Возникновение ислама. Аравийская цивилизация Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Самым процветающим государством Средиземноморья на всем протяжении средних веков наряду с Византией стал Арабский хали-фат, созданный пророком Мохаммедом (Мухаммедом, Магометом) и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически возника-ли военно-феодальные и военно-бюрократические государственные образования, как правило, в результате военных покорений и при-соединений. Так возникла империя Моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.

Сосуществование домашнего и государственного рабовладения с феодально-зависимыми и родообщинными отношениями продол-жалось в некоторых странах Азии и в этот исторический период.

Аравийский полуостров, где возникло первое исламское го-сударство, расположен между Ираном и Северо-Восточной Афри-кой. Во времена пророка Мохаммеда, родившегося около 570 г., он был слабозаселенным. Арабы были тогда кочевым народом и обес-печивали с помощью верблюдов и других вьючных животных торгово-караванные связи между Индией и Сирией, а затем северо-африканскими и европейскими странами. На арабских племенах лежала также забота об обеспечении безопасности торговых маршрутов с восточными пряностями и ремесленными изделиями, и это обстоятельство послужило благоприятным фактором становле-ния арабского государства. Сам Мохаммед, по преданию, был вы-ходцем из племени курейшитов, которые осуществляли на протя-жении нескольких поколений подобные охранные функции вдоль караванных маршрутов.

Мохаммед уверовал в свою великую миссию примерно в соро-калетнем возрасте, после первого общения с богом Аллахом. Он, в частности, провозгласил, что «нет Бога, кроме Аллаха, и Мо-хаммед Пророк его». Свою проповедническую деятельность он вна-чале развернул в своем родном городе Мекке, но под угрозой пре-следований жрецов местного языческого культа и недовольной его возвышением аристократии Мохаммед был вынужден удалиться с единомышленниками в соседний город Медину (бывший Ясриб) С момента этого переселения и обособленного существования, по-лучившего наименование «хиджра» (621-629), начинается лето-счисление по мусульманскому календарю.

Мохаммед довольно быстро собрал значительное число при-верженцев и уже в 630 г. сумел вновь поселиться в Мекке, жите-ли которой к тому времени прониклись его верой и учением. Но-вая религия получила название ислам (мир с Богом, покорность воле Аллаха) и довольно быстро распространилась по всему по-луострову и за его пределами. В общении с представителями дру-гих религий - христианами, иудеями и зороастрийцами - после-дователи Мохаммеда сохраняли веротерпимость. В первые века распространения ислама на омейядских и аббасидских монетах че-канилось изречение из Корана (Сура 9,33 и Сура 61,9) о пророке Мохаммеде, имя которого означает «дар Божий»: «Мохаммед - посланник Божий, которого Бог послал с наставлением на правый путь и с истинной верой, чтобы возвысить ее над всеми верами, хотя бы этим были недовольны многобожники».


К моменту смерти пророка почти вся Аравия подпала под его власть, его первые преемники - абу Бакр, Омар, Осман, Али, прозванные праведными халифами (от «халиф» - преемник, за-меститель), - пребывали с ним в дружественных и родственных связях. Уже при халифе Омаре (634- 644) к этому государству были присоединены Дамаск, Сирия, Палестина и Финикия, а за-тем и Египет. На востоке Арабская держава расширилась за счет территории Месопотамии и Персии. В течение следующего столе-тия арабы завоевывают Северную Африку и Испанию, но дваж-ды терпят неудачу с завоеванием Константинополя, а позже во Франции терпят поражение при Пуатье (732 г.), однако в Испании удерживают свое господство еще на семь веков.

Омейядская династия (с 661 г.), которая осуществила покоре-ние Испании, перенесла столицу в Дамаск, а следующая за ними династия Аббасидов (от потомков пророка по имени Абба, с 750 г.) в течение 500 лет правила из Багдада. К концу X в. Арабская дер-жава, сплотившая до этого народы от Пиренеев и Марокко до Ферганы и Персии, разделилась на три халифата - Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Испании.

Самыми известными из Аббасидов стали халиф Гарун-аль-Рашид, который вошел в число персонажей «Тысячи и одной ночи», а также его сын аль-Мамун. Естественно, в роли халифов они были заняты и проблемами распростране-новой веры, воспринимавшейся ими самими и их подданными а к заповедь жить в равенстве и всеобщем братстве всех истинно верующих. В обязанности правителя в этом случае входило быть справедливым, мудрым и милостивым правителем. Просвещенные халифы сочетали заботы об администрации, финансах, правосудии и войске с поддержкой просвещения, искусства, литературы, на-уки, а также торговли и коммерции. Под последними понимались посреднические операции и услуги, связанные с транспортировкой, складированием, перепродажей товаров и ростовщичеством.

Как и в предыдущие исторические эпохи, важная роль отво-дилась способам усвоения наследия и опыта высокоразвитых древ-них культур и цивилизаций. В прошлом греки переняли письмен-ность у финикийцев и некоторые философские построения у вос-точных мудрецов (египетских, месопотамских, возможно, индий-ских). Спустя 10 веков античное греко-римское наследие облегчило становление арабо-мусульманской культуры, которая на протяже-нии нескольких столетий продолжала ту культурную работу, ко-торая была прервана по тем или иным причинам в греко-латинс-ком мире.

В средние века ознакомление с арабской наукой стало, по обобщению академика В.В. Бартольда, «одним из главных преиму-ществ западноевропейского средневекового мира перед византий-ским...» Арабо-мусульманский мир в ходе усвоения и переработки античного наследия выдвинул на общественную арену таких выда-ющихся мыслителей и деятелей, как Фараби, Авиценна (980-1037), ибн Рушд (лат. имя Аверроэс, р. 1126) и ибн Халдун (XIV в.).

