Восточные и западные немцы различия. Восточные немцы поддерживают россию и мечтают отделиться от германии

Германия празднует 25 лет объединения. Исследования и социологические опросы показывают: различия (как минимум внешние) почти стерлись, но единой нацией немцы пока так и не стали. Вывод: для подлинного «единения» нужно еще как минимум лет двадцать. То есть смена поколения.

Демография в этом деле имеет значение, и немалое. Для молодежи, родившейся накануне или сразу после объединения страны, Германия всегда была единой и другой они не знают. Когда в прошлом году, готовя проект «СБ» «Без железного занавеса», я была в Берлине во время празднования 25-летия падения Берлинской стены, лидер фракции «Левой партии» в Бундестаге (64 места в парламенте, крупнейшая оппозиционная фракция) Грегор Гизи (сын министра в правительстве ГДР, ни разу после объединения страны не проигравший выборы в Бундестаг) признался, что его 18-летняя дочь не слишком интересуется историей и тем, что такое ГДР. Это показательно: для молодежи есть одна Германия – единая и неделимая, но тот, кто успел побывать хотя бы пионером в ГДР (там они были юными тельмановцами, но это не суть), к объединению относится куда более критично. Вернее, не к самому объединению – это благо для разъединенной нации, в этом ни у кого сомнений нет – а к тому, что случилось после него. И демография здесь снова имеет значение. В первые несколько лет после объединения почти 14.5 млн. немцев из восточных (бывшая ГДР) земель переехали на запад страны. Понятное дело, в поисках лучшей, как это у нас принято говорить, доли. Уезжали молодые и работоспособные, оставались немолодые и больные. А еще – совершенно неожиданный эффект объединения – живущие на востоке немки (говорят, соблазненные неизвестными им дотоле прелестями свободного мира) стали меньше рожать. В результате сегодня средний возраст жителей восточных регионов Германии выше (существенно), чем жителей регионов западных. Правда, западные немцы жалуются, что у восточных пенсии больше. Но это не совсем так: просто женщины в ГДР (как и в СССР – многие наверняка помнят) всю жизнь работали, а потому и пенсии заработали. Немки же западные оставались дома, воспитывая детей, а потому и пенсии у них смехотворные – приходится рассчитывать на мужей.

Зато зарплаты на востоке меньше: работающий в восточных регионах немец зарабатывает примерно три четверти от того, что приносит домой немец западный. И это на самом деле прекрасный показатель, потому что сразу после объединения разница была более чем двукратной. Так что практичные немки, выходя замуж, предпочитают мужчин из западных регионов, которых считают более предприимчивыми, образованными и имеющими больше шансов сделать хорошую карьеру (и заработать большие деньги, конечно). Представления эти, конечно, субъективные, но вот то, что мужчины из Западной Германии по-прежнему богаче своих соотечественников из восточных регионов, факт. Из 500 самых богатых людей Германии только 20 живут в восточных регионах (да и то 14 из них в Западном Берлине).

В основе проблемы зарплат, поясняют специалисты, различия в предприятиях: в восточных землях (которые многие и 25 лет спустя называют «новыми») предприятия в основном малые, средние и сельскохозяйственные – откуда взяться высоким зарплатам? Крупная промышленность – в западных регионах, в восточные никто не пошел. Вернее, пошли, но своеобразно: фабрики и заводы приватизировали (нередко за символическую 1 марку) и… закрыли. Я встречалась с восточными немцами, истории которых написаны, как под копирку: работал на заводе, его приватизировали и закрыли, остался без работы, несколько лет искал новую.

Восточным немцам не нравится, что все их достижения (а они ведь были) оказались выброшенными за борт и в новой жизни не пригодились. «Это было не объединение, а аншлюс», – с горечью говорят они. Западным немцам плата за объединение (они, конечно, настаивают на «объединении») кажется непомерно высокой. Хотя и здесь вступает в дело демография: молодым эта цена (в прямом смысле – в Германии был введен специальный налог) не знакома.

В общем, в эти выходные в Германии будут пить (создали даже специальное «Вино объединения» из всех сортов винограда, растущих в стране) за молодость. Отличный, между прочим, тост для серебряной свадьбы.

Даже спустя 22 года после объединения Германии между восточной и западной частями единой страны по-прежнему существуют значительные различия. "Осси" (как здесь называют население бывшей ГДР) и "весси" (жители западной части) во многом воспринимают друга друга как чужаков и слагают друг про друга небылицы. Правда, есть тема, которая их объединяет.

