Процедура опознания погибших. Как проходит и когда назначается

Опознано уже 58 тел

Четвертый день процедуры опознания жертв авиакатастрофы подошел к концу.

58 погибших опознано.

Остальные тела визуальному опознанию не подлежат. Родственникам погибших предстоит ждать результатов генетической экспертизы, которая может продлиться до 4 месяцев.

По словам специалистов, велика вероятность, что тела некоторых погибших так и не будут идентифицированы.

Мы связались с Александром Войтенко. В авиакатастрофе он потерял 37-летнюю сестру Ирину и 14-летнюю племянницу Алису. Ему удалось опознать только племянницу.

Моя сестра Ирина с дочерью Алисой за месяц планировали поездку в Египет, - начал Александр. - Племянница первый раз летела на самолете. Первый и последний... Когда по телевизору объявили о крушении лайнера, я сразу рванул в аэропорт Пулково. На следующий день из Пскова прилетела моя мама. Папы у нас нет, он умер 5 лет назад от рака. Маму поселили в гостинице вместе с другими родственниками погибших. С людьми, которые потеряли своих близких, мы за эти дни сблизились. Не скажу, что подружились, но поддерживали друг друга. Некоторым помогали, чем могли.

- Чем например?

Я познакомился с мамой погибшей 23-летней Юлии Красновой. Женщина не очень хорошо разбиралась с интернетом, попросила меня найти страничку в соцсетях ее дочери, чтобы посмотреть фотографии. Плотно общался с людьми с Украины, которые сейчас пребывают в недоумении. Не понимают, как перевозить тело погибшего, ведь воздушного сообщения между и Украиной нет.

- Как проходило опознание?

Одновременно в морге находились 5-6 семей. Со всеми работали психологи. Много времени ушло на заполнение документов - часа два, наверное. Само опознание прошло быстро. В морге специалисты показывали тела, которые можно было визуально опознать, не сильно обгоревшие. В первый и второй день мы с мамой дали очень подробное описание внешности наших родственников, вплоть до шрамов, элементов одежды, пирсинга, татуировок и так далее. Все нарисовали на специальном листочке. Достаточно подробно описали наших родных. И во вторник нашу Алису опознали. Опознание происходило тяжело: сначала нам показывали фотографии, какие-то небольшие фрагменты тела, по которым мы могли определить человека. Если родственники были готовы смотреть больше, показывали тела.

- Выходит, целых тел практически не осталось?

Показывали те тела, которые были не сильно обезображены. Большинство тел были сильно изуродованы, узнать по ним человека невозможно. Многие люди, когда им показывали погибших, которые подходили под их описание, не признавали своих близких. Они теперь будут ждать экспертизы ДНК.

- Сколько продлится экспертиза ДНК?

Нам обещали в течении трех недель объявить результаты экспертизы. Посмотрим...

- Вам страшно не найти свою сестру?

Это самое ужасное, что может случиться.

- Вам говорили, что существует вероятность вообще не найти своих близких?

Прямо нам об этом не говорили, но намекали, что вероятность того, что ничего не найдут, существует. Этого все боятся.

- Как вы опознали Алису? По каким признакам?

Говорят, детей искать проще. Алису мы опознали по одежде, сережке, шрамику на руке, волосам. Даже по лицу ее еще можно было опознать, не смотря на страшные травмы. Возможно, дети меньше пострадали. Я надеюсь на это.

- Причину ее смерти вам озвучили?

Множественные травмы внутренних органов, черепно-мозговые травмы. Много всего. Честно говоря, я не запомнил.

- Вещи погибших стали выдавать?

Нам показали только одежду, в которой Алиса летела. Другие вещи никому не выдавали. Они, наверное, сейчас у следователей.

- Опознание проходило до поздней ночи?

Мы ушли оттуда во вторник в 10 вечера, там еще люди оставались. До полуночи работали судмедэксперты и психологи.

- Как родственники выдерживали эту процедуру?

Всем было тяжело. Поверьте, это, наверное, самый сложный день в моей жизни. Но мне надо было держаться, другого выбора у меня не было.

