Закят после рамадана. Привязан ли Закят к месяцу Рамадан? Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Обязательность выплаты закята аль-Фитр

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву” . аль-Бухари 1503.
Имам аль-Хаттаби сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что закят аль-Фитр является обязательным, и то, что он обязателен, является мнением всех ученых” . См. “Ма’алиму-Ссунан” 3/214.
Имам ан-Науауи сказал: “Все ученые сходятся на том, что закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина ”. См. «аль-Маджму’» 6/106.
Также на единогласное мнение (аль-иджма’) относительно того, что закят аль-Фитр является обязательным указывал и имам Ибн аль-Мунзир. См. «аль-Иджма’» 34.

Для кого является обязательным закят аль-Фитр?

Закят аль-Фитр обязателен для каждого мусульманина, имеющего возможность его выплатить. Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя. Имам ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.
Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать ». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Имамы Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха) ”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.
Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.
Что же касается имама Ибн Хазма, то он считал, что Фитр обязательно следует выплачивать и за плод, находящийся в чреве матери. Однако это мнение ошибочно, и никто из имамов о подобном не говорил. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что за зародыша, находящегося в чреве матери выплачивать Фитр необязательно ”. См. «аль-Иджма’» 31.
Что же касается известного и распространенного сообщения, которое приводит Ибн Абу Шайба, что ‘Усман ибн ‘Аффан давал Фитр за свою семью и даже за тех, кто находился во чреве, то оно слабое. См. “Ируауль-гъалиль” 3/330.
Но даже если бы это сообщение и было бы достоверным, то максимум на что оно указывает, так это на дозволенность выплаты Фитра за зародыша, но никак не на обязательность. Абу Къиляба рассказывал: “Саляфы любили давать Фитр даже за детей, находящихся в утробах ”. Ибн Абу Шайба 3/173, Абдур-Раззакъ 5788. Иснад достоверный.
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров ”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения, допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман ”. аль-Бухари 1503.
Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Если же у человека нет возможности выплачивать Фитр, то на нем нет греха, и он не должен брать для этого в долг. Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу» (аль-Бакъара 2: 286). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Из того, что я вам повелел, делайте то, что вам под силу!» аль-Бухари 1/234.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр” . См. «аль-Маджму’» 6/113.

Мудрость закята аль-Фитр

Всевышний Аллах вменил общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) закят аль-Фитр, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника и чтобы он послужил искуплением упущений, допущенных во время поста. Ибн ‘Аббас рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих. Кто бы ни уплатил его до праздничной молитвы – это приемлемый закят, а кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как милостыня ”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, имам Ибн Къудама, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани.
Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Закят аль-Фитр в месяце Рамадан, подобен саджда сахуа в намазе. Закят аль-Фитр искупляет упущения поста так же, как саджда сахуа искупляет недостатки в намазе ”. См. «аль-Маджму’» 6/321.
Что же касается хадиса: «Месяц Рамадан находится между небом и землей, и ничего его не поднимет к Аллаху, кроме закята аль-Фитр » ад-Дайлями и Ибн Шахин, то он является недостоверным о чем сообщили имам Ибн аль-Джаузи, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани.
Шейх аль-Альбани сказал: “Нам неизвестно, чтобы хоть кто-либо из ученых говорил о том, что пост без закята аль-Фитр не принимается ”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/118.

Кому дается закят аль-Фитр?

Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется так же, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9: 60).
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”.
Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся” . См. “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим, имам аш-Шаукани и другие исследователи. См. “Задуль-ма’ад” и “Сайлюль-джарар” 2/86.
Разрешается давать одному бедняку несколько Фитров или же распределить один Фитр среди нескольких бедняков. Так говорили Малик, Ахмад, а также шейхуль-Ислам. Однако следует предупредить бедняка, которому отдана часть Фитра, что он получил меньше одного са’, поскольку он может отдать полученное в качестве закята аль-Фитр от себя. См. «Шархуль-Мумти’» 6/179.
Дозволено одному человеку отдавать Фитр размером больше чем один са’, однако нельзя выплачивать меньше, чем один са’, в чем нет разногласий. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/70.
Спросили ученых Постоянного комитета: «Можно ли выплачивать закят аль-Фитр тем, кто попрошайничает на рынках, тогда как мы не знаем их истинного положения?» Они ответили: “Фитр следует выплачивать бедным мусульманам, даже если они являются грешниками, но не вышедшими из Ислама. Следует смотреть на внешнее состояние бедняка, даже если он на самом деле окажется богатым. Однако следует по возможности искать достойных бедняков. Если человек после выплаты своего закята узнал, что он попал в руки состоятельного человека, то это не повредит его закяту” . См. “Фатауа аль-Ляджна” № 3055.