К годовщине германского единства, отмечаемого 3 октября, немецкий таблоид Bild привел результаты опроса. Поразительно, но выросшие в Восточной Германии чаще всего более открыты для Запада, нежели западные немцы для Востока, начинают свою статью журналисты из "Бильда". В опросе, который проводился с 28 сентября по 1 октября 2012 года, принимали участие 1005 граждан Восточной и Западной Германии.

Каждый пятый житель Западной Германии (21 процент) никогда не был на территории Восточной Германии. Из жителей Восточной Германии никогда не были на Западе всего 9 процентов. 67 процентов западных немцев могли бы сочетаться браком с выходцами из бывшей ГДР. Против — 17 процентов. Среди опрошенных восточных немцев 78 процентов могли заключить подобные браки, 11 процентов ответили отказом. Три четверти всех немцев (74 процента) видят причину в "различии менталитета" между населением старых и новых (т.е. бывшей ГДР) федеральных земель, выделяя при этом определенные качества, присущие "осси" и "весси".

36 процентов всех опрошенных типично западногерманским качеством считают "ориентированность на деньги", в качестве типичного свойства натуры восточных немцев — 17 процентов. "Бесцеремонность", судя по опросу, более свойственна западным немцам, по крайней мере так полагают 23 процента респондентов и только 17 процентов назвали такое поведение типичным для жителей восточных областей.

Зато вечно брюзжащими и "недовольными" чаще всего (37 процентов всех опрошенных) называют восточных немцев. И только 17 процентов уверены, что эта черта характера присуща их западным соседям. Чего уж тут говорить! "Зависимость от начальства", как считают 29 процентов опрошенных, свойственно скорее жителям бывшей ГДР, нежели немцам западных земель (12 процентов). И далее, в полном соответствии с клише: "зависть" — это непременное качество "осси". В этом уверены 30 процентов опрошенных, и только 13 процентов думают, что им обладают и западные немцы.

Что касается проблем современной политики, то в данном вопросе между восточными и западными немцами, похоже, практически нет разногласий. 64 процента респондентов, как на Востоке, так и на Западе, безразлично относятся к федеральному президенту Иоахиму Гауку (Joachim Gauck) и канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel). Напомним, что оба, достигших высших государственных постов политиков, являются выходцами из Восточной Германии. Почти треть опрошенных "осси" (36 процентов) и почти столько же "весси" (37 процент) полагают, что служба безопасности экс-ГДР "Штази" (Stasi) "все еще продолжает оказывать влияние на общество". Противоположной точки зрения придерживается тоже почти равное количество опрошенных восточных и западных немцев. Точные данные на этот счет "Бильд" по какой-то причине не привел.

В первом же комментарии один из блоггеров риторически вопрошает: "Как насчет разницы в менталитете между жителями Шлезвиг-Гольштейна и Баварией?" Ирония вполне уместная, поскольку между лежащей на юге Баварией и северными землями Шлезвиг-Гольштейна тоже есть разница. У баварцев даже свой особый диалект немецкого языка — Bairisch, который наиболее далек от литературного немецкого языка (так называемый Standarddeutsch или Hochdeutsch). Есть и другие отличия в образе жизни, нелюбовь к "военизированным" пруссакам (Пруссия исконно поставляла мужчин в офицерский корпус Германии) и т. д. Представляется однако, что разница по принципу "север-юг" — в силу исторических причин — менее разительная, нежели между западом и востоком страны. Это в соседней Италии разительный контраст между промышленным Севером и аграрным Югом, а в Германии разделение произошло по другому географическому параметру.

"Подобной ерунды никогда не слышала, — возмущается анонимная блоггерша. — Каждый "весси" хочет знать все о восточных немцах, однако не имеет о них ни малейшего понятия". Еще один посетитель под ником Siegfried Bauer комментирует: "Большой международный путеводитель настойчиво предостерегает от посещения ГДР. Этим уже все, собственно говоря, и сказано".

Мимо советского гарнизона проходили многолюдные демонстрации и, идущие со свечами в руках люди, скандировали: "Горби! Горби!" Любовь к советскому лидеру, чуть позже за здорово живешь "подарившего" своих проверенных союзников своим новым западным друзьям, сменилась вскоре другим настроением. Осенью 1989 года в Дрездене, Берлине и Лейпциге впервые раздался, навеянный советской "перестройкой" лозунг Wir sind ein Volk ("Мы — народ"), из которого быстро родился Wir sind das Volk ("Мы — один народ"). Обе части Германии устремились к объединению. У каждой стороны находились свои резоны."Ориентированность на деньги", упомянутая в последнем опросе, действительно оказалась действенным стимулом для "весси". На территории бывшей ГДР они быстренько сварганили "Управление по опеке" — Treuhand, моментально превратившееся в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего более девяти тысяч бывших государственных предприятий, примерно два миллиона гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий.