Ибн Халдун жил в Северной Африке и попытался (единственный в арабской литературе!) перейти от повествовательной истории к прагматической (утилитарной научной) с целью установить и опи-сать законы всемирной (в данном случае в рамках Арабского ха-лифата и его окружения) социальной истории. Он рассматривал ис-торию как «новую науку», а основной областью исторических пе-ремен считал не изменения политических форм, как в свое вре-мя древние греки, а условия хозяйственной жизни, которые ока-зывают сильное влияние на переход от сельской и кочевой жиз-ни к городскому быту и нравам.

Характерно при этом, что для арабского историка во всем мире и его истории существовали в качестве значительных толь-ко культурные заслуги мусульман в целом. Таким образом, исто-рически новую культуру мусульманских народов он ставит выше всех других, но отмечает ее упадок и предсказывает ее гибель. В своих соотечественниках арабах он видел только кочевников, Разрушителей культуры. По его обобщению, арабы не достигли никаких успехов ни в искусствах, за исключением поэзии, ни в государственной жизни. Даже при выборе места для постройки го-родов они будто бы руководствовались только потребностями кочевой жизни, вследствие чего основанные арабами города быст-ро приходили в упадок.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

Поиски проповедниками - ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Развитие арабского общества подчинялось основным - закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов. Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и не мусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным зиммиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.

Система местных органов государственного управления на протяжении VII-VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками - эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов). Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифата считалось завоевание территории, не заселенной мусульманами, путем «священной войны». Принимать участие в ней должны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.

На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызывала ряд военных реформ конца VII - середины VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.

Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое целое. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние становится настолько велико, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей.

Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и XI вв. В результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифата была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Согласно мусульманскому праву действия каждого лица определяются как: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые.

Ислам выделил ряд главных защищаемых ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение потомства и собственность.

В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на:

1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания;

2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания;

3) преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду.

Для мусульман Коран - живое слово Аллаха, и поэтому он содержит вечную Истину.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.

Шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка.

Важнейшим источником Шариата считается Коран - священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна («священное придание»), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее «достоверного» из них всецело зависел от усмотрения судий.

Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма («общее согласие мусульманской общины»). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.

Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола. В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны.

Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли, решение кади.

Североаравийские племена и государственные образования . На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности племенами: ариби, кедреи, набатеи, самуд и др., ведшие кочевой образ жизни. Главное занятие населения – скотоводство (лошади, ослы, крупный и мелкий рогатый скот, верблюды). Вели кочевое хозяйство. Господствовали родоплеменные союзы и небольшие государства. Возможно, что некоторые из них были княжествами (Набатея). Их правители в ассирийских документах обычно именовались “царями” или что более правильно “шейхами”. У арабских племен постепенно складывались своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии, все взрослые мужчины племени были воинами. Для арабов-кочевников была свойственна своя тактика ведения боя: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне. Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами – Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени (9-7вв. до н.э.) – арабско-ассирийские столкновения (середина 9в. до н.э.). Арабские племена объединялись и вступали в союзы с Египтом и Вавилоном против Ассирии.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова, но арабы никогда не были под игом персов, по словам Геродота они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (5в. до н.э.), оказывали сопротивление греко-македонским войскам во время похода А. Македонского на восток (4в. до н.э.).

Южная Аравия. На юге и юго-западе Аравийского полуострова на территории современной Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республики существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самый северный был Маин (с центрами – городами Иасиль и Карнаву). Южнее Маина располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее ее – Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана – Аусан с центром в Мисваре, а восточнее – Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейших государств относится к 10-8вв. до н.э. Государства Маин, Катабан, Асуан, Хадрамаут и Саба в 6-5вв. до н.э. вступают в борьбу за преобладание.

В 3-1вв. до н.э. – господство Катабана. В 1в. до н.э. – Сабейское царство. В конце 2в. до н.э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, ранее входившее в состав Катабана. К началу 4в. до н.э. она установила свою гегемонию над всей южной Аравией. С середины I тыс. до н.э. и до середины I тыс. н.э. Аравия находилась в тесных контактах с Грецией, птолемеевским Египтом и Римской империей. Военные столкновения в Аксумом (Эфиопия).

Экономика связана с развитием ирригационного землевладения и кочевого скотоводства, а также ремесла. Направления развития торговли: обмен между земледельческими и скотоводческими племенами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. Но в конце I тыс. до н.э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике южной Аравии: изменение торговых путей (установление прямых морских путей между Египтом, Турцией, Персией, Индией), а также изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны, разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия (неоднократные прорывы Марибской плотины). Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Таким образом, усложнение внутре- и внешнеполитической обстановки и постоянные войны привели к упадку южноаравийских государств.

Общественные отношения и политический строй. В середине II тыс. до н.э. и южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: минейского, катабанского, сабийского. В конце II тыс. – начале I тыс. до н.э. в результате развития производительных сил стали меняться производительные отношения. На территории Древнего Йемена возникли классовые раннерабовладельческие общества. Выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть. Образовались социальные прослойки: жречество и купечество. Земля, как средство производства, находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли раздел между общинниками, владевшими участками земли, выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (большесемейная община).

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся по существу государственными рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, храмовые рабы. Рабы были в основном из числа военнопленных, долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода, в больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи.

Систему политического устройства южноаравийских народов можно показать на примере Сабейского царства. Оно состояло из 6 “племен”, из которых 3 принадлежали к числу привилегированных, а 3 других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние – на более мелкие, а они, в свою очередь, на отдельные роды. Племена управлялись вождями-кабирами, происходившими из знатных родов, возможно, при племенах были советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок эпонимов – важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществляли также астрономические наблюдения, составление календаря. Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление государством были до 3-2вв. до н.э. мукаррибы. Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул “малик” - царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тыс. до н.э. их должность фактически превратилась в царскую. Верховным органом государства был Совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабийских племен, причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и законодательные функции и административно-хозяйственные. Аналогичное устройство имели и другие южноарабские государства.

