Как стать духовным наставником. Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

Как найти духовного наставника в православной церкви, знает далеко не каждый. Часто в жизни человека случается ситуация, когда нужно спросить у кого-либо совета, покаяться в содеянном, найти успокоение и дорогу к Богу.

Многие также, в силу непонимания христианских аспектов и неопытности, стеснения, не могут влиться в церковную атмосферу, понять, кто есть Господь, научиться читать Священное Писание и вдумываться в его смысл. В этом случае поможет духовный наставник. Как найти духовного отца и жить под его руководством, узнаем далее.

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти духовного отца, следует сначала понять, кто этот человек, и каким образом он может оказать содействие на пути к Господу. Духовный наставник – это опытный и очень умный помощник, который помогает приобрести веру и встать на праведный путь.

Прихожане, которые недавно обратились к вере, часто не понимают смысла проводимой Литургии. Порой, им не к кому обратиться, чтобы задать вопросы относительно того или иного богослужения. В этом случае тоже поможет духовный наставник.

К нему можно обратиться тогда, когда душу и сердце раздирает от беды, горя, проблемы. Об этой ситуации нельзя рассказать друзьям и близким людям, зато всегда сможет выслушать, посочувствовать и дать наставление духовный отец. Всё, то нужно, — просто зайти в храм и обратиться к священнику.

Прекрасно, если православные верующие имеют возможность в любое время получать полезный совет, наставление.

Духовный наставник – человек, отлично разбирающийся в христианстве, понимающий духовный смысл, читающий соответствующую литературу, пребывающей в молитве, посте и исполняющий все каноны.

Стоит отметить, что духовным наставником не всегда может стать святой отец той церкви, которую посещает православный христианин.

Эту роль может исполнять любой человек, который живёт по церковным законам, проповедует имя Господа, посвящает всю свою жизнь служению Богу. Как писалось в Евангелии от Матфея: «По делам узнаете их». Иными словами, духовный наставник – это человек, посланный Господом.

Он всегда окажет помощь тому, кто ищет дорогу к Богу, желает прийти к истинному покаянию, узнать предназначение Жертвы Спасителя, хочет получить прощение и спасение, научиться глубоко верить в Господа.

Важно понимать, что, как найти духовного наставника по жизни – это второстепенный вопрос. Главное – понимать, кто этот человек и какие функции в жизни христианина он должен выполнять. Духовный отец всегда даст полезный совет, наставит на правильный путь, подскажет, как выйти из той или иной ситуации.

Он всегда действует по законам Божьим и вдохновляется Господом.

В истории Православия отмечают 2 варианта наставничества. Это:

  • приходской священник;
  • будущие святые, старцы, спасители души человеческой.

Что касается старцев, то эти люди выполняли особую роль в Православии.

Они своими действиями, отречённостью, милосердием, смирением прерывали сомнения в людских душах. Своими советами и напутствиями они очищали душу, наставляли людей на праведный путь, учили мудрости, любви, спокойствию и миру.

Роль духовного наставника в жизни человека

Для того чтобы развиваться по-христиански, вести праведный образ жизни, людям нужен человек, который поможет в этом. Сейчас достаточное количество психологов, психотерапевтов, аналитиков, которые направляют людей и указывают им правильную дорогу. Но все они преследуют одну цель – денежное вознаграждение.

Духовный наставник всё делает бескорыстно. Он, также, как и психологи, оказывает помощь нуждающимся и выполняет, по сути, все те же функции.

Прежде чем понять, как найти духовного наставника в православной церкви, следует понимать, какую роль он играет в жизни каждого человека. Он помогает найти выход из любой сложной жизненной ситуации, указывает правильный путь, оказывает поддержку.

Духовный отец никогда не осудит и не посрамит. Также этот человек научит читать Святое Писание и искать в нём ответы на все волнующие вопросы.

К сожалению, найти хорошего духовного наставника в наше время достаточно сложно. А если это получилось, то следует ценить его за то, что в любую трудную минуту он придёт на помощь и никогда не бросит на произвол судьбы.

Как найти духовного наставника в православной церкви – вопрос очень сложный. Следует отметить, что у этого человека может быть несколько «подопечных».

Каждому нужно уделить достаточно внимания, выслушать. А ведь у духовных наставников и семья есть, которой тоже необходимо уделить время. Поэтому нужно уважать Божьего посланника и ценить его время.

Следует сказать, что ни один психолог не будет брать ответственность за своего пациента на себя, а духовный отец в ответе за всех своих подопечных перед Господом. То же касается различных методов воздействия на подсознание.

