Лексическая тема: "День Победы". Информация для родителей

Занимаемся по теме: "День Победы"

Дети должны знать:

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий - легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Развитие внимания, памяти, мышления

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Ирина Данилова
Комплексно-тематическое планирование «День Победы». Подготовительная группа

Комплексно – тематическое планирование

Тема : «День Победы »

Цель : Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы . Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Направление развития ребенка

1. Познавательно – речевое развитие

Познание

Ознакомление с окружающим миром.

«День победы » Цель : познакомить с традициями празднования Дня Победы . Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам.

Экскурсия к «Монументу Славы» .

Познавательные занятия по темам : «Герои в нашей семье» , «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» , «Георгиевская лента – символ Дня Победы »

Организация выставки : «Я помню, я горжусь!»

Экскурсия в школьную библиотеку за книгами по военной тематике.

Просмотр презентаций на данную тему.

И/у «Путаница»

Д/и «Какой цифры не стало?»

Д/и «Назови соседей» .

Д/и «Больше - меньше» .

Д/и «По порядку становись» .

И/у «Левее, правее» .

И/у «Раздели на всех» .

Конструирование

«Летят самолеты»

Цель : продолжать учить детей создавать поделку по чертежу. Развивать умение самостоятельно делать сам чертеж по клеткам, опираясь на образец. Закрепить навык работы с карандашом и линейкой, плотной бумагой.

Ручной труд

Ремонт книг, взятых в библиотеке.

Коммуникация

Рассказ-беседа :

"Великая Отечественная война"

"Дети и война"

"Четвероногие помощники на фронте"

"Женщины на защите Отечества"

Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

Картины для бесед с детьми :

Ю. Непринцев «Отдых после боя» , Г. Марченко «Начало разгрома…» , П. Кривоногов «Поединок» , П. Кривоногов «Победа » , Ю. Трузе «Переправа советской артиллерии через Днепр» , А. Самсонов «Дорога между жизнью и смертью» , А. Сытов «Встреча на Эльбе» .

Дидактические игры :

«Что изменилось»

«Найди отличия»

«Путаницы»

«4-й лишний»

«Закончи ряд»

«Дорисуй до предмета»

«Сходства и различия» .

Чтение художественной литературы

Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны :

А. Митяев Рассказы

Л. Кассиль «Памятник солдату» , «Твои защитники» , «Солдатская медаль»

С. Баруздин «Слава» , «Точно в цель» , «За Родину»

А. Агебаев «День Победы » , А. Митяев «Мешок овсянки» ,

О. Высоцкая «Салют» , Ю. Коваль «Алый» ).

Е. Благинина «Шинель»

глава из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»

Б. Алмазов «Горбушка»

Е. Воробьева «Обрывок провода»

Г. Р. Лагздынь «Дедушкина Кружка»

2. Социально- личностное развитие

Социализация

Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме.

Сюжетно-ролевые игры «Танкисты» , «Моряки» , «Летчики» , «Пограничники» . Игры с дидактической игрушкой (солдатиками) «Наша армия сильна, охраняет мир она» .

Цель : Формирование первичных представлений о военных профессиях, развитие игровой деятельности детей, формирование гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

«Трудовой десант» : посадка цветов на клумбе, помощь в уборке территории вокруг монумента. Цель : Формирование представления о труде.

Безопасность

Знакомство с основами техники безопасного поведения на улице и в общественных местах.

3. Художественно эстетическое развитие

Рисование :

«Праздничный салют» Цель : инициировать поиск выразительных средств для изображения праздничного салюта. Вызвать интерес к созданию образных и глубоких по смыслу композиций . Способствовать выражению таких чувств, как радость, мир, счастье, дружба, победа . Совершенствовать и разнообразить технику модульного рисования.

Лепка :

«Солдат» Цель : учить соблюдать в лепке пропорции фигуры человека.

Аппликация :

«Голуби на крыше» Цель : учить детей создавать коллективную композицию , по – разному размещая вырезанные элементы. Совершенствовать технику аппликации - самостоятельно выбирать и сочетать способы (силуэтная, ленточная, обрывная аппликация) .Развивать чувство цвета и композиции , способности к формообразованию.

