Гимнастические приемы с обручем. Художественная гимнастика

Обруч еще называют хулахуп. С его помощью детям можно делать разные упражнения, как простые, так и сложные, а также можно крутить вокруг талии один или несколько обручей. Этот предмет не требует никаких инструкций, он безопасен для детей. Занятия помогают тренировать дыхание, улучшают тонус мышц и сосудов, если обруч крутить, он делает массаж от бедер до грудной клетки. Причем упражнения не требуют специального зала, ими можно заниматься даже перед телевизором.

Виды обручей

Простейшие обручи делают из пластика, алюминия и стали. Пластиковые подходят для детей из-за небольшого веса, их лучше всего брать для упражнений, диаметр для детей должен составлять около 80 сантиметров. Подросткам, которые хотят улучшить фигуру, крутя на талии обруч, пластиковые не годятся. Для моделирования фигуры подойдут разве что упражнения с несколькими пластиковыми обручами. Для улучшения кровообращения можно крутить массажные обручи со специальными шариками, но для них дети должны среднего школьного возраста и старшими. Также есть сложные аксессуары, с разными датчиками, которые показывают пульс и другие показатели.

Простейшие упражнения

Эти упражнения можно делать как в детском саду, так и в младших классах школы.


Дыхательный комплекс

Дыхательные упражнения с обручем можно проводить до и после занятий, как своеобразную разминку или упражнения для отдыха.

Игры с обручем


Упражнения для детей можно проводить поодиночке, а также в группе, таким образом дети будут учиться соблюдать дистанцию, слушать учителя, и в целом научатся обращаться с этим снарядом, требующим координации движений.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 6

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • закрепление техники исполнения элементов с гимнастическим обручем;
  • применение техники исполнения элементов в упражнении с гимнастическим обручем;
  • итог на рефлексивной основе.

Цели урока:

Обучающий аспект (освоение учебного материала):

  • закрепить технику исполнения отдельных элементов с гимнастическим обручем (вращение, броски в горизонтальной и вертикальной плоскости, манипуляции);
  • согласовать технику исполнения элементов с гимнастическим обручем с элементами хореографической подготовки (равновесие, поворот, перекат);
  • выполнить часть упражнения с обручем, достичь слитности движений в заданном ритме, законченность и точность каждого движения.

Развивающий аспект (развитие физических качеств):

  • укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма учащихся;
  • формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;
  • разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие специальных физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, прыгучесть, функции равновесия, выносливость);
  • развитие эстетических качеств (танцевальности, выразительности и артистизма);
  • специально-двигательная подготовка: развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);
  • начальная техническая подготовка: освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов с обручем;

Воспитательный аспект (формирование и развитие личности):

  • привитие интереса и потребности к регулярным занятиям;
  • воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Инвентарь и оборудование: гимнастическая стенка, коврики, гимнастические обручи

Этап урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовка
к активной учебно-познавательной деятельности
1. Построение, сообщение целей урока 1 мин
2. Разминка у гимнастической стенки с элементами хореографии 5-7 мин Выполняя упражнения у гимнастической стенки, обратить внимание на осанку, вытянутые колени, оттянутые носки, подтянутые мышцы.Амплитуда выполнения упражнений увеличивается с каждым повторением задания. Во время разминки девушки повторяют хореографические позиции, выполняют упражнения на развитие равновесия, укрепления мышц бедра и развитие гибкости.
3. Прыжковые упражнения, танцевальные шаги, повороты 5-7 мин Разминка проводится с продвижением по диагональным сторонам зала. Прыжки на двух ногах, на одной, со сменой ног, прыжки в группировку, «лягушку», «препятку» выполняются через наскок на протяжении всей диагонали, что требует от девушек выносливости. Танцевальные шаги польки с различной работой рук и чередованием с беговыми шагами требует координационных способностей. Гимнастические соединения: поворот, танцевальные шаги, равновесие – концентрации внимания и эстетического исполнения связки.

Закрепление техники исполнения элементов
с гимнастическим обручем

1. Выполнение заданий с гимнастическим обручем:

- манипуляции: вращения обруча (вперед, назад на кисти), перекаты обруча по телу и рукам, вертушки;

Вращение обруча на кисти происходит между указательным и большим пальцем, во время переката по рукам, локти не сгибаем, следим за осанкой и постановкой ног.

