остаться, где совершил джума, но это порицается. Можно выходить для исправления естественных нужд, наведения чистоты или при необходимости искупаться. Также, если мечеть разрушилась или есть опасность для жизни, можно выйти и перейти в другую мечеть для завершения намерения.

Если и’тикаф прерван другими причинами, не относящимися к вышеперечисленным, то обязательный и’тикаф нарушается, и его нужно возместить. Если суннат, то возмещается тот день, а если мустахаббаб, то здесь его и’тикаф завершается.

Пребывающий в и’тикафе может есть, пить в мечети, вести дозволенные речи и заключать торговую сделку, необходимую ему или его семье. Порицается требовать, чтобы продаваемый товар принесли в мечеть, так как это уподобляет мечеть рынку. Греховно совершать половую близость и то, что к этому приводит.

Пребывающий в и’тикафе должен быть в чистоте, подлежащий купанию не может оставаться в мечети. Также необходимо беречь свой язык от ненужных слов, злословья, гибата, хулы и т. д.

1371. Нам передали Аль-Хасан Ибн Али и Мухаммад Ибн Аль-Мутаваккиль. Оба сказали: «Нам передал Абдур- раззак: «Нам сообщил Муаммар...» Аль-Хасан сказал в своём хадисе: «.. .а также Малик Ибн Анас от Аль-Зухрия, от Абу Салямы, от Абу Хурайры, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побуждал (верующих исполнять) кыям в Рамадане, при этом не приказывая им о нем решительно. Затем он говорил так: «Кто простоял (в молебнах весь) Рамадан, верою и не теряя самообладания, то­му будут прощены предшествующие грехи». Когда Посол Аллаха, мир ему и благословение Ал­лаха, скончался, это повеление оставалось в силе, затем это же продолжалось и при халифате Абу Бакра, которым был доволен Аллах, а также в начале халифата Умара, которым был доволен Аллах». Абу Дауд сказал: «Точно так же это пересказал Акыль, Юнус и Абу Увайс: «Кто простоял Рамадан...» Акыль же пе­ресказал так: «Кто провёл в сыяме Рамадан и простоял его...»

1372. Нам передал Михляд Ибн Халид и Ибн Абу Халяф Аль-Маний. Оба сказали: «Нам передал Суфьян от Аль- Зухрия, от Абу Салямы, от Абу Хурайры, передававшего это от Пророка, мир ему и благословение Ал­лаха: «Проведшему Рамадан в сыяме, с верою и не теряя самообладания, будут прощены преды­дущие грехи. Проведшему в кыяме ночь Аль-Кадр верою и не теряя самообладания, будут про­щены предыдущие грехи». Абу Дауд сказал: «Так же его пересказал Яхья Ибн Абу Кясир от Абу Салямы и Мухаммада Ибн Амра, от Абу Салямы».

1373. Нам передал Аль-Канабий от Малика Ибн Анаса, от Ибн Шихаба, от Урвы Ибн Аль-Зубайра, от Аиши, супру­ги Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился в мече­ти, а по его молитве стали молиться и люди. Затем он молился также и следующей (ночью) и людей стало много. Затем они собрались на третью ночь, но Посол Аллаха, мир ему и благословение Алла­ха, не вышел к ним. А на утро он сказал: «Я видел, как вы поступили. Я не смог выйти к вам лишь по­тому, что испугался, что это будет вменено вам в обязанность». Он сказал: «Это было в Рамадане».

1374. Нам передал Ханнад Ибн Аль-Суррий: «Нам передал Абда от Мухаммада Ибн Амра, от Мухаммада Ибн Ибрахима, от Абу Салямы Ибн Абдуррахмана, от Аиши, сказавшей: «Люди МОЛИЛИСЬ группами в мечети в Рамадане. Тогда мне приказал Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и я разбила для него циновку, на которой он стал совершать молитву...» С таким же рассказом, в котором она сказала, подразумевая Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О, люди! Клянусь Аллахом, эту ночь, хвала Аллаху, я не провёл в небрежении и от меня не скрылось то, что вы были здесь».

