Сильная молитва во время операции близкого человека. Пропущенные намазы

В очередной раз важно отметить, что вера и религиозная практика даны человеку для облегчения его мирского существования, а не усложнения. В Священном Коране сказано:

«Не сделал Господь для вас в религии стесненность, затруднительность» (см. ).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поясняет: «То, что [явно] запретно, – оставьте, удалитесь от этого, а то, что приказано вам, – совершайте настолько, насколько вы в состоянии» .

Относительно послаблений в совершении молитвы-намаза в состоянии физической немощности (болезни) есть несколько хадисов.

Хадисы о намазе больного (немощного)

У сподвижника Пророка по имени ‘Имран ибн Хусойн были опухоли , которые затрудняли ему совершение намаза. Он спросил пророка Мухаммада о том, как быть, на что посланник Всевышнего ответил: «Молись стоя. Если не можешь [стоя], то – сидя. Если не в состоянии [молиться сидя], то – на боку». В своде хадисов имама ан-Насаи добавлено: «А если не можешь [на боку], то – на спине. Господь не возлагает на человека больше, чем он в состоянии сделать» .

Есть также хадис о том, что если человек не может совершать полноценный земной поклон, то подкладывать что-то, например подушку (для совершения поверх нее земного поклона), не следует . Замечу: часть ученых-мухаддисов говорили о некоторой недостоверности этого хадиса, но как полезная богословская рекомендация он применяется .

Если говорить о воздаянии (аджр) за такого рода молитвы, то здесь уместно будет повествование самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто молится стоя – это лучше. Кто молится сидя, аджр (воздаяние пред Богом) тому в два раза меньше, чем молящемуся стоя. А кто молится лежа, воздаяние тому в два раза меньше, чем молящемуся сидя» .

Комментарии ученых-богословов

Все ученые-богословы единодушны, что если человек не в состоянии стоять, то он совершает молитву сидя, и причем так, как ему удобнее .

Когда человек не может совершать молитву сидя, он может совершать ее на боку лицом к Каабе или на спине, но уже ногами в направлении Каабы . Необходимые движения молящимся реализуются наклонами головы.

Когда человек будет совершать молитву на спине, ему необходимо что-нибудь подложить под голову и плечи (например, подушку) для обеспечения направления лица в сторону Каабы.

Канонические тонкости

Богословы шафиитского , ханбалитского и маликитского мазхабов говорили также о возможности совершения молитвы движениями глаз и бровей. Ученые-шафииты и ученые-ханбалиты для неподвижного человека допускали совершение молитвы языком (с проговариванием всего необходимого) или сердцем, с мысленным воспроизведением всех составляющих молитвы .

Богословы-ханафиты не допускают такой формы совершения молитвы и говорят, что, когда человек не может двигать головой, молитвы, пропущенные им из-за этого состояния, остаются долгом и восполняемы, когда появится возможность движения приподнятой головой в лежачем положении, как это описано в конце упомянутого ранее хадиса . Они делают акцент на том, что о бо льших послаблениях Пророк не сказал, значит они невозможны.

Ученые же говорящие о допустимости молитвы-намаза движением глаз или только мыслями и сердцем, аргументируют свое заключение (иджтихад) словами из хадиса: «Совершайте настолько, насколько вы в состоянии». То есть если это возможно сердцем и на уровне мысли, то это принимается Всевышним.

Кстати, напомним, что с человека, обладающего разумом (не потерявшего рассудок), не снимается обязанность пред Богом совершать молитву-намаз. Так считают все мусульманские ученые без исключения.

Что касается восполнения, а именно – повторного и уже полноценного выполнения молитв после выздоровления, то в этом нет необходимости. Если человек в свое время сделал все в меру его физических возможностей, то эта молитва полноценна пред Творцом .

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 8. Ч. 15. С. 109, глава № 43, раздел № 37, хадис № 130.

Слово, употребленное в этом повествовании, переводится и как «геморрой».

Хадис является самым достоверным среди хадисов по данной теме. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 333, хадис № 1117; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464, 465, хадис № 309.

Для психически больных нет предписаний. Обязанностей пред Творцом в форме религиозной практики они не несут.

Хадис от ‘Али; св. х. ад-Дара Кутни. Есть аналогичный хадис от Джабира, а также от Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса. Эти хадисы не очень достоверны, но в практическом плане полезны и в исключительных случаях применимы.

Некоторые трактовали как «поднимать что-то к голове не нужно». См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Поэтому если человек по причине дождя или слякоти вынужденно молится в автомобиле, то опускать голову на бардачок или руль будет более правильным, хотя и наклона вполне достаточно.

Подробнее о хадисах по данной теме см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, хадисы № 1150, 1151; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 464–467, хадисы № 309, 310; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 298–300; аль-Байхакы. Китаб ас-сунан ас-сагыр [Малый свод хадисов]. В 2 т. Бейрут: аль-Фикр, 1993. Т. 1. С. 181, 182, хадисы № 588–597 и др.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 332, хадис № 1116.

Некоторые ученые говорят, что лучше сидеть, подогнув ноги под себя, другие – скрестив их перед собою. Суть же состоит в том, что четкого описания этого в Сунне нет, и поэтому физически немощный садится с учетом его возможностей так, чтобы это было максимально приближено к действиям и формам движений молитвы, совершаемой обычным здоровым человеком.

Бо льшая часть ученых считает, что первостепенно – на боку, некоторые – на спине. Первые аргументируют приоритетность текстом хадиса, а последние – направленностью лица при движениях головой: когда молящийся лежит на боку и в таком состоянии двигает ею, то процесс этот происходит в направлении ног, то есть не в направлении Каабы.

Но в то же время все единодушны относительно того, что более правильно на правом, а не на левом боку.