Постепенно в южноарабских государствах, наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составили города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в состав определенной территориальной единицы.

Древняя Аравия занимала Аравийский полуостров и в природном плане представляла собой пустыню, с более-менее пригодными для жизни и хозяйства районами, расположенными на юге и юго-западе полуострова.

Племена и государственные образования Северной Аравии

Замечание 1

Изоляция аравийских племен от цивилизационных центров Египта и Месопотамии, обусловила своеобразие и специфичность исторического развития древне-аравийских сообществ.

Обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, была населена кочевыми племенами арибов, кедреев, набатеев, самуд. Основным их занятием было скотоводство: племена разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот и верблюдов. Верблюд давал кочевникам мясо и молоко, из шерсти изготавливали ткани, из шкур - кожевенные изделия, навоз использовался как горючее. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента денег, и были безупречным средством передвижения пустыней.

У этих кочевников главенствующими все ещё были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие державы. Может быть, к некоторым можно применить понятие «княжество», к примеру, к Набатее. Их правители в документах ассирийских правителей традиционно назывались «царями», скорее всего по аналогии с остальными странами, однако более резонно было бы называть их «шейхами». Иногда «царей» во главе племенных союзов замещали «царицы», что, может свидетельствовать о сохранении пережитков матриархата. Среди североаравийских городов-государств следует назвать Джауф, Тайма, Эль-Ула.

У арабских племен и княжеств складывалась своя боевая организация, стратегия, составляющие специфическое военное искусство. У них не было постоянной армии - все зрелые мужчины племени были бойцами, к тому же женщины тоже часто принимали участие в военных походах. Воины сражались на верблюдах, на каждом - традиционно по двое: один погонщик, и собственно воин, вооруженный луком или копьем. Арабы-кочевники выработали и свою стратегию ведения боевых действий : нежданные набеги на врага и быстрое исчезновение в пустыне.

Находясь в соседстве с сильными древневосточными царствами - Египтом и Ассирией, и небольшими государствами Восточного Средиземноморья, арабы Северной Аравии нередко подвергались их атаке и к тому же враждовали между собой. Североарабские племенные союзы и княжества нередко вовлекались в международные конфликты того времени, что в особенности типично для $IX - VII$ вв. до н. э., когда Ассирийское царство вело целенаправленное наступление на Восточное побережье Средиземноморья.

Одно из первых столкновений ассирийцев с арабами относится к середине $IX$ в. до н.э.: в $853$ г. в сражении при Каркаре в Сирии Салманасар $III$ разгромил войска коалиции, в составе которой были и арабы. В дальнейшем Тиглатпаласар $III$, Саргон $II$, Синаххериб продолжили свое продвижение на запад, что неизбежно привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами. В ходе завоеваний против арабов предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, в особенности верблюдами, благоуханиями и пряностями), разорялись занимаемые ними местности, цитадели, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирийского царства на пути к покорению фараонского Египта. Но Асарххаддону получилось подчинить некоторые из них и вынудить пропустить ассирийскую армия чрез свои земли к границам Египта, что содействовало его завоеванию в 671 г. до н.э. Ашшурбанапал вел усиленную борьбу с арабами в связи с тем, что последние не только все более сплачивались между собой, но и вступали в антиассирийские коалиции вместе с Египтом, Вавилоном и другими странами. В 40-х годах VII в. до н.э. Ашшурбанапал в результате нескольких походов полностью покорил мятежные арабские княжеств и племена, но все-таки власть Ассирии над арабами была номинальной.

Кратковременное владычество Нововавилонского королевства на международной арене сопровождалось его попытками закрепиться и в Аравии. Набонид даже завладел одним из основных центров Северной Аравии - городом Тейму и на непродолжительное время сделал её собственной резиденцией, покорил также ряд аравийских городов и оазисов, что позволило ему сконцентрировать в руках Вавилона важные торговые пути, проходящие Аравией.

Во времена возвышения персидского государства Аравия поддерживала выгодные контакты с персами, но как замечает Геродот, никогда не была под их властью.

Южноаравийская государственность

В середине $II$ тысячелетия до н.э. из южноарабской племенной общности началось выделение больших племенных союзов: минейского, катабанского, сабейского. В конце $II$ - начале $I$ тысячелетия до н.э. как результат развития производительных сил стали изменяться производственные отношения, появились первые классовые рабовладельческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, концентрирующие в своих руках политическую власть, формировались группы купцов и жреческой знати. Земля находилась в руках сельских и городских общин, регулировавших водоснабжение, и оплачивавшими налоги и исполнявшими повинности в пользу государства, храмов и общинной администрации. Главный хозяйственной ячейкой была крупная патриархальная семья, которая могла владеть не только одним общинным участком земли, но и покупать и передавать в наследство другие участки. Осваивая новые участки, путем сооружения на них оросительных систем, и таким образом «оживляя» ее, семья получала такую землю в собственность.

Семьи различались по имущественному положению, со временем состоятельные семьи добивались изъятия земельных участок из общинной собственности и передачи их в личное владение.

Замечание 2

Особую категорию земель составляли масштабные храмовые и государственные земли, которые пополнялись за счет захваченных конфискованных, купленных в принудительном порядке земель. Значительным также был фонд земель царя и его рода. На этих землях работало население, которое, по сути, являлось государственными рабами, выполнявшими ряд повинностей. Царские земли нередко отдавались в условное владенье обнищавшим семьям вольных колонистов совместно с рабами. Работа на храмовых землях приобретала вид выполнения повинностей свободным населением, храмовыми рабами и лицами, посвящёнными какому либо божеству.

Рабы главным образом набирались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из областей древневосточного мира (Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Источники говорят о наличии рабов в личных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В крупных патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли возвыситься время от времени, занять привилегированное положение среди таких же рабов и выполнять административные функции.

