Что такое коммуникабельность – значение слова, примеры, объяснение простым языком, отличие от коммуникативности. Что такое коммуникабельность человека, простыми словами Что такое коммуникативность человека

Эссе «Что такое коммуникативность»

Коммуникативность - это умение верно передавать информацию, свои мысли. Способность формулировать высказывания таким образом, что весь вкладываемый смысл полностью понимается собеседником. Разумеется, коммуникативность подразумевает умение находить эффективный подход к любому человеку.

Коммуникабельность же - это навык налаживания взаимосвязей, лёгкость в общении, умение расположить к себе собеседника, понравиться ему. У коммуникабельного человека никогда не стоит проблема связаться с кем-либо, он не стесняется и не теряется в разговоре, легко подбирая тему, интересную собеседнику.

То есть, если обобщать, коммуникабельность позволяет найти собеседника, завязать с ним разговор и понравиться ему. Коммуникативность же - доходчиво передать все свои мысли, никого не запутав, и необходимую информацию. И, как водится, не всегда из одного обязательно следует другое: могут существовать как люди с обоими этими навыками, так и с развитым только одним.

Коммуникативный, но не коммуникабельный, человек всегда будет предельно чёток и ясен в своей речи, у собеседника никогда не будет возникать вопросов по части рассказанного материала - но может стать скучно. Чисто информативная речь суха и скупа. В обратной же ситуации человек может запросто понравиться собеседнику - но тратить уйму времени на попытки донести свою мысль или идею.

Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п.

Говоря о таком понятии как коммуникативность, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

Развитие коммуникативности человека начинается с формирования у него такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.

Все это предполагает осознание:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы;

б) своих перцептивных умений, т.е. способности воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);

в) готовности воспринимать новое во внешней среде;

г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);

д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды;

е) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания - жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).

Одним из центральных факторов коммуникативности является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей.

Коммуникативность предполагает ситуативную адаптированность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.

Коммуникативные эффекты. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникативных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.

Эффект первых фраз , как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление от выступающего. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроение и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика - это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической - конкретные факты, цифры, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10- 15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность у выступающего, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80%i получили устное звучание, при этом 70%iбыли услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%).

Таким образом, коммуникационный процесс - это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения от выступающего.

Основными источниками приобретения человеком коммуникативных навыков являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту.

Особое место в структуре жизненного опыта занимает опыт межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в повседневной культуре моделей коммуникативного поведения. Общая эрудиция также является одним необходимых компонентов коммуникативности. Под общей эрудицией понимается запас и систематизированных знаний гуманитарных, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

1. Легко вступающий в контакт, общительный.

Коммуникабельный человек. Коммуникабельный сотрудник компании.

Данные других словарей

Под ред. С. А. Кузнецова

коммуника́бельный

1. Легко вступающий в общение, общительный.

К. характер. Он очень коммуникабелен.

Его к. поразительна.

коммуника́бельный

1. Такой, который легко вступает в контакт с др. людьми и с которым легко общаться, иметь дело.

Он вполне коммуникабелен.

коммуника́бельный

1. Способный к установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный (коммуникабельный человек).

Коммуникабельность

Коммуника́бельность (новолат. соединимый, сообщающийся) - способность к общению, к установке связей, контактов, общительность; совместимость (способность к совм. работе) разнотипных систем передачи информации.

Предложения со словом «коммуникабельность»:

Коммуникабельность ребёнка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

Третье условие успеха, тесно связанное с первым и вторым, - коммуникабельность и мобильность.

Занятия и игры с мячами дают возможность направленно воздействовать на воспитание положительных личностных качеств - трудолюбия, настойчивости, коммуникабельности , на воспитание бойцовского характера, волевых и высоких моральных качеств.

Коммуникабельность: достоинство или недостаток?

При описании личных качеств в резюме принято указывать стандартные черты. Коммуникабельность встречается в каждой второй анкете . При этом часть людей не понимают, что собой представляет навык либо попросту им не обладают. Работодателю достаточно задать несколько вопросов, чтобы понять обладаете ли вы коммуникативностью. Насколько важна эта черта для профессионального роста и общения с друзьями? Что такое коммуникабельность человека? - даем определение и рассматриваем признаки, выясняем, достоинство это или недостаток.