Можно ли отправлять закят аль-Фитр в другой город?

Не следует отправлять Фитр в другой город, кроме как при необходимости, что может заключаться в отсутствии в своем городе бедняков или же большая нужда в Фитре в другом городе. Мусульманин должен выплачивать свой Фитр в той местности, где его застал конец месяца Рамадан. На это указывали многие ученые. Спросили имама Малика о человеке, который проживает в одной из стран Африки, однако который в день разговения находился в Египте: «Где он должен выплачивать закят аль-Фитр?» Малик ответил: “Следует выплачивать Фитр там, где он находится. Но если его семья (проживающая на его родине) выплатит Фитр за него, то ему это засчитывается” . См. “аль-Мудауина” 1/337.
Имам Ибн Къудама сказал: “Что касается закята аль-Фитр, то его следует выплачивать в том городе, в котором пребывает тот, кому он стал обязательным, независимо от того, проживает он в этом городе или нет ”. См. “аль-Мугъни” 2/590.
Шейх Ибн Баз сказал: “Сунной является давать Фитр беднякам своей местности и не направлять Фитр в другой город” . См. “Маджму’у фатауа уа макъалят”.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Дозволено ли отправлять в другой город закят аль-Фитр?» Он ответил: “Если в городе человека, который хочет отправить свой Фитр, нет неимущих (мусульман), то нет в этом проблем. Однако если в этом нет надобности и в его городе есть те, кому можно дать Фитр, то нельзя отправлять Фитр в другой город, на что указали некоторые ученые” . См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/318.

Кому запрещено давать закят аль-Фитр

Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр неверным, ибо нет для них ничего в обязательных предписаниях выплаты закята. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправ-ляя Му’аза в Йемен призывать людей к Исламу, сказал ему: «И если они подчинятся тебе в этом (т.е. в единобожии и в совершении молитв), то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных ». аль-Бухари 3/225, Муслим 19.
Имам ан-Науауи говорил: “Мы считаем, что не дозволено давать Фитр неверному, однако дозволил это Абу Ханифа”. См. «аль-Маджму’» 6/142.
Хасан аль-Басри говорил: “Нет для неверных, проживающих на землях мусульман ничего из обязательной милостыни (закят и закят аль-Фитр), однако если человек пожелает он может дать им добровольную милостыню” . Абу ‘Убайд 1/236.
Что же касается сообщения, что Абу Майсара собирал закят аль-Фитр и распределял его среди монахов, то оно является недостоверным. См. “Тамамуль-минна” 389.
Также закят аль-Фитр не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, а это родители дети и жены. Имам Малик говорил: “Не давай закят никому из числа своих близких родственников, которых ты обязан содержать !” См. “аль-Мудауина” 1/344.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Закят не дается ни отцу, ни матери, ни дедушке, ни бабушке! ” См. “аль-Умм” 2/87.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал, что в том, что закят не выплачивается тем, кого человек обязан содержать, не было разногласий среди ученых. См. «аль-Иджма’» 32.
Однако жена может выплатить мужу закят, поскольку она не обязана его содержать.
Выплачивать закят и закят аль-Фитр родственникам мусульманам, которых человек не обязан содержать лучше, как сказал шейх Ибн ‘Усаймин.
Также закят не выплачивается богатому и сильному, трудоспособному человеку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволена милостыня (садакъа) для богатого, а также для сильного, трудоспособного человека!» Абу Дауд 2/234, Ибн аль-Джаруд 363. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Имам Ибн Къудама сказал: “Не дается богатому пожертвование, предназначенное для нищих и бедных, и нет в этом вопросе разногласий среди ученых” . См. “аль-Мугъни” 2/522.