Прослушивание музыкальных произведений по теме

«Живая память» , муз. Б. Фиготин, сл. Б. Окуджава,

«Капитан» , муз. и сл. Ю. Верижников,

«Гимн России» , муз. А. Александров, сл. С. Михалков,

«Нам нужна одна победа » , автор Б. Окуджава,

«Не стареют душой ветераны» , муз. С. Туликов,

сл. Я Белинский, «Облака» , муз. и сл. В. Егоров,

«Поклонимся великим тем годам!» , муз. А Пахмутова, сл. М. Львов,

«Принимаю я парад» , муз. О. Девочкина, сл. Е Шкловский,

«Пусть всегда будет солнце» , муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин

«Ты все смогла, моя Россия» , муз. С. Туликов, сл. Г. Ходосов).

4. Физическое развитие

Спортивный праздник «Мы ребята - бравые солдаты»

«Собери гранаты»

«Перетягивание каната»

Подвижные игры :

«Разведчики»

Из группы выбирается «разведчик» и «командир» , остальные – «отряд» . В группе расставлены хаотично стулья. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика» . Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был ему показан «разведчиком» . Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь и другой «командир» повторяет его и т. д.

«Прицельный бой»

Дети поочерёдно становятся на колени на стул и стараются забросить небольшие предметы (ручки, конфеты, монетки, орешки и т. п.) в коробку или корзину, которая стоит в 2-3 метрах от игрока. Тот, кто смог забросить наибольшее количество предметов в корзину, считается победителем .

«Полоса препятствий»

На полу раскладываются гимнастические обручи. Ребята должны перепрыгивать из одного обруча в другой только двумя ногами. Если игрок промахнётся, он выбывает. И так до последнего.

«Путешествие в тумане»

На земле проводят прямую линию (длиной в 15 шагов или более) . Все игроки внимательно рассматривают, как она идёт. Потом им завязывают глаза. Став на одном конце линии, по сигналу ребята идут вперёд друг за другом. Когда ведущий скажет «Стоп» , все останавливаются. Побеждает тот , кто меньше всего отдалился от линии.

«Хвосты»

Военные должны быть ловкими и умелыми. В эту игру играют по два человека. Игрокам за пояс заправляют по куску веревки, чтобы сзади свешивался "хвостик". По сигналу (можно включить веселую музыку) играющий должен отобрать "хвост" у своего противника и одновременно защищать свой собственный. Оставшийся без хвоста считается проигравшим и с этого момента не может отбирать хвост у своего противника. Можно играть одновременно и большим количеством игроков. К примеру, 4-5 человек будут пытаться отобрать "хвосты" друг у друга, а победит тот , кто соберет больше всех "хвостиков".

«Самолёты – бомбардировщики»

Вам потребуется 20-30 надутых воздушных шариков, разбросанных в хаотичном порядке по залу. Включается песня «Бомбардировщики» . Задача участников, пока звучит музыка, бегать по залу и изображать самолет. Как только музыка выключается, тут же наши бомбардировщики должны будут взорвать бомбы, то есть сесть на шарик и лопнуть. Побеждает тот , кто взорвал самое большое количество бомб.

«Кто скорее?»

Ведущий предлагает детям провести соревнование, узнать, кто скорее соберет пограничный столб из конструктора (пять красных и пять зеленых полос) .

«Каратист»

Дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста» , выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с ведущим хором произносят : «Сильнее, еще сильнее…» , помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.

«Бойцовые петухи»

На полу очерчивается круг диаметром 1 м. Двум участникам завязывают сзади руки. Прыгая на одной ноге, игрок должен вытолкнуть соперника за границу круга или лишить его равновесия так, чтобы он встал на обе ноги.

«Веселые танкисты»

Мальчики делятся на 2 команды. Перед каждой командой устанавливается щит с листом ватмана (можно разделить доску на 2 равные части) . По очереди с завязанными глазами игроки на своем щите должны нарисовать танк (самолет, военный корабль и т. п.) . Каждый рисует 1 деталь. Побеждает команда , у которой рисунок получился более точным.

«Пройди по трапу»

На полу - верёвка (или трап, нужно пройти с завязанными глазами и не оступиться.

«Кто быстрей оденется?»

На стульях висят пиджаки (куртки, вывернутые наизнанку. Кто быстрее вывернет пиджак, наденет его, сядет на стул и скажет : «готов» , тот победил .

