Смилуется над ним аллах. Биография Имама аль-Барбахари (да смилуется над ним Аллах) Русский

Вся хвала одному Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Молодежь!

Моя проповедь будет посвящена важности стремления к полезным знаниям. С самого начала, позвольте рассказать вам удивительную историю об одном человеке, которого возвысил Творец на высокие ступени Своей милости и почета. Эта история о том, как благодаря терпению в учебе Аллах ставит человека выше правителей и вершителей мира:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

Всем известно, что людей, видевших пророка Мухаммада ﷺ, принявших ислам и умерших мусульманами принято назвать «сахабами» - сподвижниками. Те же, кто не смог увидеть Посланника ﷺ, но встретил сподвижника и умер верующим, называют «табиинами». Представьте следующую ситуацию: в одной мекканской семье вольноотпущенных родился темнокожий мальчик по имени Ата ибн Абу Рабах (да смилуется над ним Аллах). С рождения он был больным, слабым и маленького роста. Ата выделялся от остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе, а на его спине возвышался горб. Когда он немного подрос то его хозяйка из числа знатных мекканских женщин поручала принести дрова, отнести какие либо вещи. Из-за особенности физиологического строения и инвалидности Ата оказался непригодным для работы - дрова вываливались из тонких рук. При этом, с раннего детства, несчастный мальчик начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Запретной мечети "Аль-Харам". Среди них были ученые как Ибн Аббас и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) - знатоки мусульманского права и виднейшие толкователи Досточтимого Корана.

Как полагают многие знатоки ислама, Ата преуспел благодаря отношению к времени. Он никогда впустую не тратил ни одной минуты и тот факт, что Ата разделял свой день на три части, свидетельствует о его целеустремленности и мудрости. Первую часть дня мальчик посвящал госпоже в роли прислуги. Нужно было ходить на рынок, выполнять ее поручения, покупать продукты, готовить еду. Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху - в намазах и согласно преданиям, каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течении жизни совершил хадж 70 раз. В остальное оставшееся время он всецело углублялся учебе. Госпожа видела искренность мальчика и однажды сказала: Ата все равно не пригоден для тяжёлой работы, так пусть он занимается тем, что любит (т.е. учебой). Женщина даровала мальчику свободу, и тот с небольшим матрасом на руках направился в сторону Заповедной мечети. И как описывают праведники того периода, Ата в течение следующих двадцати лет получал знания, не покидая стены мечети. Он учился у Аишы - матери правоверных, Абу Хурайры, Ум Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен всеми ими Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провел детство и юношеский период. Каков итог и каковы плоды столь сильного стремления к знаниям? Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) начал оставлять его вместо себя, и Ата сам превратился в крупнейшего ученого, правоведа, хадисоведа и был назначен муфтием Мекки. Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулось на нем. В дальнейшем, под его руководством обучался имам Абу Ханифа, аль-Аузаи, ал-Лайс и другие.

Имам Абу Ханифа ан-Нугман как то рассказывал:

«В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня… Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама, я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллах на прямой путь… О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону киблы. Он кивнул мне, делая знак повернуться в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую». И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он сказал: «Соверши молитву в два рак‘ата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два рак‘ата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллах… Я видел, как Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же».

Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обеими Аллах) совершал паломничество и вокруг него собрались сотни людей, чтобы задать вопросы, связанные с хаджем. Он тогда произнес им:

«Вы меня удивляете, о жители Мекки… Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас - Ата ибн Абу Рабах?»

Вдумайтесь, невольник, инвалид с детства, лишенный силы и здоровья благодаря знаниям превратился в некое светило. Многие халифы его периода приходили к нему и ждали часами, чтобы получить ответ на один вопрос. Так халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик был вынужден дожидаться пока Ата завершит совершение намаза. Халиф сказал своему сыну: «Приобретайте знание, сыновья мои. Поистине, знание возносит скромного, заставляет пробудиться ленивого и нерадивого и поднимает невольников до уровня царей».

Ата ибн Абу Рабах в конце жизни странствовал по крупным городам мусульманского мира. Его выделяла чрезмерная скромность и аскетизм. Он никогда не одевался в роскошные одеяния. Стоимость платья или рубашки которую он носил оценивалась в пять дирхемов - мизерную цену. Как ни удивительно, могущественные правители того периода - халифы - прислушивались к его словам и никогда не отказывали в просьбах. Когда прислуга правителей приносила Ата подарки, то он отказывался их брать и говорил:

«“Ни за что…” И прочитал: “Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров”». Один из очевидцев побывавший у халифа рядом с Ата поведал: «Клянусь Аллахом, он (Ата ибн Абу Рабах) вошёл к халифу и вышел от него, не выпив и капли воды!»

Завершая проповедь, призываю всех нас задуматься над удивительной историей о праведнике, которого Аллах возвысил благодаря его стремлению к знаниям. Всевышний сохранил его имя в истории в качестве назидания и доброго примера.

В школах и вузах начинаются летние каникулы. Я рекомендую всем, в особенности молодежи, не тратить время впустую. Учеба никогда не должна останавливаться. В конце концов мы не должны учиться ради галочек. Учитесь ради довольства Аллаха. Нам нужны хорошие имамы, специалисты, инженеры и врачи.

Ата ибн Абу Рабах, лишенный здоровья и внешних данных, смог достичь высоких успехов, так что нам мешает стать образованными и полезными людьми?