Психотерапевт использует на практике гипноз и другие способы. Духовный наставник же следует Божьим заповедям, канонами Православия, опытностью Отцов Церкви.

Он никогда не будет преследовать свои личные цели. Духовный отец добивается того, чтобы в душе любого человека зародилась вера, которая постепенно будет углубляться.

Как выбрать духовного наставника (душепопечителя)

Многие не знают, как выбрать духовного наставника в православной церкви. Главное в данной ситуации – руководствовать собственными ощущениями, а не слушать рекомендации друзей и соседей.

Ведь на сегодняшний день встречается большое количество священников, которые помогают людям ради выгоды (Бог им судья). Доверять таким людям всё сокровенное очень сложно.

Духовный наставник должен подавать пример своему подопечному. Так, если дети святого отца пошли ведут неправильный образ жизни, то он не подходит в качестве духовного наставника. То же касается несоблюдения священником поста. Доверять человеку, который проповедую строгое воздержание, а сам не может отказаться от калорийных блюд, невозможно.

Также основным показателем выбора духовного отца является доверие. Если после исповеди о тайнах исповедовавшегося кто-то узнал, то реальной помощи от такого священника ожидать не стоит, да и просить стать его духовным наставником тоже нет никакого смысла.

Тот, кто действительно выбран Богом, будет замечен по своим поступкам. Если человек с любовью относится к пожилым, болеющим и нищим людям и готов отдать им последнюю рубаху, то он подходит на роль душепопечителя.

То же касается тех, кто готов бесплатно проводить церковные таинства, рассказывать о Святом Писании, учить понимать его смысл, жить по его законам, постепенно объединяясь с Богом.

Тот, кто в процессе консультации испытывает ярость, гнев, раздражительность и злость при виде маловерующего, или церковно неразвитого человека, не подойдёт на роль духовного наставника.

И ещё. Если человек несколько раз ошибся в поисках, не нужно останавливаться. Кроме того, следует просить Бога о том, чтобы он подсказал, как и где найти духовного наставника по жизни.

И если обращение к Господу будет от чистого сердца и открытой душой, то Он обязательно укажет правильное направление.

Если после общения человек ощущает в душе лёгкость, необъяснимую радость, облегчение, покой, благодать, то не нужно сомневаться в том, что перед ним именно тот самый душепопечитель.

Уже несколько писем пришлось с просьбами и вопросами о Духовном Наставничестве. Очень многие, кто ищет путь, предназначение, себя в этой жизни – нуждаются в Духовном Наставнике, и хорошо, когда люди это понимают и стремятся найти такого человека. Но плохо, что иногда, тем кто изначально имеет светлые мотивы, порывы и устремления, познать истину и стать лучше, попадаются “горе наставники”, которые заводят людей в тупики, замешивают винегрет их головах, что в итоге формирует негатив к духовному развитию и часто заканчивается весьма печально. Поэтому очень важно уметь различать людей, понимать, кого можно считать хорошим Духовным Наставником, а кого нет. Что мы с вами и постараемся разобрать в данной статье.

Духовный Наставник и другие виды помощи

Духовный наставник – это одна из важных ролей и видов помощи человеку в его развитии, решении проблем и достижении его жизненных целей. Но роль Духовного Наставника сильно отличается от других похожих специалистов и ролей.

Роль Духовного Наставника конечно же менее значима, чем роль Духовного Учителя в жизни человека, но более значима, чем роль Целителя, семейного Психолога или Коуча.

Духовный Учитель – это максимальное влияние на человека, его развитие и судьбу. Но Духовный Учитель – это очень высокий духовный, энергетический и интеллектуальный статус, это прежде всего, высокий уровень Души, и таких людей – настоящих Духовных Учителей, – на Земле очень мало.

А тех, кто может быть хорошими Духовными Наставниками на много больше, но они тоже на дороге не валяются, и их тоже нужно поискать. И если Духовный Учитель по своему статуту, праву и силе влияния может вести по пути развития тысячи и миллионы людей одновременно, то Духовный Наставник – десятки и сотни людей.

Отличие Духовного Наставника от целителя, коуча и психолога (Ц.К.П.):

Духовный Наставник – ведёт человека, его Душу по пути развития (помогает ей достойно подниматься вверх) и помогает находить ответы на многие вопросы, прежде всего духовные. Целитель, психолог или коуч (Ц.К.П.) – как правило, помогают решать человеку отдельные вопросы или проблемы и не влияют так всецело на судьбу человека, как Духовный Наставник.

