День памяти жертв геноцида евреев. Жертвы холокоста – почему евреи и сколько их было? Их история, Международный день памяти жертв холокоста

Одним из самых чудовищных проявлений деятельности Гитлера и его идеологии стал Холокост - массовое преследование и уничтожение европейских евреев в период с 1933 по 1945 год. Это стало беспрецедентным примером уничтожения в истории наряду с геноцидом армян в начале 20-го века в Османской империи. 27 января, день памяти жертв Холокоста, был связан с первым освобождением одного из лагерей -Освенцима.

Цель - на уничтожение

Главной целью, которую ставили перед собой приспешники Гитлера и авторы решения еврейского вопроса, было целенаправленное истребление отдельной нации. В результате погибло до 60% европейских евреев, что составило приблизительно треть в целом от населения евреев. По разным данным, было уничтожено до 6 млн человек. Освобождение наступило только в 1945 году, 27 января. Международный день памяти жертв Холокоста объединил в себе память не только о погибших евреях.

В более широком смысле Холокост как явление нацистской Германии предполагает уничтожение и прочих национальных, гомосексуальных меньшинств, безнадежно больных, а также медицинские эксперименты. Этим терминов стали обозначить в принципе все преступные действия и идеологию фашизма. В частности, было истреблено до трети от общей численности населения цыган. Не включая военные потери, были истреблены порядка десяти процентов поляков и приблизительно три миллиона военнопленных Красной Армии.

Машина смерти

В массовой «чистке» человеческих ресурсов ключевое внимание уделялось и больным. Душевнобольные и нетрудоспособные подвергались массовому истреблению. К ним же относились и гомосексуалисты, которых было уничтожено девять тысяч. Кроме истребления, система холокоста предполагала постоянное совершенствование системы истребления. Сюда же относятся и бесчеловечные медицинские эксперименты, которые в рамах лагерей ставили на заключенных врачи и ученые Вермахта.

Воистину «промышленные» масштабы уничтожения людей продолжались вплоть до вторжения союзных войск на территорию Германии. В связи с этим 27 января, день памяти жертв нацизма, объединил в себе все человеческие жертвы целенаправленного истребления в рамках созданной системы лагерей.

Еврейский термин

Сами евреи значительно чаще употребляют другой термин - Шоа, который обозначает политику фашистов по целенаправленному уничтожению народа и переводится, как катастрофа или бедствие. Считается более корректным термином, нежели Холокост. Этот термин объединил в себе всех, кто жил в оккупированных территориях и погиб при массовых расстрелах, в лагерях, тюрьмах, гетто, убежищах и лесах, при попытке сопротивления, в качестве участника партизанского, подпольного движения, во время восстаний или при попытке к бегству, пересечении границы, был убит нацистами или их сторонниками. Еврейское слово оказалось максимально емким и включило в себя всех представителей нации, погибших от нацистского режима, а также прошедших через страшные мучения плена и лагерей, но все же выживших. Для всех них 27 января - день памяти жертв Холокоста - является знаковой, исторической вехой, о которой вряд ли еврейский народ сможет когда-нибудь забыть.

Цифры смерти и жизни

Сразу после войны начали появляться первые цифры, отражавшие чудовищные злодеяния Третьего рейха на территории Европы и России. Так, по самым ранним оценкам, для реализации различных целей по отношению к «неполноценным» людям - использование в качестве рабской силы на стройках и производствах, изоляция, наказание, уничтожение - было организовано семь тысяч лагерей и гетто. В число неполноценных, помимо евреев, входили славяне, поляки, цыгане, умалишенные, гомосексуалисты, неизлечимо больные. В начале 21-го века официально было объявлено, что таких учреждений нацисты создали порядка двадцати тысяч. К таким выводам во время исследований пришли сотрудники и ученые Мемориального музея Холокоста, который находится в Вашингтоне. Спустя десять лет этот же музей объявил, что нашел новые места дислокации подобных лагерей смерти, которых, по их подсчетам, в Европе было около 42,5 тыс.