Пусть Всевышний дарует всем терпенья и целеустремленности в учебе и во всех добрых намерениях! Да наградит Аллах праведника Ата благоуханным Раем!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов


Краткая биография Имама аль-Барбахари

(да смилуется над ним Аллах )
[Русский ]

ﺗﺮ ة ﻟﻺﻣﺎم أ ﻤﺪ ﺣﺴﻦ ﺑﻦ اﻟ ﱪﲠ ﺎري
] ﺑﺎﻟﻠﻐﺔ اﻟﺮوﺳﻴﺔ [

Проверка: Абу Абдурахман Дагестани
ﻣﺮاﺟﻌﺔ : أﺑﻮ ﻋﺒﺪ اﻟﺮ اﻟﺪاﻏﺴﺘﺎ

Офис по содействию в призыве и просвещении этнических меньшинств в районе Рабва г. Эр-Рияд
اﳌﻜﺘﺐ اﻟﺘﻌﺎو ﻟﻠﺪﻋﻮة وﺗﻮﻋﻴﺔ ا ﺎﻟﻴﺎت ﺑﺎﻟﺮﺑﻮة ﺑﻤﺪﻳﻨﺔ اﻟﺮﻳﺎض

1429 - 2008


ﻢﻴﺣﺮﻟﺍ ﻦﲪﺮﻟﺍ ﷲﺍ ﻢﺴﺑ
Имам Абу Мухаммад аль-Хасан Ибн Али аль-Барбахари
(...-умер в 329 x.)

Его имя , “кунья и происхождение :
Он - Имам , пример , Муджахид , Шейх ханбалитских учёных и величайший среди них в своё время : Абу Мухаммад аль -Хасан Ибн Али аль -Барбахари - приписывается к барбахару , что есть лекарство привозимое из Индии .
Место его рождения и ранние годы :
Доступные источники не упоминают что -либо об его рождении или о ранних летах , но , видимо , он был рождён и вырос в Багдаде . Это ясно из его славы среди горожан Багдада , не говоря уже об учёных . Более того , аль -Барбахари был знаком с группой сподвижников Имама Ахль -ас - Сунна ва аль -Джамаа Ахмада ибн Ханбаля , да смилуется над ним Аллах . Он учился у них , и большинство их вышло из Багдада , как будет разъяснено . Это показывает , что он вырос в среде знания и приверженности Сунны . Это прямо повлияло на его личность .
Его учителя и его поиск знания :
Аль -Барбахари был выдающимся в поиске знания и затратил большие усилия для овладения им . Он приобретал знания у группы главных учеников Имама Ахмада Ибн Ханбаля , но , к сожалению , из сохранившихся источников нам известны только два имени из них , это :


    Ахмад Ибн Мухаммад Ибнуль -Хаджадж Ибн Абдиль -Азиз Абу Бакр аль -Марвази : примерный имам , учёный и мухаддис , ученик имама Ахмада . Он умер 6-го джумада -уля в год 275 Х .

    Сахль Ибн Абдулла Ибн Юнус ат -Тустари , Абу Мухаммад : имам , аскет , известный своим отказом от этого мира . Многие мудрые изречения передавались от него и также многие яркие подвиги . Он умер в месяц мухаррам в 238 г .Х , в возрасте около восьмидесяти .

Его знания и похвалы учёных о нём :
Имам аль -Барбахари , да смилуется над ним Аллах , был авторитетным и внушающим уважение имамом , который высказывал правду и призывал к сунне , и к следованию достоверным хадисам . Он был также известным и уважаемым у правителей . В его собраниях проводились кружки по изучению хадисов , передач и фикха . Они посещались многими учёными по хадисам и фикху .

Учёный , Абу Абдулла сказал : "Если вы увидите жителя Багдада , который любит Абуль -Хасана Ибн Башшара и Абу Мухаммада аль -Барбахари , то знайте , что он человек Сунны ".
Его высокое положение показано в словах его ученика Ибн Батты , да смилуется над ним Аллах : " Я слышал , как он (имея в виду аль -Барбахари ) сказал в то время , когда людям не давали отправиться в хаджж : "О люди ! Если кто - то из вас нуждается в помощи в размере ста тысяч динаров и ста тысяч динаров и ста тысяч динаров , умноженных на пять раз - то я помогу ему ". Ибн Батта сказал : "Если бы он захотел , люди бы дали ему это ".
Что касается похвальных отзывов о нём учёных , то об этом много передавалось : Ибн Аби Яъла сказал : "Шейх общины своего времени и опередивший среди них в порицании людей нововведения и в противодействии им своей рукой и языком . И он был известным среди правителей и выдающимся среди учёных . И он был одним из мудрых учёных , крупным и точным запоминателем священных текстов и одним из надёжных верующих ".
Аз -Захаби сказал в аль -Ибаре : "…примерный учёный , шейх ханбалитов в Ираке в речах , действии и отстаивании законного . У него была большая известность и непререкаемый авторитет ".
Ибн аль -Джавзи сказал : "…Он собрал знания и отрёкся от этого мира (зухд ) и был грозен для людей нововведения ".
Ибн Касир сказал : "Аскет , человек знания , ханбалитский учёный , проповедник - и был он суров с людьми нововведения и греха . К нему было огромное уважение , и был он почитаем знатью и простым людом ".
Его благочестие и аскетизм :
Имам аль -Барбахари был известен за оба этих качества : Это видно из слов Абль -Хасана Ибн Башшара : "Аль -Барбахари раздал семьдесят тысяч динаров , которые он унаследовал от своего отца ". Ибн Аби Яъла сказал : "Аль -Барбахари рьяно боролся и отстаивал свою религию неоднократно ".
Его позиция в отношении людей нововведения :
Имам аль -Барбахари , да смилуется над ним Аллах , был очень жёсток с людьми нововведений и еретических сект , противодействуя им своим языком и своей рукой , в то же время , следуя пути Ахль -ас -Сунна валь -Джамаа , относительно обращения с людьми нововведений и ереси . Он страстно желал , чтобы эта религия оставалась чистой и свободной от всего того , что люди нововведений и ереси старались примешать к ней , будь то вероубеждения джахмитов , муътазилитов , ашаритов , суфиев , или шиитов и рафидитов .
Он раскрыл методы , применявшиеся людьми еретических сект для того , чтобы узаконить свои нововведения , и предостерёг нас от впадения в их пути и методы . Он оставил для нас обширные и ясные описания людей ереси и нововведения . Они позволяют вам как будто воочию видеть их .
Вкратце , его позиция по отношению к людям еретических сект и нововведений была явно враждебной и жёсткой из -за его обеспокоенности и любви к Сунне , и из -за попыток каждого еретика -новатора , нападать на неё . Его позиция по праву показывает