Что значит коммуникабельный человек?

В основе этого понятия лежит ответ на вопрос. Коммуникабельность – это умение находить общий язык с людьми , вне зависимости от статуса и степени знакомства. Навык ценится на работе, так как такого человека отправляют на важные переговоры. Коммуникабельная личность проявляет себя и в компании. Такой человек выделяется интересным общением, жестикуляцией, умением подобрать тему разговора, истории им пересказываются интересно, живо и ярко - именно это означает коммуникабелен (коммуникативен) простыми словами.

Что значит коммуникабельный человек? В отличие от общительной личности, коммуникативные люди – это не просто хорошие рассказчики, с которыми весело поболтать в обеденный перерыв. Это образованный и тактичный человек с поставленной речью. Он не просто беседует, но и преследует определенную цель: успокоить недовольного клиента, склонить партнера к сделке, сократить сроки получения документов. Коммуникабельная личность знает, как провести переговоры и добиться результата .

Как понять, коммуникативный человек твой собеседник или нет? Иногда для этого достаточно даже нескольких минут – такой человек получает истинное удовольствие от общения. Он легко подбирает слова, уверен в себе, по-своему харизматичен, легко находит темы для разговоров, независимо от того, с кем общается. Умение интересно и живо общаться не зависит от возраста - это может быть коммуникабельная девушка или седовласый старец: беседа и с тем, и с другим будет не только приятна, но чаще всего и полезна, поскольку истинно коммуникативные люди далеки от пустой болтовни.

Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс. Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе, они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Коммуникабельность и коммуникативность: в чем разница?

Чаще всего, оба эти слова без задней мысли используются как синонимы : коммуникабельный (коммуникативный) человек - умеющий общаться, «легкий» в беседе, знающий, что сказать и что спросить. На самом деле, если копнуть глубже в словообразование разница есть и весьма принципиальная:

«коммуникабельный» всегда употребляется по отношению к человеку и является его положительной характеристикой - это способность личности налаживать контакты, общительность, приятная и легкая беседа;
«коммуникативный» - имеет несколько другое значение слова, чем то, в котором обычно используется, и означает «имеющий отношение к передаче информации при помощи языка». Употребляется по отношению к умениям, навыкам, играм, упражнениям, даже танцам и музыке.

Коммуникативность бывает двух видов:

Письменная. Умения человека, владеющего этим навыком, сводятся к составлению писем, заполнению официальных документов. При этом он не допускает орфографических ошибок, выражает мысли четко и по делу. Письменная коммуникабельность - это необходимое качество для секретарей, руководящих должностей.
Устная. Секрет успешного собеседника заключается в умении слушать. Коммуникабельный человек обладает этим навыком в совершенстве. Плюс умеет повернуть разговор в нужном направлении и склонить собеседника к своей точке зрения. Беседа проходит в спокойном тоне, повышенные нотки и давление на оппонента недопустимы.

Коммуникабельному человеку присуще чувство такта, тонкий юмор, умение одеваться в соответствии с ситуацией. Он внимательно наблюдает за собеседником, считывает жесты. Не вступает в споры и не дает возмущению, гневу или раздражению взять верх.

Достоинства и недостатки коммуникабельности

Людей, обладающих коммуникативными навыками, с удовольствием берут на работу и продвигают по карьерной лестнице. Но, стоит понимать, что коммуникабельность граничит с другими навыками: уверенностью в себе, лидерством и инициативностью. Не все руководители готовы к такому активному поведению сотрудника. Поэтому возможны конфликты, вплоть до увольнения. Тем не менее, плюсов у коммуникативности значительно больше. Рассмотрим достоинства и недостатки коммуникабельности. Среди положительных сторон:

Умение общаться. В понятие входит не пустая болтовня, а выслушивание человека, поддержание разговора. Люди пересекаются по схожим интересам. Коммуникабельный человек находит точки соприкосновения, развивая общие интересы. Таким образом, располагает собеседника к себе, чтобы затем без труда склонить его на свою сторону.
Спокойствие. Несмотря на активность и резвость коммуникабельный человек располагает невозмутимостью. От него не исходит тревога, суетливость, боязнь участвовать в переговорах. Людей притягивает спокойствие, доброжелательность и открытость, исходящая от коммуникативной личности.
Внимательность. Такой человек первым отреагирует на приветствие, сгладит конфликт, подведет итоги встречи. С ним не возникнет неловких пауз и бесполезных переговоров. После общения с коммуникабельным человеком остается ощущение, что беседовал с хорошим знакомым.