- Когда похоронят Алису?

В среду ее тело отправили во Псков. Похороны планируем на субботу.

Насколько я знаю, родственникам погибшим предлагали создать общий мемориал в и похоронить всех погибших в авиакатастрофе в одном месте?

Нас спрашивали об этом. Но практически все родственники погибших выступили против.

- На похороны вам выделили деньги?

Мы получили от страховой компании 100 тысяч рублей на похороны. Эти деньги идут в счет 2 миллионов. Чтобы получить основную компенсацию, надо собрать кучу документов. На это может потребоваться пару месяцев. Специалисты говорят, что это нормальный порядок вещей. Но людям, пребывающим в шоковом состоянии, невозможно тратить время и силы на собирание пакета документов. Нам ведь еще какую-то компенсацию обещали выплатить от города. Но пока я не понимаю, что для этого нужно.

- Родственники просили выдать план рассадки пассажиров в самолете. Зачем?

Мы с самого начала просили рассадку. Нам казалось, что в той или иной части салона у людей был шанс выжить... Ошибались...

За сутки в Петербурге опознано девять тел погибших в авиакатастрофе в Египте. Об этом РИА Новости сообщил петербургский вице-губернатор Игорь Албин. Он добавил, что процедура опознания продолжается, работают следственные органы.

В частности, опознано тело замглавы Пскова Александра Копылова. «Родственники опознали тело Александра Копылова. Документы о смерти им выданы, однако пока, в интересах следствия, его не перевозят из Санкт-Петербурга в Псков. Родные других пассажиров трагического рейса проходят процедуру идентификации», - сообщили ТАСС в региональном ГУ МЧС.

Опознание будет вестись без выходных, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя оперативного штаба. Генетические экспертизы идут круглосуточно, а опознание с родственниками проходит днем в щадящем режиме.

По словам председателя организации «Прерванный полет» Георгия Ефименко, процесс ожидания является самым сложным для родственников погибших в авиакатастрофе, так как опознание тел может занять несколько недель, передает ИА «Росбалт».

«Процесс генетической экспертизы занимает много времени, а раньше все происходило еще дольше. Когда в авиакатастрофе погибли мои родные, я похоронил их только на 50-й день. Я знаю, что сейчас родственникам обещают, что все закончится за две-три недели, но все равно процесс долгий», - отметил Ефименко.

Отметим, что процедура опознания на территории крематория на Шафировском проспекте в Петербурге началась вчера, 2 ноября. Как пишет 47News, в течение дня к вновь прибывающим родственникам устремлялась воздушная блондинка — психолог с живым взглядом и перинным голосом.

​- У вас кто?

​ — Наталья…

​ — Подождите, я сверюсь… Нет, ее еще нет данных, не привезли.

Дальше девушка объясняла, что лучше поехать домой и ждать звонка, поскольку неизвестно, через какое время Бюро судмедэкспертизы на Екатерининском проспекте отдаст тело. Через полминуты разговора она старалась мягко прикоснуться к собеседнику за локоть. Но большинство все-таки оставалось. Многие с застывшим взглядом гуляли рядом со зданием, либо сбивались в группки.

Фото: 47News

В углу зала стояла огородка с парой кроватей и врачом — на случай, если потребуется медицинская помощь. Ведь следующим этапом для родственников станет опознание. Как рассказали сотрудники МЧС, этап переломный: «Он разрывает жизнь на две части — до и после». Здесь же стоял стол с пирожками и кофе. И здесь же был эпицентр боли. Вот сухая женщина неопределенного возраста беззвучно рыдает. Мужчина испуганно держит ее за локоть. Рядом два сотрудника МЧС что-то ей тихо говорят. Вот парень лет 12-ти, почти задыхаясь от слез, часто-часто моргает. Его обнимает психолог. Насколько понял корреспондент издания, он — единственный, кто может сдать кровь на анализ для ДНК-экспертизы. Больше никого нет.