прекрасный пример позиции имамов Ахль -ас -Сунна ва аль -Джамаа по отношению к людям нововведений , ереси и заблуждения .
Его ученики :
Большое количество учеников училось у этого имама и получило от него пользу , ибо он был примером , как в своем слове , так и в поступке . И из этих учеников : 1. Примерный имам и ученый , Абу Абдулла Ибн Убайдулла Ибн Мухаммад аль -Укбари , широко известный как Ибн Батта , который умер в 387 г .Х .


    Примерный имам , известный своими мудрыми изречениями , Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Исмаил аль -Багдади , Абуль -Хусайн Ибн Самун , проповедник , известный своими поступками и условиями . Он умер в середине зуль -каъда в 387 г . Х .

    Ахмад Ибн Камил Ибн Халф Ибн Шаджара , Абу Бакр передатчик этой книги от ее автора .


    Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Усман , Абу Бакр , о котором аль -Катиб аль -Багдади (рахимахуллах ) сказал : "Дошло до меня , что он вел жизнь аскета и был благим , кроме того , что он передал некоторые вещи , которые были слабыми и не имели основания ".

Взгляд на его слова и поэзию :
Абу Абдулла Ибн Батта (рахимахуллах ) сказал : "Я слышал , как Абу Мухаммад аль -Барбахари сказал : "Заседание для того , чтобы искренне посоветовать открывает дверь пользы , и заседание для того , чтобы поспорить закрывает дверь пользы ". И он сказал : "Люди пребывают в постоянном обмане ". Из его поэзии :
"Кто довольствуется тем, что ему достаточно - начинает быть богатым и следует в следующем по верному пути:
как прекрасно качество, созданное Аллахом - довольствование малым, как много смиренных оно возносило к величию, Душа отрока чувствует себя сжатой, если она бедна,
но если он стойко пойдет по пути зависимости от своего Господа, ему, поистине, будет дано облегчение и достаток".
Его испытания и смерть :
Имам аль -Барбахари (да смилуется над ним Аллах ) стал известен и снискал огромное уважение среди простого люда и знати , и имел положение в глазах правителей . Однако
его враги среди людей еретических сект и нововведений не прекращали свои попытки настроить правителей против него и вызвать гнев в их сердцах против него . Вплоть до того , что в 321 г . Х . халиф аль -Кахир приказал своему министру Ибн Мукле арестовать аль -Барбахари и его учеников . Аль - Барбахари скрылся , хотя группа его близких учеников была схвачена и отправлена в Басру . Аллах , Всевышний наказал Ибн Муклу за это деяние вызвав гнев у аль -Кахира Билляха , недовольного Ибн Муклей . Так , что Ибн Мукла бежал и был смещён со своего поста , а его дом был сожжён . Затем сам аль -Кахир Биллях был заключен в тюрьму 6-го джумадал -ахира , 322 г .Х . Он был лишен своего положения и ослеплен на оба глаза . Затем Аллах , Всевышний , даровал аль -Барбахари возвращение к своему месту почёта .

Когда Абу Абдулла Ибн Арафа , более известный как Нифтавай , умер , его похороны посетили многие видные люди и ученые , и процессию вел аль -Барбахари и это случилось в сафаре 323 г .Х ..
В этом же году авторитет аль -Барбахари значительно укрепился , и его слова имели большой вес , и его студенты стали знаменитыми и разошлись среди людей , осуждая нововведения . Это достигло такой степени , что однажды , когда аль -Барбахари находясь в западной части города , чихнул , его ученики ответили ему , и их было столь много , что халиф услышал их шум в своих покоях , и он спросил о том , что случилось . И когда ему сообщили , он испугался .
Еретики не оставляли своих попыток склонить сердце халифа ар -Ради против аль -Барбахари . Вплоть до того , что халиф ар - Ради дал приказ Бадру аль -Хараси , начальнику своей стражи , отправится гонцом в Багдад и объявить на людях , чтобы не было позволено встречаться вместе любым двум ученикам аль -Барбахари . Опять же он скрылся , тайно переехав из западной части города , где он ранее обосновался , в восточную часть города . Он умер в таком состоянии в 329 г . Х . Ибн Аби Яъла сказал : "Мухаммад Ибн аль -Хасан аль -Мукри передал мне , говоря : Мой дед и моя бабушка рассказали мне , что :
"Абу Мухаммад аль -Барбахари был спрятан сестрой Тузун в восточной части города в переулке общественной бани он был там на протяжении месяца , затем его кровь перестала течь по жилам . Когда аль -Барбахари умер , всё еще , будучи спрятанным , сестра Тузун сказала своему слуге : "Найди кого -нибудь , чтобы обмыть его ". Так , пришёл один человек обмыть его , и дверь была на замке , чтобы никто не узнал . Он же один помолился над ним , но когда женщина -владелица дома заглянула в комнату , она увидела , что она полна людьми в белых и зеленых одеждах . Когда он завершил заупокойную молитву , она больше не увидела никого , и она позвала своего слугу и сказала : "Ты погубил меня и моего брата !". И он сказал : "Разве ты не видела то , что видел я ?". Она ответил : "Да ". Он сказал : "Вот ключи от двери и она до сих пор заперта ". Она сказала : "Похорони его в моём доме , и когда я умру , похорони меня вместе с ним ".
Да помилует Аллах Имама аль -Барбахари и воздаст ему великой наградой . Он был имамом по истине , примером , познавшим Аллаха , и последователем сунны , и обнажённым мечом против людей нововведения и ереси .