- броски: из бокового вращения назад бросок обруча с ловлей во вращение; броски в горизонтальной плоскости; броски обруча в боковой плоскости с ловлей за спиной; 3-4 мин Основная задача гимнастки при броске правильно задать вектор движения и силу броска для оптимального приема обруча. Броски выполняются прямой рукой от плеча, показывая кистью направление движения предмета. Различная ловля обруча (во вращение, за спиной, впрыгивание в обруч) помогает гимнастке развивать специальные физические качества.
- связки с гимнастическим обручем (равновесие, поворот, перекат); 3-4 мин Задача - выполнить часть упражнения с обручем, достичь слитности движения в заданном ритме. Соединение бросков, поворотов и равновесий с обручем, основной момент в составлении гимнастического упражнения.
2.Самостоятельная работа в группах:
- составить связку с обручем;
5-7 мин Творческий процесс неотъемлемая часть работы на уроках художественной гимнастики. Разнообразие движений обруча и тела каждая гимнастка должна уметь чувствовать по-своему.

- продемонстрировать связку с обручем

Соединение отдельных элементов в часть упражнения – демонстрация умений и навыков работы с обручем, полученных на уроках.

Подвести итог урока: фронтальная беседа с учащимися, обсуждение техники двигательных действий при составлении и демонстрации связок с гимнастическим обручем, высказывания учащихся по техническому выполнению отдельных элементов и связки в целом.

Подведение итогов по результатам урока. Выставление отметок.

По окончании урока напомнить о правилах личной гигиены.

, кандидат биологических наук

УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧЕМ

Упражнения с обручем - прекрасное средство для развития координации , быстроты двигательной реакции , точности движений . Они увеличивают силу рук , осо бенно пальцев и кисти , эффективно влияют на формирование правильной осанки .

Обручи - пластмассовые , деревянные и дюралюминиевые - бывают разного размера . Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см , а для школьников младших классов приемлем обруч диаметром 60 см . Девочкам , у которых достаточно хорошо получаются упражнения с обручем на уроках , можно предложить более сложные - в бросках и ловле , перекатах обруча , прыжки с ним и т . п . во внеуроч ных формах занятий .

Терминология и методика обучения


Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движениями туловища и ног.


обруча и способами их изменения. Хваты бывают следующие: двумя руками снаружи (рис. 1) и изнутри (рис. 2). Обруч держат тремя пальцами (большим, указательным и средним) легко и свободно.









Рис. 1

Рис. 2

Хват обруча одной рукой (всеми пальцами) бывает сверху и снизу (рис. 3). Большой палец при этом находится снаружи.

При выполнении общеразвивающих упражнений следует указывать место хвата за обруч (за верхний край, за нижний, за середину с боков, чуть шире плеч и т.п.). Все хваты, кроме хвата сверху, обязательно указывают.


Рис. 3

Хват меняют либо небольшим броском обруча, либо перебором пальцев.

Положение обруча по отношению к полу может быть: горизонтальным (рис. 4), вертикальным (рис. 5) и наклонным (рис. 6), а по отношению к телу он может находиться в лицевой (рис. 7), боковой (рис. 8) и промежуточной (рис. 9) плоскостях.







Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8 Рис. 9


Нсшучсшыгая работа

Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы: повороты, враще ния, броски и ловля, прыжки в обруч и че рез него, маховые движения, перекаты обруча.

Повороты обруча выполняют двумя или одной руками в различных плоскостях и направлениях в сочетании с движениями туловища и ног.

Последовательность обучения 1. Вертикальные повороты обруча в ли цевой плоскости (рис. 10). И. п. - обруч вертикально вперед, хват снаружи (с боков), локти слегка согнуты. Опуская пра-


вую руку дугой книзу-влево, левую - дугой кверху-вправо, повернуть обруч вправо до скрестного положения рук (левая сверху) и вернуть его в и.п. Затем то же выполняется в другую сторону;

Вертикальные повороты обруча с дви жением туловища и ног. Например: и.п. - стойка ноги врозь, обруч вертикаль но вперед, хват снаружи. 1-2 - переда вая тяжесть на правую ногу, левую в сто рону на носок, повернуть обруч книзу-на право с наклоном туловища влево; 3-4 - обратным движением и.п. (рис. 11);

То же с приставными шагами в одну и в другую сторону.








Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12



2. Повороты обруча в боковой плоско сти вперед и назад (рис. 12). И. п. - об руч вертикально слева, левая рука хватом снизу, правая хватом сверху. Поворот об руча вперед (локти согнуты), затем пово рот обруча назад, возвращая его в и.п.;

То же, с наклонами вперед и назад;

То же, с приставными шагами.

3. Повороты обруча в горизонтальной плоскости выполняются направо и налево


до скрещения рук из положения «обруч горизонтально вверху», хват снаружи с боков, локти слегка согнуты.

Необходимо следить за точным сохранением плоскости движения обруча (вертикальной или горизонтальной).