Отметим, каждого погибшего будут опознавать при помощи ДНК-экспертизы, что действительно займет 2-3 недели в силу специфического состояния тел жертв авиакатастрофы. Это делается для того, чтобы все были на 100% уверены, что это их близкие, пишет «Мой район» со ссылкой на источник.

Media playback is unsupported on your device

В Санкт-Петербурге началось опознание тел погибших в результате крушения самолета Airbus A321 компании "Когалымавиа" на Синайском полуострове. По словам представителей оперативного штаба, процесс опознания всех тел может занять до нескольких недель.

Во вторник утром в Петербурге приземлился второй самолет с останками погибших, в то время как на самом месте крушения все еще продолжается поисковая операция.

Глава оперативной группы российского МЧС на Синае Александр Агафонов сообщил, что в понедельник было найдено более 100 предметов личных вещей пассажиров, в том числе два фотоаппарата, два планшета, четыре сотовых телефона, пять паспортов и одно удостоверение личности члена экипажа.

Все эти предметы могут в дальнейшем помочь при идентификации тел погибших в авиакатастрофе.

Русская служба Би-би-си попросила экспертов прояснить, как в подобных случаях происходит процесс идентификации погибших.

"Это очень трудоемкий процесс"

Правообладатель иллюстрации Reuters

"Все очень просто – кучки с телами лежат, и эксперты пытаются их сгруппировать по каким-то параметрам, но все это при таких разрушениях весьма относительно, поэтому вот это вот страшное месиво люди проходят и пытаются узнать – по одежде, по фрагментам тела, какие-то наколки, какие-то татуировки, может быть, какие-то особенности – только таким путем", - объяснил Русской службе Би-би-си заведующий кафедрой судебно-медицинской экспертизы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Юрий Пиголкин .

"А так - люди в состоянии шока. Во-первых, просто очень трудно опознать мертвое тело – цвет меняется, а если еще и повреждено, то это очень трудоемкий процесс, чрезвычайно сложно", - говорит эксперт.

"Затем, когда уже признали, что опознание провести невозможно, тогда проводят генетическое исследование. Генетическое исследование проводится, сравнивая генотипы, берется на марлю кровь, если сохранена полость рта – могут взять и слюну. В комплексе – и слюна, и кровь, и кости для исследования. Сейчас же у родственников собрали генетический материал – создается база данных, а потом в эту базу вносятся эти образцы. Дальше, когда есть база данных, полученные гены из образцов и сравнивают их по длине с теми, которые находятся в базе", - рассказывает Пиголкин.

Египетский судмедэксперт, принимавший участие в процедуре осмотра места крушения, рассказал журналистам, что характер повреждений тел пассажиров разбившегося А321 может указывать на то, что до столкновения с землей на борту лайнера произошел взрыв.

"Большое число отдельных фрагментов тел может указывать на то, что сильный взрыв произошел на борту еще до столкновения с землей", - цитирует эксперта агентство РИА Новости.

По его словам, учитывая состояние большинства тел, для определения личности погибших может потребоваться анализ ДНК.

Экспертиза ДНК: уроки MH17

Идентификацией тел пассажиров, погибших в результате в июле 2014 года, занимались специалисты Института судебной экспертизы Нидерландов. На сайте этой организации идентификации погибших.

В частности, изучаются отпечатки пальцев и записи стоматологов жертв.

Учитываются и данные о личных вещах пассажиров - например, об их одежде, ювелирных украшениях.

Согласно Институту судебной экспертизы Нидерландов, к анализу ДНК специалисты прибегают только в том случае, если невозможна идентификация по записям стоматолога. В процессе идентификации у погибших берут образцы ДНК - фрагменты мышечной ткани, костной ткани и фрагменты зубов.

"ДНК лучше всего защищена от внешнего воздействия в частях зубов", - говорится на сайте института. После этого специалисты составляют профили ДНК жертв.

Берутся также образцы ДНК (образец слюны) у прямых родственников. Прямые родственники - это родители, дети, братья и сестры погибшего, их ДНК гораздо ближе, чем у дальних родственников, объясняют специалисты.