Размер закята аль-Фитр

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.
Закят аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.
Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов его вес может быть различным. Так, напри-мер, объем ячменя в один са’, будет весить меньше, чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов, равный весу пшеницы в 2,4 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Чем следует выплачивать закят аль-Фитр

Абу Са‘ид аль-Худри сказал: “Мы выплачивали закят аль-Фитр одним са’ еды или одним са’ ячменя, или фиников, или творога, или изюма” . аль-Бухари 1506.
Ученные высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам » в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней. Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками ”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди» ”. См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена ”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал выплачи-вать закят аль-Фитр одним са’ фиников или ячменя, поскольку это было пропитанием жителей Медины. И если бы жители Медины употребляли в пищу не эти, а другие продукты, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязал бы их выплачивать продукты, которые они не использовали ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты, а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот их едой является, например, мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным” . См. «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848. Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой. Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад” . См. “аль-Мугъни” 2/357.
Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.

Чем не следует и нельзя выплачивать закят аль-Фитр

Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой. Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).

Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?

Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами. Имам ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури ”. См. “Шарх сахих Муслим” 7/60.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”, сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги ”. См. “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо ос-тановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, – его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»” См. “аль-Мугъни” 2/671.

Когда следует выплачивать закят аль-Фитр?

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Абуль-‘Алия относительно слов Всевышнего Аллаха: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву» (аль-А’ля 87: 14-15), сказали: “Это значит: выплатил закят аль-Фитр, а затем отправился на праздничную молитву” . См. “Ахкамуль-Къуран” 3/176.
Ибн ‘Умар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать Фитр перед выходом на праздничную молитву” . аль-Бухари 1503.
Имам Ибн ат-Тин сказал: “Время выплаты Фитра после утреннего намаза и до праздничной молитвы” . См. “аль-Мутауари” 135, “Фатхуль-Бари” 3/478.
Некоторые ученые посчитали, что время выплаты Фитра начинается после захода солнца последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. Однако первое мнение, что его следует выплачивать перед выходом на праздничную молитву сильнее, поскольку опирается на прямой хадис.
Что же касается мнения тех ученых, кто считал, что Фитр можно выплачивать даже в начале Рамадана, то оно является ошибочным и ни на что не опирается, а более того, противоречит сообщению от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано что смысл Фитра состоит в пропитании для бедняков в день праздника. Имам Ибн Къудама сказал: “Смысл обязанности закята аль-Фитр – это праздник Разговения” . См. “аль-Мугъни” 2/676.
Имамы аш-Шаукани и Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорили: “Большинство ученых считало, что выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является лишь желательным, и считало, что его можно выплатить до конца дня Разговения. Однако хадис Ибн ‘Аббаса является опровержением им!” См. «‘Аунуль-Ма’буд», “Найлюль-аутар” 4/255.
Спросили шейха аль-Альбани: «Дозволено ли выплачивать закят аль-Фитр за несколько дней или недель до праздничной молитвы?» Он ответил : “Это не дозволено, поскольку смысл закята аль-Фитр состоит в том, чтобы избавить нуждающихся от просьб в день праздника. Если ты выплатишь Фитр задолго до него, то нет сомнения в том, что нуждающийся не продержит это продовольствие до праздника” . См. “аль-Хауи мин фатауа шейх аль-Альбани” 283.
Но если человек опасается, что он не успеет выплатить Фитр до праздничной молитвы, то можно его выплатить за день-два до праздничной молитвы, что является исключением. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар бывало выплачивал Фитр за день-два до праздника” . аль-Бухари 1511, Муслим 986.
Некоторые ученые сказали, что Ибн ‘Умар выплачивал Фитр за день за два не самим беднякам, а человеку, которого назначали собирать Фитр, на что указывают другие сообщения. Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар посылал Фитр за два-три дня до праздника тому, кто собирал его ”. Малик 1/285.
В этом сообщении указание на дозволенность передачи закята аль-Фитр человеку, который ответственен за его сбор, если этот человек правдив и достоин доверия. Также это подтверждается известным хадисом, в котором шайтан приходил воровать с собранного в Рамадане закята аль-Фитр, который охранял Абу Хурайра. аль-Бухари 4/396.
Также сообщается от Айюба, что на вопрос: “Когда Ибн ‘Умар выплачивал Фитр?” Нафи’ ответил: “Когда сборщик начинал собирать Фитр”. Его спросили: “А когда сборщик начинал собирать Фитр?” Он ответил: “За день-два до праздника”. Ибн Хузайма 4/83.
Однако важно отметить, что закят аль-Фитр не засчитывается, если отдан после праздничной молитвы, как сказал Ибн ‘Аббас: “А кто выплатил его после молитвы, в таком случае он рассматривается только как обычная милостыня” .
Ученые Постоянного комитета сказали: “Тот, кто не выплатил Фитр своевременно, совершил грех! Он обязан принести покаяние за задержку выплаты Фитра и все равно дать его беднякам ”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/369. Исключением является тот, кто не знал об этом.
Выплата закята аль-Фитр засчитывается лишь тогда, когда отдана бедняку. Она должна дойти до него или до доверенного лица, собирающего Фитр, своевременно. Бедный человек может доверить другому лицу, собирать выплачиваемый ему закят. Своевременное поступление закята к доверенному лицу означает его получение бедным человеком.
Однако ученые сошлись на том, что если человек не успел или забыл выплатить закят аль-Фитр до праздничной молитвы, он становится долгом, выплата которой все равно остается обязательной. См. “аль-Мугъни” 2/458, “Маусу’атуль-фикъхия” 41/43.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Я выплатил закят аль-Фитр, когда был в Египте в начале Рамадана, но теперь я в нахожусь в Мекке. Является ли для меня обязательным опять выплатить Фитр?» Шейх ответил: “Да, ты обязан выплатить Фитр, поскольку выплатил его преждевременно! Вещь связана с причиной, а причиной Фитра является день Разговения и это время является временем данного закята. Хорошо известно, что день Разговения наступает только в конце Рамадана, и не выплачивается Фитр, кроме как после захода солнца последнего дня Рамадана. Однако есть облегчение в дозволенности выплаты Фитра за день-два до праздничной молитвы, и это только облегчение, поскольку истинное время этого закята начинается с вечера последнего дня Рамадана и длится до праздничной молитвы. А если есть возможность, лучше всего выплатить Фитр утром до праздничной молитвы” . См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 18/180.