Умение и желание общаться может сыграть злую шутку с человеком. Не для всех должностей – это необходимое качество. Если курьер помимо доставки товара начнет рассказывать истории, забавные или скандальные случаи, то это не лучшим образом отобразится на репутации компании. Среди недостатков коммуникабельности выделяют:

Излишний артистизм . Интересные рассказчики притягивают внимание. Коммуникабельная личность умеет заинтриговать, делает эффектные паузы, играет словами, привлекает жестами, мимикой. Порой такое перевоплощение в разные роли неуместно и вызывает непонимание окружающих. В разумных мерах артистизм привлекает собеседников.
Навязчивость . Наладить связь с незнакомым человеком непросто, приходится приложить массу усилий. Задача коммуникабельной личности достичь результата. Поэтому в ход идут различные методы воздействия: звонки по телефону, «случайные» встречи. Если переусердствовать, то подобные действия будут расценены, как излишняя навязчивость.

Не стоит рассматривать коммуникабельного человека, как милого добряка. В нужной ситуации он способен проявить агрессию , и проявляется это в виде злых или остроумных шуток. Правда, к резервному оружию прибегает редко, когда надо авторитарно заявить о своем решении.

Развитие коммуникабельности

Данный навык спасает во многих ситуациях и помогает проявить себя, как ценного сотрудника, но как развивать в себе общительность, развить и повысить коммуникабельность в работе? Коммуникативность не дается от природы. Нельзя из угрюмого человека, не любящего общения, избегающего встреч со знакомыми людьми, за один день превратится в приятного собеседника. Для развития коммуникабельности следуйте таким рекомендациям:

Заключение

Быть коммуникабельным и компанейским многим хотелось бы, но, увы, не всем дано - отчасти это такое же качество личности, как темперамент и характер . Но при желании или даже необходимости и самый нелюдимый и угрюмый человек может развить в себе умение общаться и расположенность к собеседнику. Коммуникабельность – это качество, которое выручает на работе, помогает продвинуться по служебной лестнице. В чистом виде навык редко встречается и многое в умении человека общаться в социуме зависит от его жизненного опыта, процесса становления как личности и даже детских воспоминаний и впечатлений.

Видео удалено.

У коммуникабельности есть и отрицательные черты: поскольку на человека влияют внешние обстоятельства и качества характера, то нередко так называемое «умение общаться» выливается в навязчивость или пустые разговоры. Чтобы достигнуть золотой середины и «удалить» с себя ярлык не коммуникабельной девушки (или юноши), придется работать над собой , и тогда это необходимое для личностного роста и приобретения уверенности качество доставит удовольствие не только вам, но и вашим собеседникам.

Коммуникабельность

Популярные Фобии

  • Консультации

    • Юлия к записи Как забыть парня
    • Томми к записи Что делать, если не хочется жить
    • Нургазы к записи Что делать, если не хочется жить
    • Vladislaff к записи Мнительность
    • Татьяна к записи Благородство
  • Пройдите наш опрос

    Коммуникабельность

    Коммуникабельность – это приобретаемое качество личности, проявляющееся в умении человека максимально качественно и адекватно применять свои способности выстраивания продуктивного взаимодействия. В научной парадигме коммуникабельность качество, показывающее не только способность личности к общению, но также и к поиску совместимости, налаживанию связей с другими людьми. Проявляется она в высокой способности к совместной работе, причём не только в качестве участника, но также руководителя и организатора данного вида деятельности. Это является ключевым моментом в некоторых специфических видах деятельности, ориентированных на клиента или строящихся на коммуникации, но помимо этого коммуникабельность часто становится дополнительным бонусом при любом другом направлении основной работы.

    В сфере интимного общения или дружественных связей коммуникабельность подразумевает способность к установлению продуктивного контакта. На примерах жизни это может выражаться, как умение человека длительно поддерживать интересный диалог, способность заинтересовать собеседника, поддержать, а также некоторые элементы эмпатичного понимания окружающих. С негативной точки зрения слово коммуникабельность именно в межличностном взаимодействии может приравниваться к болтливости или назойливости, но эти понятия не отражают всего истинного смысла термина.