«Собери патроны»

На полу лежат «патроны» (шарики или футляры от киндер-сюрпризов) . Каждый участник по очереди получает лопатку, ведро, передник, косынку. По сигналу он надевает передник, косынку, берёт в правую руку лопатку, а в левую - ведро. Надо загнать «патрон» на лопатку без помощи левой руки, положить в ведро, а затем всё передать следующему игроку. Победит та команда , у которой окажется больше «патронов» .

«Быстрая лодка»

На пол кладутся 2 половинки альбомного листа. Участники должны встать на четвереньки и дуть, чтобы эти листы переместились от «буйка» до «буйка» без помощи рук.

«Немой строй»

Участники становятся в ряд. Ведущий обходит игроков сзади и каждому хлопает по спине ладошкой. Сколько раз хлопнет, у того такой будет порядковый номер. По сигналу, дети начинают строиться по порядку. НО! Не произнося ни звука!

Обходя участников, ведущий может хлопнуть 2 раза по 1, ни одного раза, 4, и т. д., насколько хватит фантазии. И тогда рядов может быть не один, а 2, или 3. И обязательно снимать все это на камеру!

«Разведчик»

Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять) . Ведущий должен вернуть все в исходное положение.

«Самый быстрый»

Для игры понадобятся счетные палочки. Мальчикам завязывают сзади руки. Рассыпают палочки. Кто быстрее соберёт, тот победил .

«Свистать всех наверх»

Ведущий в роли «боцмана» , который командует на судне моряками. Остальные дети – «моряки» . Командует боцман с помощью специальной дудки-свистка. Если свистит один раз – «моряки» делают шаг вперед, если два сигнала в свисток – шаг назад, если три - стоят на месте! Внимание! Ведущий старается запутать игроков.

«Стой, кто идёт?»

Ставится пограничный столб. Одному ребенку завязывают глаза - это пограничник, в руках у него игрушечный автомат. Другой ребенок - нарушитель границы. Задача пограничника услышать, когда нарушитель будет проходить мимо него и сказать : «Стой, кто идет!»

Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противоположном случае нужно водить еще раз.

Здоровье

Утренняя зарядка «День защитника Отечества »

1. Речевое упражнение «Вертолет»

Быстро вертится пропеллер – вращать палочку между пальчиками,

Вертолет взлететь готов. как пропеллер у вертолета

Он отважно, без сомнений,

Путь найдет средь облаков.

В синем небе полетает, (в начале одной рукой, потом другой)

Облака поразгоняет

И вернется точно в срок,

Как бы ни был путь далек.

2. Тяжело в учении, легко в бою (поговорка) .

Ходьба и бег обычные, ходьба в полуприседе, руки к плечам – тянем пушку; ходьба на прямых ногах, руки на пояс – моряки; бег, высоко поднимая колени – конница; ходьба на носках, руки в стороны – самолет; бег с упором лежа, восстановительная ходьба.

3. ОРУ (без предметов) "Кто честно служит, с тем слава дружит» - говорим все вместе

1. «Моряки»

И. п.: о. с., руки согнутые прижать к себе, ладошки вниз

1-2-3-попеременно встать на пятки, одновременно выполняя «гребок» руками от себя вперед - в стороны

4-вернуться в и. п.

2. «Подводники»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки за голову

1– наклон к правому носку, задеть руками

2-и. п. 3-4 - то же влево. Повторить по 6 раз в каждую сторону

3. «Летчики»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки перед грудью, ладошка к ладошке

1-поворот вправо, руки в стороны

2-и. п. 3-4 – тоже в другую сторону Повторить по 6 раз в каждую сторону

4. «Саперы» - они должны быстро встать или сесть, чтобы разминировать мину

И. п.: ноги крестиком, руки в замок вперед

1-сесть на пол без помощи рук

2-встать без помощи рук. Повторить 10 раз

5. «Танкисты»

И. п. – лежа на спине руки в замок на животе

1-сесть, руки – дуло танка вперед

2-и. п. Повторить 10 раз

1. «Пулеметчики»

Отжимания. Повторить 8 раз

2. «Десантники» - прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой

3. «Салют»

Моряки, артиллеристы, пограничники, танкисты

Защищают мирный труд. Нашей армии : «Салют!»