Размеры заката

На счет размера закята аль-Фитр есть небольшие разногласия среди ученых. Разногласия не в размере, размер то его установлен – один са’ продуктов питания. Разногласия в весе этого са’.
Так например шейх Ибн Баз говорил, что это примерно 3 кг продуктов. См. “Фатауа Ибн Баз” 14/200.
Также о 3 кг говорили и ученые Постоянного комитета. См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/371.
Что касается Ибн Усаймина, то он сказал, что один Са’ риса равен 2100кг. См. “Фатауа аз-закят” 276.
Но также шейх Ибн Усаймин говорил, что пророческий Са’ в виде веса приравнивается 2 кг и 40 граммам пшеницы. Следует взять посуда, в которую помещается 2,040 кг пшеницы и по ней отмерять все остальное, что это и есть пророческий Са’. См. “Шарх аль-мумти"” 6/22.
Причина такого расхождения веса вероятно в том, что сыпучие продукты отличаются от местности к местности в плане своего веса, где-то они сухие, и следственно легче, а где то свежие и следственно тяжелее и т.п.
Вот меры некоторых продуктов:
Пшеница – 2,200
Ячмень – 2,100
Мука 2,075
Рис 2,675
Изюм 2,425
Финик 1,800
Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Хвала Всемогущему Аллаhу – Творцу всего, Который превыше всех недостатков.

Мы возвеличиваем Аллаhа, Который не нуждается ни в ком и ни в чем, а мы всегда нуждаемся в Нем. Мы верим, что Аллаh создал небеса и земли и не нуждается в них, и существует, не меняясь, без места, также, как и существовал до создания места.

Мы восхваляем Творца за все те блага, которыми Он наделил нас. Он не обязан нам даровать все, что мы имеем, а мы обязаны быть благодарными Создателю, используя его дары так, как Он повелел.

Мы просим у Аллаhа помощи и благополучия, а также просим Аллаhа укрепить нашу веру и чтобы мы всю свою жизнь жили мусульманами и ушли из этого мира достойно с миром и покаянием. Воистину, никто не дарует истинного пути кроме Творца.

Просим Всемогущего Аллаhа дать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также просим больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа – Одного-Единственного Творца, у Которого нет сотоварища. И я свидетельствую, что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Обращаюсь в первую очередь к себе, а также ко всем вам – к каждому из вас: быть богобоязненными! Соблюдайте Шари‘ат выполняя повеления Творца и не совершайте грехов. Помогайте друг другу в благочестии! Напоминайте друг другу о богобоязненности, воистину это путь спасения, это путь в Рай!