Безусловно, это касается тех случаев, когда человек не может двигать всеми остальными частями тела.

Многие богословы-ханафиты соглашались с богословским заключением (фетвой) о том, что если человек находится в неподвижном состоянии (не имея возможности двигать даже головой) более суток, то эти молитвы он не восполняет. Каноническая обязательность их снимается с него по причине абсолютной немощности и в качестве облегчения. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 824; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 77.

Подробнее по теме «Молитва немощного» см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 822–830; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 210, 211; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 76–78 и др.

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

К любой наджасе (нечисти), даже если это наджаса собаки или свиньи, делается снисхождение, если ее невозможно разглядеть взглядом человека с нормальным зрением. К нечисти, которую можно разглядеть, не делается снисхождение, даже в малом количестве, если это наджаса собаки или свиньи. Если человек сам специально нанес на себя кровь или гной, к этой наджасе не делается снисхождение, даже если ее мало. Если же это произошло случайно, даже если кровь, гной вышли из своего тела, и туда попадет любое другое вещество, чего легко избежать, то к такой крови или гною не делается снисхождение, даже если ее мало. Если в эту кровь или гной не попало другое вещество и если кровь или гной не со своего тела, то делается снисхождение к малому количеству такого гноя и крови, но если это насекомые, в жилах которых не течет кровь, например, кровь блох, вшей, комаров, клопов, то делается снисхождение и к большому количеству.
Если кровь или гной свои и выходят изо рта, из носа, ушей, глаз, то делается снисхождение к малому количеству. Если же это выделения из прыщей, фурункулов, ран, царапин, то к этому всему делается снисхождение, даже если крови или гноя много. Но если человек сам, например, выводил фурункул или сделал на теле царапину или перечисленное сделал другой человек с его разрешения (здесь речь не идет о необходимом медицинском кровопускании), то снисхождение делается только к малому количеству. Также подобное снисхождение к малому количеству делается, если эта кровь или гной, выходящие со своего тела, попадут на другой участок тела или одежды, например, кровь с руки перейдет на ногу или штаны. Но если эта кровь с руки перейдет, например, на плечо или рукав, воротник рубашки, то снисхождение делается и к большому количеству.
Здесь речь идет об одежде, в которой человек нуждается, но если эта одежда, в которой он не нуждается, например, он надел куртку, даже если не холодно, и если на нее попадет кровь с тела, то снисхождение делается только к малому количеству.
Насчет определения малого и большого количества крови и гноя есть восемь разных мнений, самое достоверное из них заключается в следующем: малое количество крови и гноя – это то количество, от которого обычно людям бывает трудно остерегаться. Если на теле или одежде в разных местах в разброс по малому количеству крови или гноя и если собрать эту кровь или гной, и получится, что их много, то это все равно считается малое количество, и тогда делается снисхождение. Если человек сомневается, много или мало на теле или одежде крови или гноя, то принимаем решение, что мало.
К веществам, к попаданию которых в кровь или гной делается снисхождение, относятся пот, вода омовения или полного купания, слюна, дезинфицирующая жидкость для инструментов кровопускания, благовония, вода для бритья. Если во время бритья головы порезать голову, и кровь из пореза смешивается с водой, которая была на голове, то делается снисхождение, но если потом налить на эту рану воду, то снисхождения не делается.
Все вышесказанное относится только к ибадату, как намаз, таваф и т. д.
Что касается воды, то попадание всего перечисленного в малое количество воды (меньше 216 литров) делает эту воду наджасой. («Фатхул аллам», т. 1, с. 355).

— это те действия, после совершения которых намаз не нарушается, но уменьшается вознаграждение за него. Некоторые желательные действия мы упоминали, когда разбирали составные части, здесь же мы перечислим еще некоторые нежелательные действия.

И так, нежелательными действиями являются:

— Поворачиваться лицом по сторонам без нужды

Как мы ранее говорили, поворачиваться грудью в стороны запрещается и оно нарушает намаз, поворачивание же лицом не нарушает намаз (если не совершено много действий), но это является нежелательным действием.

لما روي أبو ذرّ رضي الله عنه: أن رسول الله ﷺ قال: «لا يزال الله مقبلا على العبد في صلاته ما لم يلتفت فإذا التفت انصرف عنه» رواه أبو داود والنسائي

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллаh, передается что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «Аллах не перестает быть обращенным к своему рабу в намазе, пока он не поворачивается, а если поворачивается, Всевышний отворачивается от него » .

Однако нет нежелательности если повернуться по нужде. Но если поворачиваться лицом играясь, намаз нарушается. Нет нежелательности, если смотреть глазами по сторонам.

— Поднимать взор к небесам

В хадисе говорится:

عن أنس رضي الله عنه: أن النبي ﷺقال: «ما بال أقوام يرفعون أبصارهم إلى السماء في الصلاة؟» فاشتد قوله في ذلك حتى قال: «لينتهنّ عن ذلك أو لتخطفنّ أبصارهم» رواه البخاري ومسلم

От Анаса, да будет доволен им Аллаh передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: «О чём думают (что позволяют себе) те люди, которые поднимают свои взоры к небу во время совершения намаза?!» и Пророк, мир ему и благословение, после этого строгим голосом к сказанному добавил следующее: «Пусть они это прекращают иначе они непременно лишатся зрения!» .

Также нежелательно смотреть на то что находится на верху, например, на потолок, когда вы находитесь в доме, т.е. оно подобно небу, как об этом пишет Сулайман-уль Курди в «Хаваш-иль Маданийя» ссылаясь на «Аль-Иʻаб».