1375. Нам передал Мусаддад: «Нам передал Язид Ибн Зари: «Нам сообщил Дауд Ибн Абу Хинд от Аль-Валида Ибн Абдуррахмана, от Джубайра Ибн Нуфайра, от Абу Зэрра, сказавшего: «Мы ИСПОЛНЯЛИ саум Рамадана вместе с Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Но Пророк, мир ему и благословение Атлаха, так и не начинал вместе с нами ночного стояния. И вот, когда осталось всего семь дней от месяца, он, наконец, отстоял вместе с нами приблизительно треть ночи. На шестой день (24-я ночь Рамадана) он не стал совершать с нами ночного стояния. Но на пятый день (25-я ночь Ра­мадана), он отстоял с нами приблизительно половину ночи. Мы сказали: «Посол Аллаха, сделай нам этот подарок, стой в молитве вместе с нами всю эту ночь!» Он ответил: «Если мужчина от­молится вместе с имамом до тех пор, пока тот не уйдёт, ему это будет засчитано как стояние всей ночи». Он сказал: «Затем наступила четвёртая (ночь) и он не стал проводить ночного стояния. И вот, когда наступила третья, он собрал свою семью, женщин и людей и простоял с нами так дол­го, что мы стали опасаться, что пропустим успех». Я спросил: «Что такое «успех»?» Он ответил: «Сухур. (Утренний приём пищи в Рамадане - п.п.) После чего, он уже не исполнял стояния вмес­те с нами в оставшиеся дни этого месяца».

1376. Нам передали Наср Ибн Али и Дауд Ибн Умаййа, что Суфьян сообщил им от Абу Яфура. Дауд же здесь выра­зился так: «.. .от Ибн Убайда Ибн Настаса, от Абу Аль-Духи, от Масрука, от Аиши, что Пророк, мир ему и благосло-

вение Аллаха, когда наступала десятка (последних дней Рамадана), оживлял ночь, потуже затягивал изар и будил семью свою». Абу Дауд сказал: «Имя Абу Яфура - Абдуррахман Ибн Убайд Ибн Настас».

1377. Нам передал Ахмад Ибн Саид Аль-Хамданий: «Нам передал Абдулла Ибн Вахб: «Мне сообщил Муслим Ибн Халид от Аль-Алли Ибн Абдуррахмана, от отца его, от Абу Хурайры, сказавшего: «Однажды, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел и вдруг обнаружил, что группа людей в Рамадане испол­няет молитву в крыле мечети. Тогда он спросил: «Кто это такие?» Ему сказали: «Люди, у которых нет Читания. (Т.е. они новички в Исламе и ещё не знают Корана наизусть - п.п.) Убай Ибн Кяб молится, а они молятся по его молитве». И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они поступили правильно. Как прекрасно то, что они сделали!» Абу Дауд сказал: «Этот хадис не силён - Муслим Ибн Халид слабый».

1. Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выстаивать ночи месяца рамадан в молитве, но не делал это обязательным. Потом он, мир ему и благословение, сказал: «Будут прощены предыдущие грехи того, кто выстоит (в молитве ночи) рамадана, веруя и надеясь на награду за это». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, и положение этой молитвы оставалось таким же (то есть дополнительную молитву тарауих не совершали общиной). Так же обстояло дело и во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и во время части правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах.

Передается, что ‘Амру ибн Мурра аль-Джухани сказал: «К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина из племени Куда‘а и обратился к нему: „О посланник Аллаха! Что ты скажешь, если я засвидетельствовал, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты, Мухаммад, – посланник Аллаха, буду совершать пятикратную молитву, стану соблюдать пост в месяц рамадан и выстаивать его в молитве, и буду выплачивать закят?“ На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: „Человек, умерший выполняя всё это, будет из числа правдивейших и павших (за веру)“».