Сказано в Священном К ур’ане, что означает:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءامَنُواْ أَنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خُلَّةٌ وَلاَ شَفَاعَةٌ وَالْكَافِرُونَ هُمُ الظَّالِمُونَ﴾

«О, те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Аллаh наделил вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются угнетателями».

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал о том, что семь видов людей будут в тени Великого Аль-‘Арша в День Суда, в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме тени Великого Аль-‘Арша. Это – справедливый правитель, человек, который с молодости был очень соблюдающим до самой смерти, человек, сердце которого связано с мечетями, то есть, каждый раз, выходя из мечети, он думал, как бы поскорее вернуться в мечеть. А также богобоязненные друзья, которые встречаются и расстаются только ради Всевышнего, а не ради денег, власти или показухи, обмениваются добрыми советами и не обманывают друг друга, призывая к истине и благу, противостояли злу и грехам. А также молодой человек, которого пытается соблазнить прекрасная с виду женщина, имеющая власть и женственность, она зовет его к прелюбодеянию, а он говорит ей: «Я не буду делать запретное, я боюсь наказания Аллаhа». А также человек, который дает милостыню без показухи, так, чтобы люди справа и слева от него не увидели, как он дает милостыню. А также человек, который часто уединяется для того, чтобы делать зикр – вспоминает Аллаhа, обращается к Аллаhу, произнося Его Имена, и от высокой степени богобоязненности его глаза полны слез.

В Судный День солнце приблизится к рабам Аллаhа и не останется тени, под которой можно спрятаться, кроме тени великого Аль-‘Арша. Тот из верующих, кому Аллаh хочет, даст возможность скрыться под тенью Аль-‘Арша. Одни из них будут такие верующие, которые дают милостыню без показухи, скрытно, пряча, так, чтобы никто не увидел ради Аллаhа, они будут спасены от палящего солнца.

Дорогие, мусульмане! Воистину, раздача милостыни, проявление щедрости, великодушия и милосердия, занятие благотворительностью – это великие и благие качества, украшающие человека, возвеличивающие его среди других людей, вызывающие уважение и почет. Выделение средств на разные виды благотворительной деятельности, проявляя покорность Творцу, искренне ради Аллаhа, чтобы получить вознаграждение от Всевышнего, веря всем сердцем, что воистину все обещания Аллаhа непременно сбудутся, что за благие дела Аллаh дарует благоденствие в Раю. Все это является доказательством благополучия и удачи.

А как же иначе? Ведь великий Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что милостыня – это проявление сильной Веры тех мусульман, которые раздают милостыню, а также указывает на их убежденность в том, что обязательно будет то, что Аллаh обещал за благодеяния, как сказано об этом в Священном К ур’ане:

﴿وَمَا أَنفَقْتُم مِّن شَىْءٍ فَهُوَ يُخْلِفُهُ وَهُوَ خَيْرُ الرَّازِقِينَ﴾

Это означает: «Аллаh дарует имущество взамен того, что вы расходовали на благое. Аллаh – единственный Дарующий пропитание и средства к существованию».

А также Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, побуждая тех, кто обязан давать Закят, что означает: «Каждое утро два Ангела спускаются на землю и один из них говорит: “О, Аллаh! Даруй тем, кто расходует на благое взамен больше того, что они потратили!”, а другой говорит: “О, Аллаh! Пусть не будет имущества у тех, кто не давал Закят, из того, что был обязан”».

Также сказано в Священном К ур’ане:

﴿مَّثَلُ الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ فِي سَبِيلِ اللهِ كَمَثَلِ حَبَّةٍ أَنبَتَتْ سَبْعَ سَنَابِلَ فِي كُلِّ سُنبُلَةٍ مِّئَةُ حَبَّةٍ وَاللهُ يُضَاعِفُ لِمَن يَشَاءُ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ﴾

Это означает: «Пример тех, кто расходует свое имущество ради Аллаhа, это зерно, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе по сто зерен. Аллаh увеличивает награду тем из верующих, кому хочет. Аллаh – щедро Дарующий средства к существованию и Всезнающий».

Мусульманские ученые сказали, что за милостыню данную верующим из имущества, добытого, заработанного дозволенным по Шари‘ату путем искренне ради Аллаhа, с одной лишь целью – получить вознаграждение от Всемогущего Творца, Аллаh дарует этому человеку особое скрытое благословение в его имуществе, которое не все могут ощутить.