Национальное или, как тогда говорили "народное", достояние на глазах уходило по бросовым рыночным ценам, превращая "осси" в немцев второго сорта. Восточные немцы не меньше алчных своих собратьев стремились к воссоединению двух половинок Германии. Автор этих строк, проживая в Германской Демократической Республике, с интересом расспрашивал побывавших в Западной Германии восточных немцев: "Скажите одним словом, что вас больше всего поразило за границей?"

Нерушимая дружба с Советским Союзом была догмой официальной государственной идеологии в ГДР. Но многие восточные немцы дружили без принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор

Нерушимая дружба с Советским Союзом была одной из догм официальной государственной идеологии в ГДР. Многие восточные немцы, однако, дружили безо всякого принуждения и сохранили симпатии к России до сих пор.

До начала горбачевской перестройки ГДР была, пожалуй, самым верным вассалом Советского Союза. «Курица не птица, ГДР - не заграница», - шутили тогда. Дружба с «большим братом» была возведена в восточной Германии в ранг официальной государственной идеологии. В школах в обязательном порядке учили русский язык, историю КПСС и СССР, едва ли не у каждого немецкого города был советский побратим, отмечались в ГДР и советские праздники.

Дружба не по принуждению

Тесными были экономические связи двух стран. Около трети внешнеторгового оборота ГДР приходилось на Советский Союз. По словам председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса (Michael Harms), почти у каждого завода были производственные или научные связи с советскими организациями и предприятиями, что предполагало и личные контакты.

Кроме того, на территории ГДР была дислоцирована мощная группа сначала советских, а позднее российских войск, и жители ГДР имели порой весьма плотные контакты с военнослужащими, прежде всего - с офицерским составом.

Сплошь и рядом заключались смешанные браки. Как подчеркивает Михаэль Хармс, чаще всего - между восточными немцами и россиянками. Сам он, кстати, тоже один из тех восточных немцев, кто «пал жертвой» российского женского обаяния, а накопленные им еще в гедеэровские времена знания русского языка и опыт межкультурного общения послужили хорошей площадкой для карьерного старта уже в объединенной Германии. Да и в Москве сейчас он чувствует себя, как рыба в воде.

«Восточные немцы, особенно те, которые получили среднее образование в ГДР, как правило, знают русский язык, - объясняет собеседник Deutsche Welle. - Они лучше знают историю Советского Союза и России и в целом с большей симпатией относятся к России».

Такую точку зрения разделяет и бывший гедеэровский дипломат Вольфганг Грабовски (Wolfgang Grabowski). «Люди на востоке Германии сохранили доброе отношение к русским и по-прежнему называют их друзьями, - рассказывает Грабовски. - Именно так было принято именовать жителей СССР в Обществе германо-советской дружбы».

Надо отметить, что для граждан ГДР членство в этой организации было «добровольно-принудительным». Но разве можно дружить по указанию сверху?

«Безусловно, не все 6,5 млн членов общества были искренними друзьями Советского Союза, - признает Грабовски. - Вступать в эту организацию было принято, вступали коллективно, всей бригадой. Но не только».

Вольфганг Грабовски рассказал об итогах опроса, который он много лет назад провел среди 13 тысяч молодых членов этого общества, причем, опроса анонимного. 81% респондентов заявили, что дружеские чувства по отношению к Советскому Союзу они испытывают совершенно искренние, что это - их глубокое внутреннее убеждение.

По ту сторону политики

Впрочем, и в Западной Германии всегда было немало людей, искренне симпатизирующих России, прежде всего благодаря знакомству с русской культурой. «В первую очередь людей привлекала и привлекает богатейшая российская культура - Достоевский, Толстой, великие русские художники, в частности, Кандинский, которого здесь считают непревзойденным», - рассказал в интервью Deutsche Welle управляющий делами Германо-российского форума, выходец из западной Германии Мартин Хоффман (Martin Hoffmann).

На востоке Германии большой популярностью пользовался ансамбль песни и пляски имени Александрова. К тому же кое-какие обычаи и традиции, переданные «большими братьями» «младшим», сохранились там по сей день. Например - ходить за грибами, вспоминает Вольфганг Грабовски. А еще гостеприимство.