Ночь Предопределения и ее установленное время.

2. Лучшая из ночей рамадана – это ночь Предопределения. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выстаивал (в молитве) ночь Предопределения, веруя и надеясь на награду Аллаха(, и застал эту ночь), будут прощены предыдущие грехи».

3. Согласно наиболее достоверному мнению она приходиться на двадцать седьмое число месяца рамадан. На это указывают большинство хадисов, среди которых хадис, что передал Зирр ибн Хубейш. Он сказал: «Я слышал, что когда Убайю ибн Ка‘бу сказали о том, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: „Человек, выстаивающий в ночных молитвах ежедневно на протяжении года, обязательно застанет ночь Предопределения!“, Убай, да будет доволен им Аллах, воскликнул: „Да помилует его Аллах, он желал, чтобы люди не становились пассивными! Клянусь Тем, кроме Которого нет иного бога, ночь Предопределения приходиться на рамадан (и он поклялся в этом без исключений – прим. передатчика хадиса), и клянусь Аллахом, я знаю, какая из ночей ночь Предопределения! Это ночь, выстаивать которую нам велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это ночь на двадцать седьмое число месяца рамадан, ее признаком является то, что на утро по ее окончании солнце восходит белым и без лучей“ (в одном из преданий, эти слова приводятся, как слова пророка, мир ему и благословение). Хадис передали Муслим и другие.

Законность совершения молитвы тарауих коллективно (джама‘а).

4. Совершение молитвы тарауих совместно с другими узаконено по Шариату. И это лучше, чем совершать ее в одиночку. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ее и указал на ее достоинство в своих словах, как предает их Абу Зарр, да будет доволен им Аллах: «Мы соблюдали пост в рамадан вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он не совершал с нами ни одну из дополнительных ночных молитв (тарауих), пока до конца месяца не осталось семь дней. Он совершал ее с нами на протяжении трети ночи, на шестую ночь он не молился с нами. На пятую ночь он вновь возглавлял молитву тарауих в течение половины ночи. Тогда я сказал: „О посланник Аллаха, что, если бы ты продолжил с нами стояние в молитве в эту ночь?“ Он ответил: „Если человек совершал молитву вместе с имамом, пока он не покинул (место молитвы), то ему засчитается это, как выстаивание полной ночи“. Когда до конца рамадана осталось четыре ночи, он не возглавлял дополнительную ночную молитву, а когда осталось три ночи, он собрал свою семью, своих жен и остальных людей и возглавлял молитву так долго, что мы стали опасаться, что пропустим фалях (успех)». Спросили: «Что такое фалях?» Передатчик хадиса ответил: «Это сухур (предрассветный завтрак), а оставшуюся часть месяца он не возглавлял ночное стояние в молитве» (достоверный хадис; передается Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Причина того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не продолжил совершать молитву тарауих коллективно.

5. Он, да благословит его Аллах и приветствует, не возглавлял молитву в оставшиеся ночи месяца рамадан, так как опасался, что ночная молитва в рамадан станет для них обязательной, а они не смогут ее выполнять. Об этом упоминается в хадисе, что передала ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, в двух сборниках «Сахих» и в других. После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, этого опасения уже не существовало, ведь Аллах завершил Шариат. Таким образом, пришел конец и результату этого опасения, то есть не совершению молитвы тарауих коллективно. А предыдущее положение этой молитвы, то есть законность совершения ее совместно с другими, сохранилось. Именно поэтому ‘Умар, да будет доволен им Аллах, стал вновь совершать ее коллективно, как об этом передается в «Сахих аль-Бухари» и других сборниках.

Законность участия женщин в совместной молитве (джама‘а).