Ответственность Духовного Наставника на порядок выше, чем у Ц.К.П. Последние, очень часто вообще не берут на себя никакой ответственности: что понял человек во время консультации – то и его, как он это применит в жизни и какие получит результаты – это полностью его ответственность и проблема. Хотя ради справедливости нужно сказать, что есть и исключения, когда, например, роль коуча, целителя или психолога частично совмещается с ролью Духовного Наставника, тогда всё иначе.

Отличаются и приоритеты. Когда, например, работает коуч или психолог – очень важен конечный результат, это может быть решённая проблема или достигнутая цель. И чистота методов и мотивов при этом могут вообще не рассматриваться. То есть, вопросы нравственной и моральной чистоты часто отходят на второй план, и не являются принципиальными. Хороший Духовный Наставник – всегда будет сам стараться идти Светлой Дорогой и другим будет стремиться помочь стать именно на Светлый, то есть нравственный, то есть Духовный Путь. На то он и Духовный Наставник.

Цели Духовного Наставника – на много выше и сложнее, чем в большинстве случаев цели Ц.К.П. В идеале, цели Духовного Наставника это: духовное развитие человека, изменение и формирование его мировоззрения на основе духовных Знаний, обучение различению Добра и Зла, помощь в выборе человеком Светлого Пути, помочь человеку стать Достойным и максимально приблизить его Душу к Богу. Как вы надеюсь понимаете, такие цели не достигаются за один или даже десять сеансов, или консультаций.

Для более глубокого понимания читайте:

Кого, на мой взгляд, нельзя называть Духовными Наставниками

1. Того, кто сам не различает Добра и Зла, потому заведомо не идёт по Пути Света сам, и вести по нему других людей соответственно не может. Наставничество в серой и тёмной иерархиях мы не рассматриваем. Если мы говорим о Духовном Наставничестве, то мы предполагаем именно Светлый Путь, Путь Добра. Потому что основа Духовности – это способность чётко различать Добро и Зло, хотя многие так и не считают.

Чтобы разобраться в этих вопросах читайте:

Продолжая тему могу сказать, что я никогда не буду считать Духовным Наставником человека, который не следует нравственным принципам, то есть, который бесчестен, может лгать, кидать, предавать, воровать, поступать и вести себя безответственно, недостойно и подло.

2. Тот, кто сам не стал Достойным Человеком благодаря духовной работе над собой – не может называться хорошим Наставником. Если психолог или коуч могут быть в жизни кем угодно, то есть их личная жизнь вас не касается, то Духовный Наставник – всегда должен стремиться быть достойным примером для своих учеников.

3. То, что также вытекает из п. 2 – не может быть Духовного Наставника без значимых практических результатов в жизни. Если человек начитался литературы и много всего знает, и понимает – это не делает его Духовным Наставником. Как говорил Генадий Хазанов – “Теория от практики отличается тем, что не имеет с ней ничего общего:)” .

4. Фанатик и абсолютно категоричный человек, не способный спокойно, без истерик и негатива принимать чужую, не совпадающую с его взглядами точку зрения – не может быть хорошим Духовным Наставником. Всё-таки Духовный Наставник – это уже определённая и не малая степень мудрости, а это значит – отсутствие фанатизма, гордыни и радикального осуждения инакомыслия.

Хороший Духовный Наставник это (критерии):

  1. Глубокое различение Добра и Зла, и во всем выбор Светлого Пути (выбор подтверждённый достоинством собственной жизни).
  2. Духовный Наставник – прежде всего помогает идти по , а потому уже всё остальное: личная жизнь, самореализация, деньги, здоровье и т.д.
  3. Это человек, который может являться хорошим примером для других (не позорным примером).
  4. Человек, который имеет значимые практические достижения в жизни, в духовном развитии и помощи людям. А это значит, что он не только впитал духовные Знания, но и освоил техники развития, применил их к своей жизни и достиг успеха.
  5. Человек, который на голову выше большинства других людей, идёт на несколько шагов впереди по пути развития и это всегда ощущается по тому, насколько раскрыта его душа, интересен и богат его внутренний мир.
  6. Также важны – универсальные качества: Покой и отсутствие негативных реакции – показатель Мудрости, Радость в сердце и улыбка на лице – показатель Света, сила Духа – показатель опыта и достойно пройденных испытаний в прошлом.

Духовный Наставник – не является идеалом совершенства во всём, и он не обязан быть идеальным или святым, он ошибается, как и другие люди. Но он может быть для Вас проводником нужных чистых Знаний и хорошим помощником в решении многих жизненных проблем!