1 – вдох 2 – выдох – са-лю-у-ут!

4. Подвижная игра «Кавалеристы»

Врассыпную выполняют команды : «Шаг коня» - ходьба, высоко поднимая колени, задевая ладошки; «Рысью» - обычный бег, взявши «поводья» ; «Галоп» - прямой галоп; «Стоп» - остановиться. Педагог называет двух детей – командиров отрядов, которые должны собрать в свой отряд как можно больше кавалеристов. Они задевают по очереди любых детей, задетые берутся в шеренгу за руку вместе с командиром, затем отряды выстраиваются и ведется подсчет, игра повторяется с другими командирами.

5. Кто шагает? Мы шагаем (стоят врассыпную и шагают)

Рома Сашу догоняет (назвать любых двух детей) – Рома догоняет, бегая между детьми

1-2-3-4-5, друга ты успел догнать? (пара детей останавливается, и догоняющий отвечает :

Да, друга я успел догнать

Нет, друга я не успел догнать

Пальчиковая гимнастика. Тема : ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу. Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.)

Артикуляционная гимнастика

1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф. И качает так листок - ф-ф-ф. Выдох спокойный, равномерный.

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф. И качает так листок - ф-ф-ф. Активный выдох.

Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят :

Осиновый - а-а-а.

Рябиновый - и-и-и.

Березовый - о-о-о.

Дубовый - у-у-у.

3. Речевая зарядка

Защитники обители.

Отважные бойцы.

И доблестные рыцари.

Лихие храбрецы.

4. Координация с движением

Левой, правой

Левой, правой!

Идет отряд.

Идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Барабан. уже дырявый!

Бодрящая гимнастика после сна

Комплекс №9 «Самолёт»

1. И. П.: сидя, ноги скрестно. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами) .

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

2. И. П. то же. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону. Правое крыло отвел, Посмотрел.

Левое крыло отвел, Поглядел.

3. И. п. то же. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом. Я мотор завожу И внимательно гляжу.

4. И. П.: о. с. встать на носочки и выполнять летательные движения.

Поднимаюсь ввысь, Лечу. Возвращаться не хочу.

5. И. П.: о. с., крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз) .

6. И. П.: о. с., быстро моргать глазами 1-2 мин.

5. Создание условий для самостоятельной деятельности.

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке.

Выставка рисунков детей.

6. Взаимодействие с родителями.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно – ролевых игр.

Участие родителей в уборке территории и посадке цветов

Привлечение родителей к оформлению выставки, к подборке экспонатов (фотографий и писем из семейных архивов) .

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов "Наша Армия родная";

Конкурс на лучший рисунок, поделку ко Дню Победы .

Цель:

  • Закреплять знания о военных профессиях и военном транспорте.
  • Развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание,
  • Развивать координацию речи с движениями, зрительное восприятие, слуховое внимание, память, мышление.
  • Воспитывать патриотические чувства.

Материал:

  • Схема Путаница»
  • Сюжетные картинки (рабочий, сталевар, кузнец, плотник, тракторист, строитель)
  • Схемы предметов, выложенные из счетных палочек

  • Счетные палочки.
  • Пособие «Разрезные картинки» (салют).

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).

Ход занятия.

Орг. момент:

Дети : день Победы.

Логопед. Правильно, сегодня наше занятие будет посвящено этой знаменательной дате. Прежде, чем наступил День Победы, была длинная, кровопролитная война. Наши дедушки и прадедушки защищали, охраняли нашу Родину от захватчиков. Давайте вспомним, кем были наши прадедушки во время войны, назовем военные профессии.

Логопед: В артиллерии служили кто?

Дети Артиллеристы.

Логопед: В пехоте?

Дети Пехотинцы.

Логопед: В танковых войсках

Дети Танкисты.

Логопед: На море несли службу

Дети Моряки

Логопед: В воздухе охраняли Родину

Дети Летчики

Логопед: На границе

Дети Пограничники

Логопед: В ракетных войсках

Дети Ракетчики

Логопед: А какая же есть военная техника? Посмотрите внимательно на картину и найдите всё, что здесь нарисовано.

Дети Самолет, ракета, танк, корабль.

Логопед: Исправьте ошибки в игре «Кто, на чем ездит, плавает, летает?»