Процесс формирования раннеклассового сообщества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии неторопливый ход этого процесса содействовал не радикальному разрушению родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового сообщества, их модификации из племенных в государственные органы. Такую систему политического устройства южноаравийских ярко иллюстрирует Сабейское царство.

Оно состояло из $6$ «племен», из которых $3$ принадлежали к числу привилегированных, а $3$ остальные были в их подчинении. Каждое из племен делилось на большие ветки, те - на наиболее маленькие, а последние - на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из авторитетных родов и образовывавшими коллегиальный орган, возможно в форме совета старейшин.

Привилегированные племена избирали из представителей знатных родов на установленный срок (в Сабе - на $7$ лет, в Ка-табаке - на $2$ года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц царства, исполнявших жреческие функции, а также некоторые астрологические, календарные наблюдения, и некоторые хозяйственные функции (земле- и водопользование). По годам деятельности эпонимов датировались документы, велось летоисчисление. Они приступали к выполнению должностных обязательств в 30 лет, а по окончанию своих полномочий входили в совет старейшин.

Верховными должностными лицами Сабейском государстве в $III-II$ вв. до н.э. были мукаррибы. На них лежало исполнение сакральных повинностей, государственная и хозяйственная деятельность, власть мукаррибов была потомственной.

Во время войны мукаррибы могли брать на себя руководство ополчением, в таком случае они получали на время титул «малик»- царь. Со временем мукаррибы сконцентрировали в собственных руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н.э. их должность практически перевоплотился в царскую.

Верховным органом Сабейского царства было собрание старейшин. В нем состояли мукарриб и представители всех $6$ сабейских «племен», при этом непривилегированные племена имели право только на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные, административно-хозяйственные и законодательные функции. Похожее государственное устройство имели и остальные южноаравийские страны (Майн, Катабан, Аусан).

Замечание 3

Со временем в южноаравийских государствах наряду с племенным появилось и территориальное разделение. Его основой были города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, которая пользовалась автономной системой управления. Каждый сабейский житель- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время вступал в состав определенной территориальной единицы.

Древняя история арабов - одна из малоисследованных страниц истории человечества. Изоляция племен Аравии, хотя и неполная, от таких центров цивилизации, как Египет, Месопотамия и другие, обусловила оригинальность и специфичность исторического развития древне-аравийских обществ.

§ 1. Страна и население.

Источники и история изучения Древней Аравии

Географическое положение и природная среда. Аравийский полуостров - крупнейший в Азии - занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке - водами Персидского и Оманского заливов, а с юга - Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. Северная часть полуострова, так называемая «Пустынная Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месо-потамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой «вади»- сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышен-ные плато, прорезанные долинами «вади».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран - вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе - в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье находились важные для мореплавателей гавани.

Население Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамской степи. Следы обитания человека на территории Аравии встречаются со времен палеолита. Есть памятники, датируемые мезолитом и неолитом (от X до V тысячелетия до н. э.).

Точных данных о населении Аравийского полуострова в IV--III тысячелетиях до н. з. нет. В шумерских документах упоминаются страны Маган и Мелухха, с которыми во второй половине III тысячелетия до н. э. имели контакт обитатели Двуречья, и некоторые исследователи склонны локализовать Маган на Восточном побережье Аравии.

Во II тысячелетии до н. э. в юго-западной части Аравийского полуострова складываются союзы ряда племен: сабеев, минеев, катабанцев и других, говоривших на южноаравийских диалектах семитских языков. Обитателями северо-западной части Аравии во II тысячелетии до н. э. были племена мидианитян.

Множество кочевых семитоязычных племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова (наба-теи, самуд и др.).

Источники по древней истории Аравии. Их можно разделить на четыре основных вида: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

Сохранилось более 5000 южноаравийских надписей на камне, бронзе, керамике, которые по своему содержанию распадаются на две группы: государственные документы (указы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи) и частноправовые (межевые, надгробные надписи, долговые документы, надписи на оросительных сооружениях и др.). Большая их часть найдена ка территории Южной Аравии, некоторые обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Часть надписей найдена за пределами полуострова: в Египте, Месопотамии, на острове Делос, в Палестине, Эфиопии,- где, возможно, были торговые поселения или кварталы купцов и переселенцев из Южной Аравии. В Северной и Центральной Аравии найдены местные (самудские, набатейские) надписи, в основном надгробные и посвятительные. Датировка южноаравийских надписей спорна: ряд ученых относят самые древние из них к рубежу II и I тысячелетий до н. э., другие датируют их VIII веком до н. э., а некоторые - даже V веком до н. э. Эпиграфические документы представляют собой единственный, собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого района.

Исключительно интересны развалины Мариба, главного города Сабейского царства (к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской Республики). Выявлена планировка города, обнаружены развалины дворца, остатки крепостных стен и башен, погребальные сооружения, скульптуры. Поражают руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Были открыты и остатки столицы Катабана - Тимны: это развалины крепостных сооружений, больших общественных зданий, храмов, некрополя, произведения искусства. По остаткам дерева, обнаруженным в нижних слоях городища, с помощью радиоуглеродного анализа была установлена приблизительная дата возникновения Тимны - IX- VIII вв. до н. э. Интересные архитектурные сооружения и скульптура обнаружены в столице набатейского царства - Петре.

Краткие сведения об арабах и Аравии сохранились в документах, происходящих из других стран Древнего Востока: в Библии, ассирийских летописях, надписях нововавилонских и персидских царей и др.

Античные авторы также оставили ряд сведений о Древней Аравии. Они встречаются в «Истории» Геродота (V в. До н. э.), «Истории растений» Феофраста (IV в. до н. э.), «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.) и др. Особенно подробны сведения древних авторов о географии Аравии, возможно, носившие чисто практический характер. Стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти в открытый океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «Перип-лов»- описаний плаваний, в которых нашла отражение характеристика берегов Аравии, караванных, морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев.