6. Женщина может присутствовать и участвовать в ночной молитве месяца рамадан. Об этом утверждается в хадисе Абу Зарра, что был приведен ранее, и им даже разрешается выбрать предводителя в молитве, не являющегося предводителем молитвы для мужчин. Достоверно известно, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, собрал людей на молитву, он назначил предводителем молитвы для мужчин Убайа ибн Ка‘ба, а для женщин – Сулеймана ибн Абу Хасму. Передается, что ‘Арфаджа ас-Сакафи сказал: «‘Али ибн Аби Талиб велел людям выстаивать ночи рамадана в молитве и назначал предводителя молитвы для мужчин и предводителя молитвы для женщин. И я был имамом этой молитвы для женщин».

Количество рака‘атов в дополнительной молитве месяца рамадан (тарауих).

7. Количество рака‘атов этой молитвы – одиннадцать. Мы, следуя примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитаем не добавлять к ним больше других рака‘атов. Он, мир ему и благословение, не совершал эту молитву более одиннадцати рака‘атов до самой смерти. ‘Аишу, да будет доволен её Аллах, спросили о его молитве в рамадан. Она ответила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни в рамадан, ни в любой другой месяц не совершал более одиннадцати рака‘атов. Он совершал четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе, затем он совершал еще четыре рака‘ата, и не спрашивайте меня об их красоте и долготе. А после он совершал три рака‘ата» (приводят аль-Бухари, Муслим и др.).

8. Молящийся может совершать ее короче, и даже обойтись только одним рака‘атом молитвы витр, так как существует доказательство, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал подобным образом и говорил об этом.

Что касается действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то на это указывают слова ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Ее спросили: «Сколько рака‘атов молитвы витр совершал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Она ответила: «Он совершал молитву витр в четыре и три рака‘ата, в шесть и три рака‘ата, в десять и три рака‘ата. Он не совершал молитву витр менее семи рака‘атов и более тринадцати рака‘атов» (приводится у Абу Дауда, Ахмада и др.).

Что касается его слов, то они таковы: «Витр – истина. Тот, кто желает, может совершать молитву витр в пять рака‘атов, кто желает – в три рака‘ата, а кто желает – в один рака‘ат».

Чтение Корана во время молитвенного стояния в рамадан.

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил чтение Корана в ночных молитвах в рамадан и в другие месяцы. Иногда он, мир ему и благословение, читал недолго, а иногда удлинял своё чтение. Иногда в каждом рака‘ате он читал столько же, сколько в суре «аль-Музаммиль» (двадцать аятов), а иногда он читал пятьдесят аятов. Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человек, прочитавший сто аятов за ночь, не будет записан среди беспечных», в другом хадисе сказано: «Человек, прочитавший двести аятов, будет записан среди набожных и искренних».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будучи больным, читал в ночной молитве семь длинных сур: «аль-Бакара», «Али ‘Имран», «ан-Ниса», «аль-Маида», «аль-Ан‘ам», «аль-А‘раф» и «ат-Тауба».

В предании от Хузейфы ибн аль-Йамана, что он совершал молитву за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк прочел в одном рака‘ате суру «аль-Бакара», после «ан-Ниса», а после «Аль ‘Имран». И посланник Аллаха читал их спокойно и медленно.

Существует более достоверное по цепочке передатчиков предание, что когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, велел Убайю ибн Ка‘бу в рамадан совершать с людьми молитву в одиннадцать рака‘атов, Убай, да будет доволен им Аллах, читал по сотни аятов (читал суры, в которых было сто или чуть больше, или чуть меньше аятов – прим. пер.). Люди, молящиеся за ним, из-за долгого стояния были вынуждены опираться на трости. Но они не расходились, пока не начиналась появляться утренняя заря.