Кроме того, судмедэксперты получают личные предметы жертв – например, расчески или зубные щетки, на которых могут находиться образцы их ДНК. Но данные, полученные с их помощью, не всегда можно использовать - порой невозможно определить, кому именно принадлежал тот или иной предмет, и не пользовался ли этим предметом кто-либо еще.

То есть это сложный и комплексный процесс: ДНК-профили погибших сравнивают с ДНК-профилями их родственников, а также с ДНК-профилями, сделанными на основании изучения их личных вещей, и с помощью специальной программы проводят их анализ.

В воротах кладбища-колумбария на Шафировском, где второй день идет опознание тел погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом , полицейские задают только один вопрос въезжающим на автомобилях людям:

Родственник?

Но многие и на него не в состоянии ответить. Такие паркуют машины у торгового центра неподалеку, а дальше пешком. Пешеходам вопросов не задают. Все и так у них на лицах написано: либо в крематорий - прощаться, либо к колумбарию - повидаться, либо в морг - встретить и узнать.

Первые и вторые от третьих отличаются цветами в руках и черными очками на лице. Успели подготовиться. Они уходят вдаль по аллее. И говорят между собой не только об усопших, но и о погибших. Ветер доносит обрывки фраз:

Двести человек… Страшно потерять…Говорят, что все произошло из-за…

Близкие пассажиров рейса чаще молчат. Взгляд в землю. Сворачивают от входа направо к машинам МЧС , скорым и залу ожидания. Некоторые здесь уже второй день. Например, как семья, бросившая внедорожник на парковке. Уже неполная. Вчера они приезжали и узнали, что лучше дождаться звонка.

Нет, там список не алфавитный, - рассказал один из сотрудников МЧС. - Тела показывают, когда подготовят. А перед этим, конечно, приглашают близкого. Лучше ждать дома или в гостинице звонка.

В морг, под крематорием, где лежат останки погибших, родственников отвозят группами на микроавтобусах. Ждать иногда траурного рейса приходится до двух-трех часов. А идти - две минуты. Но одних родственников к месту встречи с родными психологи не отпускают. Незачем им стоять у порога. И вновь ждать.

Говорят, что сегодня одна женщина опознала свою мать. А вчера тело замглавы Пскова узнали. А еще рассказывают, что одна из бабушек Дарины пока не уверена, что видела именно свою внучку в морге на столе. Но это все разговоры. Официально власти заявляют, что в первый день опознали девять человек. Во второй - счет также идет на единицы. Хотя в Петербург и доставили из Египта уже 140 тел пассажиров и сотню фрагментов тел.

Процесс может занять до трех недель, - на пресс-подходе за воротами кладбища-колумбарии сообщил журналистам вице-губернатор Ленобласти Роман Марков , входящий в оперативный штаб по катастрофе. - В любом случае, будет проводиться генетическая экспертиза

Тех, кто пока не уверен, что видел родных, просят заполнить бумаги с приметами: в каких вещах улетал, какие кольца, украшения носил, были ли родинки, татуировки...

Срывов и криков перед дверьми морга почти нет. С родными погибших работают психологи МЧС, да, и сил на эмоции у многих уже не осталось.

Покидая парковку у торгового центра, водитель одной из машин, чуть не протаранил столб. Затормозил буквально в десятке сантиметров от него. Вглядевшись в лицо шофера, корреспондент “Комсомолки” его узнал. 31 октября в Пулково этот мужчина зажег свечку на стихийном мемориале.

Будьте осторожны, - хотелось сказать ему.

Но он уже все понял без слов. Оглядев людей, что стояли неподалеку, собрался с силами и неспеша вывернул на дорогу, оставшись в первом ряду.

x HTML-код

Трагедия рейса 9268: Комментарии чиновников возле крематория на Шафировском. Съемка - Илья ГОРБУНОВИлья ГОРБУНОВ, Александр ГЛУЗ

СПРАВКА «КП»

Как проходит процедура опознания

По предварительным данным, самолет развалился еще в воздухе. Часть тел обгорела, другие серьезно пострадали. Чтобы не подвергать родных погибших еще большему стрессу, с телами первым делом работают следователи и работники бюро судмедэкспертизы.