Изучение истории Древней Аравии. Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнографические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.

Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших - сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление - археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50-60-е годы XX в, в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Ката-бана Тимны.

Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабеистики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии - Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам; исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.

Описания русских путешественников {купцов, паломников, дипломатов ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX - начале XX в.

В советское время такие крупнейшие ученые, как И. Ю. Крачковский и Н. В. Пи-гулевская, заложили капитальные основы советской арабистики и сабеистики. В 60- 80-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Советские ученые успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан принципиально важный вывод о раннерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) ведут археологические и этнографические исследования на территории НДРЙ в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.

§ 2. Североаравийские племена и государственные образования

На периферии крупных государств Месопотамии и небольших княжеств Восточносредиземноморского побережья находилась обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, населенная в древности рядом племен: ариби, кедреи, набатеи, самуд и других, ведших кочевой образ жизни.

Главным занятием населения было скотоводство. Разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот (в том числе курдючных овец), но в первую очередь верблюдов. Верблюд давал кочевнику все: его мясо и молоко шли в пишу, из верблюжьей шерсти изготовляли ткани, из шкур - кожевенные изделия, навоз употреблялся как топливо. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента стоимости. «Верблюд - корабль пустыни» был идеальным средством передвижения.

Режим кочевого хозяйства и образа жизни зависел от природных условий. Зимой, во влажный период года, когда выпадали дожди, кочевники уходили со своими стадами в глубь пустыни, где имелась сочная зелень и русла «вади» наполнялись водой. С наступлением весны, в апреле - мае, когда исчезал зеленый покров и пересыхали «вади», люди откочевывали на весенние пастбища, где имелись искусственные водохранилища: цистерны, колодцы, водоемы, остатки которых обнаружены археологами на территории Сирийской пустыни и Северной Аравии. В июле - августе наступало самое жаркое время года, источники пересыхали, и кочевники отходили на окраины пустыни, приближаясь к рекам и побережьям, выходя в земледельческие зоны с постоянными источниками воды.

У этих народов господствующими все еще были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие государства. Возможно, некоторые из них можно назвать княжествами, например Набатею. Их правители в ассирийских документах обычно именовались «царями», видимо, по аналогии с правителями других государств, но более правомерно было бы называть их «шейхами». Иногда вместо «царей» во главе племенных союзов стояли «царицы», что, вероятно, говорит о сохранении пережитков матриархата.

У арабских племен и княжеств постепенно складывалась своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии - все взрослые мужчины племени были воинами, да и женщины нередко принимали участие в походах. Сражались воины на верблюдах, на каждом - обычно по двое: один погонял верблюда, другой стрелял из лука или действовал копьем. Арабы-кочевники выработали и свою тактику ведения военных действий: неожиданные набеги на противника и быстрое исчезновение в безбрежной пустыне.

Находясь по соседству с сильными древневосточными царствами - Египтом и Ассирией, а также с небольшими государствами Восточносредиземноморского побережья, часто подвергавшимися нападению со стороны могущественных держав и к тому же враждовавшими друг с другом, североарабские племенные союзы и княжества часто вовлекались в международные противоречия того времени, что особенно характерно для IX - VII вв. до н. э., когда Ассирийское государство начало целенаправленное наступление на Восточносредиземноморское побережье.

Одно из первых столкновений Ассирии с арабами относится к середине IX в. до н. э.: в 853 г. в битве при Каркаре в Сирии Салманасар III разбил войска обширной коалиции, в состав которой входили и арабы. В дальнейшем Тиглатпала-сар III, Саргон II, Синаххериб усилили ассирийское продвижение на запад, что неминуемо привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами, в ходе которых против них предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, особенно верблюдами, благовониями и пряностями), разорялись занимаемые ими территории, крепости, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирии на пути к завоеванию Египта. Однако ему удалось подчинить некоторые из них, заставить пропустить ассирийское войско через свои земли и дать верблюдов для перехода по пустыне к границам Египта, что способствовало его покорению в 671 г. до н. э. Ашшурбанапал вел наиболее крупные войны с арабами в связи с тем, что они не только все больше сплачивались между собой, но и вступали в союзы с другими государствами против Ассирии: с Египтом, Вавилоном и др. В 40-х годах VII в. до н. э. он после нескольких походов добился полного покорения мятежных арабских княжеств и племен, но власть Ассирии над ними была номинальной.

Кратковременное господство Нововавилонского царства на международной арене сопровождалось и его попыткой закрепиться в Аравии. Набонид захватил один из главных центров Северной Аравии - город Тейму и на несколько лет сделал ее своей резиденцией, покорил ряд других аравийских городов и оазисов, что позволило сосредоточить в руках Вавилона важнейшие торговые пути.

Возвышение Персидского государства и развитие его завоевательных планов привело к установлению контактов персов с арабами северной части полуострова. По договору с ними персидский царь Камбиз во время похода на Египет в 525 г. до н. э. получил право прохода через земли арабов-набатеев и согласие на снабжение водой персидского войска на все время пути через пустыню. В надписях персидских царей, в частности Дария 1, Аравия названа в числе их владений, однако, по словам Геродота, «арабы никогда не были под игом персов», хотя и приносили ежегодные дары в виде 1000 талантов (более 30 т) ладана и во время походов включались в состав персидской армии. Они участвовали в греко-персидских войнах на стороне персов (V в. до н. :->.), оказывали ожесточенное сопротивление греко-македонским войскам во время похода Александра на Восток (IV в. до н. э.), особенно в боях за город Газу, Уже завершив восточный поход, Александр собирался воевать с арабами, не приславшими ему посольства с выражением покорности, но смерть помешала этим планам.