А также мусульманские теологи говорили, что воистину, то имущество человека, из которого он дал милостыню, даже если по внешнему виду уменьшилось, зато вознаграждение за его благодеяние в Конце Света с лихвой компенсирует его расход.

Для нас лучшим примером милосердия, щедрости, добродетели и большой помощи нуждающимся ради Аллаhа является Великий Пророк Мух аммад, мир Ему. А как же иначе?! Ведь Он – самый щедрый и благодетельный из людей, которого знает весь мир.

Уважаемые мусульмане! Передано в сборниках Х адис ов у имамов Аль-Бухарий и Муслима, что Анас сказал, что Посланник Аллаhа, мир Ему, был лучшим из всех людей, Он был самым храбрым из людей и был самым добродетельным и щедрым из всех людей.

Щедрость и добродетель Пророка Мух аммада, мир Ему, во много раз увеличивались в месяце Рамада н. И этому есть свои причины. Одна из них – это то, что месяц Рамада н – это время увеличения благих дел, так как милость Аллаhа своим рабам, то есть нам, в этом месяце намного больше, чем в любое другое время. Другая причина – это то, что милостыня, данная в течение месяца Рамад ан лучше милостыни данной в другое время, как об этом передано в сборнике имама Ат-Тирмизий от Анаса (да будет ему милость Аллаhа!), что Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

"أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ صَدَقَةٌ في رَمَضَانَ"

«Самая лучшая милостыня – это та, которая дана в месяце Рамада н».

Еще одна из этих причин – это то, что месяц Рамада н – это солидарности верующих, это месяц сочувствия страждущим и нуждающимся, месяц взаимопомощи и поддержки, месяц милости, прощения грехов и освобождения от попадания в ад. Месяц Рамада н – это лучший месяц в году, начало которого – это милость Аллаhа верующим и соблюдающим Пост, его середина – это прощение грехов, а конец – ограждение от мучений в аду. Аллаh Всемогущий сказал в Священном К ур’ане:

﴿لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُوا اللهَ وَاليَوْمَ الآخِرَ وَذَكَرَ اللهَ كَثِيْرًا﴾

Это означает: «В Посланнике Аллаhа был прекрасный пример для вас, для тех, кто верит в Аллаhа и надеется на Него, готовится к Судному Дню и премного вспоминает Аллаhа».

Дорогие единоверцы! Закят – это один из величайших столпов Ислама. И тот, кто обязан давать Закят, не дает его, совершает большой грех, как сказано об этом в Х адис е Пророка Мух аммада, мир Ему, что Аллаh проклял тех, кто занимается ростовщичеством, участвует в этом, получает средства от этого и использует их, а также проклял тех, кто обязан давать Закят и не дает его. То есть эти люди получают большой грех и заслуживают страшных наказаний, если не покаются и не возместят как долг.

﴿إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللهِ وَاللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ﴾

«Пожертвования, обязательная милость предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается сбором Закята, и для тех, кто только принял Ислам, для выкупа рабов из рабства, для должников, которые не в силах расплатиться с долгами, для тех, кто борется в защите Веры ради Аллаhа, а также и для путников, которые не могут продолжить свой путь или вернуться назад. Таково предписание Аллаhа. Воистину, Аллаh Всезнающий и Создающий все со своим назначением и мудростью».

Нельзя и не засчитывается выдача Закята кому-либо, кроме перечисленных выше людей – то есть тех восьми категорий, о которых сказано в Священном К ур’ане. Тот, кто дал имущество Закята другим людям или на какое-либо благое дело, то это не принимается как Закят, ему нужно дать заново именно этим людям. А также те, кто не входит в одну из категорий вышеперечисленных людей не имеют права брать имущество Закята. Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что «Воистину, есть люди, употребляющие деньги Закята без прав. Они будут в Судный День в огне». Передал Аль-Бухарий.

Также не дается Закят тем, кого мы должны обеспечивать, как наши родители, жены, несовершеннолетние дети. Имущество Закята дается только мусульманам и не дается неверующим. Также имущество Закята не дается потомкам hашима и Аль-Мутт алиба, а также всем, кто является потомком Пророка Мухаммада, мир Ему, по линии Его внуков Х асана или Х усейна.