— Смотреть на вещи которые нарушают внутреннее сосредоточение

В хадисе говорится:

لما روت عائشة رضي الله عنها قالت: «كان النبي يصلي وعليه خميصة ذات أعلام، فلما فرغ قال: ألهتني هذه، اذهبوا بها إلى جهم، وأتوني بأنبجانيته» رواه البخاري ومسلم

От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, совершал намаз и на нем была одежда с узорами, и когда он завершил намаз, Он сказал: «Это отвлекло меня, идите с этой одеждой к Абу Джа hму и принесите мне его шерстяную однотонную одежду… ».

Также, нежелательно, совершать намаз в одежде с узорами и рисунками, или на чем-либо на котором есть узоры или рисунки.

— Подбирание волос и одежды

Также, нежелательным действием, распространившимся в наше время является подбирание волос и одежды. Многие мусульмане, когда их руки и ноги еще не высохли после омовения, приступают к намазу не отпустив рукава и брюки, некоторые завязывают на поясе рубашки и т.п.

Основой этому является хадис:

لما روي ابن عباس رضي الله عنهما: أن النبيﷺقال: «أمرت أن أسجد على سبعة أعظم ولا أكفّ ثوبا ولا شعرا» رواه البخاري ومسلم

От Ибну Аббаса, да будет доволен ими Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение, сказал: « Мне велено совершать земной поклон семью частями тела, не подбирая при этом волосы и одежду» .

Комментируя этот хадис Имам Ан-Навави, да смилуется над ним Аллаh, пишет в своем шархе на «Сахих Муслим»:

«Все ученые единодушно предостерегают совершение намаза в приподнятой вверх одежде или рукавах, или тому подобном, или с заплетенными волосами или отведенными под чалму и тому подобном. Все это предостерегается по единодушному мнению ученых и является нежелательным (макрух-танзих). Если человек совершил молитву в подобном виде, то он поступил неправильно, но его намаз будет действительным…».

Мудрость в запрете этого в том, что волосы и одежда тоже совершают земной поклон вместе с ним, и получается, что тот кто поступает вышеприведенным образом запрещает это им.

Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет в «Тухфат аль-Мухтадж» 237/1:

«Человеку, совершающему молитву, нежелательно (макрух) «подбирать волосы», заплетая их , или собирая под чалму, или «подбирать одежду», поднимая подол и засучивая рукава, или завязывая его по середине».

Подобное же пишется почти во всех книгах шафиитского фикха.

— Без нужды прикрывать рот рукой

Если есть нужда, как непроизвольное зевание, то в этом случае нет нежелательности, напротив, даже желательно прикрыть рот любой рукой, как об этом говорит Ибн Хаджар. Имам Рамли же конкретизирует, что желательно прикрыть именно левой рукой. В общем сунна будет исполненной если прикрыть рот любой рукой.

Также, нежелательно зевать, при возможности прекратить ее, и также дуть ртом в намазе.

— Стоять на одной ноге, подняв другую

Нет нежелательности если это делается по уважительной в шариате причине, как усталость или рана на ноге и т.п. Также нет нежелательности в том, чтобы опираться на одну ногу, если обе ноги касаются земли (пола).

Нежелательно, также во время стояния ставить одну ногу впереди или же ставить их вместе (так чтоб они прикасались друг другу), однако женщинам делать так (ставить ноги вместе) является желательным.

— Совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы

Желательно, если даже вы не получите коллективный намаз, освободиться от этого (т.е. пойти в туалет и совершить омовение) и совершить намаз спокойно, в том случае если вы успеваете совершить намаз своевременно.

— Совершать намаз сильно голодным при наличии еды

В хадисе говорится:

عن عائشة رضي الله عنها قالت: سمعت رسول الله ﷺيقول: «لا صلاة — أي كاملة – بحضرة طعام ولا وهو يدافعه الأخبثان» رواه مسلم وأبو داود وأحمد

От Айши, да будет доволен ею Аллаh, передается, что она слышала как Пророк, мир Ему и благословение, говорил: «Не будет совершен полноценный намаз человеком, когда подана еда и когда отвращают его от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды» .

Вода в этом вопросе подобна еде, т.е. нежелательно совершать намаз, при наличии воды, если мучает сильная жажда. Желательно, в начале поесть или выпить, таким образом, чтоб сбить это сильное желание к еде или к питью, а только потом совершить намаз. Это с условием что остается время достаточное для совершения намаза своевременно.

— Плевать впереди себя или в правую сторону

В хадисе говорится:

عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبيﷺقال: «إذا كان أحدكم في الصلاة، فإنما يناجي ربّه، فلا يبزقن بين يديه ولا عن يمينه»

От Ибну Умара, да будет доволен ими Аллаh, передается, что Пророк, мир Ему и благословение сказал: «Когда вы совершаете намаз, вы беседуете с Господом, и вы не плюйтесь вправо от себя или впереди от себя» .

Не будет нежелательным если плюнуть в левую сторону.

Имам Ан-Навави в книге «Мажмуъ» пишет, что это (т.е. нежелательность плевать в правую сторону и впереди от себя, а также разрешение плевать в левую сторону) касается того человека, который совершает намаз вне мечети, внутри же мечети запрещено вообще плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды c левой стороны (обычно на внутреннюю сторону одежды).

— Ставить руку на талию (ихтисар), без нужды, во время стояния

Нежелательность этого касается как мужчин, так и женщин.

В хадисе говорится:

لما روي أبو هريرة رضي الله عنه: «أنّ النبي ﷺنهى أن يصلي الرجل مختصرا» رواه البخاري ومسلم أبو داود

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, передается: «Пророк, мир Ему и благословение, запретил совершать намаз в положении ихтисар» .