Сложности в определении жертв

Как известно, после окончания войны мировая общественность охарактеризовала действия нацистов как преступление против мира и человечности и приняла решение судить тех, кто остался. На знаменитом который длился более десяти дней, была озвучена официальная на тот момент цифра убитых евреев - 6 миллионов. Однако эта цифра, безусловно, не отражает действительности, поскольку поименного списка погибших нет. При приближении советских и союзных войск гитлеровцы уничтожали любые следы, которые могли бы пролить свет на истину. В Иерусалиме, в Национальном мемориале Катастрофы и Героизма, есть поименный список идентифицированных четырех миллионов. Но трудности подсчета истинного количества жертв объясняются тем, что убитые на территории Советского Союза евреи никак не могли быть посчитаны, поскольку все проходили под грифом «советский гражданин». Кроме того, было много погибших в Европе, которых было некому фиксировать.

При подсчете сводных данных ученые используют сведения переписей, сделанных до войны и после. Согласно этим данным, в Польше погибло 3 млн евреев, СССР - 1,2 млн, Белоруссии - 800 тыс., Литве и Германии - по 140 тыс., Латвии - 70 тыс., Венгрии - 560 тыс., Румынии - 280 тыс., Голландии - 100 тыс., во Франции и Чехии - по 80 тыс., в Словакии, Греции, Югославии было уничтожено от 60 до 70 тыс. человек. Какие бы сложности ни вызывали подсчеты, для всех, кто чтит международный день памяти жертв Холокоста, кратко озвученные зверства нацистов являются преступлением против человечности.

Освенцим

Один из самых известных и страшных И хотя здесь нацисты вели довольно строгий учет узников, нет единого мнения о количестве жертв. На мировом процессе называлась цифра в 4 млн человек, эсэсовцы, работавшие в лагере, называли 2-3 млн, различные ученые называют от 1 до 3,8 млн. Освобождением именно этого лагеря и обозначен день 27 января - международный день памяти жертв Холокоста. Лагерь, известный в мировой практике как Аушвиц, был организован недалеко от польского С 1941 по 1945 годы на его территории было уничтожено 1,4 млн человек, из которых 1,1 млн - евреи. Этот лагерь просуществовал дольше всех и вошел в историю как символ Холокоста. Через два года после окончания войны здесь был организован музей, вошедший в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поскольку это был первый лагерь, который был освобожден в ходе разгрома фашистских войск, он стал квинтэссенцией жестокости, бесчеловечности, истинного ада на Земле. По решению ООН, 27 января, день памяти жертв геноцида 2-й мировой войны, стал международным днем памяти.

Три этапа решения еврейского вопроса

На в Нюрнберге было рассказано, что решение этого вопроса делилось на три этапа. До 1940 года от евреев зачищалась Германия и занятые ею области. До 1942 года велась работа по концентрации всего еврейского населения в Польше и Восточной Европе, находящейся под управлением Германии. Тогда были сформированы по всей восточной территории гетто, где они были изолированы. Третий период длился до конца войны и подразумевал полное физическое уничтожение евреев. Приказ об окончательном решении вопроса был подписан непосредственно самим Генрихом Гиммлером.

До уничтожения планировалось, помимо помещения в гетто, отделить их от другого населения, так называемая сегрегация, а также предусматривалось полное вытеснение из общественной жизни, конфискация их имущества и приведение евреев в такое состояние, когда возможность выживания обеспечивалась бы только рабским трудом. Память и об этих преступлениях заключена в мероприятиях, проводимых 27 января. День памяти жертв посвящен не только тем, кто погиб, но, возможно, в первую очередь тем, кто ценой невероятных усилий смог выжить.

Определение даты

Стоит отметить, что далеко не сразу был обозначен в мировой хронике войны международный день памяти жертв Холокоста. Дата была утверждена отдельной резолюцией ООН, которая была принята 1 ноября 2005 года. Тогда специальное заседание Генеральной ассамблеи ООН, посвященной 60-летию освобождения, началось с минуты молчания. В заседании приняла участие и та страна, которая стала источником чудовищной катастрофы европейского еврейства. Демократическая Германия, заявил тогда ее представитель, извлекла уроки из опасных и чудовищных ошибок своего прошлого, методов управления неверного, заблуждавшегося руководства. Именно для этой страны 27 января, день памяти жертв Холокоста в Германии, ежегодные церемонии по этому поводу являются непрестанным напоминанием ошибок. Однако немецкий народ понимает свою ответственность перед этим народом и сознательно не замыливает свое прошлое. В 2011 году этот день впервые включил упоминание и цыган как жертв геноцида.