Что касается имама [Мухаммада ибн Идриса] аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, то о том, что он был очень набожным, свидетельствует рассказ, где сообщается, что он делил ночь на три части, отводя одну треть для изучения знаний, одну треть - для совершения обрядов поклонения [Богу] и одну треть - для сна. Ар-Раби‘ говорил: «Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, полностью прочитывал Коран в месяце Рамадан шестьдесят раз, и все это - в молитве (салят)». А аль-Бувайти аль-Мисри, один из его учеников, полностью прочитывал Коран по одному разу ежедневно в месяце Рамадан. Аль-Хусайн аль-Карабиси поведал: «Я провел с аш-Шафи‘и [в ночных бдениях] не одну ночь, он исполнял молитвы (салат) в течение примерно трети ночи, и я не видел, чтобы он читал [в каждой молитве] свыше пятидесяти [аятов], а если увеличивал, то до ста аятов. он не пропускал ни один аят о милости, не прося у Аллаха милости для себя и всех уверовавших [в Аллаха], и не пропускал ни один аят о мучениях, не прося спасения для себя и [всех] верующих, словно для него объединились вместе и надежда и страх». Посмотри же, как свидетельствует его ограничение пятьюдесятью аятами [в молитве] о его глубоком знании тайн Корана и его пытливом размышлении об их [значениях]. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я не наедался досыта с шестнадцати лет, потому что сытость отягощает тело, делает сердце черствым, сводит на нет проницательность, навлекает сон и делает человека слабым в поклонении [Аллаху]». Обрати внимание на его мудрость в упоминании бедствия от сытости, а затем на его усердие в поклонении [Аллаху], поскольку он оставил сытость ради него (поклонения Богу), а основа поклонения Богу - ограничение в еде. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я никогда не клялся Аллахом - ни искренней, ни ложной [клятвой]». Посмотри на его святость и его почитание Всевышнего Аллаха, это указывает на его знание о величии Аллаха.

У аш-Шафи‘и да смилуется над ним Аллах, спросили о сути какого-то вопроса, а он промолчал. Его спросили: «Разве ты не ответишь, да смилуется над тобой Аллах?» А он ответил: «[Нет], пока не выясню, в чем польза - в моем молчании или в моем ответе». Посмотри, как он следил за своим языком, хотя [язык] - это самый сильный орган, властвующий над факихами, и самый не подчиняющийся дисциплине и ограничению. И из этого становится ясно, что он говорил и воздерживался от речи только для того, чтобы добиться милости и награды от Всевышнего Аллаха. Ахмад ибн Яхья ибн аль-Вазир рассказывал: «однажды аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, выходил из рынка Сук аль-Канадиль (рынок ламп), а мы следовали за ним. мы [наткнулись] на человека, который поносил ученого мужа. Аш-Шафи‘и обернулся к нам и приказал: «Сохраняйте в чистоте свой слух от этих непристойностей так же, как вы блюдете в чистоте свои языки, оберегаясь от их произнесения! Воистину, слушающий - соучастник говорящего, и если скверный человек увидит самую отвратительную вещь в своем сердце, то он постарается выплеснуть ее в ваши сердца. Если бы сказанное сквернословом было отброшено ему обратно, то отразивший это слово обрадовался бы, как и огорчился бы произнесший его!» Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах рассказывал: «один мудрец написал другому следующее: “Тебе даровано знание, не оскверни же его мраком прегрешений, не то пребудешь в кромешной тьме в Судный день, когда обладатели знания устремятся [в Рай], освещая себе [путь] светом своих знаний!”».

Что касается его «отрешения от мирского» (зухд), то он (аш-Шафи‘и), да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто утверждает, что он соединил в своем сердце любовь к земному миру с любовью к его Творцу, тот лжет». Аль- Хамиди [аль-Макки] рассказал: «Вышел аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, [из Багдада, держа путь] в Йемен с несколькими чиновниками, и направился в Мекку с десятью тысячами дирхемов при себе. Для него разбили палатку за пределами Мекки, куда к нему стали приходить люди. И он не покидал это свое место до тех пор, пока не раздал все деньги». Однажды он вышел из бани и дал банщику много денег. Как-то раз из руки его выпал кнут, и когда какой-то человек поднял и отдал его ему, то он дал ему в награду пятьдесят динаров. И щедрость аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, слишком известна, чтобы можно было рассказать о ней все. Основа «отрешения от мирского» и непритязательности - щедрость, потому что тот, кто любит что-нибудь, держится за это и не расстается с ним. А [легко] расстается с богатством только тот, в чьих глазах бренный мир стал ничтожным, а в этом и заключается смысл «отрешения от мирского».

На необычайную степень его «отрешения от мирского» и на то, что он испытывал сильный страх перед Всевышним Аллахом и прилагал все свое старание ради будущей жизни, указывает рассказ, где сообщается, что Суфьян ибн ‘Уяйна привел предание (хадис), смягчающее сердце, и аш-Шафи‘и упал в обморок. [Суфьяну] сказали: «Видно, он умер». А он молвил: «Если он умер, то умер самый лучший из людей этого времени». Еще рассказывают, что ‘Абдаллах ибн Мухаммад аль-Балави говорил: «мы сидели, я и ‘Умар ибн Наббата, вспоминая праведных рабов Божьих и «отрешенных от мирского» (зуххад), и ‘Умар сказал мне: “Я не видел никого набожнее и красноречивее Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи ‘и да смилуется над ним Аллах. [Однажды] мы - я, он и [Абу ‘Али] аль-Харис ибн Асад [аль-мухасиби] - направились к холму ас-Сафа. Аль-Харис [тогда] был учеником ас-Салиха аль-Мури. Он начал [вслух] читать (Коран), а у него был хороший голос, и прочел [нам] следующий аят:

نورذتعيف مهل نذؤي لو  نوقطني ل موي اذه

«Это - день, в котором не говорят. И не будет дано позволения, чтобы им оправдаться» (Коран 77:35 - 36).