— В поясном поклоне сильно склонять или поднимать голову

Совершать намаз в бане, даже в раздевалке, на дороге (где ходят люди), базаре, на кладбище, мусорной свалке, церкви (в любом немусульманском храме)

Конечно вышеприведенное будет нежелательным и намаз будет действительным, в том случае, если то место где вы совершаете намаз (т.е., то место где соприкасается ваше тело и одежда) чистое, как например, вы постелили коврик и т.д., в противном случае намаз не засчитается.

— Совершать намаз в дремотном состоянии

— Переплетать пальцы (ташбик) и прищелкивать ими

— Вытирать со лба пыль или убирать камешки на месте земного поклона

— Совершить намаз без головного убора, и оголив плечи

— Подавать знаки глазами, бровями или губами

Нежелательность этого в том случае если это делается без нужды, при наличии нужды нет нежелательности, напротив иногда эти действия даже становятся желательными, как ответ рукой тому, кто поприветствовал вас салямом. В том случае если эти указания делаются для забавы, то это нарушает намаз.

— Закрывать глаза, если есть боязнь получения вреда из-за этого

Запрещается закрывать глаза если он предполагает или знает, что получит вред. Обязательным является закрыть глаза, если он видит, то на что запретно смотреть и невозможно избежать этого кроме как закрыв глаза. Желательным же является, когда он видит то что отвлекает его от намаза, как например, человек совершающий намаз за украшенным столбом, отвлекается смотря на узоры на столбе и т.п.

Желательно открывать глаза в земном и поясном поклонах, чтоб и глаза тоже совершили эти поклоны.

— Прижимать предплечья к бокам и живот к бедрам

Мужчинам является нежелательным прижимать предплечья к бокам и живот к бедрам в земном и поясном поклонах. Женщинам это является напротив, желательным.

— Прикасаться локтями об землю (пол) в земном поклоне

Это тоже довольно распространенное явление среди нас, многие не обращают на это внимание.

Также, нежелательно громкое чтение в намазе за имамом, за исключением тех мест (которые мы упоминали ранее) где желательно громкое произношение, как произношение амин вместе с имамом и т.д.

— Нежелательно, без нужды, поднимать то что упало, как головной убор и т.д.

— Спешить в намазе, ограничиваясь только на минимальных частях

— Удлинение первого таша hh уда

— Оставлять чтение дуа после последнего таша hh уда

— Оставлять чтение дополнительных сур в первых двух ракаатах, также, нежелательно оставлять чтение переходных такбиров, и азкаров, читаемых во время иътидала, земного и поясного поклона, а также, во время сидения между земными поклонами.

НАМАЗ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ

Вопрос: Как читает намаз больной человек?

Ответ: Больные бывают разные. Больной который не может оставаться на ногах, читает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, читает намаз жестами.

В хадисе сказано: «Если больной не может сделать намаз на ногах, то читает сидя. Если не может сидеть, то делает жестами лежа на спине.» в суре Аль-Имран в аяте 191 сказано: «Которые стоя, сидя, и лежа поминают Аллаха…» где слово «Поминают» говорит о намазе. «Кому по силу, совершает намаз на ногах, тот кто не может оставаться на ногах делает намаз сидя, тот кому и это не по силам, делает намаз лежа, жестами.» (Бахрур раик)

НОГИ ВО ВРЕМЯ НАМАЗА СИДЯ

Вопрос: Тот кто может подогнуть ноги под себя должен ли протягивать ноги к Кибле как больной который не может согнуть ноги?

Ответ: Больной который не может согнуть ноги, делает намаз протяну ноги к Кибле. Но больной который может согнуть ноги, должен их подобрать под себя. Сесть так как ему удобно, может сесть подогнув ноги под себя или по-турецкий и сложив руки. Если нет извинительного состояния, то протягивать ноги к кибле будет макрухом. Не будет макрухом для того кто не может согнуть ноги.

НАМАЗ СИДЯ НА СТУЛЕ

Вопрос: У меня больная поясница и колени, не могу согнуться, сделать суджуд. Ноги мои не сгибаются, как мне совершать намаз? Могу ли делать намаз сидя на стуле?

Ответ: Если не можете согнуть ноги, то садитесь на пол, протягиваете ноги к Кибле и делаете намаз жестами. Если не можете сидеть на полу, то делаете намаз в кровати повернутой к Кибле, не свешивая ноги на пол.

Если нужно будет сесть на стул или кресло, то ставите перед собой еще один стул на которую кладете ноги, т.е. ноги будут в направлений Киблы и таким образом делает намаз. Тот кто может согнуть ноги на коленях делает намаз подогнув под себя (не свешивая).

Вопрос: Как делает намаз человек который не может стоять?

Ответ: Тот кто не может стоять, тот кому оставаться на ногах может навредить, тот кто может поворачивать головой, и фарзы читает сидя на полу чтобы мог делать суджуд. Для руку наклоняет тело, суджуд делает приложив голову к полу. Тот кто может некоторое время оставаться на ногах прислонившись к стене, к опоре, к человеку, должен (фарз) сделать ифтитах такбир на ногах и столько же времени остаться на ногах.Если может сидеть прислонившись, то делать намаз лежа, жестами не разрешается.

Во время фарза прислоняться к стене или опоре без уважительной причины будет макрухом. Если есть причина то не будет макрухом.

Беременная, больной человек, если смогут вставать опираясь на стул или что-нибудь подобное то должны читать так.

Вопрос: Есть больной которому нельзя двигаться до полного выздоровления. Руку и суджуд делать не может. Но может стоять ровно на ногах. Как делать намаз такому больному?

Ответ: Делает намаз жестами, стоя или сидя. Если так двигаться нельзя, то делает намаз оставаясь лежать и жестами.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не можеть совершать намаз ни сидя ни стоя?