Воспитание молодого поколения

Совершенные зверства остаются в истории и памяти человечества навсегда. Однако есть такие преступления, напоминание о которых должно повторяться из раза в раз, чтобы не допустить, уберечь, предупредить. Именно к такому преступлению относится планомерное уничтожение нацистами всех тех, кого они считали низшими расами и не заслуживающими права на жизнь. Для лучшего изучения этого периода в школах проводят открытые уроки с демонстрацией документальной хроники, в том числе съемок, сделанных самими нацистами в лагерях и на массовых казнях.

«27 января - день памяти жертв Холокоста» - классный час с таким названием проводится во многих российских и европейских школах. На этих уроках подробно объясняется происхождение слова и его значение. В частности, что слово имеет греческий библейский корень, который означает «жертва всесожжения». На уроках школьникам демонстрируют чудовищные слайды с фото, облетевшими весь мир после международного трибунала, закрепляется смысл международной трагедии, связанной с Холокостом.

Свет клином сошелся

Первый вопрос, который возникает при изучении Холокоста, почему такую ненависть вызывал именно еврейский народ? Почему евреи стали основной целью в программе уничтожения человечества? Однозначных ответов на эти вопросы нет по сей день. Одна из распространенных версий заключается в том, что в тот период массовому сознанию немцев был свойственен антисемитизм, который Гитлеру удалось раздуть до неимоверных размеров. Именно поэтому, прикрываясь общим интересом, ему и удалось реализовать свои цели по уничтожению.

Еще одной причиной такого попустительства немецкого народа называют то, что отнятое у евреев имущество после Хрустальной ночи в ноябре 1938 года было передано простым немцам. Среди прочих причин борьба за их собственность и за ведущие позиции, которые евреи занимали в обществе, называется как одна из самых вероятных. Однако кроме этого во главе риторики Гитлера стоял вопрос расового превосходства. И всех, кто, согласно его теории, был хуже арийцев по признакам, понятным только сторонникам этой идеи, требовалось уничтожить. И 27 января - день памяти жертв Холокоста - является тем регулярным напоминанием, до чего могут довести ортодоксальное поклонение и подчинение какой бы то ни было идеи.

Международный день страдания

Несмотря на понимание международного характера свершившейся трагедии, на протяжении более полувека единого дня памяти жертв тех страшных событий не было. И лишь в 2005 году было принято решение выбрать дату, которой стал день освобождения первого лагеря Освенцима - 27 января. День памяти жертв Холокоста тем не менее в некоторых странах отмечается в свою дату. В Венгрии таким днем был выбран день массового переселения венгерских евреев в гетто - 16 апреля 1944 года. Период которое проходило в январе 1943 года и было подавлено избран в качестве памятной даты в Израиле. Согласно еврейскому календарю это день 27 нисана. По эта дата совпадает с периодом 7 апреля по 7 мая. В Латвии памятным днем было избрано 4 июля, когда в 1941 году были сожжены все синагоги. 9 октября 1941 года началась массовая депортация румынских евреев. Это стало датой Холокоста в Румынии. День памяти жертв Холокоста в Германии отмечается, как и во всем мире, 27 января.

В День памяти жертв геноцида еврейского народа, 4 июля, в Латвии состоится ряд мероприятий в память жертв Холокоста.

«В этот день в Латвии произошло то, что в Германии называют Kristallnacht, или Хрустальная ночь, когда жгли синагоги, началось реальное уничтожение евреев в Латвии», - рассказал замглавы Совета еврейских общин Латвии Дмитрий Крупников.

В Риге состоится памятное мероприятие у мемориала на ул. Гоголя, 25 - на месте большой хоральной синагоги, которую 76 лет назад сожгли вместе с находившимися там людьми.

В памятном мероприятии примут участие председатель Сейма Инара Мурниеце, премьер-министр Марис Кучинскис, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, министр обороны Раймонд Бергманис, мэр Риги Нил Ушаков, другие государственные должностные лица и иностранные дипломаты.

В июне 1941 года в Латвии жило около 93 тысяч евреев. Репрессии и массовые убийства начались сразу после вторжения нацистской Германии в Латвию. Евреи были отделены от сограждан, выгнаны из своих домов, заключены в гетто и в течении полугода полностью уничтожены в большинстве населенных мест Латвии.