Исходя из описания, предоставленного родственниками, следователи ищут кого-то конкретного. Показывать людям всех - это слишком жестоко. Поэтому сначала пытаемся отыскать нужного человека по приметам, - пояснили «Комсомолке» в оперативном штабе.

Первым делом родным показывают фотографии тел. И только если есть сомнения и вопросы, людей проводят в зал, где стоят гробы с останками.

При этом в штабе не исключают, что на опознание нескольких пассажиров может уйти больше месяца. Столько времени понадобится на то, чтобы дождаться результатов экспертизы ДНК . Идентифицировать тела визуально вряд ли удастся - они сильно обгорели.

Экипаж и пассажиры рейса "Когалымавиа": Вспомним всех поименно...

ФОТОРЕПОРТАЖ

В результате авиационной катастрофы на тело пострадавшего нередко оказывает повреждающее действие одновременно или в быстрой последовательности следующие несколько факторов, причем действие одного фактора часто перекрывается другим:
1) динамические и ударные перегрузки;
2) встречный поток воздуха;
3) взрывная декомпрессия;
4) атмосферное электричество;
5) термическое воздействие;
6) токсические продукты горения и пиролиза;
7) тупые предметы, расположенные внутри самолета;
8) взрывная волна;
9) наружные части самолёта;
10) работающие двигатели;
11) высотная декомпрессия;
12) тряска, вибрация.

При столкновении самолёта с препятствием, могут вызывать перегрузки, достигающие очень больших величин порядка десятков и даже сотен единиц g. Тело при этом отрывается от спинки кресла и удерживается привязными ремнями. В зависимости от величины перегрузки, последствия для пострадавших могут носить различный характер - от функциональных нарушений дыхания и кровообращения, связанных с относительным перемещением внутренних органов груди и живота, и потери сознания - до механических повреждений привязными ремнями в виде ссадин, кровоподтеков, иногда разрывов кожи и мягких тканей, травмы позвоночника, а при столкновении самолёта на большой скорости с препятствием или землей - в виде грубых повреждений всех тканей на уровне привязных ремней вплоть до отрыва верхней части туловища. В последнем случае, как правило, происходит последующее значительное разрушение головы и туловища в результате удара этими частями тела о расположенные впереди предметы.

Радиальные ускорения и соответствующие им перегрузки возникают при попытках выйти из пикирования в аварийных ситуациях. В этих случаях происходит значительное смещение мягких тканей, внутренних органов и особенно крови в крупных сосудах, сопровождающееся резким нарушением дыхания, кровообращения, функций центральной нервной системы, расстройством зрения, потерей сознания, а также травматическими повреждениями тканей и жизненно-важных органов.

При направлении перегрузки в направлении голова-ноги значительная часть циркулирующей крови (до 1/4 всей массы) перемещается в сосуды брюшной полости и конечностей вследствие чего нарушается работа сердца, развивается анемия головного мозга с потерей сознания. Исход в такой ситуации будет зависеть от длительности бессознательного состояния и высоты полёта, на которой произошла потеря сознания. В результате смещения и деформации внутренних органов и тканей брюшной полости и резкого переполнения их кровью могут наблюдаться множественные кровоизлияния в брыжейку кишечника, под капсулу и в связки внутренних органов, рыхлую жировую клетчатку.

Перегрузки, направленные от ног к голове, человек переносит гораздо тяжелее. Уже при ускорении порядка 4-5 g происходит сильный прилив крови к голове, сопровождающийся покраснением и отечностью лица, носовым кровотечением, множественными мелкими кровоизлияниями в кожу лица, конъюктиву глаз, оболочки и вещество головного мозга. Резкое повышение внутричерепного давления приводит к быстрой потере сознания и смерти. При этом могут наблюдаться переломы верхних и нижних конечностей, компрессионный перелом позвоночника, переломы основания и свода черепа, травмы мягких конечностей.