§ 3. Южноаравийские государства в древности

Политическая история. На юге и юго-западе Аравийского полуострова, на территории современных Йеменской Арабской и Йеменской Народно-Демократической Республик существовал в древности ряд государственных образований, являвшихся важнейшими центрами древнейеменской цивилизации. Самым северным был Майн с главными городами Иасиль и Карнаву. Южнее Майна располагалась Саба с центром в Марибе. Южнее нее - Катабан со столицей в Тимне. Южнее Катабана находилось государство Аусан, а восточнее - Хадрамаут со столицей Шабва.

Возникновение древнейеменских государств относится к IX--VIII вв. до н. э. В VI-V вв. Майн, Катабан, Аусан, Хадрамаут и Саба вступают в борьбу за преобладание. Об ожесточенном ее характере свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Аусана, в ходе которой были перебиты 16 000 аусан-цев, разрушены и сожжены его важнейшие города, а само государство вскоре поглощено Катабаном. Майн с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана, пока в I в. до н. э. не попал в зависимость от последнего. Хадрамаут то входил в состав Сабейского царства, то выступал в роли независимого государства, его союзника или противника. В III-I вв. до н. э. Катабан становится одним из сильнейших государств юга Аравии, но уже в I в. до н. э. он был разбит, а его территория разделена между Сабой и Хадрамаутом.

Самым могущественным в I тысячелетии до н. э. было Сабейское царство, в период своего расцвета занимавшее территорию от Красного моря до Хадрамаута (порой включая и его) и от Центральной Аравии до Индийского океана.

В конце Ц в. до н. э. выдвинулось новое, Химьяритское государство со столицей Зафар, до этого времени входившее в состав Катабана. К началу IV в. н. э. оно установило свою гегемонию над всей Южной Аравией. С середины I тысячелетия до н. э. и почти до середины I тысячелетия н. э. Аравия находилась в тесных, главным образом торговых, контактах с Грецией, Птолемеевским Египтом и Римской империей. В химьяритский период мирные отношения и военные столкновения связали судьбы Южной Аравии и Аксума (Эфиопия).

Экономика. Экономика южноаравийских государств характеризуется в первую очередь развитием ирригационного земледелия и кочевого скотоводства. В земледельческих районах, в долинах рек выращивали злаки - пшеницу, полбу, ячмень, бобовые культуры и овощи. По горным склонам, обработанным в виде террас, размещались виноградники. Территории оазисов были заняты рощами финиковых пальм. Важное хозяйственное значение имело выращивание благовонных деревьев, кустарников и пряностей. Земледелие было возможно лишь при наличии искусственного орошения, поэтому строительству ирригационных сооружений уделялось серьезное внимание. Марибская плотина и другие обширные постройки служили основой южноаравийского земледелия. Особенно грандиозным сооружением была Марибская плотина (600 м длины, более 15 м высоты), построенная в VII в. до н. э. и просуществовавшая тринадцать веков.

Наряду с земледелием было развито скотоводство: разводили крупный рогатый скот, овец (курдючных и тонкорунных), верблюдов. Из отраслей ремесла нужно выделить обработку камня и строительное дело, добычу и обработку металлов, гончарное производство, ткачество, кожевенное дело.

Специализация хозяйства в.различных природных зонах Аравии, наличие ряда ценных продуктов (например, пряностей и благовоний), выгодное географическое положение способствовали развитию торговли сразу в нескольких направлениях: обмен между земледельческими и скотоводческими районами Аравии; международная торговля благовониями со многими странами древневосточного и античного мира; наконец, транзитная торговля с Ближним Востоком индийскими и африканскими товарами. В зависимости от изменений направлений торговых путей менялась роль отдельных южноаравийских государств. На первых порах процветал Майн, державший в своих руках знаменитый «путь благовоний» и имевший торговые фактории вплоть до острова Делос в Эгейском море и в Месопотамии, затем Саба, захватившая Майн и торговые пути в свои руки. Далее Катабан и Хадрамаут установили через Персидский залив непосредственные контакты с долиной Тигра и Евфрата, а через Баб-эль-Мандебский пролив - с побережьем Восточной Африки.

В конце I тысячелетия до н. э. ряд факторов привел к сильным потрясениям в экономике Южной Аравии. Один из них - изменения торговых путей: египтяне, персы, греки установили прямые контакты с Индией; преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские торговые пути (этому способствовало открытие эффекта постоянных" ветров - муссонов, совершенствование техники мореходства, возросшая роль Персидского залива по сравнению с Красным морем). Другой фактор - изменение климата в сторону большей засушливости и наступление пустынь на плодородные оазисы и земледельческие зоны. Третий - постепенное разрушение ирригационных сооружений, стихийные бедствия, которые не раз приводили к крупным катастрофам, например к неоднократным прорывам Марибской плотины. Усилилась инфильтрация бедуинов в оседлые земледельческие зоны. Сказывались последствия длительной изоляции Аравии от других государств Древнего Востока. Наряду с усложнением внутри-и внешнеполитической обстановки и постоянными войнами все это привело к упадку южноаравийских государств.

Общественный и политический строй Южной Аравии. В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: миней-ского, катабанского, сабейского. В конце II - начале I тысячелетия до н. э. в результате развития производительных сил стали меняться производственные отношения. На территории древнего Йемена возникли классовые раннерабовладель-ческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, которые постепенно сосредоточили в своих руках политическую власть.

Образовались такие социальные группы, как жречество и купечество.

Главное средство производства - земля находилась в собственности сельских и городских общин, которые регулировали водоснабжение, осуществляли передел между общинниками, владевшими участ-.чами землИ) выплачивавшими налоги и выполнявшими повинности в пользу государства, храмов, общинной администрации. Основной хозяйственной ячейкой была большая патриархальная семья (или оольшесемейная община). Она могла владеть не только общинным участком земли, но приобретать другую землю, получать ее по наследству, осваивать новые участки, устраивая на них оросительные сооружения: орошенная земля переходила в собственность того, кто «оживил» ее. Постепенно знатные семьи добивались изъятия своих владений из системы общинного передела, заводили на них доходное хозяйство. Семьи различались по имущественному положению, и даже внутри семьи было заметно неравенство ее членов.