Дорогие мусульмане! Сведущий в религиозных вопросах мусульманин знает, как отличить не нуждающегося человека от бедного, воистину, религиозные знания – это такое великое благо, которое помогает нам в жизни на этом свете и для подготовки ко Дню Суда. Именно благодаря этому мы знаем, кому положено давать Закят, а кому давать Закят не положено.

Напоминаю вам, дорогие братья и сестры, о необходимости давать Закят Аль-Фитр, который определяется размером Са‘ – это четыре пригоршни средней величины продуктов, наиболее употребляемых в данной местности. Закят Аль-Фитр выдает тот, у кого денег больше долгов, расходов на одежду, пищу и жилье, необходимых ему и тем, кого он должен содержать на день праздника и следующую за этим днем ночь. Закят Аль-Фитр дает каждый мусульманин, встретивший часть Рамада на и часть Шаууаля за себя и тех, кого он должен содержать, если они мусульмане.

По мазhабу Абу Х анифа дозволено давать Закят Аль-Фитр в денежном эквиваленте, и поэтому в этом году стоимость 1 килограмма пшеницы колеблется от 2 гривень до 2,5 гривень, поэтому примерное выражение Закята Аль-Фитр в денежном эквиваленте не достигает 10 гривень за 2 кг. 475 грамм пшеницы. В разных городах и селах стоимость пшеницы различна, поэтому пусть каждый считает. Но, исходя из этого расчета, тот, кто дает как Закят Аль-Фитр 10 гривень за человека – этого достаточно, а то, что превысило стоимость обязательного количества – то это садака (милостыня).

Просим Всемогущего Аллаhа даровать нам всем удачу в добрых делах и покорности Творцу. Просим, чтобы Аллаh даровать нам увидеть наяву величественную ночь Аль-К адр. И пусть наши деяния всегда соответствуют учению Пророка Мух аммада, мир Ему.

Обращаемся к Аллаhу, чтобы мы были собраны в День Суда вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему, а также с Его братьями Пророками и Посланниками, правдивыми святыми мусульманами и мучениками. Говоря это, я прошу у Аллаhа прощения за себя и за вас.

Вторая Хутба

Хвала Всемогущему Творцу. Мы восхваляем Аллаhа. Воистину, у Аллаhа нет никаких недостатков, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, Вечен без начала и без конца, Живой, Который не умирает, Вечный, Который не исчезает.

Хвала Творцу всего, Который даровал нам быть на истинном пути, дал нам разум и все те блага, которые мы имеем и не в силах их перечислить.

Мы поклоняемся Аллаhу, Который не похож ни на кого и ни на что, не занимает места в пространстве, и не окружают Аллаhа все шесть направлений. Аллаh не имеет границ и пределов. Мы покорны Создателю, никто не повелевает Богу что-либо, а Бог приказал нам соблюдать Его Законы. Аллаh меняет Свои творения, а Сам не меняется. Просим Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мух аммаду, мир Ему! А также больше величия всем Пророкам и Посланникам от Адама до Мух аммада, мир Им всем!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Одного-Единственного Создателя, у Которого нет сотоварища, и что Мух аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Призываю себя и вас к богобоязненности.

Дорогие мусульмане! Приглашаем вас всех принять участие в ежедневных ифтарах, а также в получении религиозных уроков и собраниях для чтения Священного К ур’ана, которые будут проводиться до захода солнца, а также приглашаем на Намаз Тарауих .

Все, кто хочет помочь в организации ифтаров, обращайтесь в администрацию и мы пойдем навстречу и окажем содействие в таком благородном и полезном деле. Уважаемые мусульмане! Мусульманское общество нуждается в поддержке, не отчуждайтесь от посильной активной помощи, ведь добро, сделанное на этом свете, поможет в День Суда.

Время летит незаметно, заполните его благими деяниями. Не ленитесь в соблюдении Шари‘ата, ночью делайте Ду‘а и просите у Аллаhа милости. Величественная Ночь Ляйлятуль-К адр может быть на протяжении месяца Рамада н в любую ночь, старайтесь не пропустить ее, внимательно наблюдайте. Ведь тот, кто увидел наяву эту ночь и просил у Аллаhа что-либо, то Аллаh дарует ему то, что он просит. Не пропустите возможность получить большое вознаграждение, стремитесь к благословению от Аллаhа.