Логопед: На самолете летает танкист

Дети На самолете летает летчик

Логопед: На ракете летают моряки

Дети На ракете летают космонавты

Логопед: На корабле плавают танкисты

Дети На корабле плавают моряки

Логопед: На танке ездят космонавты

Дети На танке ездят танкисты.

Логопед: А теперь слушайте внимательно загадки. Отгадки будем выкладывать из палочек.

Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет.

Дети Самолет.

Логопед: Ходит город – великан на работу в океан.

Дети Корабль.

Логопед: Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …

Дети Ракету

Логопед: Ползёт черепаха – стальная рубаха.

Враг в овраг, а она, где враг.

Не знает ни горя, ни страха.

Что это за черепаха?

Дети Танк.

Физкультминутка «Самолёт».

Руки в стороны – в полет дети бегут на носочках по кругу,

Отправляет самолёт. руки в стороны

Правое крыло вперёд, поворот через правое плечо,

Левое крыло вперед, поворот через левое плечо,

Полетел наш самолёт

Логопед: Ребята, а пословицы о солдатах, о войне вы знаете?

Дети Знаем.

Логопед: Тогда помогайте мне. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Где смелость –

Дети Там победа.

Логопед: Трудно в учении,

Дети Легко в бою.

Логопед: Один в поле –

Дети: Не воин.

Логопед: Один за всех,

Дети И все за одного.

Логопед: После войны нужно было восстанавливать наши города, деревни, разрушенные войной. Поднимать промышленность, сельское хозяйство. Работники каких профессий стали залечивать раны войны?

У станка он дни и ночи.

Всё умеет, он…

Дети Рабочий.

Логопед: Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит…

Дети Сталевар.

Логопед: Пламя пышет жаром,

Льётся пот с лица.

Звонко бьёт по стали

Дети Кузнеца.

Логопед: До работы он охотник,

День-деньской с рубанком,

Дети Плотник.

Логопед: Под весенний птичий свист

Пашет землю…

Дети Тракторист.

Логопед: Лесов строительных он житель

Возводит нам дома…

Дети Строитель.

Логопед: А теперь вам следующее задание. Составьте предложение по этим картинкам. (Приложение 2).

Например,

На тракторе работает тракторист.

Дети Тракторист пашет землю.

Строитель строит крепкий дом.

Логопед: Как вы думаете, что делает праздничным, запоминающимся, праздник 9 Мая – День Победы.

Дети Салют.

Логопед: Правильно, давайте с вами соберем картинки с изображением салюта.

Итог занятия.

Какому празднику было посвящено наше занятие? О ком мы говорили? Какие военные профессии вы вспомнили? Что получилось на занятии? Над чем можно поработать?

Пояснительная записка

Данное занятие было составлено и проведено к 69-летию победы, т. е., относится к лексической теме «День Победы». Оно предназначено для детей подготовительной к школе группы, имеющих речевые нарушения ОНР, III уровень. Занятие проводится в конце года, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного и показ того, чему научились дети за два года занятий с логопедом.

Цель: Закрепление знаний об истории родной страны.

Были поставлены задачи:

    Активизировать словарный запас.

    Закрепить правильную координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений.

    Развивать умения и навыки работать в коллективе.

    Воспитывать любовь к родине, уважение к старшим, гордость за свою страну.

Занятие было составлено и проведено на базе детского дома «Надежда» города Белово.

Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование:

    Магнитофон и записи песен о войне.

    Красочная коробка.

    Полоски цветной бумаги.

    Военная фуражка.

    Воздушные шары.

    Военные награды.

Литература:

    Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно. /Комплексная программа подготовки ребенка к школе. –СПб: Издательский дом «Литера», 2008.-208с.: ил: - (Серия «Уроки логопеда»).

    Новиковская, О. А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет / О. А. Новиковская. – М.; Астрель: АСТ; СПб.: Астрель СПб, 2009, - 31с. бил. – (Домашний логопед).

Данные материалы занятия предназначены для логопедов, воспитателей логопедической группы.

Ход занятия

Организационный момент (3 мин)

Звучит песня «День Победы». Дети заходят в зал.

Логопед: Вот и весна пришла – тепло с собой принесла.

Мы сейчас пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать.

Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!»