Ответ: Тот кто не может сидеть на полу даже оперевшись или если буду держать, делает намаз лежа на спине. Под голову подкладывают подушку так чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле на правый или левый бок. Руку и суджуды делает жестами. Больной который не может сделать даже жесты, оставляет намазы на каза.

Вопрос: Как делает намаз тот кто не может прикладывать голову к полу по причине раны в носу или по другой болезни?

Ответ: Делает сидя и жестами. Делает легкий наклон для рукуу, для суджуда делает поклон побольше.

Вопрос: На какую высоту нельзя делать суджуд?

Ответ: Нельзя делать суджуд на высоту в 25 см. по решению некоторых ученых нельзя прикладывать голову для суджуда даже если есть самая малое возвышение. (Джамиур румуз)

Вопрос: Разрешено ли прикладывать голову для суджуда на высоту меньшую 25-и сантиметров, например 5 сантиметров?

Ответ: Будет макрухом. Т.е. намаз окажется действительным но не останется сауаба (благостей). Место дял суджуда не может быть на какой-либо высоте.

Вопрос: Наш больной находиться в больнице. Подключен к различным аппарам. Повернуться полностью к Кибле не может. Что ему делать. Навредит ли если во время намаз его ногу будут повернуты к Кибле?

Ответ: Больному который не может повернуться к Кибле разрешается делать намаз направив ноги к Кибле.

Поворачивает ноги к Кибле. Если может согнуть ноги на коленях то так будет лучше. Лицо поворачивает к Кибле. Под голову подкладывают подушку чтобы лицо смотрело на Киблу. Или же ложится к Кибле правой или левой стороной. Намаз делает жестами. Намаз делает тем способом какой ему удобней.

Вопрос: Больной который не может долго оставаться на ногах, такбир произносит сидя?

Ответ: Если может сидя делать суджуд, то человек который некоторое время может находиться стоя прислонившись на стену, делает такбир стоя. Если не может сидя сделать суджуд, то такбир делает сидя.

Вопрос: Если человек совершая намаз стоя не может удержать выход мочи и газов, а совершая намаз сидя может удержать то намаз совершает сидя?

Ответ: Да.

Вопрос: Больной который не может сидеть совершает намаз стоя?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда намаз совершается лежа, то ли делать это на правом или левом боку?

Ответ: Да. Лучше если есть возможность лечь на правый бок. Совершать намаз лежа на спине лучше чем лежа на боку.

Вопрос: Можно ли делать жесты глазами?

Ответ: Жесты делаются головой или телом. Не считаются на жесты если сделаны глазами, бровями, в душе. Такова фетва. По мнению Имам Абу Юсуфа, больному который не может делать жесты головой разрешено делать жесты глазами. А по мнению имама Абу Зуфара, разрешено делать жесты и в душе. (Реддуль мухтар, Халеби, Тахтави.)

Больной который не может делать жесты и головой, может действовать по решению имама Абу Юсуфа или следовать мазхабу Шафии, делая жсты глазами.

Вопрос: Я перенес операцию на мозг. Вертеть голово налево и направо не могу. Как я смогу совершать намазы?

Ответ: Не нужно вертеть и качать головой. Если можете делать суджуд то проблемы ваши на этом исчерпают себя. Если не можете склонить голову для суджуда, то делаете намаз сидя, жестами.

Вопрос: Можно ли восполнять пропущенные в здоровое время намазы во время болезни сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, это разрешено. (Реддуль мухтар)

Вопрос: У меня на ногах грибок. Когда стою, из-за давления с ран начинает выделятся жидкость. Могу ли делать намаз сидя чтобы не портилось омовение?

Если последовать мазхабу Малики, то с выделением жидкостей ваше омовение не будет считать испорченным.

Вопрос: Что делать лежачему больному у которого нет возможности совершить омовение и нет кто бы мог помочь сделать омовение?

Ответ: Делает таяммум, намазы читает жестами. (Маракиль фалях)

Вопрос: Как совершает намаз человек который из-за болезни не может говорить?

Ответ: Наша религия никому не возлагает то что ему не под силу. С тех кто не может говорить, немых, нет голоса из-за болезни голосовых складок снимается обязательство цитировать Коран (кираат). (Маракиль фалях)

Значит, больной который обладает разумом в каком бы состояний он ни находился, обязательно должен делать намаз. И это в свою очередь говорит о важности такого поклонения как намаз.

Вопрос: Как совершает намаз неизлечимо больной если кроме того что не может совершать таяммум еще и нет кто мог бы помогать?

Ответ: В случае если обладает разумом, то должен изыскать все возможности для совершения намаза. Тот кто кормит, и делает остальное необходимое для больного, может и помочь сделать таяммум. Если нужно, то может объединить два намаза. Может читать намаз лежа, жестами. Человек который не может совершать намаз жестами откладывает чтобы потом восстановить.

Вопрос: Нашему близкому сделали операцию на копчике. Врачи сказали чтобы в течений двух недель на место операций не попадала вода, послеоперационные швы открыты. На рану не наложен бинт. Как такому больному делать гусль? Можно ли наложить на рану пластырь или забинтовать и затем сделать месх (протирание)?

Ответ: Да, можно сделать масх.

Вопрос: Больной примерно месяц должен пролежать и не шевелить лицом. Даже ходить ему нельзя. Может стоять на ногах. Но руку и суджуд делать не может. Как ему читать намаз?

Ответ: Читает сидя и жестами. Если не может сидеть, то читает лежа, жестами.

Вопрос: Человеку после операций на ноге сделали протез. У него ничего не болит. Как ему делать намазы?

вопрос: Как делает намаз с больной спиной и не сгибающимися коленями?