Поговорим о Закяте

Из пяти столпов Ислама Закят - самый важный и основной, так как он регулирует в исламе социально-экономические отношения. Пророк , мир ему и благословение Всевышнего, велел выплачивать закят из имущества, которое превышает нисаб, то есть, если у вас есть лишние деньги в размере 224 тыс. рублей, и они не тратятся в течение года, то из них 2,5% – это право бедных на имущество богатых.

Важно знать, что если у человека есть все условия для выплаты Закята, то он становится обязательным (фард) действием. Человек, отказывающийся от выплаты Закята, совершает очень большой грех.

Закят выплачивается с золота, серебра, торговли, фруктов и овощей, животных – это крупный и мелкий рогатый скот, полезных ископаемых, найденного клада, из денег - 2,5%.

«Нисаб» – это минимальный размер суммы, с которой выплачивается закят, он зависит от мировых цен на золото. Мы узнаем стоимость 84 грамм золота и, соответственно, определяем «нисаб». Поэтому-то он и составил 224 тыс. рублей в этом году.

Привязан ли Закят к Рамадану?

Надпись на картинке: Ramadan Kareem. Источник фотографии: theodysseyonline.com

Так почему же весь арабский и мусульманский мир старается дать Закят именно в месяц Рамадан? Так принято или это одно из условий принятия Закята Всевышним? Сразу ответим: ни то и не другое. Закят как столп Ислама – сам по себе, а месяц Рамадан тоже, сам по себе. Они не зависят друг от друга. Закят можно давать в любом другом месяце, если подошёл срок его выплаты.

Тайна выплаты Закята именно в месяц Рамадан заключается в следующем. Мусульманин, когда что-то касается его религии, старается по максимуму выжать саваба - награды из любого благого дела. А в месяце Рамадан любое благое дело награждается многократно!

В хадисе сказано: «Всевышний Аллах говорит: «Каждое из дел сынов Адама - для них самих, оно будет преумножено в десять раз, кроме поста – он для Меня, и Я награжу за него» – передано имамом Муслимом.

За каждое благое дело воздается подобным ему от 10 до 700 раз. Но это не касается поста. Вознаграждение за него даст Всевышний Аллах и, будь то в этом мире или в будущем, обрадовав Своих рабов, соблюдающих пост, окажет им в Раю особый прием. Это-то и делает месяц Рамадан привлекательным для человека, выплачивающего Закят.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:

«Если раб обратится в ислам и станет исповедовать его надлежащим образом, то Аллах простит ему любой грех, совершенный им прежде. После этого воздаяние для него будет таким: за каждое благое дело он получит десятикратное вознаграждение, которое может вырасти до семисоткратного, а за каждое дурное дело, ему воздастся только равным, если только Аллах не простит его» – передано имамом аль-Бухари и в сборнике имама Ахмада.

И это ещё не всё. Мусульманин дает Закят - очистительную милостыню – в именно в Рамадане ещё и потому, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, был самым щедрым в месяц Рамадан.

Сподвижник Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был самым щедрым из людей. А щедрее всего он был в месяц Рамадан, когда встречался с Джибрилом, мир ему. Джибрил каждую ночь в месяц Рамадан виделся с Пророком, и они вместе читали Коран. После этих встреч Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был щедрее благодатных ветров, которые не знают препятствий на своем пути» – передано имамом аль-Бухари.

Также передается, что, когда у нашего Пророка спросили: «Какая милостыня (садака) лучше?», он ответил: «Милостыня (садака), которую раздают в месяц Рамадан» – передано ат-Тирмизи.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост человека остается подвешенным между небом и землей, пока он не раздаст садака аль-фитр» (Ад-Дайлями, Ибн Маджа).

Закят аль-фитр (иначе, садака аль-фитр , в переводе с арабского — милостыня разговения‎) - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам).

Кто обязан выплачивать закят аль-фитр и в каком размере его выплачивают?

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении).

На 2017 год по России размер закят аль-фитр: от 100 — для малоимущих людей, до 500 — для обеспеченных.

Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).

Кому нужно раздавать закят аль-фитр?

Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.

Если у меня есть несовершеннолетние дети, должен ли я выплачивать милостыню от их имени?

Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.

Когда нужно выплачивать закят аль-фитр?

Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).

Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).

Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр?

Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.

Каково значение милостыни аль-фитр?

Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Каким образом лучше раздать эту милостыню – лично нуждающимся людям или можно отдать в мечеть или организации, которые занимаются помощью нуждающимся?

Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.

Если праздник прошел, а я не раздал закят аль-фитр, что будет?

Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.