Вращение обруча на руках и на теле. Он вращается в различных направлениях в вертикальной и горизонтальной плоскостях равномерными движениями рук, кисти, тела.



кисть свободна, левая рука в сторону-кни-зу (рис. 13), рука впереди. Выполнить несколько раскачиваний обручем, затем, захватив его кистью, поднять вверх и, разогнув пальцы, начать вращение, делая движения рукой вверх и вниз по круговой траектории. Остановить вращение обруча, захватывая его пальцами.

Вращение обруча рукой (рис. 14). Следует энергично качнуть обруч, затем продолжать крутить его ненапряженной рукой, делая короткие равномерные движения. Вначале эти упражнения осваивают стоя на месте, а затем в движении и делая повороты на 90 и 180°.

Вращение обруча туловищем (рис. 16) начинают с энергичного толчка в сторону вращения и затем поддерживают его равномерными, круговыми движениями таза.

Эти движения надо обязательно чередовать с другими общеразвивающими упражнениями и игровыми заданиями.

Вращения должны быть равномерными, без рывков и толчков. Важно научить детей вращать обруч правой и левой рукой в отдельности, стоя на месте. Затем усвоить эти движения с пружинными движениями ног. Следует научить детей переда-


че обруча из одной руки в другую, не останавливая вращения. Обруч надо держать между большим и указательным пальцами

Броски обруча могут быть по прямой (высокие броски) и по дуге (дуговые броски). Сам обруч может находиться при этом вертикально, горизонтально или наклонно и вращаться до ловли.

Для точного и высокого выполнения любого броса необходимо вращать обруч или делать замах свободной ненапряженной рукой, выпрямленной в момент выпуска обруча точно в направлении предназначенного полета. При ловле необходимо добиваться слитной амортизации падения обруча при помощи вращения или маха для перехода к выполнению последующих элементов.

Самыми простыми, с которых следует начать обучение, являются броски двумя руками. При выполнении этих элементов занимающиеся учатся следить за плоскостью полета обруча, точно направлять бросок и амортизировать силу падения при ловле. Когда эти элементы довольно прочно усвоены, можно переходить к разучиванию бросков одной рукой по прямой и по дуге. Броски по дуге бывают очень разные по амплитуде полета в зависимости от величины примененной силы и от того, дается ли замах к броску кистью, сгибанием руки в локтевом или плечевом суставах. Сам обруч может при этом перелетать через плечо, под плечо, под ноги, вокруг тела и т. д.

Специального разучивания требуют броски обруча с вращением вокруг кисти. При этом необходимо следить, чтобы применение силы для броска произошло в момент вращения обруча кверху (рука находится внизу). Падение амортизируется тоже вращением или махом.

К сложным по технике исполнения относятся броски с вращением обруча вокруг вертикальной или горизонтальной осей в полете. Выполнение высоких бросков гимнастками показывает степень владения этим предметом.

1. Обруч вперед, держа за верхний край сверху: спружинивая, маленький бросок обруча и перехват за боковые края. Спружинивая, маленький бросок обруча и перехват за нижний край. То же, но поймать обруч хватом изнутри.

2. Обруч вперед-кверху: спружинивая, бросок обруча вверх. То же, но поймать на беге. То же, но после ловли прыгнуть в обруч, вращая его вперед, как скакалку.

3. Обруч вперед горизонтально: бросок (горизонтально) вверх и поймать. То же, но поймать, стоя внутри обруча. То же, но горизонтальный бросок через голову, поворот кругом и поймать обруч впереди.

4. Обруч вперед продольно: спружинивая, бросок обруча вверх и поймать. То же, но поймать, меняя положение рук и наклон в сторону. То же, но поворот обруча на 180° вокруг вертикальной оси.

5. Обруч в правой руке вперед продольно: спружинивая, замах назад и бросок вперед-кверху. То же, но поймать другой рукой. То же, но бросок по дуге назад, поворот кругом и поймать левой рукой. То же, но бросок более сильный, побежать за обручем и поймать той же рукой.

6. Обруч вперед, держать правой рукой за верхний край снизу: замах влево и махом вправо-кверху бросок по дуге влево, поймать левой рукой. Повторить в другую сторону. То же, но бросать только справа-кверху (снизу передать обруч в правую руку). То же, но высокий бросок по дуге и перебежать за ним для ловли.

7. Обруч вперед в правой руке: вращая вокруг кисти, бросок обруча вверх, поймать двумя руками. То же, но поймать одной рукой, продолжая вращение. То же, но высокий бросок вверх, поворот кругом и поймать той же или другой рукой.