Если вы решите для себя, что вам нужен Духовный Наставник для развития и достижения ваших целей – об этом.

Подробнее ознакомиться с темами и правилами работы с Духовным Наставником вы можете на странице – .

Посвящается всем Учителям прошлого, настоящего и будущего. Гуру – это океан знания. В этом океане один ученик выбирает камни, а другой жемчуг, и этот выбор зависит от ученика. Шива Пурана

Этим вопросом рано или поздно задается каждый человек. С чего начать? Куда идти? Во что верить? Что делать? Как найти того, кто скажет, как правильно жить?

Существуют ранги, касты, классы, звания и прочая дребедень, придуманная человеком для поддержания собственного Эго. Каждому хочется доказательств своей уникальности, неповторимости. И, как ученики, хотят понимать, что они достойны быть избранными, так и Учителя хотят быть признанными…

На самом деле, вопросы где и как найти духовного учителя скорее относятся к категории праздных. Потому что тот, кто задает подобный вопрос, не ищет Учителя. Он ищет того, кто будет развивать его вместо него, почти как в том мультике: «– Вы что, и жевать за меня будете? – Ага!»

Все мы приходим на Землю, чтобы учиться и получать опыт. Все мы – Ученики. Абсолютно каждый из нас получает опыт, исходя из своих уроков или уроков окружающих.

Но весь парадокс в том, что учителя невозможно найти. Он приходит сам, когда вы к этому готовы. Однако это не значит, что надо сидеть и ждать, ничего не делать. Нужно искать, нужно стремиться, нужно понимать, что жизнь без духовного учителя пуста. И что он дается по судьбе, Богом. То есть если вы принимаете наставления тех, кто уже находится рядом с вами, значит, ваше обучение уже началось.!

И в нем существует определенная последовательность:

1 этап. Невежество. Человеку дают наставления… враги. Это соседи, с которыми он воюет много лет, это его теща, это его начальник, который, хочет, чтобы он работал и бросил пить - словом, все те люди, которые что-то требуют от него. Причем в жесткой, непримиримой форме. Таким образом они объясняют ему правду. Принять такую правду очень сложно. Поэтому люди в невежестве обычно не знают, что такое правда.

2 этап. Страсть. Однажды жизнь заставляет, и человек готов признать правду и поступить правильно. Правда - это всегда горькое питье, как лекарство. И человек, стремящийся к удовольствиям (а именно таковы люди страсти и невежества), с трудом ее принимают. Правда всегда тяжела. Но как только принял, дальше становится легче. Он следует ей, решает проблему, но потом опять теряет уровень.

По этому поводу есть один анекдот: человек летит с 9 этажа и думает: «Господи, я все сделаю, что ты скажешь, все отдам, только спаси меня!» На втором этаже он зацепляется за веревки на балконе, не долетает до земли. Висит и думает: «Уфф, ну и дурацкие же мысли приходят в голову иногда!» То есть человек страсти получает какое-то знание, следует ему, но когда все становится хорошо, он сразу расслабляется и забывает об этом. Таковы, увы, 70 % моих кверентов.) - решили их вопрос, а зачем дальше напрягаться? И через год у них происходит какая-нибудь другая ерунда, которая на самом деле та же самая, только в профиль.)

3 этап. Благость. Человек благости получает наставления, стремясь к ним. Он ищет их, и начинает видеть их везде. Чем более развит человек, тем больше он получает знания просто из всего вокруг. Мир начинает говорить с ним. Но таких людей - единицы. Обычному человеку всегда очень трудно даже просто принять совет. Он должен сначала найти себе того человека, которого он вообще может слушать без сопротивления. Это первый этап контакта с будущим духовным учителем. Затем, когда он научится слушать, он начинает изучать разные направления, верования, искать свою дорогу.

Когда ученик готов, приходит учитель. Древняя мудрость

В каждой клетке человека есть Бог. Каждая клетка человека способна чувствовать…Нет бесчувственных людей, есть люди с неразвитыми чувствам.


В первую очередь интуиция. Учитесь прислушиваться к себе, учитесь слушать свой внутренний голос. Все что касается пути духовного развития очень индивидуально. Не слушайте ничьих советов, не подключайте голову, слушайте сердце.

Вы можете пропустить свою готовность, учитель придет, а Вы пройдете мимо и потеряете время. У нас есть всего три попытки совершить что-либо в этой жизни. Если упустите все три, даже не пытайтесь, в этот раз ничего не получится, но обязательно получится в другой раз – в другой жизни или в другом измерении. И вообще, все, что должно с нами произойти, обязательно произойдет, но не обязательно в этой жизни. Так что готовиться придется в любом случае и в любом случае самому.