Встречный поток воздуха при больших скоростях полёта (800-1000 км/ч и более) обладает свойствами твердого тела, так как сила давления воздушного потока в этих условиях превышает вес человека в 50-70 раз. Встречный поток воздуха может сорвать предметы обихода и одежды. При срыве кислородной маски происходит резкая деформация мягких тканей лица с обширным кровоизлиянием и отслойкой их от подлежащих костей, разрывом углов рта, повреждением глазных яблок. Струя воздуха, проникшая под большим давлением в верхние дыхательные пути и пищевод, может привести к баротравме лёгких и желудка; рефлекторное нарушение дыхания и прекращение подачи кислорода вызывает острое кислородное голодание. В результате срыва рук с подлокотников и ног с подножек происходит
разбрасывание конечностей, сопровождающееся вывихами, растяжением суставных связок, надрывами мышц, кровоизлияниями.

Взрывная декомпрессия наблюдается в полёте на высоте свыше 8-9 тыс.метров в результате аварийной разгерметизации кабины. Как следствие резкого перепада давления у человека может возникнуть баротравма легких и слухового аппарата, а также газовая эмболия. Баротравма слухового аппарата сопровождается разрывом барабанной перепонки, повреждением слуховых косточек, кровоизлиянием в ткани среднего и внутреннего уха и барабанную полость.

При баротравме легких отмечается жидкая кровь в дыхательных путях, острое вздутие легких, множественные очаговые кровоизлияния и разрывы легочной ткани. Наряду с крупноочаговым характером изменений в легочной ткани по ходу разветвлений бронхов наблюдаются также мелкие разрывы и кровоизлияния.

Тупые предметы расположенные внутри самолёта являются основным повреждающим фактором при падении и ударе самолёта о землю. При этом происходит деформация и разрушение его конструкции, а также взаимное смещение находящихся в самолёте людей и окружающих их предметов. Возникающие ударные перегрузки в зависимости от скорости и угла падения самолёта могут превышать в сотни и даже тысячи раз силы воздействия на пострадавших, наблюдаемые при авариях наземного транспорта.

Результатом ударных перегрузок огромной силы может быть грубое разрушение тела с отрывом отдельных частей его (головы, конечностей, тазовой области) с обширными разрывами и размозжением кожи и мягких тканей, раздроблением костей, вскрытием полостей тела и размозжением, отрывом, перемещением внутренних органов или выбросом их наружу.

Взрывная волна является самым мощным повреждающим фактором, возникающим в результате взрыва горючего в топливных баках или теракта. Чаще всего первый взрыв происходит в момент удара самолёта о землю, иногда в воздухе после касания земли. При падении реактивного самолёта на землю в режиме пикирования с последующим взрывом воронка может достигать глубины нескольких метров. Мощная взрывная волна вызывает полное разрушение конструкций самолёта и тел. При этом останки обнаруживаются как в самой воронке, так и вне её, разбросанными на площади радиусом до 300-500 м. При взрыве в воздухе после касания земли, останки людей, находившихся в самолёте, оказываются разбросанными на расстоянии до 3 км по направлению полёта и до 1,5 км в стороны от места взрыва.

При полном разрушении тела в результате взрыва обычно обнаруживают отдельные небольшие лоскуты кожи без осаднения краев их, ушные раковины с частью височной кости, куски внутренних органов, костные отломки с обрывками мягких тканей, иногда кисти, стопы или их части. При теракте обширные повреждения с отрывами частей тела, множественными сквозными и слепыми осколочными ранениями получают лица, находящиеся непосредственно вблизи места взрыва, остальные чаще всего погибают в результате механических повреждений при последующем падении самолёта и ударе его о землю.

В результате действия пламени может произойти воспламенение одежды, ожоги тела, а также посмертное обгорание трупов, достигающее крайних степеней с обугливанием мягких тканей и костей вплоть до их испепеления. Иногда пожару предшествует взрыв, в этих случаях термическому воздействию подвергаются уже останки трупов.