Анкета для родителей первоклассников в процессе обучения. Анализ анкетирования родителей «Адаптация ребенка к школе

АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители Ф.И. ученика _________________________________ Класс _______

Просим Вас ответить на вопросы, связанные с особенностями протекания процесса адаптации к условиям школьной жизни у Вашего ребенка. Подчеркните или запишите нужный ответ.

    Охотно ли Ваш ребенок идет в школу?

(Неохотно, без особой охоты, охотно, с радостью, затрудняюсь ответить).
2. Приспособился ли Ваш ребенок к школьному режиму?

(Пока нет, не совсем, в основном да, безусловно да, затрудняюсь ответить).

    Охарактеризуйте состояние здоровья Вашего ребенка в последнее время:
    а)
    аппетит

(остался без изменений, ухудшился, улучшился),
б) сон

(остался без изменений, ребенок труднее засыпает, беспокоен во сне, появились ночные страхи, просыпается с трудом, нуждается в дневном сне),
в) появились жалобы

(головная боль, тошнота, плохая переносимость езды в транспорте, физическая слабость и другие).

4. Удовлетворены ли Вы успехами ребенка в школе?

(Нет, не вполне, в основном да, безусловно да, затрудняюсь ответить).

5. Переживает ли ребенок свои учебные успехи и неуспехи ?

(Нет, безусловно нет, не вполне, в основном да, безусловно да, затрудняюсь ответить).

6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

(Пока нет, делится иногда, делится всегда, довольно часто).

7. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

(Преобладают отрицательные эмоции, впечатления разные, но отрицательных больше, положительных и отрицательных эмоций поровну, преобладают положительные эмоции).

8. Сколько времени тратит Ваш ребенок на выполнение домашних заданий? ________

9. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

(помощь нужна всегда, помогаем довольно часто, помогаем иногда, ребенок не нуждается в помощи, затрудняюсь ответить).

10.Как преодолевает трудности в работе?

(Перед трудностями пасует, обращается за помощью, трудности старается преодолеть сам, но может отступить, настойчив в преодолении трудностей, затрудняюсь ответить).

11.Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

(Сам этого сделать не может; иногда может; может, если побуждать его к этому; как правило, может; затрудняюсь ответить).

12.Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

(Довольно часто; такое бывает, но редко; такого практически не бывает; затрудняюсь ответить).

1.2.«АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Дата ___________________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________

Раздел 1 .
Уважаемые родители! Рассмотрите таблицу. Проставьте в соответствующих графах знак «+».
Дополнительно подчеркните в тексте те показатели (симптомы) состояния ребенка, которые, по Вашему мнению, отмечаются за период обучения в школе.

Заранее благодарны за сотрудничество!

Критерии оценки:

0- симптомы отсутствуют;

1-слабо выражены, отмечаются изредка;

2-умеренно выражены, наблюдаются периодически;

3-сильно выражены, наблюдаются постоянно.

Раздел 2. Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вари­ант, который является наиболее подходящим для Вашего ребенка.
1. Приспособился ли Ваш ребенок к школьному режиму? Принимает ли как
должное новый распорядок?

/ пока нет;

/ не совсем;

/ в основном, да;

/ затрудняюсь ответить.

2. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
/ скорее нет, чем да;

/ не вполне;

/ в основном, да;

/ затрудняюсь ответить.

3.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
/ иногда;

/довольно часто;

/ затрудняюсь ответить.

4. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
/ в основном отрицательный;

/положительных и отрицательных примерно поровну;
/ в основном положительные впечатления.


/ довольно часто

/бывает, но редко;

/ практически не бывает.

6. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
/нет;

/ скорее нет, чем да;

/ скорее да, чем нет; / затрудняюсь ответить.

Ключ к анкете «Адаптация первоклассника к обучению в школе»

Обозначения:

А - адаптация;

ВДА - возможная дезадаптация;

ДА - дезадаптация.

Раздел 1.

Критерии оценки:

    Симптомы отсутствуют;

    Слабо выражены, отмечаются изредка;

    Умеренно выражены, наблюдаются периодически;

    Сильно выражены, наблюдаются постоянно


А


А


ВДА

ДА

Раздел 2.

1.Приспособился ли Ваш ребенок к школьному режиму? Принимает ли как
должное новый распорядок?
/ пока нет ДА;

/не совсем ВДА;

/ в основном, да А;

/затрудняюсь ответить.

2. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
/скорее нет, чем да ДА;

/ не вполне ВДА;

/ в основном, да А;

/ затрудняюсь ответить.

3. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями ?

/ иногда ВДА;

/ довольно часто А;

/затрудняюсь ответить.

4. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
/в основном отрицательный ДА;

/ положительных и отрицательных примерно поровну ВДА;

/ в основном положительные впечатления А.

5. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
/ довольно часто ДА;

/ бывает, но редко ВДА;

/ практически не бывает А.

6. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? / нет ДА;

/ скорее нет, чем да ВДА;

/скорее да, чем нет А;

/затрудняюсь ответить.

Примечание : по наибольшему количеству выборов делается вывод об уровне адаптации первоклассника к учебному процессу.

Несколько коротких правил родителям

Несколько коротких правил родителям

Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

Признавайте права ребенка на ошибки.

Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.

Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

(Афанасьева Е.И., Битянова М.Р., Васильева Н.Л.)

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

Фамилия, имя ребенка______________________________________________

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

Неохотно (ДА)

Без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью (А)

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

Пока нет (ДА)

Не совсем (ВДА)

В основном да (А)

Затрудняюсь ответить

3. Переживает ли ребенок свои учебные успехи и неуспехи?

Скорее нет, чем да (ДА)

Не вполне (ВДА)

В основном, да (А)

Затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

Иногда (ВДА)

Довольно часто (А)

Затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

В основном отрицательные впечатления (ДА)

Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

В основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

-______________________________________________(укажите конкретную цифру)

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Довольно часто (ДА)

Иногда (ВДА)

Не нуждается в помощи (А)

Затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует (ДА)

Обращается за помощью (ВДА)

Старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

Настойчив в преодолении трудностей (А)

Затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не может (ДА)

Иногда может (ВДА)

Может, если его побудить к этому (А)

Как правило, может (А)

Затрудняюсь ответить.

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

Довольно часто (ДА)

Бывает, но редко (ВДА)

Такого практически не бывает (А)

Затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Скорее нет, чем да (ВДА)

Скорее да, чем нет (А)

Затрудняюсь ответить

Обработка результатов

(Психолого- педагогическая характеристика школьников, Анкета для родителей первоклассников)

ВДА - возможная дезадаптация;

ДА- выраженная дезадаптация.

Вопросы 1-5, 10 – мотивационная сфера, эмоциональные переживания ребенка

Вопросы 7-9 – учебная деятельность

11-общее психофизическое состояние ребенка.

Психолого- педагогический статус первоклассника

Параметры психолого- педагогического статуса

Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1 классов

Познавательная сфера:

1.1 Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности

Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий

Совершение учебных действий по образцу и правилу

Поддерживание внимания на учебной задаче

Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи

1.2 Уровень развития мышления

Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов.

Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных

1.3 Сформированность важнейших учебных действий

Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности

Сформированность внутреннего плана умственных действий

1.4 Уровень развития речи

Понимание смысла текста и простых понятий

Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи)

1.5 Уровень развития тонкой моторики

Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию

1.6 Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут

Сохранение удовлетворительной работоспособности в течении всего учебного дня

Способность работать в едином темпе со всем классом

Особенности общения и поведения со сверстниками

2.1. Взаимодействие со сверстниками

Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем

2.2 Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков

Проявление уважения к учителю

2.3 Соблюдение социальных и этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

2.4 Поведенческая саморегуляция

Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия

Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний

Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований)

2.5. Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Особенности мотивационно- личностной сферы:

3.1. Наличие и характер учебной мотивации

Желание учиться, идти в школу

Наличие познавательного или социального мотива учения

3.2 Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

Требованиями школы (педагога) и родителей

Требованиями взрослых и возможностями ребенка

Особенности системы отношений школьника к другому и к самому себе:

4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально- положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально- положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями

4.3.Отношение к значимой деятельности

Эмоционально- положительное восприятие школы и учения

4.4. Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка

Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.

Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.

Длиться адаптация может до нескольких месяцев.

Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе.

Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца.

Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию?

Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад».

Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.

Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· неохотно (ДА)

· без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

· пока нет (ДА)

· не совсем (ВДА)

· в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

· скорее нет, чем да (ДА)

· не вполне (ВДА)

· в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

· иногда (В ДА)

· довольно часто (А)

· затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

· в основном отрицательные впечатления (ДА)

· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

· в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

· довольно часто (ДА)

· иногда (В ДА)

· не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

· перед трудностями сразу пасует (ДА)

· обращается за помощью (ВДА)

· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

· настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

· сам этого сделать не может (ДА)

· иногда может (ДА)

· может, если его побудить к этому (А)

· как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

· довольно часто (ДА)

· бывает, но редко (ВДА)

· такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

· нет (ДА)

· скорее нет, чем да (ВДА)

· скорее да, чем нет (А)

А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997

Анкета для родителей первоклассников

Просим вас ответить на приведённые ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

Неохотно(ДА)

Без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью(А)

Затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

Пока нет (ДА)

Не совсем (ВДА)

В основном, да(А)

Затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

Скорее нет, чем да (ДА)

Не вполне (ВДА)

В основном да (А)

Затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда (ВДА)

Довольно часто(А)

Затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

В основном отрицательные впечатления(ДА)

Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

В основном положительные впечатления(А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)

7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Довольно часто(ДА)

Иногда (ВДА)

Не нуждается в помощи(А)

Затрудняюсь ответить

8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует(ДА)

Обращается за помощью (ВДА)

Старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)

Настойчив в преодолении трудностей(А)

Затрудняюсь ответить

9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Сам этого сделать не может (ДА)

Иногда может (ВДА)

Может, если его побудить к этому(А)

Как правило, может(А)

Затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

Довольно часто(ДА)

Бывает, но редко(ВДА)

Такого практически не бывает(А)

Затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет(ДА)

Скорее нет, чем да(ВДА)

Скорее да, чем нет(А)

Затрудняюсь ответить

А- адаптация, ВДА- возможна дезадаптация, ДА- дезадаптация

Анкета для родителей

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”.

1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:

а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?

2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:

а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?

3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________