Еще немного о готовности ученика. К чему именно должен быть готов ученик? Ученик должен быть готов начать новую жизнь: посмотреть правде в глаза, отказаться от вредных привычек и ненужных связей, а главное готов следовать указаниям учителя, даже если они не соответствуют сегодняшнему мировоззрению ученика. Только в этом случае будет результат. Выполнять только то, что выполнять легко или выполнять наполовину — к результату не приводит.

Говорят, будьте осторожны в выборе наставника. Я бы прибавила: «Наставники, будьте осторожны в выборе учеников». Ошибки и тех и других приводят к плачевным результатам. Между наставником и учеником должно быть доверие. Если вы не доверяете наставнику, значит, он вам не подходит. Если наставник не доверяет ученику, значит, это не его ученик.

Кроме земных наставников есть учителя и наставники из тонких миров. Видите Вы их или не видите, раз Вы встали на путь духовного развития, они у вас есть, и они с вами работают. Тонкий мир сегодня намного ближе, чем раньше. Физические чувства человека имеют свойство утончаться, то есть, приближаться к тонкому состоянию, а значит, взаимодействовать с тонким миром. Кроме того, на Землю идет сильнейший поток энергий космоса. Поэтому, если у человека есть осознанное стремление духовно развиваться, то ему совсем не сложно увидеть и услышать своего высшего учителя или наставника, намного сложнее следовать их указаниям. Именно к этому надо себя готовить и этому надо учиться.

Учиться можно самому — путь самопознания, саморазвития и самосовершенствования открыт для всех. Если вы ищете земного наставника, то очень важно, что бы у него была связь с вашим наставником ли учителем из тонкого мира.


Беда людей - в отсутствии у них здравомыслия: встречая истинного бескорыстного Учителя, они не доверяют ему и вместе с тем следуют за первым встречным, который пускает им пыль в глаза, выдавая себя за Учителя. На самом деле, истинный Учитель никогда не скажет вам, что он Учитель, он даст вам это почувствовать и понять самим, он не спешит быть узнанным. И, наоборот, ложный Учитель, как только заявляет, что он Учитель, становится одержимым лишь одной идеей: навязывать себя другим.

Ложные Гуру думают, что способны вести других, не обретя прежде необходимых качеств: мудрости, любви, чистоты, силы, бескорыстия. Но нет…. пока не получен приказ от высшего существа взяться за такую тяжкую задачу вести за собой людей, очень опасно играть эту роль. Сколько так называемых оккультистов не имеют ни малейшего представления о законах духовного мира!

Уверяю вас: они прочитали какие-то книги и, не имея подготовки, хотят произвести впечатление на учеников, проделывая перед ними чудеса. Но всё происходит не так.

Учителя нельзя выбрать раньше, чем выбрать веру

Веру же нужно выбирать, знакомясь с верующими людьми. Надо изучать веру через людей, то есть ходить в разные храмы, общаться с верующими и слушать свое сердце. Вера выбирается через сердце, через внутреннее чувство: «это - мое!» Постепенно человек находит какое-то направление духовной практики. И когда это случается, в его жизнь приходит еще не духовный учитель, а наставник, который ему говорит: «Надо делать так-то». Он думает - ой-ой, нет, это тяжело. А потом видит, что выхода нет, и надо все равно это делать, и начинает выполнять наставления. И только после этого, через некоторое время, необходимое для определенного уровня осознания и развития, Бог дает ему духовного учителя.

Кто такой духовный учитель?

Ученик, набравшийся опыта, научившийся передавать его другим, обычно называется в нашем мире Учителем. Но Учитель – такой же Ученик, потому что он учится передавать накопленные знания и одновременно воспринимает опыт своих Учеников. По сути он – такой же Ученик. И в этом случае его Ученики являются для него Учителями.

Это очень сильная личность, полностью устремленная к Богу. На санскрите он называется «гуру» - тяжелый. Так как знание, которое он будет давать, сначала будет тяжело восприниматься. Ведь он говорит: «Не пей, не кури, вставай рано, не изменяй жене» - и т.д. А легко ли вот так сразу перестать развлекаться и потакать своему «эго»? А это необходимо прекратить. И если ваш духовный учитель делает такие вещи, задумайтесь - а туда ли вы пришли?