Дети: Придают лицу выражение радости и удивления.

Логопед: Это запах первых листочков, солнечных денечков,

Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи

Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!»

Логопед: Зимой ветер был холодный и неласковый. Вот такой…

Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук ; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха.

Логопед: А теперь ветерок стал теплым и ласковым.

Всех обогреет, порадует,

Цветам расправит лепестки,

Пригладит травку на лугу,

Поможет птичкам на лету.

Вот он какой…

Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воздуха.

Логопед: Хорошо гулять весной

Не хочу идти домой!

Подняться на цыпочки, потянуться, поднять руки вверх, в стороны и опустить.

Логопед: Ребята, так какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Какой сейчас месяц весны? (Ребята отвечают на поставленные вопросы.)

Логопед: Ребята, а какой праздник весь мир, наша страна и мы, в том числе, отмечаем 9-го мая?

Ребята: Это День Победы.

Логопед: Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Ребята: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. На нашу страну напали войска фашистской Германии. Это была очень страшная война. Много людей погибло. Закончилась война 9 мая 1945 года. Поэтому и отмечают праздник День Победы в этот день.

Логопед: Ребята, а как вы готовились к этому празднику?

Ребята: Мы вместе с воспитателями к празднику убрали территорию детского дома, украсили группу, оформили уголки, посвященные Дню Победы. А еще мы приготовили концерт и пригласили на него ветеранов.

Логопед: Вы знаете стихи о войне, расскажите их.

Ребята рассказывают стихи, которые выучили к празднику.

Логопед: Вам Ветераны рассказывали о том, как воевали?

Ребята: Да, было очень интересно.

Логопед: У меня есть волшебная коробка, мы сейчас ее откроем и посмотрим, что в ней лежит (в коробке лежит военная фуражка, на ком она будет одета, тот и командир).

На одного из детей надевается фуражка, и логопед дает задание. Итак, ребята вот вам первая игра. На столе лежат полоски цветной бумаги. Но это не просто полоски, а части флага. Вы должны собрать флаг, а командир следит и помогает, чтобы работа была выполнена правильно.

Ребята составляют флаг.

Логопед: Правильно составили. Российский Флаг состоит из трех цветов, из каких?

Ребенок: Российский флаг состоит из полос белого, синего, красного цветов.

Логопед: Правильно, а сейчас вопрос для командира. А во время Великой Отечественной войны какого цвета был флаг?

Командир: Во время Великой Отечественной войны флаг был красного цвета.

Логопед: Молодец, ты справился с ролью командира. Кому ты бы хотел сейчас отдать фуражку командира? (отдает фуражку другому ребенку)

Логопед: Итак, у нас появился другой командир. И вас ждет следующая игра. Вам нужно отгадать человека, который?.. Условия игры таковы: я командиру шепотом говорю, кого нужно изобразить, он показывает действиями этого человека, а вы все отгадываете. (Можно изобразить человека, который летает – летчика, человека, который служит в пехоте, прыгает с парашютом.)

Ребята угадывают, что это летчик, пехотинец, парашютист. Командир передает фуражку другому ребенку.

Логопед: Ребята вы устали, предлагаю сделать небольшую зарядку.

Речедвигательная гимнастика:

Ребята встают и выполняют движения под слова:

Мы по площади идем

Весел, весело,

Мы флажки в руках несем,

Весело, весело.

Дружно мы кричим: «Ура!»

Дню Победы рада детвора!

Логопед: Ребята, вас ждет игра «Лабиринт». Вместе со своим командиром найдите, по какой дорожке должен пройти пограничник к своей заставе.

Логопед: Молодцы, вы нашли дорогу для пограничника. Давайте отхлопаем слово ПОГРАНИЧНИК. Командир, сколько слогов в этом слове?

Ребенок: Четыре слога в этом слове.

Логопед: Ребята, а сколько в слове гласных звуков? И какие?

Ребята отвечают, что в слове ПОГРАНИЧНИК 4 гласных звука: О; А; И; И.

Логопед: Ребята, давайте составим схему этого слова.

Ребята составляют схему из синих, красных и зеленых кружочков.

Логопед: Скажите, а над какими звуками мы поставим колокольчик и почему?

Ребята отвечают, что колокольчик поставим над Г, Р, Н, Н, потому что эти звуки звонкие.