Во время нацистской оккупации 1941-1945 гг. было убито более 70 тысяч латвийских евреев и более 20 тысяч евреев, депортированных в Латвию из других стран Европы.

Памятное мероприятие из года в год проходит на месте, где находилась построенная в 1871 году Большая хоральная синагога, сожженная 4 июля 1941 года подразделением местной вспомогательной полиции под командованием Виктора Арайса.

Команда Арайса, находящаяся в подчинении Полиции безопасности и Службы безопасности Германии, по приказу нацистов сожгла синагогу вместе с находившимися в ней людьми. Здание облили бензином и подожгли, а евреям не давали выбраться. В этот же день сожгли и другие синагоги Риги, погибло не менее 400 человек.

В советское время руины синагоги были снесены, и на этом месте устроили сквер. В конце 1980-х гг. были произведены раскопки, и в 1993 году при поддержке правительства Латвии, еврейских организаций и частных лиц из многих стран мира открыт мемориал в виде символических стен синагоги.

День 4 июля стал в Латвии официально отмечаемой траурной датой более четверти века назад. Верховный Совет уже объявившей о восстановлении независимости, но де-факто еще находившейся в составе СССР Латвии, принял соответствующий закон 3 октября 1990 года.

4 июля считается днем начала массового уничтожения евреев Латвии оккупировавшими республику нацистами и их местными пособниками. Именно 4 июля спецподразделения Третьего Рейха спровоцировали в Риге погромы, непосредственными исполнителями которых были местные пособники нацистов.

Согласно отчету гитлеровской «расстрельной команды» Einsatzgruppe A, «в Латвии запустить аналогичные [уже инспирированным в Литве] акции очищения и погром оказалось значительно труднее. (…) В Риге [спровоцировать погром] оказалось возможным посредством [высказывания] соответствующих предположений Латышской вспомогательной полиции. В ходе погрома все синагоги (включая и Большую хоральную на перекрестке ул. Дзирнаву и Гоголя - Rus.lsm.lv) были сожжены и примерно 400 евреев убиты (в том числе и были сожжены заживо - Rus.lsm.lv). Посколько население успокоилось очень быстро, организовать дальнейшие погромы не представилось возможным. События в (…) Риге были зафиксированы на кино- и фотопленку таким образом, чтобы доказать, насколько возможно, что первые спонтанные казни евреев и коммунистов осуществлялись (…) латышами».

В соответствии с этой установкой сцены «спонтанной» расправы местного населения над евреями были показаны в пропагандистском киножурнале Deutsche Wochenschau No. 567 за июль 1941 года.

Также 4 июля состоится возложение цветов у мемориала в Бикерниеки - в память о более 20 тысяч евреев, которых в 1941-1942 году депортировали в Ригу из других европейских государств и убили в Бикерниекском лесу.

З октября 2005 года. Газета «Латвияс авизе» опубликовала репортаж о чествовании легионеров в латвийском местечке Море. Среди моря почетных гостей депутаты Cейма Юрис Добелис, Юрис Далбиньш, Дзинтарс Абикис. Далее цитата: «Армейский священник, капеллан Атис Войцеховский, говорил, как важно передать духовное наследие легионеров следующим поколениям. Этого вопроса касались многие выступавшие...

Ученики средней школы Море своими стихотворениями подарили надежду старшему поколению патриотов... Приятно, что ученики в сопровождении воспитателей в свой выходной день приехали из других городов. Например из Талси... Трудности и препятствия не в состоянии отнять у поколения легионеров духа борьбы. С высоко поднятыми головами они спели песни о судьбах народа»...

Призыв армейского капеллана и ломающиеся голоса школьных стихотворцев дошли до меня в те дни, когда мы с доктором истории Григорием Смириным завершали работу над второй книгой из созданной нами серии «Память и имя». Эта серия включает свидетельства тех, кто прошел гетто и чудом выжил, пройдя все круги ада, читай: «нового порядка», установленного Гитлером, клятву которому и давали легионеры латышского добровольческого легиона СС, созданного 10 февраля 1943 года по личному приказу фюрера. 15-я и 19-я латышские дивизии СС распахнули свои объятия перед членами расстрельных команд, принимавших участие в уничтожении латвийских евреев. А также евреев из Австрии, Венгрии, Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Чехословакии и других стран. Гитлер выбрал Латвию одним из мест уничтожения европейского еврейства.