    Что это значит

    Высокая коммуникабельность человека, как и снижение уровня общительности не являются врождёнными качествами личности. Данные параметры формируются индивидуально вследствие воздействия множества факторов, включающих тип нервной системы, особенности построения взаимодействия в родительской семье, тип воспитания, индивидуальные предпочтения человека, интериоризированные из книг и окружающего социума. Накладывает отпечаток на уровень коммуникабельности также группа сверстников и место индивида в ней занимаемой, полученные психотравмы или наоборот истории успеха, комплекса и завышенная самооценка. Насколько видно из факторов, обуславливающих коммуникабельность, это качество не может быть окончательно сформировано к определённому возрасту, но также в принципе не подразумевает окончательной версии развития.

    В одних условиях человек может проявлять высокие коммуникативные способности, в то время как, поменяв социальное окружение, или самоощущение этот уровень может падать до критически низких показателей. Осознавание своей социальной роли (присвоена ли она самостоятельно или навязана референтной группой) во многом диктует особенности человеческого поведения, включающего в себя и общение. Так в той среде, где вы предстаёте дочерью, братом, сыном, женой, уровень коммуникабельности может возрастать при условии отсутствия внутрисемейных проблем. Те, кто считает себя руководителем, могут замечать за собой вдохновение и способность договориться с любым исключительно в стенах офиса, при этом теряя данные навыки в банальных бытовых ситуациях.
  • Считаете ли вы себя коммуникабельным человеком? Или вы просто общительный? Может, вы думаете, что это одно и то же? Оказывается, нет! Можно быть общительным человеком и вовсе не коммуникабельным. Давайте в этом разберемся. Откроем словарь и прочитаем: «Коммуникабельный – такой, с которым легко общаться, иметь дело, устанавливать контакты» (словарь Ожегова). Если человек общителен, то это не значит, что с ним легко и приятно общаться другим. Есть люди сверхобщительные, которые навязывают свои разговоры каждому, кто оказывается рядом. А есть молчуны, из которых слова не вытянешь… Но они умеют слушать, и с ними легко молчать… Очень часто в современной речи мы используем также понятие «коммуникативные способности», а что это значит? Слово «коммуникация» взято из мира техники, где оно означает «путь сообщения, форма связи». В лингвистике это слово обозначает способность осуществлять связь между общающимися. Поэтому коммуникативность предполагает свободное владение языковыми средствами на всех уровнях: фонетическом, лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом. Коммуникативные способности отражаются на активности говорящего и пишущего.

    Каким человеком являешься ты? Насколько ты коммуникабелен и общителен? Хочешь проверить? Ответь на вопросы «да» или «нет» (и постарайся ответить максимально честно):

    1. Ты любишь больше слушать, чем говорить?

    2. Ты всегда можешь найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

    3. ты всегда внимательно слушаешь собеседника?

    4. Любишь ли ты давать советы?

    5. Если тема для разговора тебе неинтересна, покажешь ли ты это собеседнику?

    6. Ты раздражаешьсь, когда тебя не слушают?

    7. У тебя по любому вопросу есть собственное мнение?

    8. Если тема разговора тебе незнакома, станешь ли ты ее развивать?

    9. Любишь ли ты быть в центре внимания?

    10. Есть хотя бы три предмета, в которых ты являешься бесспорным экспертом?

    11. Ты хороший оратор?

    За положительные ответы на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9. 10, 11 засчитай себе по одному баллу и сложи их.

    1-3 балла. Трудно сказать, то ли ты молчун. Из которого не вытянешь и слова, то ли настолько некоммуникабелен, что люди избегают общения с тобой. Но факт остается фактом: общение с тобой далеко не всегда приятно и часто крайне тяжело.

    4-8 баллов. Ты, может быть, и не слишком общительный человек, но всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можешь быть весьма рассеяным, когда не в духе, но ты не требуешь в такие минуты особого внимания к своей персоне.

    9-11 баллов. Ты, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: тебе, действительно, приятна все время твоя роль или иногда тебе приходится играть, как на сцене?