Логопед: Ты хорошо справился с ролью командира. Кому сейчас передашь фуражку? (Фуражка передается следующему ребенку) Дано слово СОЛДАТ. Охарактеризуйте каждый звук в слове и составьте схему слова.

Ребята дают характеристику слова, звуковой анализ, составляют схему.

Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Посмотрите ребята на картинки и постарайтесь найти отличия. Всего их 17.


Логопед: Молодцы, вы справились и с этим заданием. Ребята я сейчас вам прочитаю пословицы, а вы попытаетесь объяснить их значение.

Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

Бой отвагу любит.

Ребята объясняют значения пословиц.

Логопед: Вот прошла по кругу фуражка и вернулась ко мне. Я вам, ребята, хочу кое-что показать. Отец моего мужа воевал. Во время боев под Ленинградом он был тяжело ранен. Пришлось ампутировать руку. А осколки от снаряда, которые застряли в легких, остались в нем навсегда. К сожалению, его уже нет в живых, но остались его награды. Вот они. Посмотрите, это медаль «За отвагу». Как вы понимаете выражение «За отвагу»?

Ребята объясняют смысл данного выражения.

Логопед: Посмотрите, какой формы медаль? Из чего она сделана? Легкая или тяжелая?

Ребята: Эта медаль округлой формы, она сделана из железа и довольно- таки тяжелая.

Логопед: А это, ребята, орден «Слава». Этим орденом награждали простых солдат. Этим он и замечателен. Посмотрите, в форме чего изготовлен орден? Что вам напоминает ленточка, к которой он прикреплен?

Ребята рассматривают орден. Отвечают, что оно в форме звезды. И прикреплена звезда к георгиевской ленточке.

Логопед: Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Какой теме было оно посвящено? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?

Ребята обмениваются своими впечатлениями.

Логопед: В честь этого праздника проводят парад, где торжественным маршем проходят солдаты разных родов войск. Давайте и мы как солдаты в честь наших ветеранов пройдем почетный круг маршем.

Логопед: А что несут в руках дети, когда идут смотреть парад?

Дети: Воздушные шары, флажки. (Логопед раздает шарики, флажки.)

Под музыку военных лет дети, маршируя, выходят из зала.

Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда» города Белово»

Фронтальное логопедическое занятие

для детей подготовительной к школе группы

Лексическая тема: «День Победы»

Титова Ирина Владимировна,

Учитель - логопед

Белово 2010

1. Расширение словарного запаса детей: война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный,пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали,сражались, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная,.

2. Родителям рекомендуется : Побеседовать с ребенком о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы". Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников. Совместно с ребенком сходите на площадь имени Жукова к вечному огню и мемориалу в честь защитников г. Тихорецка.

3. Упражнение «Один - много»

Солдат – солдаты – много солдат

Ветеран – ветераны – много ветеранов

Танкист -

Награда -

4. Упражнение «Сосчитай до пяти» Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-

Одна золотая медаль - Один красивый обелиск -

5. Упражнение «Скажи наоборот» Военный – мирный Водный – сухопутный

Молодой –

Сильный –

6. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.

Танкисты сражались …танке.

Пограничники охраняли нашу Родину … границе.

Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

Публикации по теме:

Домашнее задание логопеда «День Победы» Тема: День Победы! 1. Закончить предложения: 9 Мая –___ Все поздравляют ветеранов с.

Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши. Звук [и]» Тема: Домашние животные и их детеныши. Звук И 1. Знакомство с буквой и звуком И Пропись буквы И в тетради 2. Поучить: Буква И наискосок.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Логопедическое домашние задание для детей 5–6 лет с ОНР «Времена года» 1. Расширение словарного запаса детей: Осень: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, погода, ветер, дождь, туча; опадать, шуршать, моросить,.

Логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Тема «Как ребята посуду искали» Тема: «Как ребята посуду искали» Задачи: Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь по теме; уточнить и расширить.

ПТЕНЧИК ИЩЕТ МАМУ. Цели: формирование обобщающего понятия «Домашние птицы»; уточнение, обогащение, активизация словаря по лексической теме.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление у детей знаний о диких и домашних животных. Задачи:1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ Тема: «Домашние животные» (о. о. «Познавательное развитие») Задачи: о. о.