И я увидел, как аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, изменился в лице, содрогнулся, пришел в страшное волнение и упал, лишившись чувств, а когда пришел в себя, то стал говорить: «Я оберегаюсь Тобой, о Боже, от положения лжецов и супротивности небрежных к Тебе! О, Аллах, Тебе покорились сердца знающих (‘арифун) [Бога] и склонились униженно перед Тобой шеи томящихся [по Тебе]! Господи, одари меня щедростью Твоей, укрой меня покровом Твоим и прости мою нерадивость благородством Твоим!» [‘Умар] продолжил: «Потом он встал и пошел, и мы покинули [вслед за ним Мекку]». А когда я прибыл в Багдад, а он (аш-Шафи‘и) тогда был в Ираке, я вышел на берег [реки Тигр] и присел там, совершая омовение для молитвы (салят); и вдруг сзади меня прошел кто-то и сказал мне: “Эй, юноша, соверши омовение как можно лучше, и Аллах проявит к тебе Свое добро на этом и том свете!” Я повернулся назад и увидел человека, за которым следовала толпа. Я поспешил закончить омовение и также последовал за ним. он повернулся ко мне и спросил меня: “Тебе что-то нужно?” Я ответил: “Да, научи меня чему-нибудь из того, чему научил тебя Аллах”. он мне сказал: “Знай, что кто искренен с Аллахом, тот спасется [от Ада], кто боится за свою веру, тот избежит погибели, а у того, кто был «отрешенным от мирского» (неприхотливым) в земной жизни, тот возрадуется, увидев награду Всевышнего Аллаха [в Судный день]. Добавить ли [к этому еще] что-нибудь для тебя?” Я сказал: “Да”. он сказал: “В ком три следующих качества, у того вера совершенна: это тот, кто повелевает делать одобряемое (аль-ма‘руф) [Богом] и сам выполняет это, запрещает осуждаемое (аль-мункар) [Богом] и сам воздерживается от такого и соблюдает границы, установленные Всевышним Аллахом. Добавить ли [к этому еще] что-нибудь для тебя?” Я сказал: “Конечно”. он сказал: “Будь в земной жизни “отрешенным от мирского”, старайся ради будущей жизни, будь искренним с Всевышним Аллахом во всех делах, и ты обретешь спасение с теми, кто спасется”. И он двинулся дальше. Я спросил: “Кто он?” мне сказали: “Это аш-Шафи‘и”». Обрати внимание на его падение в обморок, а затем на его проповедь, как это красноречиво говорит о его «отрешении от мирского» (зухд) и его великом страхе [перед Аллахом]! Такая богобоязненность и «отрешение от мирского» не проявляются иначе, кроме как от Богопознания, ибо он (Аллах) говорит:

ءملعلا هدابع نم هللا شخي انإ

«Ведь боятся Аллаха из Его рабов только знающие» (Коран 35:28).

Аш-Шафи‘и не приобрел богобоязненность и «отрешение от мирского» из знания, содержащегося в книге о способах торговли, при которой товар заказывается с предварительной оплатой (Китаб салам), или в книге об аренде, или в других книгах мусульманского права (фикх); нет, это - из знаний о будущей жизни, извлекаемых из Корана и хадисов, так как мудрость первых (древних) и последних (поздних) заключена в них (в Коране и хадисах).

Что касается его [аш-Шафи‘и] как человека, сведущего в тайнах сердца и знаниях о будущей жизни, то ты узнаешь об этом из мудростей, передаваемых от него. Рассказывают, что его спросили о показухе (рийа’), и он тут же, не задумываясь, ответил: «Показуха - это соблазн, что от прихоти души предстает перед очами сердец ученых, и [тогда] они смотрят на этот [соблазн] порочным взглядом нафса, и дела их расстраиваются». Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если ты опасаешься в своих деяниях самолюбования, то подумай о довольстве Того, у Которого его просишь, о том, какой награды ты жаждешь, какого наказания страшишься, за какое благополучие благодаришь и какое испытание вспоминаешь. И если ты поразмыслишь над одной из этих вещей, то в твоих глазах столь ничтожным покажется твое деяние». Посмотри, каким образом он напомнил о сущности показухи и о способе излечения от самолюбования, ведь они - из величайших бедствий для сердца! Аш-Шафи‘и да смилуется над ним Аллах, говорил: «Кто не оберегает свой нафс, тому не принесет пользы его знание». «Кто покорится Аллаху в соответствии с имеющимися знаниями, тот постигнет их сокровенную суть». «У каждого человека есть любящий его и тот, кто его ненавидит. А когда дело обстоит так, то будь с теми, кто покорен Аллаху». Рассказывают, что ‘Абд аль-Кадир ибн ‘Абд аль-‘Азиз был человеком праведным и богобоязненным, и он не раз обращался к аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, с вопросами о благочестии, а аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, шел ему навстречу из-за его богобоязненности. Однажды он спросил аш-Шафи‘и: «Что лучше: терпеливость [сабр], испытание [михна] или тамкин?» Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Тамкин - степень пророков, обретаемая только после испытания [страданиями]; если раб Божий подвергается испытанию и терпит, если терпеливо переносит его, то достигает степени тамкин. Разве ты не знаешь, как Аллах подверг испытаниям Ибрахима (Авраама) мир ему, а потом одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Мусу (Моисея) мир ему, а потом одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Аййуба (Иова) мир ему, а затем одарил степенью тамкин, подверг испытаниям Сулаймана (Соломона) мир ему, а потом одарил степенью тамкин и даровал ему царство! Тамкин - самая высшая из степеней. Аллах говорит:

ضرلا ف فسويل انكم كلذكو

«И после всех испытаний Я одарил Юсуфа безграничной властью …» (Коран 12:56).