Урок Фриды Михельсон

Воспоминания узницы Рижского гетто рижской портнихи Фриды Михельсон «Я пережила Румбулу», написанные ею в 1965-1967 годах, выходят вторым изданием. Первое вышло в 1973 году в Израиле благодаря мужеству и титаническому труду писателя Давида Зильбермана. Приведу клятву-завещание Фриды Михельсон, предваряющую ее воспоминания.

«Завещаю моему народу. Клянусь вам, павшие! Здесь могильная тишина. Смерть. Ночь. Вечность. Румбула - Рига, Бикерниеки, Саласпилс, Клоога, Панары, Бабий Яр, Майданек, Треблинка, Освенцим... тысячи и тысячи залитых кровью городов и местечек.

Я поднимаюсь от вас, мои безмолвные мученики, старики и малютки, отцы и матери, мужья и жены, братья и сестры, женихи и невесты, дети, юноши - загубленные миллионы. Вы велели мне рассказать живущим, я слышу ваши крики и плач, топот тысяч ваших ног, бегущих в могилу, ваше предсмертное: «Помни!»... Клянусь вашей памятью, вашей кровью, напоившей жестокие просторы, вашим пеплом, развеянным по миру, вашим дымом из труб крематориев -

Клянусь вам:

Я им, живым, все расскажу - все, что я видела - кто вас убил и кто предал. Я не дам вас оболгать и подменить, я была вместе с вами до последней минуты на плахе. В моих жилах течет ваша кровь и в сердце стучит ваш пепел. Клянусь говорить Правду, одну только Правду.

Хроника страшных дней

В 4 дня, словно неистовый ураган, облетело гетто новое известие: сегодня вечером переселят всех остальных оставшихся.

Часов 6 вечера:

Латышские полицаи злобно кричат, приказывая становиться по пять в ряд: так мы стоим неподвижно около часа.

Но вот подходит один шуцман и объявляет, что матерей с маленькими детьми и стариков на этот раз повезут на санях, они пусть выстраиваются отдельной колонной.

В невероятном темпе мы долго несемся по Московской. Приближаясь к лесу, мы ясно услышали стрельбу. Это был страшный предвестник нашего будущего. Что же делать?! Мы окружены со всех сторон вооруженными полицаями-шуцманами. Вокруг леса снова кольцо немцев-эсэсовцев. Мы погибли! Людей охватил ужас...

Колонна вливается в лесок сквозь строй шуцманов. Тут же у входа большой высокий ящик, а возле него стоит толстый немец-эсэсовец с дубинкой и кричит, чтобы в ящик сбрасывали драгоценности. В ящик падают золотые кольца, сережки, браслеты, часы. Почти не останавливаемся.

Другой шуцман-латыш приказывает снять пальто, бросить в кучу, уже ставшую горой, и идти вперед. Меня лихорадочно сверлит единственная мысль из глубин инстинкта жизни: что бы сделать, чтобы спастись. Я вытаскиваю свои документы и обращаюсь к шуцману: «Смотрите, я специалистка, портниха, и могу еще принести много пользы, вот мой диплом», - показываю ему свои бумаги.

Иди к Сталину со своим дипломом! - выкрикнул шуцман и с силой ударил кулаком по моей руке. От удара разлетелась в разные стороны вся пачка моих документов - паспорт, диплом, какие-то «аусвайсы» и другие листочки.

Меня окатывает такой непостижимый, дикий страх и безумие, что я начинаю рвать на себе волосы и истерично кричать, заглушая грохот выстрелов... Но в этот миг из колонны раздетых полуголых людей к нему подбегает заплаканная женщина и обращается со словами: «Мой муж латыш, смотрите, вот тот шуцман хорошо знает...»

Воспользовавшись моментом, когда внимание шуцмана отвлечено разговором с женщиной, я бросилась на землю лицом в снег и замерла неподвижно. Немного спустя слышу, как надо мной говорят по-латышски: «Кто здесь лежит?» - «Наверное, мертвая», - отвечает громко второй голос.

Вот, думаю, теперь меня потащат к яме, но остаюсь окаменелой на месте.