Также достоверно передается от ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он созвал в рамадан чтецов Корана и велел тому, кто читает быстро, читать (в молитве) по тридцать аятов, тому, кто читает, в среднем темпе, — по двадцать пять аятов, а тому, кто читает медленно, — по двадцать аятов.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что если человек выстаивает молитву в одиночестве, то он может удлинять молитву настолько, насколько пожелает. Это касается и случая, если с ним молитву совершают люди, которые разделяют его мнение: чем длиннее, тем лучше. Пусть только он не переусердствует, выстаивая всю ночь полностью, оставляя для сна совсем немного, и следует пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучшее руководство – руководство Мухаммада». Если же человек является предводителем в молитве, то он может удлинять молитву настолько, насколько не трудно выстоять молящимся позади него. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас возглавляет молитву людей, то пусть облегчает ее. Воистину, среди молящихся есть малые, пожилые, есть слабые и больные, и есть люди, которым необходимо восполнить нужды. Если же он совершает молитву в одиночестве, то пусть удлиняет ее насколько пожелает».

Время совершения ночного стояния в молитве.

10. Время ночной молитвы начинается после молитвы ‘Иша (послезакатной) и до молитвы Фаджр (утренней). Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах добавил вам молитву, и это молитва витр. Так совершайте же ее между молитвами ‘Иша и Фаджр».

11. Совершение молитвы в последнюю часть ночи лучше для того, кто в состоянии сделать это. Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то боится, что не сможет проснуться в последнюю часть ночи, пусть совершает молитву витр в начале ночи. Если же кто-либо пожелает совершить ее в последнюю часть ночи, пусть совершает витр в последнюю часть ночи. Воистину, молитва в последнюю часть ночи засвидетельствована (ангелами), и это лучше».

12. Если предстоит выбор между молитвой в начале ночи, но коллективно (джама‘а), и молитву в конце ее, но в одиночку, то молитва, совершаемая совместно лучше, так как в этом случае человеку засчитывается выстаивание всей ночи.

В соответствии с этим мнением действовали сподвижники во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. ‘Абдуррахман ибн ‘Абд аль-Кари сказал: «Я вместе с ‘Умаром в одну из ночей рамадана вышел в мечеть. И мы обнаружили, что люди разделились. Один из них совершал молитву в одиночестве, другой же молился с небольшой группой людей. Тогда он (то есть ‘Умар) сказал: „Клянусь Аллахом, я считаю, что если бы все они собрались и молились с одним предводителем в молитве, было бы лучше“. После этого он утвердился в своем намерении и собрал всех их, а руководителем молитвы назначил Убайа ибн Ка‘ба. После этого я вышел с ним в другую ночь. Люди молились позади одного чтеца. Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: „Какое это прекрасное новшество. Но молитва, которую они пропускают из-за сна, лучше, чем та, что они выстаивают (то есть молитва, совершаемая в конце ночи лучше)“. Люди совершали молитву в начале ночи».

Зейд ибн Уахб сказал: «‘Абдуллах в месяц рамадан совершал с нами молитву, и покидал нас ночью».

13. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать молитву витр, соединяя три рака‘ата между собой. Доказательством этому служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уподобляйте (молитву витр) молитве Магриб (закатной молитве)». Мусульманин должен избегать этого уподобления, совершая молитву витр одним из двух способов:

а) произнести приветствие (то есть разделить) четный и нечетный рака‘аты; это лучше и более достоверно;

б) не сидеть на ташаххуде между четным и нечетным рака‘атами; а Аллах знает лучше.

Чтение Корана в молитве витр в три рака‘ата.

14. Сунной при совершении трехрака‘атоного витра является чтение в первом рака‘ате суры «аль-А‘ля», во втором – суры «аль-Кафирун», а в третьем – суры «аль-Ихляс», добавляя иногда к этому суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас».

Достоверно передается, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочел в одном рака‘ате молитвы витр сто аятов из суры «ан-Ниса».

Мольба кунут.