Аййуб (Иов) мир ему, после великого испытания был одарен степенью тамкин. Всевышний говорит:

مهعم مهلثمو هلهأ هانيتآو

«… и даровали Мы ему его семью, [которую Мы умертвили], и еще столько же с ними, по милости от Нас и для напоминания поклоняющимся» (Коран 21:84)

И эти слова аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, указывают на его глубокое знание тайн Корана и его осведомленность о «ступенях» (макамат) пророков и приближенных (аулийа’) Аллаха, идущих по пути познания Всевышнего, и все это [относится] к наукам о будущей жизни.

У аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Когда человек становится [подлинным] ученым?» он ответил: «Если он досконально освоит религиозную науку, обратится к остальным наукам, а [потом] внимательно рассмотрит все то, что упущено им, то тогда он станет ученым, ибо и Галену

сказали: “Ты от одной болезни назначаешь много лекарств одновременно!” А он ответил: “Ведь цель их назначения - одна, они вместе выполняют задачу, успокаивают остроту [болезни], потому что по одиночке [они] губительны”». Этот и другие подобные примеры, коих не счесть, указывают на высоту его степени познания Всевышнего Аллаха и его знаний о будущей жизни.

Что касается намерения аш-Шафи‘и путем знания фикха и научных дискуссий в нем трудиться только ради Аллаха, то на это указывает рассказ о нем, где сообщается, что он говорил: «Я бы хотел, чтобы люди извлекали пользу из этого знания, ничего не приписывая из него мне лично». Смотри же, как он глубоко осознавал губительность знания и жажды с его помощью сделать себе имя, как он очищал сердце от желания привлечь к себе взгляды, оставив в нем лишь намерение [трудиться] единственно только ради Аллаха. Аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Я никогда не дискутировал ни с кем, желая, чтобы оппонент ошибся». «Я никогда не разговаривал ни с кем, кроме как желая, чтобы это принесло ему успех, направило его на верный путь, дало ему помощь и были ему покровительство Всевышнего Аллаха и защита. И ни с кем не вступал в разговор, обращая внимание на то, чтобы Аллах разъяснил истину моим языком или его языком». «Всегда, если я приводил истину и довод кому-нибудь и тот принимал их, то я исполнялся уважением к нему и верой в его любовь к истине, а кто безосновательно оспаривал у меня правоту и назойливо приводил в защиту доводы, тот падал в моих глазах, и я отвергал его». Это и есть те признаки, что указывают на его намерение посредством знания фикха и ученой дискуссии трудиться лишь ради Всевышнего Аллаха. Посмотри же, как люди стали следовать ему только в одном (в усердии и чрезмерности в знании различных отраслей фикха) в противовес всем пяти качествам (набожности, удовлетворенности земной долей, знанию фикха, знанию о будущей жизни и искренности намерений), как затем они не последовали ему также и в этом одном! Поэтому Абу Савр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ни я, ни другие люди не видели человека, подобного аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах!»

Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, так сказал о нем: «Вот уже сорок лет я не совершал ни одной молитвы (салят), в которой бы не просил Аллаха в мольбах-ду‘а благословить аш-Шафи‘и, да смилуется он над ним!» Взгляни же на беспристрастность просившего благословение и на степень того, ради которого призывалось благословение, а [затем] сравни с этим своих современников и им подобных из числа ученых в этот век, ту взаимную ненависть и склоку между ними, и узнаешь об их нерадивости в стремлении следовать тем [пяти] имамам. Из-за многочисленности молитв (ду‘а) [Ахмада ибн Ханбала] его сын спросил: «Каким же человеком был аш-Шафи‘и, что ты просишь за него в каждой молитве?» Ахмад ибн Ханбал ответил ему так: «о сынок, аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, был как солнце для этого мира и благополучие для людей! Взгляни же, есть ли замена [ему] в этих двух вещах?» Ахмад ибн Ханбал, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Никто не прикасался к чернильнице, не будучи обязанным проявить признательность аш-Шафи‘и». Яхья ибн Са‘ид аль-Каттани сказал: «Вот уже сорок лет я не исполнял молитвы (салят), в которой бы я не просил Бога благословить аш-Шафи‘и за все те знания, которые даровал ему Аллах, и содействие в строгом придерживании этих знаний». Позволим себе ограничиться приведением лишь этой небольшой части из его деяний, ведь всех его заслуг не перечислить. Большинство сведений об этих его заслугах мы привели из книги, которую составил шейх Насир ибн Ибрахим аль-Мукаддаси, да смилуется над ним Аллах, о достоинствах и похвальных качествах аш-Шафи‘и, да будет доволен Аллах им и всеми мусульманами!

__________________________________________________________

Ар-Раби‘ ибн Сулейман ибн ‘Абд Аль-Джаббар ибн Камил аль-Муради (род. 174/789) - служил имаму аш-Шафи‘и, оставил много ценных сведений о своем учителе.

Аль-Хусайн ибн ‘Али Аль-Карабиси (ум. в 245/859 или 248/862) - мутакаллим-джабарит, наставник (аль-устаз) в каламе, фикхе и хадисах.

Аль-Хамиди аль-Макки (ум. в 219/833) - ученик имама аш-Шафи‘и

Ас-Сафа - один из двух холмов (второй холм - аль-Марва), между которыми совершается ритуальный бег (са’й) во время хаджа и ‘умры (большого и малого паломничества).

Судный день.