Он не занимается тем, чтобы дать вам богатства, женщин, улучшить ваше положение в обществе; его забота - дать вам элементы высшей природы, вибрирующие в гармонии с Небом, и если вы можете приобретать эти элементы, сохранять их и даже умножать, то со временем вы почувствуете, что ваши мысли, чувства и даже ваше здоровье улучшаются. Рядом с истинным Учителем вы можете найти только благословения.

Существует некая цепочка «Ученик-Учитель-Ученик», которая в принципе не должна прекращаться, поскольку она подразумевает постоянное развитие личности, Души и, соответственно, Творца.

  • своим поведением и образом жизни служит примером для других, показывая, как счастливо и гармонично жить в любом месте (времени, условиях), не забывая о «служении» окружающим,
  • дает инструменты для развития, но не делает всю работу за ученика,
  • не обещает ученику Просветления, а показывает, как идти по пути духовного развития,
  • совмещает в себе доброту, великодушие и строгость, проявляя их сообразно поведению ученика,
  • учит самодостаточности,
  • не вмешивается в личную жизнь ученика, не призывает его бросить все и изменить всю его жизнь в одночасье,
  • помогает ученику понять, как можно стать независимым от физического тела, учит гармоничной жизни между Душой и Телом,
  • помогает ученику найти Учителя внутри себя,
  • не хвалит себя и не хвастается своими достижениями,
  • не останавливается в своем развитии, продолжая учиться через окружающих и своих учеников.

Нередко случается, что человек следует за ложным учением или мнимым Учителем. Как правило, происходит это в целях обучения: для выработки навыка видеть фальшивое за любой маской и понимания необходимости держаться на расстоянии от подобных течений или людей.

Сейчас есть много различных «гуру», «духовных учителей», которые просто хотят хотят денег, славы, дорогих машин, женщин… Но это не духовные учителя, это самозванцы. Согласно ведическому знанию, такие «учителя» отправятся на самые низшие планеты этого материального мира (ады).

Истинный Путь Духовного Учителя приравнен к Пути Бога!

Как определить, истинный ли учитель?

Есть один верный признак - если мы имеем дело с духовным учителем, достаточно просто одного взгляда, одного слова, одной прогулки с ним рядом - чтобы такие перемены в своей жизни совершить, которые вы никогда бы не сделали просто при обычном общении с кем-то другим.

Дело в том, что от духовного учителя исходит такое знание, такая сила, которая имеет божественную природу. Это знание входит прямо в сердце, в духовный разум человека, и полностью меняет всю его судьбу. Человек чувствует счастье, внутреннюю свободу, легкость, прозрение, ощущение ясности и понимания вещей - и он осознанно начинает делать то, что нужно. А еще настоящий духовный учитель ничего не требует взамен, он не хочет ничего взять от ученика или использовать его как-то - он просто принимает его. И причина тому – его сострадание.

Живой учитель играет огромную роль в жизни человека. Он является носителем информации, которой нет в книгах. Он оживляет в людях слова и фразы, истины и знания, которые прописаны и давно известны.

Учитель - духовный и душевный наставник развития. Он является не просто попутчиком на дороге. Учитель - это проводник в закоулки сознания. Он становится хранителем знаний.

Признаки вашего учителя зависит от того, какую дальнейшую жизнь вы желаете для себя: например, вы не хотите обременять себя семьёй, тогда вам нужен учитель, у которого нет семьи и отношений. Будьте осторожны: если вы выбираете учителя без семьи, а у вас она есть, то велика вероятность, что и вы останетесь без семьи. Хотите вы того или нет осознанно, но учитель - это ваша икона. Вы будете стремиться к тому, чтобы быть похожим на него. Тоже касается счастья, у несчастного, грустного учителя, вы научитесь несчастью, у грубого - грубости.

Учитель должен вдохновлять: его действия, результаты работы с другими людьми, его преданность и постоянство себе, его наполненность и светящиеся глубиной глаза. Часто бывает, что учитель и ученик чем-то даже внешне похожи. Это значит, что ваши энергии имеют общие составляющие.

Ваш учитель всегда заботится о вашем состоянии. Он более милостив к вам, чем другие. Он оказывает помощь, даже, если вы не знаете об этом. Но с другой стороны, он может создать условия испытания вашей преданности, постоянства и ресурса. И если учитель видит, что обучение может повредить вам, он обязательно остановит процесс.

Задача учителя - укрепить вашу веру в себя, в свои возможности. Он рассеивает ваши сомнения, освещая качества вашей личности, которые помогут в этом. Но и качества, которые тормозят развитие он не прячет. Он говорит и действует, когда у вас есть к этому готовность. Учитель способен проявить ваши лучшие качества, постоянство и вдохновлять вас на новые открытия.