«На востоке Германии, - говорит Грабовски, - прижилась и пришлась по душе такая форма гостеприимства, с которой восточные немцы познакомились во время поездок в СССР или в ходе общения с советскими военнослужащими". Примечательно, добавил он, что такую традицию хранят не только лично познавшие российское хлебосольство, но и их дети.

В конфликте с системой

Другое дело - те восточные немцы, которые были критично настроены к социализму, находились в оппозиции к системе, существовавшей в ГДР. «Они, разумеется, понимали, что эта система была привнесена в Германию Советским Союзом, - объясняет глава Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс. - Поэтому они не любили Советский Союз, и эта нелюбовь влияет и на отношение к сегодняшней России".

Возможно, именно этим объясняется более прохладное отношение к России сегодняшнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel), чем было у ее предшественника Герхарда Шредера (Gerhard Schröder). Она - восточная немка из числа тех, кто был критически настроен к режиму в ГДР.

Почему иммигранты предпочитают западные земли / Особые восточногерманские ценности? / Ритуал знакомства как символ происхождения.

Многие из тех, кто собирается переселиться в Германию, например, в качестве поздних переселенцев или еврейских иммигрантов, не хотели бы попасть в восточные земли Германии, то есть на территорию бывшей ГДР. Говорят, там к иностранцам отношение хуже, чем на западе страны, да и уровень жизни несколько ниже. А знают ли потенциальные переселенцы и иммигранты о том, что до сих пор между многими восточными и западными немцами существует невидимая стена отчуждения? Их различает не только уровень и образ жизни, но и менталитет. Так что переселенец из Восточной Европы может как раз на западе почувствовать себя не в своей тарелке, оказаться изолированным и одиноким.

Где девушки красивее?

Восточногерманская дача

"Знатокам давно известно, что девушки на востоке красивее, а мужчины лучше целуются. Что здешний народ быстрее соображает, да и вообще здесь все лучше, чем на западе", - пел популярный восточногерманский певец Кай Ниман (Kai Niemann). Разумеется, песня не пользуется популярностью на западе ФРГ, в то время как радиостанции на востоке Германии ее часто крутят. Но является ли этот факт проявлением восточногерманского самосознания? Или, скорее, это попытка убедить самих себя в наличии каких-то особых восточногерманских ценностей?

Если не принимать в расчет чувство собственного превосходства, которое довольно явно читается между строк этой песни, текст ее полон расхожих предрассудков о так называемых "осси" и "весси", на которых по-прежнему делятся жители объединенной Германии. "Осси", то есть жители бывшей ГДР, ленивы, боятся трудностей, они слишком эмоциональны и привыкли жить по команде. Такими видят их "весси", то есть западные немцы. В то же время на востоке Германии считается, что жители запада ФРГ не умеют показывать свои чувства, высокомерны, склонны к преувеличениям, что интересуют их исключительно деньги.

Стоит ли в такой ситуации удивляться тем недоразумениям, которые постоянно возникают между восточными и западными немцами? Вот лишь некоторые примеры:

Консультант из Западной Германии воспринимается надменным, высокомерным, если он не готов обсуждать на работе проблемы личной жизни.

Участница семинара из Восточной Германии удивляется, что ее западные коллеги, критикуя семинар, высказывают одни и те же упреки, вместо того, чтобы ограничиться еще не упомянутыми и важными для всех моментами.

Инженер из Восточной Германии, который хочет получить работу на западной фирме, практически ничего не говорит о своих способностях. И лишь в самом конце разговора с потенциальным работодателем выясняется, что он детально разбирается в важных компьютерных программах.

Сотрудницы с востока Германии часто бывают не уверены, касается ли критика со стороны западного шефа их работы или она направлена против них лично.

Молодая женщина из Западной Германии чувствует себя неуютно, поскольку восточный коллега постоянно касается ее руки при разговоре.

Все вместе друг против друга

Обложка книги

Например, существуют различные ритуалы знакомства. На западе принято сначала указать собеседнику на свой статус, поскольку это важнейший критерий, на основании которого вообще принимается решение, стоит ли продолжать разговор. На востоке знакомство начинается на личном уровне. Исходная информация о себе не содержит данных о социальном статусе. Сначала идет выяснение личной совместимости, после чего собеседники переходят к вопросам статуса. Это означает, что и восточная, и западная культура коммуникации придают большое значение обоим аспектам, но в разной последовательности. Сближение, дистанция, конфликт присутствуют в обоих случаях, но по-разному.