8. Обруч вперед продольно: махом назад бросок через плечо, поймать двумя руками. То же, но бросать и поймать одной рукой. То же, на различных шагах.

9. Обруч в правой руке продольно кверху: опусканием руки бросок обруча за рукой малым кругом кистью, поймать той же рукой. То же, но бросок кругом вокруг большого пальца. То же, с поворотом крутом и поймать другой рукой.

10. Обруч в правой руке продольно: дуговой бросок обруча за спиной (рис. 65). То же, перед телом (рис. 66).

11. Обруч в правой руке горизонтально: горизонтальным махом влево бросок вокруг шеи, поймать правой рукой в сторону. То же, но бросок вокруг туловища.

12. Обруч вперед горизонтально: бросок двумя руками с вращением кверху (вокруг горизонтальной оси), поймать двумя руками. То же, через голову и поймать после поворота кругом впереди. То же, но бросать одной рукой. То же, но бросать и поймать одной рукой.

1.Построение учащихся в

одну шеренгу, обмен

приветствиями.

2.Собщение задач урока учащимся.

3 .Бег в умеренном равномерном темпе в чередовании с ритмической ходьбой на носках, перекат с пятки на носках, в приседе в сочетании различными положениями рук.

4 . Ходьба в заданном темпе и перестроение из колонны по одному в колонну в круг налево в движении.

5 .Общеразвивающие упражнения:

Упр1:. И.П.-о.с

1-руки на пояс

2-руки к плечам

3-руки вверх

Упр2: И,П-руки в стороны

1,2,3,4-вращательные движения кистями рук вперёд

1,2,3,4- вращательные движения кистями рук назад

в локтевых суставах вперёд

1,2,3,4-вращательные движения

в локтевых суставах назад

1,2,3,4-вращательные движения

прямыми руками вперёд

1,2,3,4-вращательные движения

прямыми руками назад

Упр1: И.П-О.С.

1-через стороны руки вверх

2,3-наклон вперёд

Упр2: И.П-О.С,руки в стороны, наклониться вперёд

1,2,3,4-вращательные движения с касанием противоположной рукой носка кроссовки. Упр - «Мельница»

Упр1: О.С-руки в стороны

1-Мах пр.ногой вперёд, приподняться на левой ноге на носок

2-Мах в И.П, лев. нога опуститься на пятку

3- Мах лев. ногой вперёд, приподняться на правой ноге на носок

4-Мах в И.П,пр.нога опуститься на пятку

Упр2: И.П-О.С, руки на пояс

1-выпад пр. ногой вперёд

3-выпад пр.ногой в сторону

5-выпад лев. Ногой вперёд

7-выпад лев. Ногой в сторону

6.Упражнения на формирование умения в разучивании компонентов техники упр. с обручами:

Упр1 : И.П-О.С обруч в правой руке.

1,2,3,4- раскачивание обруча в лицевой плоскости.

Упр 2: И.П-О.С обруч в правой руке

1,2,3,4-вращение обруча в лицевой плоскости

Выполнить круги с передачей обруча из одной руки в другую не останавливая вращения.

Упр3: Вращение обруча на полу и перед собой.

И.П-О.С обруч вертикально справа в лицевой плоскости.

1,2,3,4-выполнять круговые вращения по полу.

5,6,7,8-выполнять круговые вращения перед собой в лицевой плоскости.

Упр4: Броски обруча.

И.П.-О.С обруч в правой руке локти полусогнуты, рука удерживает обруч вертикально.

1,2,3,4-выполнять броски правой рукой

5,6,7,8- выполнять броски левой рукой.

Упр 5: Восьмёрки.

И.П-О.С обруч в правой руке.

1,2,3,4-выполнить восьмёрку обручем в горизонтальной плоскости по воздуху.

7.Комбинация упражнений с обручем под музыку, в движении.

И.П-Учащиеся образуют круг в центре зала.

1 куплет- 1-4-броски

5-8 вращение

Припев:

2 куплет: 1-4-вращение во круг себя по воздуху

5-8-вращение на полу

Припев: 1-4-броски в вертикальной плоскости

5-6-вращение в горизонтальной плоскости

3 куплет: 1-4-вращение во круг себя по полу

5-8-восьмёрки.

Припев: 1-4-броски в вертикальной плоскости

5-6-вращения в горизонтальной плоскости

8.Самостоятельное выполнение отдельных произвольных упражнений с обручем из ранее разученных комбинаций

9.Выполнение произвольной слитной комбинации танца с обручем под заданную музыку. Индивидуально или в парах.

10. Обручи, сдать учителю.

Построение учащихся в одну шеренгу, организованный выход из спортивного зала в колонне по одному раздевалки