    Коммуникативность - это взаимодействие людей в процессе общения, основанное на обмене информацией. Это не только обращенная к определенному человеку речь, но и слушание. Видом также являются письменная речь и чтение, когда автор и читатель «общаются» автономно, без прямого контакта. В процессе такого общения принимающая информацию сторона так же активно включена в процесс, как и при живом общении, - она воспринимает текст не только на уровне ознакомления. Читатель реагирует на прочитанное эмоциями, может сопереживать автору, негодовать, не соглашаясь с авторской точкой зрения или манерой письма.

    Является также невербальное воздействие и реакция. Когда вы рассказываете собеседнику что-либо или выступаете слушателем, то демонстрируете друг другу определенные жесты, а мимика лиц свидетельствует об испытываемом в этот момент чувстве.

    Общение - главная потребность общества

    Коммуникативность и общение - неотъемлемая часть социального взаимодействия, в котором нуждается каждое разумное существо. Сложно представить себе человека, который бы желал всю жизнь провести в одиночестве. Общение - одна из базовых потребностей людей, через окружающих мы познаем мир, приобретаем опыт. Выбор окружения, с которым строится коммуникация, напрямую влияет на образ жизни. По тому, с кем человек общается, можно судить о разных сторонах его личности.

    Формула успеха

    Книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» в доступной и увлекательной форме раскрывает главный принцип коммуникативности - умение не только говорить, но и слушать. Формула успеха, продиктованная известным автором, основана на сопереживании и внимательности к чужим потребностям. Такая тактика помогает быстро расположить к себе оппонента.

    Большинство из нас с упоением и подолгу готовы рассказывать о себе, в потоке слов забывая обо всем. Карнеги же предлагает строить диалог так, чтобы закрепить главную роль за собеседником, искренней заинтересованностью подчеркнуть ценность его суждений и чувств. Правильно выстроенная коммуникативность - это прежде всего обоюдно приятная связь.

    Коммуникабельность

    Коммуникативность нераздельно связана с развитием коммуникабельности. В чем разница? Если первый термин включает в себя компоненты общения (речь, ответную реакцию на нее, слушание и т. д.), то второй определяет их качество. Коммуникативность - это совокупность способов общения, а коммуникабельность - их свойство, характер.

    Коммуникабельный - не значит болтливый

    Особенностью коммуникабельного человека будет легкость в общении - такие люди не претендуют на лидерские позиции в беседе, они держатся с собеседником на равных. Коммуникабельному человеку всегда есть что сказать, а главное - что спросить, но это вовсе не означает, что такой человек болтлив. Его не бывает «слишком много» и именно развитое чувство меры в своих высказываниях отличают коммуникабельность от болтливости.

    Навыки общения, которыми он обладает, делают его чувствительным к потребностям ситуации. Он одинаково легко входит в диалог с совершенно разными людьми, выдерживая соответствующий обстановке тон. Коммуникабельный человек - это талантливый дипломат, умеющий плавно и эффективно вести переговоры.

    Такие люди эрудированны и с удовольствием используют в общении комплекс знаний о культуре и истории, адаптируют их к интересам аудитории.

    Способы развития коммуникативных качеств

    Коммуникативность - это инструмент, который требует постоянного совершенствования. Навыки коммуникации можно развивать, то есть если сегодня вы боитесь вступать в диалог и считаете, что не умеете общаться, работайте над собой. Научиться быть активным и приятным собеседником способен каждый.

    Для этого важно применять простой набор правил, направленных на развитие коммуникативности.

    1. Выходим из зоны комфорта. Не бойтесь обогащать свою жизнь новыми знакомствами только потому, что, как вам кажется, вы не будете приняты обществом. Будьте доброжелательны и уверенны в себе. Отбросьте прочь лишнее волнение и поверьте - все идет хорошо.
    2. Ищите хорошее. Самый тяжелый в общении или неприятный для вас человек не может быть абсолютно плохим и не иметь достоинств. Стремитесь находить лучшее в людях. Желайте увидеть собеседника с его лучшей стороны.
    3. Будьте снисходительны к чужим недостаткам. Прежде чем осудить кого-либо, попытайтесь поставить себя на его место. Никто не идеален. Вы в том числе.
    4. Проявляйте инициативу. Столкнувшись с малознакомым человеком, не спешите бежать прочь. Заговорите с ним первым. Пусть приветствие и ваш вопрос не отличаются оригинальностью, но в следующий раз, увидев его снова, вам будет намного проще завязать беседу. Вероятнее всего, вам вообще не придется этого делать, и ваш знакомый решится подойти к вам сам!