Олаф Георг Кляйн родился в Восточном Берлине в 1955 году, учился на факультетах евангелической теологии, психологии и на философском. Сегодня он - автор многочисленных публикаций и психолог-консультант. После объединения Германии тема взаимоотношений востока и запада играет в его консалтинговой деятельности все более важную роль.

Различия культурных наследий

В свое время Олаф Кляйн провел 6 месяцев в США, где ему бросились в глаза необычные отношения между американцами и англичанами. Различия культурных наследий являются источником недоразумений и взаимной неприязни, несмотря на то, что обе нации говорят на одном языке. Подобный феномен наблюдается сегодня между востоком и западом ФРГ.

"Как восточный немец я замечаю в общении с западными немцами постоянное присутствие конкурентной борьбы под девизом: "Все вместе друг против друга!" Люди постоянно начеку, постоянно ждут какого-то подвоха", отмечает он.

Переговоры, флирт, дискуссия или частный разговор... Когда "осси" вступают в контакт с "весси", у обоих нередко остается неприятный осадок от этого общения. Ощущение, будто что-то не так. Распространено убеждение, что общий язык подразумевает единые правила коммуникации. Но так ли это?

"Всем известно, восток это - восход, а запад - закат. С востока ветер свежее, чем с запада. Даже Мартин Лютер был "осси"! И вообще, на востоке все лучше, чем на западе", - вот как пел Кай Ниман.

На востоке и на западе время идет по-разному

Кляйн убежден: разница уровней доходов между востоком и западом Германии играет, скорее, второстепенную роль. Причина недоразумений в разной культуре общения. Поэтому для успешной коммуникации необходимо учитывать эти различия. И решающую роль играет не содержание, а формы коммуникации. Кроме того, нельзя забывать о мимике и жестах, сопровождающих слова.

Как долго следует смотреть в глаза собеседнику? Можно ли спонтанно коснуться его руки? В каком темпе следует вести беседу? "Для "весси"типично то, что они сразу берут быка за рога. Я не хочу сказать, что мы, восточные немцы, медленнее соображаем. Мы просто подходим ко всему спокойнее, взвешиваем каждое слово. Это, наверное, осталось еще со старых времен, когда нужно было все время держать ухо востро и думать о том, кто тебя слушает и кому доложит о том, что ты говорил",- отмечает психолог.

Восточные и западные немцы по-разному подходят к таким важным аспектам как дружба или время. Эти различия сложились под влиянием исторических факторов. После окончания Второй мировой войны развитие западной части сегодняшней ФРГ было ориентировано на Америку, в то время как культура общения на востоке Германии складывалась под влиянием восточно-европейских традиций.

Преимущества и недостатки

Но торопиться с выводами здесь не стоит, подчеркивает Олаф Георг Кляйн: "Преимущества и недостатки есть в каждой из этих культур. Поэтому совершенно бессмысленно было бы утверждать, что одна из них лучше, а другая хуже. К примеру, восточноевропейская культура коммуникации высоко ценит компромисс, в то время как западная культура склонна принимать решения, выгодные большинству. Поэтому в случае разногласий на востоке долгое время пытаются найти устраивающий всех компромисс, в то время как на западе дискуссия прекращается, как только становится ясно, что найдено решение, устраивающее большинство".

По мнению писателя, восточная культура общения избегает открытых конфликтов. То есть дискуссия долгое время ограничивается спектром вопросов, по которым у сторон нет серьезных разногласий. Затем осуществляется переход к конфликту, формулируется его суть, после чего дискуссия снова возвращается к достигнутому ранее консенсусу.

Такое обсуждение, при котором постоянно подчеркиваются общие взгляды на проблему, не приводит к эскалации конфликта. Западная культура коммуникации склонна провоцировать конфликт как путь к выяснению различных точек зрения. Подобное различие взглядов часто приводит обе стороны к взаимному раздражению и упрекам в непрофессионализме.

Понимание всех этих различий необходимо для успешного диалога между востоком и западом. Необходимо чутко прислушивается к реакции собеседника, контролировать не только слова, но мимику и жесты.

"Ты - другой, и это превосходно!", - пишет Олаф Георг Кляйн в своей книге и считает, что нужно стремиться не изменять друг друга, а учитывать различия в культурах общения.

Контекст

Где ты, единство?

"Народ - это мы!" С этим лозунгом сотни тысяч немцев осенью 1989 года выходили на демонстрации против коммунистического режима в ГДР. Но довольно быстро лозунг изменился и стал звучать: "Мы - один народ".