Тамкин - высшая степень познания всевышнего аллаха, при которой он одаривает земными благами своих пророков и приближенных после проявления ими терпения в испытаниях.

Более подробно об истории пророка Аййуба мир ему, читайте в книге «Хашия ас-Сави». т. 4, стр. 115-117.

Гален - древнеримский ученый-мудрец, врач (2-й век н. э.).

В результате его неправильного употребления.

Ду‘а - просьба, обращенная к Богу, молитва, которую не следует путать с канонической молитвой (салят), исполняемой в определенное время и в определенном порядке.

Абу ‘Абд Ар-Рахман ‘Абдаллах ибн Ахмад ибн Ханбал (род. 213/828) - сын имама Ахмада ибн Ханбала.

«ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ НАУК» 1 ТОМ

АБУ ХАМИД МУХАММАД АЛЬ-ГАЗАЛИ АТ-ТУСИ

Из веры в Судный день вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. Мы верим в испытание могилы, в мучении могилы и ее блаженство. А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку: "Кто твой Господь? Какова твоя религия? И кто твой пророк?" И укрепит Аллах тех, которые уверовали словом твердым в мирской жизни и в жизни дальней. И верующий скажет: "Господь мой Аллах, Ислам моя религия, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мой пророк". А что касается сомневающегося, то он скажет: "Ха-ха. Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними. И его ударят железным прутом, и он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей. И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств. А затем, после этого испытания, будет или блаженство могилы, или ее мучение.

Объяснение:

Последний день - это Судный день. И вера в него является одним из столпов веры. На это указывает разум и природное состояние. Все небесные Писания заявляют о неизбежности этого. Все пророки и посланники возвещали о нем. Он называется Последним днем, из-за своего откладывания от этого мира. И шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул здесь очень объемную установку значения веры в Последний день, сказав, что это вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. В это входит вера во все то, на что указывают источники из положения умирающего, положение умершего в могиле, воскрешение из могил, и что произойдет после этого. Затем, шейх, да смилуется над ним Аллах, указал на некоторые вещи из этой веры, которые будут происходить в могиле, сказав: "Мы верим в испытании могилы, в мучении могилы и ее блаженство". Он упомянул здесь два положения:

Первое положение: испытание могилы. Дословно, слово испытание переводится, как экзамен, проверка. Здесь же под испытанием подразумеваются вопросы двух ангелов, которые они будут задавать умершему. Поэтому, он говорит: "А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку", то есть: умершему. Все равно, мужчина это, или женщина. И возможно, что здесь упомянут мужчина, (дословно в тексте у автора), потому, что их большее количество. Затем, автор упоминает вопросы, которые будут заданы умершему. И ответы на эти вопросы верующего и не верующего. И что произойдет после этих ответов из блаженства, или мучения.

Вера в вопросы двух ангелов обязательна. Она установлена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах, количество которых достигла степени таватир. И на это указывает священный Коран в словах Всевышнего: "Аллах поддерживает верующих твердым словом в мире этом и в мире ином. И вводит в заблуждение Аллах неправедных, и творит Аллах, что желает". ("Ибрахим": 27 ). Бухари и Муслим, приводят хадис Бараи ибн Газиба, да будет доволен ими Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал по поводу слов Всевышнего: "Аллах поддерживает верующих твердым словом", что они ниспосланы о мучение могилы. Муслим, прибавляет: "Спросят у него: "Кто твой Господь?" И он скажет: "Господь мой Аллах, а мой пророк Мухаммад". И это соответствует словам: "Аллах поддерживает верующих твердым словом". И твердое слово это слово единобожия, которое укрепилось в сердцах верующих с доказательствами и свидетельствами. И поддерживание им верующих в этом мире выражается в следовании ими единобожия. Даже если на этом пути они приобретают мучения и страдания. А поддерживание их, в мире следующем выражается в их наставлении на ответы во время вопросов ангелов.

Его слова: "А что касается сомневающегося", то есть: колеблющегося. "То он скажет", когда его спросят: "Ха-ха". Слова сомнения и страдания. "Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними". Потому, что он не верил в то, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ему будет не ясен ответ. Даже если он и был бы из самых знающих и красноречивых людей. Как сказал Всевышний: "И вводит в заблуждении Аллах неправедных". "И его ударят железным прутом". Это огромный прут. "И он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей". Затем, он объясняет мудрость невозможности услышать этот крик человеком, словами: "И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств". То есть: они умерли бы, или пали бы без чувств. Так же, из мудрости Аллаха, что все, что происходит с умершим в его могиле не ощущают живущие. Потому что Аллах сделал это сокровенным. И если бы это было бы открытым и явным, то тогда была бы потеряна требуемая мудрость, и это есть вера в сокровенное.

Второе положение: то, что будет происходить с умершим в его могиле. На это указал шейх своими словами: "А затем, после этого испытания будет или блаженство могилы, или ее мучение, пока не настанет великое воскрешение". Это установление мучения могилы, или ее блаженства. И мнение приверженцев сунны и согласия, что умерший, если умрет, то будет в блаженстве, или в мучение. И что это произойдет как с его душой, так и с телом. Как на это указывают многочисленные хадисы от посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Вера в это обязательна. И запрещено говорить о том, как это будет происходить, каким образом. Потому что этого не постигли умы. Так как это из положений жизни дальней. А жизнь дальнюю не знает никто, помимо Аллаха. И тех, кому Аллах приоткрыл некоторую часть из этого. И они есть суть посланники, мир им всем и приветствие Всевышнего.