Ещё один важный признак учителя - вы чувствуете с ним родство, сердечность, вам хочется делиться с этим человеком, вы можете открыть ему свою душу. А разлука с ним навевает щемящее чувство.

Отсюда виден ещё один момент того, что это ваш гуру. Вам хочется ему помогать!

Приняв ученика, гуру уже выдвигает какие-то требования, минимальные, которые он должен выполнять. Он требует, чтобы ученик выполнял какие-то правила в питании, в отношениях с обществом, и т.д. В этом и заключается идея - когда человек, следуя за этим ощущением света и счастья, исходящим от духовного учителя, начинает делать то, что раньше бы не стал делать ни за какие коврижки!) Ученик чувствует радость и счастье, когда просто видит учителя, когда с ним разговаривает, он воспринимает его как спасителя своей судьбы, своей жизни, и поэтому он готов от него принять любое наставление. Настоящий духовный учитель не будет говорить глупости, не будет давать советы, которые которые могут привести к разрушению жизни, личности, здоровья, и всего прочего.

Духовные учителя дают только те советы, которые принесут благо. Ну а если он дает инициацию (посвящение), то он вообще берет грехи ученика на себя, и у человека меняется судьба. Тут уже сильно задумаешься, прежде чем грешить дальше.) Он очищает ваше существование настолько, насколько вы преданы ему. В общем, отношения эти очень серьезные. Поэтому сильно не торопитесь с духовным учителем. Бог дает тех наставников по судьбе, которые вам положены сейчас. И они будут от вас требовать столько, сколько вы сможете сделать. Всему свое время.


  1. Знающих, умников, философов, мудрецов много, а учитель - один. Прочувствуйте людей, которых вы метите в кандидаты. Исходят ли их слова и действия из сердца. Или они являются показателем ума?
  2. Насколько прост учитель? Есть ли возможность общаться с ним в любое время? Учитель должен быть прост и доступен. Ведь никто не сможет кинуть вам спасательный круг, когда вы кричите в пустоту. Учитель всегда отвечает на вопросы ученика.
  3. Является ли этот человек для вас примером? Учитель всегда подаёт пример, а не время от времени делает то, о чём говорит. Он с радостью делится богатством своего духовного и материального опыта.
  4. Осознаёт ли учитель свою слабость? Совершенных людей не бывает, и настоящий учитель, зная свои слабые стороны, стремится к их залечиванию, а не прятанью и выпячиванию. Только победа над слабостями даёт истинные возможности и силы, которые светятся глазах, ощущаются жестах и голосе, читаются на лице.
  5. Находясь с учителем рядом, у вас налаживается жизнь. Вы понимаете, что можете повернуть механизмы, сдерживающие вас.

Учитель - это воздух, он подгоняет вас в спину, закручивая и унося пыль и грязь. Учитель - это огонь. Он освещает ваш путь, ваши тёмные стороны, засветляя вас внутри. Учитель - это вода, которая смывает ошибки, допускаемые во время обучения. Учитель - это структура информации, обладающего вкусом. Вкус - это ключ к преодолению застоя в жизни. Если есть вкус, то обучение будет радостным и простым, как и сама жизнь. Иначе любая практика в напряжении превращается в обычный ритуал, не имеющий смысла.

Вы, наверняка, много слышали, что у людей есть свой духовный наставник, но вот, кто это такой и как себе заполучить своего духовного наставника, вы возможное не знаете.

КТО ТАКОЙ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК - ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прежде чем начать разбираться, кто такой духовный наставник, давайте зададим себе несколько вопросов! Насколько вы верующий человек? Часто ли вы посещаете церковь возле вашего дома или какую-либо другую? Если же вы не верующий человек и не посещаете церковь, то понять духовно, кто такой духовный наставник будет сложнее, если же вы часто посещаете церковь и достаточно активный православный верующий человек, то все будет проще. Рекомендуем ознакомиться,

Обратите внимание, что в вашей церкви практически всегда один и тот же священник, который проводит различные службы и таинства. Так же обратите внимание на того человека, который вам помогает в православной вере, если же у вас такого нет, то остановитесь на священнике в своей церкви.



Так, вот теперь перейдем к понятию, кто такой духовный наставник, а это ровно тот, кто наставляет вас на путь православной веры и, если вы сбились с пути Божьего, он вернет вас на этот путь. Почему мы начали спрашивать про частоту посещения церкви, да потому что, если вы часто посещаете церковь, то вашим духовным наставником, пусть и не гласно является батюшка этой церкви, который наставляет вас на путь истинной веры. Если же батюшка или настоятель церкви еще и часто общается с вами, отвечает на ваши православные вопросы, дает житейские рекомендации на тему вашей веры, значит и является вашим духовным наставником.