Ответ: Тот кто не может согнуться для суджуда и не может согнуть колени садиться полностью на пол, ноги протягивает к Кибле, делает намаз жестами. Т.е. для руку делает небольшой наклон, для суджуда делает наклон побольше. И таким образом, совершая подобные жесты совершает намаз. Тот у кого сгибаются колени, ноги таким образом не протягивает.

Вопрос: Как совершает намаз тяжелобольной?

Ответ: Если не теряет сознание, обладает разумом то намазы не оставляет. Намазы нужно делать сидя или лежа. Если не может согнуться для суджуда, то садится и несколько наклоняется для рукуу, для суджуда делает наклон побольше. Если может встать оперевшись, то рядом ставит таубрет и стоит на ногах. Тот кто не может оставаться ровно на ногах, делает намаз сидя. Тот кто не может сидеть, делает намаз лежа. В Исламе есть облегчения. Но это не значит что каждый будет делать что ему заблагорассудиться. Если может стоять на ногах, то не может делать намаз сидя. Если может сидеть то не может делать намаз лежа и жестами.

Если больному тяжело с омовением, то может объединить два намаза следуя мазхабу Малики. Если никто из близких не помогает совершить омовение, то только тогда делает таяммум.

Вопрос: У меня будет операция на шее, жесты делать не смогу. Что мне делать?

Ответ: У вас туловище здоровое и вы можете присесть на пол. Для руку легкий поклон, для суджуда сделайте поклон побольше, здесь не так важно что вы не сможете шевелить шеей.когда будете давать салям направо и налево нет необходимости поворачивать голову. Потому что поворачивать направо и налево голову и не фарз и не уаджиб а сунна. Давать (произнести) салям это уаджиб.

Вопрос: Куда ставятся руки когда намаз совершается сидя, руку и суджуд делается жестами?

Ответ: В рукуу руки надо положить на сгиб коленей, для суджуда положить на бедра. В кияме руки складывают. Если руки не распологать таким образом то это навредит намазу.

Вопрос: можно ли сделать Такдим и Тахир перед тем как лечь на операцию?

Ответ: Конечно можно, даже так будет лучше. Следуют мазхабу Ханбали. Если на зубах присутствует пломба то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Если Ханафит, обладающий извинительным состоянием, совершает послеполуденный намаз и наступает время вечернего намаза, то по причине того что нарушилось омовение будет ли действительным его намаз?

Ответ: Будет недействительным. Ему нужно будет восполнить этот намаз. Но если последовать мазхабу Малики, то намаз не будет нарушен.

Вопрос: Если больному который не в состояний совершить омовение не помогает жена, то разрешается ли совершить таяммум?

Ответ: Да.Ни жене ни мужу не является уаджибом делать друг другу омовение. Если они помогают друг-другу то это конечно хорошо. Тот кто не может сам сделать омовение не может найти себе помощника даже за оплату то в таком случае делает таяммум.

Вопрос: Один близкий нам человек, неопределенного пола. Как такой человек совершает намазы, как мужчина или как женщина? Кто моет его перед погребением? Каково положение сменивших пол мужчин?

Ответ: Людей у котоорых есть и мужской и женский половой орган, или нет полового органа называют Хунса (гермафродитом). Если присутсвуют два половых органа, то смотрят из какого органа испражняется и исходя из этого выводят решение. Это положение для еще маленького ребенка. Если с возрастом на теле появляется растительность, появляется поллюция, то считается мужчиной. Если растет грудь и появляются другие женские признаки, то женщиной.

Если нет никаких признаков или все признаки одинаково и мужские и женские, то такого человека называют Хунса-и мушкиль. Берется во внимание что такой человек женщина, и действуют с предосторожностью. Намаз читает как женщина, и в случае смерти лучше будет одеть ее в женский саван. Хоронят сделав над телом таяммум.

Если сделают операцию по смене пола предположив что женщина и в конце выяснится что мужчина, то человек будет мужчиной. Если прооперируют предположив что мужчина и выяснится что женщина, то человек будет считаться женщиной. Но если родившийся мужчиной сменит пол, то никогда не будет считаться мужчиной. (Хидайа. Дюрар. Хиндийа)

Вопрос: Болят колени. Не могу сидеть поджав под себя ноги. Могу стоять, но во время суджуда не могу согнуть колени и поэтому протягиваю ноги назад. Вредит ли это намазу?

Ответ: В этом ничего такого нет. Тот кто может сделать суджуд и может стоять на ногах обязан совершать намаз на ногах. Можете опереться на что-нибудь. Поставьте рядом табурет или стул в качестве опоры. Садитесь как вам удобно. Человек который может стоять не может совершать намаз сидя. Но если и вправду очень болит когда стоите на ногах, то намаз начинаете стоя, а остальные ракааты можете сделать сидя.

Вопрос: Могу ли при болезни совершить намаз с таяммумом чтобы не будить жену?

Ответ: Да.

Вопрос: Мне очень трудно и тяжело надевать протез на ноги. А без протеза не могу стоять на ногах. Могу ли совершать намаз сидя?

Ответ: Из-за того что тяжело и трудно, можно.

Вопрос: Должен ли тот кто не может делать суджуд, тогда когда совершает намаз жестами, делать ифтитах такбир стоя?

Ответ: Нет, тот кто не может делать суджуд не встает.

Вопрос: Тот кто не может встать если сел, делает намаз сидя?

Ответ: Если когда садится можеь сделать суджуд, то стоя произносит такбир, остается на ногах сколько может и затем совершает намаз сидя.

Вопрос: У меня на правой брови рана которая во время суджуда начинает кровоточить. Могу ли делать суджуд прислонив только левую сторону лба или приложить только нос?

Ответ: Да можно.

Вопрос: Если к окончанию действия наркоза время намаза выходит то что нужно делать?