Евреи бегут прямо в могилу. Я слышу, как возле меня стонет женщина: «Ай, ай, ай!..» - и чувствую, что она бросила мне на спину какой-то предмет, затем второй. Голоса женщины больше не слышу, но предметы падают один за другим, я понимаю, что это падает обувь. Вскоре я покрываюсь целой горой ботинок, валенок, бот.

Слышу крики: «Шма Исраэль!» - это плачет старик.

Звери! Оставьте хоть детей в одежде!.. - гневно кричит палачам другой мужчина.

Ich sterbe fur Deutschland! (Я умираю за Германию!) - это, видимо, кричит онемеченная еврейка, эмигрантка из Германии.

Уж лучше смерть, чем так жить! - кричит другая.

Дайте нам дождаться родных попрощаться перед смертью! - умоляет шуцмана пожилая женщина.

Люди горько рыдают, прощаются друг с другом и тысячами все бегут и бегут в пропасть. Пулеметы непрерывно стрекочут, а шуцманы все орут и гонят: «Быстрей! Быстрей!», дубасят дубинками, нагайками. Так длится много часов. Наконец стихают крики, прекращается бег, смолкает стрельба. Доносятся где-то рядом из глубины звуки, как при работе лопатами, это, должно быть, закапывают расстрелянных. Русские голоса их подгоняют, торопят работать быстрее. Вероятно, для этой работы пригнали советских военнопленных. После, наверное, и их самих расстреляют.

Меня давит гора обуви, все тело онемело из-за холода и неподвижности, но я - в полном сознании. От тепла моего тела снег подо мной растаял, и я лежу в луже. Вдруг доносятся довольные голоса латышей: «Закурим! Хе-хе!» - «До свидания!» Значит, шуцманы уже закончили свое дело и расходятся. Теперь слышу совсем близко по-немецки: Was sucht dud ort? Ein Paar Strumpfe fur meine Frau. Некоторое время снова тихо. Вдруг неподалеку в стороне от ямы тишину прорезал детский плач и крики: «Мама! Мама!» Раздались беспорядочные одиночные выстрелы. Плач ребенка смолк. Убили. Опять тишина.

Теперь слышу, кто-то кричит самодовольно по-немецки: «Из нашего котла никто не выходит живым». Видимо, это говорит убийца над трупом ребенка. Рядом проносится топот шагов. Шуцманы все еще не ушли. Должно быть, уже ночь. Шагов больше не слышно, не пора ли мне выбраться из моего укрытия?

«Это мой убийца»

«Это тот человек! В жизни я его не забуду! Он был одним из тех, кто участвовал в нашем истреблении. Не забуду его до гроба! - эти слова на идиш произнесла в большом волнении старая и болезненная женщина в суде в Балтиморе (США), когда ей была показана фотография 50-х годов. - Этот человек - латышский айзсарг».

37 лет она носила в себе воспоминания о преступнике, мечтала отомстить ему. В прошлом месяце она достигла своей цели. Фрида Михельсон, 72 лет, способствовала тому, что Карлис Детлавс, 68 лет, был изобличен и признался в участии в уничтожении рижских евреев в декабре 1941 года.

Женщина, которая была одной из двух чудом спасшихся женщин при массовом убийстве в Румбульском лесу и которая была свидетелем, слышавшим и видевшим ликвидацию 26 тысяч евреев, привела к обвинению человека, приказавшего ей снять одежду, как и всем стоявшим в очереди перед рвом смерти.

29 лет Детлавс проживал в одном из предместий Балтимора тихо и спокойно, как честный подданный. Полгода длилось его судебное дело в американском суде по делам убийств. Он отрицал все и вся - что он был нацистским преступником, несмотря на то, что иммиграционные власти пытались доказать, что именно этот человек сильно лгал в 1950 году, когда он поселился в США, утаив от переселенческих властей свое бандитское прошлое.

Можно сомневаться, вспомнил ли он эту женщину, которая взошла на свидетельскую трибуну, чтобы произнести свой страшный рассказ, обнаживший его деяния. По всей вероятности, для него было сюрпризом услышать, как она перехитрила его и осталась в живых, чтобы поведать миру, что случилось в Румбульском лесу. После ее ошеломляющего рассказа у него не осталось другого выхода, кроме как признать свою вину. Ему пришлось утешиться тем, что наказание, которое его ожидает как соучастника преступлений, не тяжкое - изгнание за пределы США.