    Любите людей, открывайтесь для общения. Кто знает, может сегодняшний случайный знакомый завтра станет для вас лучшим другом, опорой и щитом?

    Любое общение, в том числе и деловое - это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio - сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

    Коммуникативность и ее виды – иногда рассматривается как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

    Говоря о таком явлении как коммуникативность личности , следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

    Коммуникативность личности в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.

    Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других

    Коммуникативность - способность к общению. Общение как уже было выявлено - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

    Эффективная коммуникация - коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

    Основные функции коммуникации:

    · информативная – передача истинных или ложных сведений;

    · интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;


    · перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

    · экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

    Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%.

    Вербальное общение (вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения.Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Если например два человека разговаривают по телефону, то опосредованность можно считать минимальной: они слышат друг друга, но не могут друг к другу прикоснуться. В том случае, когда один другому посылает письмо или передает сообщение через третьих лиц, опосредованность значительная.

    Отличительные особенности устной и письменной речи Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик). Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

    Непосредственное вербальное общение чаще всего принимает форму разговора

    В структуру речевого общения входят:

    1)Значение и смысл слов, фраз. Важную роль также играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

    3) Речевые звуковые явления (экстралингвистическая система): характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «мг-мг» и др. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

    Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации». Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

    Выделяют три типа разговора:

    1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

    2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы);

    3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками).

    Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, базирующейся на риторических принципах речевого воздействия.

    В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

    Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т. д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

    Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т. п.

    Сенсорность предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее.

    Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

    Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации личную заинтересованность в ней. Например, выступления на совете организации и на уличном митинге, естественно, подаются в разном темпе. В этой связи важны ориентация выступающего в настроении аудитории, умение предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария.

    Его практическое назначение - придать коммуникационному общению воздействие на мысли и чувства людей.

    Коммуникативные эффекты. Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникативных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

    Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.

    Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление от выступающего. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроение и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

    Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика - это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, к практической - конкретные факты, цифры, статистические данные.

    Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

    Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10- 15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность

    у выступающего, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

    Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

    Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

    Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80%i получили устное звучание, при этом 70%iбыли услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%).

    Таким образом, коммуникационный процесс - это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения от выступающего.

    Особенности и значение невербального канала общения. В процессе коммуникации, наряду с взаимоинформированием, осуществляется также и взаимовлияние людей друг на друга. Важную роль при анализе данной стороны общения играют мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для их более полного рассмотрения необходимо обратиться невербальному каналу общения, к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи. С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых, в основном, психологами.

    В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования, выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

    Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.

    Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что егопроявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле.

    Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова, как бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения друг к другу.

    Невербальное общение (невербальная коммуникация) включает следующие основные знаковые системы (совокупность визуальных, акустических, тактильных, кинесических, проксемических, акустических, паралингвистических и экстралингвистических средств общения): 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

    Совокупность этих средств необходима для реализации следующих функций общения:

    · дополнение речи и замещение речи;

    · репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений собеседника;

    · создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;

    · придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;

    · выражение принятой роли, смысла ситуации;

    · усиление вербального воздействия и др.

    Большинство исследователей сходятся во мнении, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.

    Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:

    · жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;

    · мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;

    · пантомимику - динамическое состояние позы в конкретный момент общения;

    · контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.

    Пространственно-временная организация общения . Наука, исследующая расположение людей в пространстве при общении, называется проксемикой. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

    Проксемика – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения; располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики – Э. Холл называет ее «пространственной психологией». Он исследовал первые формы пространственной организации общения у животных; предложил особую методику оценки интимности человеческого общения на основе изучения организации его пространства; зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 - 45 см); персональное расстояние (45 - 120 см), социальное расстояние (120 - 400 см); публичное расстояние (400 - 750 см).

    Интимная зона (0 - 45 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

    Личная или персональная зона (45 - 120 см) предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

    Социальная зона (120 - 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень хорошо знают.

    Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).

    Эти данные имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

    Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

    Причинами плохой коммуникации могут быть:

    1. стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
    2. «предвзятые представления» - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
    3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
    4. отсутствие внимания и интереса собеседника, - а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
    5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствий достаточного числа фактов;
    6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и. т.п.;
    7. неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).