Ответ: Объединяются два намаза.

Ответ: Если исходит опасность от врага, зверя, или не не может встать из-за болезни, или все вокруг в грязи и не найти сухого клочка земли то намаз делают жестами. Перечитывать такой намаз не нужно. (Халеби)

Вопрос: Как совершает намаз больной шизофренией?

Ответ: Если у больного нет устойчивого неадекватного поведения то совершает намазы когда нет приступов. Если будут пропущенные намазы то делает каза.

Вопрос: Обязателен (фарз) ли намаз не имеющего обе руки, обе ноги?

Ответ: Да обязателен. Каждый делает поклонения насколько ему хватает сил. Тот кто не может стоять, делает намаз сидя, кто не может сидеть делает намаз жестами. Если не может сделать омовение, делает таяммум.

Вопрос: Как делает намаз тот у кого один или несколько узров (извинительных состояний)?

Ответ: Ему лучше будет следовать мазхабу Малики. Потому что по Малики, если не возникли причины нарущающие омовения, появление узра (уважительная причина) не нарушает омовение. По Малики, что стать обладателем такого состояния, достаточно если один раз появится то что нарушает омовение. Непрерывное появление в течений времени одного намаза, здесь не является обязательным. Тот у кого не держиться моча или газы, перед или во время намаза, т.е. люди которые не могут удержать выход мочи или газов, или же из раны пойдет кровь или гной, будет кровоточит геморрой или же какое-либо другое место, чтобы его омовение не портилось, следует мазхабу Малики. (М. Арбаа)

Вопрос: С наступением времени намаза, если порежется палец или другое место и кровь не остановится в промежуток времени одного обязательного намаза, то в таком состояний можно отложить совершение намаза до времени окончания намаза. А если такое случится с наступлением времени ночного намаза, то нужно ли ждать остановки крови до времени наступления имсак совершения ночного намаза и намаза?

Ответ: Да. Но если следовать Малики то можно сделать намаз сразу и не ждать до утра.

Вопрос: Какое количество крови нарушает омовение? Нарушает ли если плевок больше чем наполовину окрашен кровью?

Ответ: У того кто следует мазхабу Малики любое количество крови из раны или из-за болезни изо рта не нарушает омовение. А по мазхабу Ханафи, если при вытираний зубов рукой в руке остается кровь, то нарушается из-за того что вышла кровь, но кровь при надкусываний яблока или кровь на мисуаке не нарушает. Если в выплюнотом плевке кровью окрашена меньшая часть плевка, то не нарушается.

Вопрос: Один человек недавно начал совершать намаз. При каждом намазе его беспокоят газы. Он чувствует что выходят газы. Такое состояние возникает только когда стоит на намазе. Это вынуждает его по несколько раз делать омовение. Что ему делать?

Ответ: На этот счет есть несколько хадисов. Это проделки шайтана. Дует на задний проход и подвергает человека сомнениям. И поэтому наш любимый пророк сказал: «Пока не было слышно звука и запаха, омовение не портиться.» Т.е. это наущение шайтана и обращать внимание на это не нужно. Если омовение и вправду нарушается то следует мазхабу Малики. По Малики, газы которые вышли не по своей воле не нарушают омовение.

Вопрос: Может ли женщина из-за выдлений которая появилась на один день следовать мазхабу Малики?

Ответ: Да.

Вопрос: На завтра мне назначена операция для лечения гайморита. В нос вставят тампон. Что мне делать при омовений, при намазе? Заранее спасибо.

Ответ: Мыть носовую полость при омовений не является фарзом. Т.е. тут нет никаких проблем. Пока вы проснетесь от наркоза может выйти время намаза. В таком случае вы можете объединить два намаза следуя мазхабу Ханбали. Например если операция назначена к полудню, то аср можете прочитать с полуденным намазом. Если операция пройдет утром и вы можете пропустить полуденный намаз, то прочитаете полуденный с асром. Если операция пройдет после времени аср, то магриб прочитаете во время ночного намаза. Постарайтесь прочитать оба намаз одновременно. Если вы следуете Малики, то объединяете намазы по Малики а не по Ханбали. Во время болезни, по Малики можно объединять намазы.

Вопрос: Спрашивает один мой друг: Хочу сделать омовение но с надрезов на лице не перестает идти кровь. Можно ли в таком случае взять омовение по мазхабу Малики?

Ответ: Да можно. Но закрыть раны пластырем будет еще лучше. Если не будет крови и не нужно будет делать омовение по Малики, если идет кровь то следуют мазхабу Малики.

Вопрос: Сегодня до полудня у меня был вырван зуб. После этого кровь не остановилась. Чтобы не пропустить полуденный намаз я следовал мазхабу Малики чтобы не пропустить намаз. Но кровь не остановилась до сих пор. Должен ли я возместить этот полуденный намаз?

Ответ: У вас даже не было нарушено омовение. С этим омовением вы можете сделать намаз аср и магриб. Если конечно не было еще какой-либо причины нарушающей омовение. Появление крови в Малики не нарушает омовение и нет нужды восстанавливать намаз.

Вопрос: Если от холода потрескаются губы или руки, то нарушается ли омовение у того кто последовал мазхабу Малики?

Ответ: Нет не нарушается. Естественные причины не нарушают. Нарушает если причина была от чьего-либо воздействия.

Вопрос: Если больной которого постоянно рвет будет следовать мазхабу Малики, то его омовение не будет нарушаться?

Ответ: Да.

Вопрос: Мне сделали операцию где вскрыли жтивот и повесили снаружи мешок с которой иногда капает наджаса (нечистота). Можно ли мне следовать мазхабу Малики?

Ответ: Да.