15. … Далее молящийся произносит мольбу кунут, которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил своего внука аль-Хасана ибн ‘Али, да будет доволен ими Аллах: «О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты его указал, и избавь меня (от всего дурного) в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и сделай для меня благословенным то, что Ты даровал мне, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а относительно Тебя решений не принимают; поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты враждуешь! Господь наш, Ты – Благословенный и Всевышний, и нет убежища от Тебя ни у кого, кроме Тебя! » (Аллахумма-хди-ни фи-ман хадайта, уа ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, уа тауалла-ни фи-ман тауаллайта, уа барик ли фи-ма а‘тайта, уа кы-ни шарра ма кадайта. Фаинна-ка такды уа ля юкда ‘алейка, уа инна-ху ля йазиллу ман уалайта, уа ла йа‘иззу ман ‘адайта, табаракта Раббана уа та‘алайта, уа ла манджа мин-ка илля илейка). После молящийся, иногда, произносит благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует (об этом будет ниже). Нет ничего плохого в том, чтобы после этой мольбы добавить другую благую мольбу, что достоверно упоминается в шариатских текстах.

16. Нет ничего плохого в том, чтобы произнести мольбу кунут после поясного поклона, и добавить к ней проклятия на неверующих, благословение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и мольбу за всех мусульман во второй половине месяца рамадан. Так как подобные действия приводятся от имамов во время правления ‘Умара, да будет доволен им Аллах. В конце хадиса от ‘Абдуррахмана ибн ‘Абд аль-Кари, что упоминался ранее, сказано: «Они проклинали неверующих во вторую половину месяца рамадан: „О Аллах! Разрази неверующих, что сбивают других с Твоего пути, что считают ложью Твоих посланников, не веруют в Твое обещание! Раздели их, всели страх в их сердца, нашли на них Свое наказание и мучения, о Истинный Бог!“ (Аллахумма катиль-ль-кафара аль-лазина йасуддуна ‘ан сабили-ка, уа йакзибуна русулу-ка, уа ла йуъминуна би-уа‘дака. Уа халиф байна калимати-хим, уа алькы фи кулуби-хим ар-ру‘ба, уа алькы ‘алейхим риджза-ка уа ‘азаба-ка, илаха-ль-хакк)». После этого имам произносил благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просил у Аллаха блага для мусульман, а после просил прощения для верующих.

Он сказал: «После проклятия неверующих и благословения пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просьбы о прощении за верующих мужчин и женщин он произносил следующую мольбу: „О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся, пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего серьезного наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет того, кому Ты объявил войну!“ (Аллахумма иййака на‘буду, уа лака нусалли уа насджуду, иййака нас‘а уа нахфид, уа нарджу рахмата-ка Раббана, уа нахафу ‘азаба-ка аль-джадд. Инна ‘азаба-ка лиман ‘адайта мулхак)», а после он возвеличивал Аллаха и склонялся в земном поклоне.

О том, что говорится в конце молитвы витр.

17. В конце витра (иногда после приветствия, а иногда до него) Сунной является произносить следующее: «О Аллах, поистине, я прибегаю к защите довольства Твоего от негодования Твоего, и к защите прощения Твоего от наказания Твоего, и я прибегаю к Твоей защите от Тебя! Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Сам Ты восславил Себя» (Аллахумма инни а‘узу би-рида-ка мин сахати-ка, уа би-му‘афати-ка мин ‘укубити-ка, уа а‘узу би-ка мин-ка, ла йухса санаъан ‘алайка, анта кама аснайта ‘аля нафси-ка).

18. После приветствия в конце молитвы витр молящийся трижды говорит: «Слава Пресвятому Царю, Господу ангелов и Духа!» (Субхана-ль-малика-ль-куддус), удлиняя при этом свое чтение и повысив голос во время третьего повторения.

19. Он также может совершить два рака‘ата дополнительной молитвы (после витра, если желает). Достоверно передается, что так поступал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он даже сказал: «Воистину, этот путь является трудом (борьбой) и бременем. И если кто-либо из вас совершил молитву витр, пусть совершит два рака‘ата, если проснется. Если же нет, то они будут записаны ему».

20. Чтение сур «аз-Зальзаля» и «аль-Кафирун» в этих двух рака‘атах является сунной.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A, фатва № 3452