Фрида Михельсон, возвратившаяся в Ригу только в конце войны, приехала в Израиль в декабре 1971 года, но воспоминания и кошмары гетто и леса ей сопутствуют все время.

На Детлавса она наткнулась два года назад. Случилось это, когда отдел израильской полиции, занимающийся нацистскими убийцами, искал свидетелей против одного из самых знаменитых латвийских убийц - Арайса. Среди тринадцати фотографий, которые ей показали, она внезапно обнаружила знакомый образ.

Это тот человек, который заставил меня раздеться, - сказала она взволнованно. Это был Детлавс.

Когда ей стало известно о суде над Детлавсом в США, несмотря на противопоказания по состоянию здоровья, она решила поехать в Балтимор и стать свидетелем против него. В поездке ее сопровождала родственница врач Инна Михельсон, которая также прошла через многие страшные испытания, будучи девочкой во время Катастрофы в Риге. Она оказывала ей и моральную, и медицинскую поддержку.

Фрида очень больна, - рассказывает она, - и если бы она ехала сама, она бы не добралась до суда. Мужчина на скамье подсудимых сильно отличался от эсэсовца из Румбульского леса. Умышленно изменивший внешность - у него были большие очки и вставные зубы, которые изменили его внешность. Но ошибиться было нельзя. Как сказала Фрида следователям, «тогда холодные глаза разбойника смотрели прямо, сегодня они косят...» Будучи портнихой, она точно помнила, какую одежду он носил и каким головным убором покрывал голову. Даже его рост она назвала почти точно. Когда адвокат [обвиняемого] попросил нарисовать эту шапку, она сказала: «Рисовать я не умею, но дайте мне ткань и чем шить, и я сошью эту шапку».

Целый день длились свидетельские показания Фриды Михельсон. Перед преступником, перед обвинителем и защитником, многими евреями Балтимора, которые заполнили весь зал, она развернула свой страшный рассказ. Она рассказала, как те, кто должен был быть убитым, должны были раздеться, снять обувь. Им было велено бросать эту обувь в то место, где лежала она.

Вскоре я лежала под горой обуви, - рассказывала она. После наступления темноты, продрогнув до костей, она выползла наружу и убежала в надежное место, сопровождаемая криками о помощи искалеченных женщин и детей, которые не дают ей покоя.

Честь и почет ей, - не удержался судья.

Ее допрашивали еще три часа, и этим была исчерпана ее обязанность, решившая судьбу обвинения против нацистского преступника.

Фрида Михельсон вернулась в свой дом в Хайфу. Инна Михельсон также вернулась в Институт Гельвица в Тель-Авиве. И когда она вспоминает о поездке в США, то вновь не может утаить своих чувств к Фриде, которая наперекор физической слабости остается «железной женщиной».

Это было тяжкое испытание, - говорит Инна, - но с нами был Бог.

Среди людей

Рижанка Фрида Михельсон (урожд. Фрид), которую соплеменники, возможно, помнят как молодую портниху-модистку в 30-е годы, выжила и будет жить вечно. Фрида - редкая свидетельница ужасного времени в нашем прошлом, когда на латвийской земле было убито больше людей, чем когда бы то ни было в нашей кровавой истории. Она восстала с поля смерти в Румбуле и выжила. Она не только выжила, она написала об этом книгу, которая будет жить, - «Я пережила Румбулу».

Когда все стихло и стемнело, она вылезла из груды, нашла сухую одежду, зашла в лес и стала искать помощи у крестьян. В первую ночь ей посчастливилось - две старушки ее накормили и позволили остаться на сеновале, но под вечер второго дня пришлось уйти. Так, еще скрываясь и получая ночлег там и сям, она наконец оказалась на хуторе у Берзиньшей. Потом Фрида попытала счастья в Риге, где было легче раствориться в людской толпе. Она обошла всех своих нееврейских друзей. Хотя никто ее не выдал, постоянного обиталища она не нашла, лишь один офицер времен Улманиса, работавший в то время управдомом, позволил ей находиться в пустой неотапливаемой квартире. По возвращении к Берзиньшам ей посчастливилось: Берзиньш посоветовал ей идти к Песле - старушке с помутненным богом рассудком, адвентистке седьмого дня, которая жила в лачужке в Чиекуркалнсе.