Остальгия (нем. Ostalgie, от Osten) - ностальгия по временам и культуре ГДР. Иногда определяется как «воспоминание, ретроспективный взгляд на вещи и обстоятельства из повседневной жизни бывшей ГДР». В более широком смысле остальгия - это тоска по ушедшему социалистическому прошлому в странах так называемого социалистического лагеря. Авторство неологизма остальгия, по крайней мере его актуализацию, приписывают немецкому артисту Уве Штаймле, выступавшему с программой Ostalgie.
Остальгия - культурный феномен самоидентификации. Существует противопоставление людей по жизненному укладу и культуре: «осси» (восточники) и «весси» (западники). Приверженность своей культуре выражается, в частности, в выборе характерных товаров «остальги», фильмов и их персонажей, пристрастие к социалистической символике и прочем. Спустя 25 лет после падения Берлинской стены в Германии продолжают пользоваться спросом и товары с брэндом "сделано в ГДР". Как правило, их можно заказать в специальных интернет-магазинах. Ассортимент крайне разнообразен: предлагается одежда времен ГДР, музыка, фильмы и даже подлинные денежные купюры и ордена, которыми партийное руководство награждало героев труда.

Впрочем, “весси”, то есть западные немцы, не отстают от “осси”. Для них, правда, приобретение товаров с брендом “сделано в ГДР” - это скорее некое увлекательное путешествие, сродни использованию машины времени. "Лучше всего продаются продукты питания", - рассказывает владелица одного из таких интернет-магазинов Зильке Рюдигер (Silke Rüdiger). В цене и почете - шампанское "Красная шапочка" из восточногерманского Фрейбурга, горчица из саксонского Баутцена, огурчики из Шпревальда и даже ClubCola - популярный в ГДР лимонад, аналог американской Coca-Cola.
Так, пользуется огромной популярностью берлинская гостиница Ostel, интерьер и все вещи в которой воспроизводят быт Восточной Германии. Владельцы отеля положили немало сил на то, чтобы найти не копии, а настоящую мебель и предметы обихода для всех 60 комнат своей гостиницы. В итоге в Ostel всё аутентичное, сделанное в ГДР. В номерах даже висят портреты генсека Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эриха Хонеккера.

"Наши гости хотят почувствовать, как было в прошлом, помимо этого им нравится, что у нас спокойно - нет ни телевизоров, ни телефонов, ни каких-либо предметов роскоши", - раскрыл журналистам Deutsche Welle секрет успеха гостиницы её владелец Даниэль Хельбиг. Впрочем, если для западных немцев “пожить в ГДР” - интересный аттракцион, то для восточных - повод вспомнить молодые годы.

Ностальгия по ГДР связана с эмоциями людей, а не с их политической позицией, убежден владелец "Кабинета "остальгии" (Ostalgie Kabinett) под Магдебургом Дирк Грюнер (DirkGrüner). "К нам в музей приходят люди, у которых наворачиваются слезы на глаза, когда они рассматривают наши экспонаты", - рассказывает он. За последние годы Грюнер собрал почти 20 тысяч предметов быта времен ГДР. "Некоторые наши посетители просят продать им кухонную утварь, ведь у нее отменное качество", - говорит Дирк Грюнер и добавляет, что на такие просьбы он реагирует отказом. Ведь, по его выражению, "иначе в музее уже давно бы ничего не осталось".

Тем не менее, несмотря на то, что после краха ГДР прошло четверть века, некоторые немцы чувствуют себя чужими в объединенной Германии. Им кажется, что с исчезновением ГДР они лишились родины. К такому выводу в ходе своих исследований пришел социолог из Свободного университета Берлина (Freie Universität Berlin), профессор Клаус Шрёдер (Klaus Schroeder). "Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой", - объясняет он скрытые причины так называемой "остальгии".

Восточные немцы почувствовали, что с радикальным переходом экономики на рыночные рельсы все, что ими было достигнуто, разом обесценилось. В 1990 году были закрыты многие предприятия, на которых они трудились. Продукция просто оказалась никому ненужной, а квалификация сотрудников - невостребованной.

По мнению социолога, сама по себе "остальгия" - явление безобидное. Тем не менее у него есть и обратная сторона. Так, 40 процентов немецкой молодежи, чьи родители выросли в бывшей Восточной Германии, не считают ГДР диктатурой. А 50 процентов полагают, что демократия в Западной Германии не была настоящей. По мнению профессора Шрёдера, это связано с желанием "осси" добиться признания в глазах "весси". Важно, предостерегает профессор, чтобы тоска по прошлому не привела к лживой трактовке истории: "Не "остальгия" опасна, а аполитичность немецкого общества".