Если же вы не посещаете церковь и очень мало уделяете религии времени, но у вас есть очень верующий человек, который вам всегда подскажет о православных праздниках, даст какие-либо дружеские рекомендации по духовной жизни, именно этого человека и можно назвать вашим духовным наставником.


КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК

Нельзя сказать, что ваш духовный наставник никогда не ошибается и является идеалом православной веры, нет, он такой же человек, как и вы, и так же имеет право на ошибку, но он ведет вашу душу по пути истинному, по пути православной веры ближе к Богу и вечной жизни. Рекомендуем ознакомиться,

Основными качествами, которыми должен обладать духовный наставник, это:

Хорошо уметь различать, где добро, а где зло;
- Помогает идти по пути православной веры;
- Является примером для других в вере в Бога;

Выше указанны основные качества духовного наставника, но если хороших качеств еще больше, тем лучше.

КТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДУХОВНЫМ НАСТАВНИКОМ

Если человек не может отличить добро от зла, он никак не может считаться духовным наставником. Человек не может быть духовным наставником, если он лживый и бесчестный, человек который не следует нравственным принципам православной веры. Духовный наставник не имеет права лгать, воровать, вести себя как последнее животное, а также совершать подлые поступки.

Нельзя называть человека духовным наставником, если он является фанатиком, не способным рассуждать и принимать чужие мысли об иноверии. Если человек не способен рассуждать и правильно убеждать, а на любое высказывание противоречащее понятием этого человека приводит его в ярость, то такой человек никак не является духовным наставником, он, скорее всего, является духовно больным человеком.

Духовный наставник - это реальный пример на себе для своих учеников, как нужно жить в православной вере, если человек не способен показать своим достойным поведение пример окружающим, то и называться духовным наставником он не может. Рекомендуем ознакомиться,

Помогать другим — предназначение духовного наставника. Слушать и слышать человека, понимать и раскрывать его суть, помогать ему стать собой и раскрыть его личную индивидуальность — а ведь это очень важно! Важно не затмить, а заставить светиться живое существо!

  • уважать — как начало всего независимо ни от чего;
  • понять его суть: жизненную, кармическую и духовную;
  • помочь решить его проблемы, не вмешиваясь в его личные кармические связи и причинно-следственные связи; позволить ему самому справиться с проблемами, жизненными испытаниями и ситуациями, не изменяя своим вмешательством временные потоки; информировать, успокаивать и, наоборот, мотивировать;
  • слушать и слышать, извлекать из информации, поступающей от ученика, не только самое важное, но и "читать и видеть между строк". Порой человек, рассказывая о своей ситуации, пытается сказать о том, что он, возможно, сам не понимает, не осознаёт пока, но уже бессознательно чувствует и говорит об этом.
  • раскрыть его индивидуальность и заставить "светиться", помочь найти "себя" и своё предназначение, обратить к жизни, пробудить;
  • не менять его мировоззрение, а давать знания как информацию к размышлению, которую он как интеллектуал должен проверить; контролировать верное понятие вещей и правильное выполнение практик;
  • давать знания независимо от их сути, но постепенно подготавливая ученика к ним как морально, так и духовно; аккуратно со временем смещая его "точку сборки" в то положение, в котором он сможет видеть больше, чем тогда, когда ещё был обычным человеком;
  • быть другом: даже если что-то не получается в рамках ведения обучения, ни в коем случае не обвинять в неудачах ученика; только повторная отработка, корректировка понятий, знаний и анализ происходящего — ведь это школа жизни, в которой не бывает неудач и наказаний;
  • помогать только тогда, когда это действительно необходимо для самого ученика: не навязываться с постоянным контролем, давать время осмыслить и поработать над теорией и практиками самому;
  • быть с учеником наравне, никакого эго! Наставник — не учитель, как в школе, а в первую очередь — друг. Как только "учитель" показывает себя выше ученика — он перестает быть таковым, теряет всякую возможность и право помогать тем, кто ему всецело доверяет. В этом случае, проявление эго недопустимо;
  • быть направленным на индивидуальную работу с человеком, уделять столько энергии и времени, сколько это необходимо, помогать формировать личную картину мира, собирая его элементы как пазлы.

Ну и, конечно, самое главное: быть искренне счастливым и радоваться успехам ученика, его продвижению вперёд, усердной работе над собой и достижению его личных целей!