НАМАЗ В БОЛЬНИЦЕ

Вопрос: Если кровать тяжело больного в больнице расположена неудобно по отношению к Кибле, то как ему нужно совершать намазы?

Ответ: Если Кибла справа, делает намаз повернувшись на правй бок, если слева, то поворачивается на левый бок. Если Кибла в ногах, то под голову подкладывается подушка чтобы лицо смотрело на Киблу. Если Кибла со стороны головы, то голову нужно повернуть к Кибле насколько это возможно. Намаз предпочтительнее читать на правом боку чем на левом. Лучше если намаз бьудет седалн лежа на спине и жестами чем лежа на правом боку.

НАМАЗ БЕРЕМЕННОЙ

Ответ: Если в намазе ей трудно вставать то может поставить рядом стул и моежь делать намаз оперевшись на него. Если и так не может стоять то может читать сидя. Если во время сидения не может делать суджуд то может делать жестами. Т.е. для рукуу немного наклонить тело, для суджуда сделать наклон побольше.

ОДНОРУКИЕ

Вопрос: Как держит руки в намазе тот у кого нет одной руки?

Ответ: Также как имеющий обе руки. Руки ставит под пупком.

НАМАЗ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Вопрос: Если врачи говорят беременной «Не двигайся потеряешь ребенка, вам все время нужно лежать», то может ли она чтобы не потерять ребенка делать намазы сидя и с таяммумом?

Ответ: Да, может.

ЧИТАЯ НАМАЗ СИДЯ

Вопрос: Может ли протянут ноги к Кибле тот кто не может стоять в намазе, но может сидеть подложив ноги под себя, сесть скрестив ноги?

Ответ: Ноги к Ки бле может вытянуть тот кто не может согнуть колени. Если колени сгибаются то нужно сесть поджав их под себя. Вытягивать ноги к Кибле имея при этом возможность подогнуть их под себя или скрестить является макрухом. Если может сидеть подогнув под себя колени то должен делать суджуд. Если не может делать суджуд то делает их жестами.

ЕСЛИ ПРОТИРАНИЕ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ

Вопрос: Если Ханафиту или тому кто следует Малики может навреддить протирание головы, может усилить болезнь то можно ли отказаться от протирания?

Ответ: По Шафии если протереть самую малую часть головы, например даже если протереть одним пальцем то считается фарз выполненным. Если надежные и хорошие специалисты врачи сказали что протирание головы может навредить, то можно следуя мазхабу Шафии протереть небольшую часть головы.

Вопрос: Если при намазе стоя происходит неудержание мочи, газов, или начинает кровточить рана, а при намазе сидя такого не происходит то намаз нужно делать сидя?

Ответ: Да, если при чтений сидя такого не происходит, то намаз нужно делать сидя и жестами. Потому что является уаджибом остановить выделения пластырем, бинтом, лекарствами или другими способами. (Саадати Абадийа)

Если это помогает при таких ситуациях, то делать намаз сидя и жестами чем делать стоя но с непрекращающимися выделениями.

Если выделения происходят только во время суджуда то суджуд не делают. Если происходит во время кияма, то отвергают киям (стояние во время намаза), и делают намаз сидя и жестами, чтобы не было выделений. Если во время выделения следовать мазхабу Малики то такая уважительная причина не нарушает омовение. В таком случае нет необходимости совершать намаз жестами. В таких случаях будет лучше следовать мазхабу Малики.

НАМАЗ ЖЕСТАМИ

Вопрос: Можно ли делать пропущенные в здоровое время намазы во время болезни с таяммумами или же жестами?

Ответ: Да, разрешено. Псоле выздоровления восстанавливать эти намазы не нужно. (Дюрар. Маджмуаи Зухдийа)

Вопрос: Когда делают намаз сидя, жестами и за имамом, то ноги сидящего заходят за ноги имама. Будет ли в таком случае намаз действительным?

Ответ: При коллективном намазе придают значение как находятся ноги. Если пятки находятся впереди пяток имама то намаз окажется недействительным. Но в случае когда намаз совершают жестами не так. В этом случае обращают внимание не на расположение пяток а расположение головы. Если голова совершающего намаз жестами находится на одном уровне с головой имама, и ноги будут находиться впереди ного имама, намаз будет действительным.

ПРО ТЕХ КТО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ СУДЖУД

Вопрос: Как делает намаз человек который может стоять не может сделать суджуд?

Ответ: Если больньной не может сделать суджуд даже если может стоять, то делает намаз сидя, жестами. Можно делать стоя и жестами. Делать намаз сидя и жестами лучше чем стоя и жестами. (Мультака - Маджмуаи Зухдийа)

НАМАЗ ЖЕСТАМИ

Вопрос: Больной который не може сделать суджуд поставив голову на пол, совершая намаз жестами куда должен ставить руки?

Ответ: В первую очередь складывает руки ниже пупка. Когда наклоняется для рукуу ставит руки на бедра. Для суджуда наклоняется немного больше. Руки ставит немного дальше чем на рукуу. Если руки не поставит таким образом, намаз окажется недействительным. Если будет ставить таким образом чтобы было понятно в рукуу, суджуде или ташаххуде, и ему самому и другим будет легко понять в каком положений он сейчас находится.

НАМАЗ СИДЯ

Вопрос: Беременная на последних месяцах в намазе может делат суджуд, но встает на ноги с трудом. Можно ли ей совершать намаз сидя?

Ответ: Если беременной или больному человеку очень трудно вставать то справа или слева ставят стул и встают опираясь на него. Если трудно вставать таким образом то делают намаз сидя. Судя по тому что может сделать суджуд намаз может начать стоя. Если не может сделать суджуд, начинает намаз не стоя а сидя. Тот кто может сделать суджуд, намаз должен начинать стоя.