Мучение могилы отрицают мугтазилиты. Их сомнения в этом вопросе основываются на том, что они не познали и не видели, чтобы мертвый был, подвергнут мучению, или вопросам. В ответ на это можно сказать, что отсутствие нашим познанием и нашим зрением чего-либо не доказывает отсутствие его существования и происхождения. И сколь много вещей, которых мы не в состояние увидеть, но они существуют на самом деле. И из их числа мучение могилы и ее блаженство. И что Всевышний Аллах сделал положения мира следующего, и всего, что с этим связано, сокровенным. Закрыв это от познания умами в этом мире. Для того чтобы отличить тех, которые уверовали в сокровенное от других. И положения следующего мира не могут быть сравнимы с положениями мира этого. А Аллах об этом знает лучше.

И мучения могилы делятся на два вида: первый вид - постоянные мучения. И этим мучениям подвергаются неверные. Как сказал об этом Всевышний: "Огонь, в который они ввергаются утром и вечером". ("Прощающий: 46 ). Второй вид: временные мучения. Которые будут какое-то время, а затем прекратятся. И это мучения некоторых грешников, из числа верующих. Они будут подвергнуты мучению на величину их греха, а затем, им простится прегрешение. И прекратится само мучение, по причине мольбы, или милостыни, или прощения.

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ…

Досточтимый шейх Саид-афанди

Каждому из избранных пророков (улул-азм) Всевышний ниспослал муджизаты (чудеса), соответствующие своему времени. К примеру, Пророк Муса (мир ему) обладал посохом, который, ударяясь о землю, превращался в змею. В его время была распространена любовь к такого рода чудесам, именно поэтому Всевышний одарил Своего пророка таким чудом, которое превосходило своей силой все фокусы современников Мусы (мир ему). Однажды его посох, превратившись в огромного змея, съел всех змей, которых наколдовали колдуны Египта. Змея, как известно, была для египтян символом царской мудрости и власти.

Пророку Исе (мир ему) Всевышний ниспослал чудо врачевания, потому что в его бытность медицина была для людей большим чудом. Пророк Иса (мир ему) по воле Аллаха умел исцелять безнадёжных больных, возвращал людям зрение, оживлял мёртвых.

Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему и благословение) появился на земле во время расцвета многих наук, особенное место занимала в то время литература. Именно в это время было ниспослано последнее чудо из чудес – Коран. Слово Аллаха изложено в Коране таким образом, что суры и аяты текут из уст читающих его, как особая мелодия стиля, вкуса и изящного слога.

С тех времён исламские богословы легко изъяснялись друг с другом в рифмованной прозе.

Дагестан, который ставился своими алимами, имеет богатую литературную историю. Алимы были настолько красноречивы, что переписывались и говорили друг с другом на языке рифмы и слаженного ритма. Жаль, что невозможно перевести на все языки мира произведения великих дагестанских учёных-богословов. Особенно когда речь идёт о стихах, практически никто не может передать подлинный смысл, ту мудрость, которую автор закладывает в красиво и стройно изложенные мысли.

На днях, перелистывая книгу моего наставника, досточтимого шейха Саида-афанди (да будет доволен им Аллах) «Назмаби», опубликованную в прошлые годы, среди многочисленных проповедей в стихотворной форме нашла такие строчки (на аварском языке):

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Подстрочный перевод:

…Аллагь, Дуде гьаризе гьумерго гьечIониги

Аллах, хоть и стыдно мне просить тебя,

Гьарараб дий кьунилан Дуй ками кколарелъул

Ответишь на мою просьбу – у Тебя не убудет нисколько.

Дун мунагьал гIемерлъун гIайибалде кканиги,

Оттого, что я виновен в приумножении грехов моих,

ГIафвуялъул Дур ралъдал гIурхъиги лъаларелъул,

Не достичь дна в океане Милости Твоей,

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Господином всего сущего являешься Ты.

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ,

ПРОСИТЬ ЛЮДЕЙ – ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ,

Гьарарасе кьелилан Дур каламги бугелъул,

И есть Твоё обещание ответить просящему,

КигIан намуслъаниги вачIана Дур рагьдухъе…

Как бы ни было неловко, я пришёл к вратам Твоим…

…Иногда слышала упрёки в адрес мюридов, суфиев в том, что они якобы просят у покойных то, что надо просить у Аллаха… Хвала Всевышнему, тарик – путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), основанный строго на Коране, чист от всяческих отклонений, и фундаментом для тариката служит Шариат Аллаха. Мюриды, следующие за своим устазом, стремятся только к довольству Всевышнего и неустанному поклонению Единственному Творцу. И если они делают дуа возле чьей-то могилы, это означает только то, что они просят Аллаха рядом с этой могилой. Если они говорят с покойным, захоронённым в этой могиле, то это означает, что они следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение), ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тоже говорил с покойными и на вопрос сподвижников, слышат ли они его, ответил: «Они слышат лучше вас, отличие их от вас только в том, что они не могут вам ответить». Известно также, что у покойных своя жизнь: они обязаны отвечать после смерти на вопросы Мункара и Накира, претерпевать могильные муки или, наоборот, наслаждаться могилой в виде райского уголка, ожидая там Судный день. Каким образом они нас слышат, могут ли они нам помочь, доходят ли до них наши просьбы? Аллаху Алим! Факт, что есть праведные люди, которые прожили жизнь в служении Аллаху и умерли, ни на секунду не отклоняясь от упоминания Аллаха, они живы и получают удел у Господа! По воле Аллаха они могут нас слышать, делать за нас дуа, заступаться за нас перед Аллахом; иншааллах, тот, кто отрицает это, будет отдалён от такой милости Аллаха.

Джахлу – невежество – особенное горе сегодняшнего общества. Ещё в начале прошлого века совсем немного людей в Дагестане не имели исламского образования хотя бы на уровне местных медресе. А сейчас появилась категория людей, которая вроде бы и имеет какое-никакое образование по Исламу, но не способна не то что следовать прочитанному, но даже понять смысл прочитанного из шариатских книг.

Да смилуется над нами Аллах!