В то время как Германия в 2019 году готовится отпраздновать 30-летие падения Берлинской стены - спонтанного взрыва свободы, который привел к крушению коммунизма в Европе - жители страны разделились в своих воспоминаниях о минувших днях. Согласно опросу федерального правительства по поводу событий 1989 года, 57% немцев, живущих в восточной части страны, оценивают жизнь при коммунистах скорее позитивно, чем негативно, пишет The Washington Post.

«В ходе опросов люди говорили: «социализм не сделал мне ничего плохого» или «моя жизнь в ГДР не была пустой», - рассказывает Габриель Хауболд, архитектор и градостроитель, живущая в небольшом городке Айзенхюттенштадте на границе с Польшей. Город сталеваров, построенный более полувека назад и предназначенный для демонстрации мощи социалистической экономики, вплоть до 1961 года назывался Сталинштад. Там времена социализма все еще вызывают теплые воспоминания.

«Люди помнят, как им жилось в ГДР, когда все было по-другому, - продолжает Хауболд. - У нас была работа, система соцзащиты и нам не надо было беспокоится о многих вещах. Но, конечно, нужно помнить, что мы заплатили определенную цену за эти блага».

Те, кто занимал высокие посты в правительстве ГДР или работал на печально известную секретную полицию «Штази», были привлечены к ответственности или скрывались после объединения Германии в 1990 году. Но с течением времени подобное прошлое перестало восприниматься как позорное клеймо.

Отшлифованные воспоминания

В 50-х в Айзенхюттенштадте - «город сталеваров» дал приют тысячам рабочих гигантских металлургических предприятий. Сегодня город выглядит как законсервированная версия позабытой эпохи. Безработица за последние годы достигла 20%, население сократилось на треть, и перспективы роста крайне невелики.

Местный историк Андреас Людвиг - один из немногих жителей западной Германии, кто переехал в Айзенхюттенштадт после объединения. В 1993 году он открыл музей бытовой культуры ГДР. За эти годы, он убедил многих местных жителей нести туда учебники, предметы быта, постеры - словом, все, что может помочь рассказать о той эпохе будущим поколениям германцев. Сейчас его коллекция насчитывает 150 тыс. экспонатов. Многие «западные» немцы до сих пор обвиняют «восточных» в романтизации коммунистической жизни, отмечая, что они забывают про притеснения, отсутствие свободы и экономические недостатки. Однако, по словам Людвига, ностальгия по временам ГДР - это скорее способ привлечь внимание к проблемам объединенной Германии. «Когда люди говорят, что в ГДР им жилось лучше, политики злятся.

Однако профессор политологии берлинского Свободного университета Клаус Шредер, опираясь на собственные исследования, говорит, что даже у восточно-германских подростков, родившихся после 1989 года, идеализированные представления о жизни при коммунизме, благодаря их родителям и учителям, которые приукрасили жизнь в ГДР.

«Да, многие молодые люди, живущие в восточной Германии, хотят вернуть ГДР назад, но речь идет о мифической ГДР, которая находится только в их воображении, и не имеет ничего общего с реальной восточной Германией до 1989 года, - отмечает Шредер. - На самом деле, молодежь мало что знает о настоящей ГДР. Об этом им не рассказывают в школах, потому они и создали свою собственную версию, опираясь лишь на ностальгичские и положительные аспекты».

Растущее разочарование

В то же время, радужные надежды людей на лучшее будущее померкли. Если в 1991 году 97% восточных немцев ожидали, что их уровень жизни выровняется с уровнем их западных соотечественников через два десятилетия, то сегодня на социальное равенство надеются только 12% немцев, живущих в Восточной Европе. «Разочарование постигло многих жителей Айзенхюттенштадта в начале 90-х, когда государственные заводы были закрыты или приватизированы, - говорит 73-летний Вольфгант Антон, бывший директор школы. - Многие люди потеряли чувство самоуважения. Сегодня это те, кто любит вспоминать все хорошее, что связано с ГДР

Научная работа по изучению жизни в ГДР ведётся в берлинском Музее ГДР, экспозиция которого дает возможность взглянуть на историю ГДР с разных сторон: с точки зрения частной жизни людей со многими счастливыми моментами, и с точки зрения воздействия на их жизнь и судьбы со стороны диктатуры. Причины остальгии социолог из Свободного университета Берлина профессор Клаус Шрёдер (de:Klaus Schroeder) объясняет тем, что «Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой».