Особую категорию земель составляли весьма обширные храмовые владения. Много земли было в руках государства, и этот фонд пополнялся за счет завоеваний, конфискаций, принудительной скупки земли. Весьма значительным был личный фонд земель правителя и его рода. На государственных землях работало покоренное население, выполнявшее целый ряд повинностей и являвшееся, по существу, государственными рабами. Эти земли часто отдавались в условное владение обедневшим семьям свободных колонистов вместе с рабами. В храмовых владениях работали в порядке выполнения повинностей свободные люди, лица, посвященные тому или иному божеству, и храмовые рабы.

Рабы в основном рекрутировались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из других областей древневосточного мира (из Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Документы говорят о наличии рабов в частных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В больших патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли иногда возвыситься, занять привилегированное положение среди себе подобных, выполнять административные функции. Но какое бы положение ни занимал раб, при упоминании его имени никогда не называлось имя его отца и рода, ибо это было признаком свободного человека. Древнейеменское общество было ранне-рабовладельческим, сохранившим, однако, родоплеменной уклад и традиции, с постепенно развивавшейся тенденцией к социальному расслоению, увеличению роли рабства.

Процесс формирования раннеклассового общества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии медленный ход этого процесса способствовал не радикальному разрушению политических институтов родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового общества, их трансформации из племенных в государственные органы. Систему политического устройства южноаравийских государств можно показать на примере Сабейского царства.

Оно состояло из 6 «племен», из которых три принадлежали к числу привилегированных, а три других занимали подчиненное положение. Каждое племя делилось на крупные ветви, последние - на более мелкие, а они, в свою очередь,- на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из знатных родов и образовывавшими коллегиальный орган. Возможно, в племенах были и советы старейшин.

Привилегированные племена выбирали из представителей знатных родов на определенный срок (в Сабе - на 7 лет, в Ка-табаке - на 2 года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц государства, выполнявших жреческие обязанности, связанные с культом верховного бога Астара, осуществлявших также астрономические, астрологические, календарные наблюдения и некоторые хозяйственные функции по организации земле- и водопользования. По эпонимам датировались государственные и частноправовые документы, велось летосчисление. Эпонимы вступали в должность в возрасте 30 лет и по истечении срока полномочий входили в совет старейшин.

Высшими должностными лицами, обладавшими исполнительной властью и осуществлявшими управление Сабейским государством, были до III-II вв. до н. э. мукаррибы. В их функции входили хозяйственная, главным образом строительная, деятельность, сакральные обязанности (совершение жертвоприношений, устройство ритуальных трапез и др.), государственная деятельность (периодическое возобновление племенных союзов, издание государственных документов, юридических актов, установление границ городских территорий, частных владений и т. д.). Должность мукаррибов была наследственной.

Во время войны мукаррибы могли присваивать себе функции предводительства ополчением, и тогда они получали на время титул «малик»- царь. Постепенно мукаррибы сосредоточили в своих руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н. э. их должность фактически превратилась в царскую.

Верховным органом Сабейского государства был совет старейшин. В него входили мукарриб и представители всех 6 сабейских «племен», причем непривилегированные племена имели право лишь на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные и за-i конодательные функции и административно-хозяйственные. Примерно аналогичное устройство имели и другие южноаравийские государства.

Постепенно в южноаравийских государствах наряду с племенным возникло и территориальное деление. Основу его составляли города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, имевшие свою автономную систему управления. Каждый сабейский гражданин- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время входил в СОСТЭЕ определенной территориальной единицы.

§ 4. Культура Древней Аравии

Важным достижением древнеаравийской цивилизации было создание алфавитной системы письма, отличающейся четкостью шрифта и геометрическим характером знаков, число которых равнялось 29. Писали справа налево или способом «бустрофедон» (букв, «поворот быка», т. е. чередуя направления); письмо была двух видов: «монументальное» и «курсивное». Согласно наиболее распространенным гипотезам, южноаравийские алфавиты происходят либо от финикийского, либо от протосинайского (названного так пс надписям, найденным на Синае) алфавитов. Жители Северо-Западной Аравии - набатеи - в середине I тысячелетия до н. э. тоже создали алфавитное письмо, имевшее своим прототипом арамейский, восходящий к финикийскому, алфавит. Значительным достижением является создание монументальной архитектуры. Исследованные археологами развалины древних городов: Мариба, Тимны, Шабвы, Карнаву - показывают, что города строились в форме прямоугольника, их обносили

стенами, сложенными из тщательно притесанных каменных глыб и достигавшими 10-12 м в высоту, защищали мощными квадратными башнями. Обнаружены руины многочисленных храмов, из них наиболее интересен овальный (350 м в окружности) храм бога луны Алмакаха близ развалин Мариба. Поражал воображение город Петра, расположившийся в скалистой впадине и своими постройками внедрявшийся в скалы.

Получила развитие скульптура, материалом для которой служили алебастр, бронза, глина. Каменные скульптурные изображения человека, особенно его лица, обычно схематизированы и подчиняются строго закрепленному канону. Бронзовые и золотые фигурки животных (быков, верблюдов, лошадей) и людей (например, воинов) отличаются динамикой и выразительностью.

Интересно и искусство росписи, существовавшее с древнейших времен (наскальные изображения). Особенно широко роспись применялась при изготовлении керамики. Преобладающим был геометрический орнамент (зигзаги, полосы, волнистые линии). Делали полихромные фрески.

Религия населения Аравийского полуострова носила политеистический характер. Во II тысячелетии до н. э. в Южной Аравии главным богом был Астар, в дальнейшем почитавшийся как верховное божество у сабеев. Со временем у племен Южной Аравии большую роль стал играть бог луны, называвшийся у сабеев Алмакахом. Богу луны был посвящен бык, фигурки которого с углублениями для стока жертвенной крови часто встречаются в его святилищах. Почитались также небо, солнце, ряд планет.