«Говори, что тебя к ней послали небесные ангелы, чтобы помочь ей. Я думаю, она поверит и впустит. А когда кончатся продукты, приходи к нам снова, мы всегда наполним твою корзиночку...» Так и случилось. С помощью Песлы Фрида установила связь с адвентистами седьмого дня. Их - по большей части прибалтийских немцев - радением Фрида пережила годы оккупации.

Главное свое обиталище она нашла у семейства кекавского мельника Вилюмсона. После выхода на волю Фрида Фрид в 1944 году вышла замуж за Мотю Михельсона, одного из 85 выживших из Рижского гетто, и в семье родились сыновья - Лева и Даня. Но при коммунистах Михельсонам не везло. Муж был обвинен в антигосударственной деятельности и выслан в Сибирь. В 1956 году освобожден, но из-за подорванного здоровья умер в 1966 году. Фрида с сыновьями в 1971 году переехала в Израиль.

Литература о Холокосте накопилась уже в большом количестве и продолжает прирастать. Во всей этой горе книг воспоминания Фриды могут и затеряться, но они никогда не исчезнут с полки истории Латвии. Это латышская книга, она о латвийских лесах и людях и о Риге.

Переведем же эту книгу на латышский язык и распространим в наших школах, чтобы племя младое расспрашивало и переспрашивало своих родителей и прародителей. И если кто-нибудь из страха перед судом или отмщением побоится написать в своих воспоминаниях всю правду, то в своих теплых жилищах в эмиграции перечитаем книгу Фриды и сопоставим наши страхи со страхом, который пережила она.

Ничто и никогда не поздно - воздвигнем Фриде, этой носительнице латвийского паспорта, памятник... Если нам не захочется сделать это ради Фриды, то мы должны это сделать, чтобы воздать должное Берзиньшам, Песле и Вилюмсонам.

Журнал «Яуна гайта» («Новая поступь»), 1985 год. Статья американского историка Андриевса Эзергайлиса. Перевод с латышского.

Леонид Коваль

Член Союза писателей Латвии,

президент Международного общества истории гетто и геноцида евреев

2003-07-04T00:14Z

2008-06-05T20:06Z

https://сайт/20030704/402396.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

Латвия отметит День памяти жертв геноцида евреев

22

Латвия в пятницу отметит День памяти жертв геноцида еврейского народа. 62 года назад, 4 июля 1941 года, на второй день после вступления немецких войск в Ригу, в городе была сожжена Большая хоральная синагога и еще ряд синагог вместе с несколькими сотнями евреев. События того дня положили начало массовому истреблению евреев в Латвии. Всего за годы немецко-фашистской оккупации в Латвии было уничтожено почти 100 тыс евреев. По данным Центра юдаистики Латвийского университета, в холокосте принимали активное участие примерно 2 тыс латышских пособников нацистов. В октябре 1990 года латвийские власти приняли решение 4 июля отмечать как День геноцида еврейского народа. Ежегодно в этот день рижская еврейская община и рижская еврейская религиозная община на месте сожженной Рижской хоральной синагоги в центре латвийской столицы проводит траурный митинг, другие мемориальные мероприятия. В прошлом году в них впервые приняли участие президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и другие высшие...

РИГА, 4 июля. /Корр. РИА "Новости" Анатолий Барановский/. Латвия в пятницу отметит День памяти жертв геноцида еврейского народа.

62 года назад, 4 июля 1941 года, на второй день после вступления немецких войск в Ригу, в городе была сожжена Большая хоральная синагога и еще ряд синагог вместе с несколькими сотнями евреев.

События того дня положили начало массовому истреблению евреев в Латвии. Всего за годы немецко-фашистской оккупации в Латвии было уничтожено почти 100 тыс евреев. По данным Центра юдаистики Латвийского университета, в холокосте принимали активное участие примерно 2 тыс латышских пособников нацистов.

В октябре 1990 года латвийские власти приняли решение 4 июля отмечать как День геноцида еврейского народа. Ежегодно в этот день рижская еврейская община и рижская еврейская религиозная община на месте сожженной Рижской хоральной синагоги в центре латвийской столицы проводит траурный митинг, другие мемориальные мероприятия.

В прошлом году в них впервые приняли участие президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга и другие высшие должностные лица страны.