По мнению доктора Франка Коха из Центра социологических исследований Берлина и Бранденбурга: «остальгия - началась потому, что на востоке слишком много ждали от объединения, а получили слишком мало». При этом он отмечает, что восточная идентичность - не землячество, как у баварцев или саксов и восточные немцы сами не хотят интегрироваться. Аналогичное мнение высказывает и профессор Юрген Хардт (Jurgen Hardt), психоаналитик из Йены: «в период воссоединения страны политики давали много обещаний, что будило много надежд, которые для большинства так и остались нереализованными», при этом также отмечая, что «осси» и «весси» по-прежнему чужие друг другу. 40 % немецкой молодежи, чьи родители выросли в ГДР, не считают её диктатурой, при этом 50 % считают, что демократия в ФРГ не была настоящей. Исследователи говорят, что наиболее привлекательна вся ГДР-мода для тех, кому в 80-е годы было 10 - 12 лет. Согласно опросу журнала «Штерн» в 2009 году 57 % «осси» в той или иной степени жалели, что от повседневной гэдээровской жизни ничего не осталось. По мнению доцента Кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации БФУ им. И.Канта М. С. Потёминой «Остальгия… - Это ностальгия по времени, когда у людей были мечты, была надежда. Когда людям снился мир за границей. Теперь, когда они живут в этом мире, на смену мечтам пришло глубокое разочарование».

Тема остальгии затрагивается в кинофильмах:

«Гуд бай, Ленин!» (2003, Вольфганг Беккер), некоторым образом способствовавший распространению остальгии
«Клейнруппин навсегда» (2004, Карстен Фибелер (нем.)),
«Солнечная аллея» (1999, Леандер Хаусман) - в котором, по мнению критиков, повседневная жизнь в ГДР была приукрашена,
«Любовь за стеной» (2009, Петер Тимм).
"Ostalgie" (2018) - видеоигра, в которой игровым пространством выступает ГДР времён поздней Перестройки и распада соцлагеря.

***
Объединение Германии, падение Берлинской стены, большие перемены в сфере политической и культурной жизни страны не могли не затронуть литературу. «“Немецкая литература объединения” - это, без сомнения, один из важнейших и актуальнейших вопросов, интересный не только в свете литературоведческих исследований современной литературы, но и важный для понимания того, как воспринимается немецкая литература обществом», - справедливо отмечает Фолькер Ведекинг.... Но не всегда авторы оправдывают ожидания критиков и политиков. Их спокойная, немного ироничная, иногда меланхоличная манера повествования позволяет недостаточно внимательным западным критикам обвинить молодых восточных авторов в ностальгии по ГДР. В этой связи в СМИ и критической литературе все чаще упоминают слово «остальгия». Такому положению дел, без сомнения, способствовали бесчисленные автобиографии, эссе, записки, наблюдения, частные воспоминания, художественно переработанные дневники бывших жителей ГДР, наводнившие книжный рынок в первые годы после «воссоединения» двух немецких государств. Не утихающие литературные споры по поводу некритического отношения и ностальгически окрашенного изображения действительности ГДР не обошли даже Гюнтера Грасса, роман которого «Широкое поле» (“Ein wetes Feld”) стал поводом к новому всплеску возмущения западнонемецких критиков, литературоведов и даже политиков. Не меньшее удивление и эмоции вызвал тот факт, что роман пользовался большой популярностью среди читателей, вознесших его на первое место среди прочих бестселлеров. Особенно много поклонников роман приобрел среди населения бывшего ГДР, разделяющего взгляды некоторых героев романа -представителей восточной Германии. ...

Источники:

1. Dominic Boyer. Ostalgie and the Politics of the Future in Eastern Germany. Cornell University // Остальгия и политика будущего в Восточной Германии
https://www.researchgate.net/publication/31102722_Ost..
2. Donna Werbner - Germans embrace communist past, CNN,http://edition.cnn.com/2003/TRAVEL/09/18/germany.east/
3. «ОСТАЛЬГИЯ» В ЛИТЕРАТУРЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ https://journals.kantiana.ru/journals/courier/1612/46..
4. Andrea Rota. Testi pubblicitari ostalgici: una breve analisi semiotica, in «Linguistica e Filologia» 24/2007, p. 137-152.
5.Франсуа Кавиглиоли. Ностальгия по железному занавесу // Le Nouvel Observateur, Франция, 13 декабря 2007
6. https://vk.com/public97220602?w=wall-97220602_2914