Верховным божеством набатеев был Душара («владыка горной цепи, страны») - бог, творец мира, громовержец, бог войны, покровитель царской власти, воскресающий и умирающий бог природы и плодородия. Наряду с Душарой набатеи почитали божество, именуемое Илаху, или Аллаху (т. е. просто «бог»), которое, вероятно, тоже имело функции верховного божества.

Наряду с мужскими почитались и женские божества: супруги богов и их женские ипостаси, например: богиня ал-Лат, женская ипостась Аллаху, которая считалась «матерью богов», Мануту - богиня судьбы и охранительница погребений. СОЙКЭ обнаружила в Хадрамауте храмы двух женских божеств. Обычно женские божества занимали подчиненное положение в аравийском пантеоне и именовались «дочерьми бога».

В Южной Аравии в городах сооружались многочисленные храмы, посвященные одному или нескольким богам. Для Северной Аравии более типичны не храмы, а так называемые высоты: святилища на холмах, скалах, возвышенностях под открытым небом, где находились культовые помещения, ниши для изображений богов, алтари и «бетэли» {«дома богов»), представлявшие собой камни пирамидальной и конической формы, считавшиеся воплощением и жилищем бога. Иногда на них имелось изображение божества, но вообще для древних религий Аравии не характерно наличие культовых изображений.

Служение богам осуществлялось жреческими родами. В Южной Аравии главные жреческие функции выполнялись эпонимами и мукаррибами. Из эпонимных родов выходили и жрицы, связанные с культами орошения и плодородия, служившие «дочерям бога».

Древнеарабская политеистическая религия просуществовала вплоть до ислама. Кроме того, контакты Аравии с ближневосточными соседями и греко-римским, а затем и византийским миром привели к проникновению сюда в первых веках нашей эры иудаизма, а со II-V вв.- к распространению христианства, в том числе и в форме различных ересей.

Первые государства на территории Южной Аравии

Из полутора десятка древних южноаравийских государств только Саба, Катабан, Маин, Химйар, Хадрамаут, процветавшие в разное время с начала I тыс. до н. э. по VI в. н. э., оставили заметный след в истории. Развитие этих государств определялось их географическим положением: на юго-западе Аравийского полуострова на побережье Красного и Аравийского морей между прибрежными равнинами, окружающими их горами, возвышенностями и пустыней.

Несмотря на то что в Южной Аравии использовалась одна письменность, население в древности говорило и писало на нескольких, весьма отличавшихся друг от друга языках, относившихся к семитской языковой семье. Основными языками были сабейский, минейский (язык населения Маина), катабанский и хадрамаутский. Все они родственны между собой. Доминирование какого-либо языка говорит о политическом преобладании того или иного из царств. Последняя надпись на минейском относится ко II в. до н. э., на катабанском – ко II в. н. э., на хадрамаутском – к III в. н. э. В царстве Химйар был принят катабанский язык, сменившийся по достижении этим государством доминирующего положения сабейским. Сабейский язык вышел из употребления в устной речи в IV в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства Южной Индии в XV–XVI вв. Еще в середине XIV в., сразу же после того, как Мухаммед Туглак покинул завоеванную им Южную Индию, в центре Декана мятежные эмиры подняли восстание против него и провозгласили своим правителем-султаном некоего Бахмана, ставшего

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Государства южной саванны Зона тропических лесов, массивная на западе, уменьшается на востоке и практически исчезает в районе Межозерья. Существует гипотеза, согласно которой именно миграционные перемещения бантуязычных народов и, возможно, некоторых иных этнических

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Религия древней Южной Аравии Основным источником знаний о религии древней Южной Аравии являются оставленные в храмах надписи, посвященные определенным божествам. Надписей, в которых говорилось бы о культовых ритуалах, очень мало. Молитв, плачей, панегириков,

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Арабские государства Аравии В отличие от Ирака и Леванта родина арабов Аравия с ее кочевниками-бедуинами и немногочисленным земледельческим населением оазисов и в XIX в. продолжала оставаться отсталой периферией Ближнего Востока, своего рода заповедником

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Первые достижения Третьей Республики: восстановление отношений между Южной Кореей и Японией Итак, с 1963 г. третьим президентом Республики Корея стал Пак Чонхи (1917-1979), человек «нового поколения», не связанный с антияпонским движением за независимость. Напротив, в

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ЮЖНОЙ АРАВИИ Судьба Аравийского п-ова поистине драматична. Находки раннепалеолитических орудий олдувайского типа на территории Южной Аравии от прибрежной полосы у пролива до западных районов Хадрамаута, а также обнаружение многочисленных

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

4. Германские государства на территории Западной Римской империи То, что германские родовые и племенные институты не могли сохраниться на почве Римской империи, когда германцы поселились среди римского населения, является очевидным фактом.Родовые традиции и

Из книги Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI веках автора Пигулевская Нина Викторовна

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ЮЖНОЙ АРАВИИ Если развитие союзов племен арабов на севере происходило в условиях влияния на них государств, достигших более высокого уровня общественных отношений, то государственность арабов юга представляет особый интерес, так как ее

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие города-государства на территории Финикии Семитские племена длительное время жили первобытнообщинным строем. Но к концу III тысячелетия до н. э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства, из коих каждое имело в качестве

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Древнейшие рабовладельческие общества южной Аравии Древнейшие рабовладельческие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южноарабской рабовладельческой

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Глава 2 ПЕРВЫЕ ТАЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТАИЛАНДА XIII век был критическим периодом в истории Индокитая. К концу его не только рухнула Кхмерская империя, но и прекратили существование древнее бирманское царство Паган и последнее независимое монское государство

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.НАДПИСЬ ЦАРЯ МЕНУАНадпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Новые государства, образовавшиеся на византийской территории Четвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих,