Атлантическая хартия: структура, история и последствия. Атлантическая хартия В сентябре 1941 ссср присоединился к атлантической хартии

14 августа 1941 г. американский президент Франклин Рузвельт и британский премьер-министр Уинстон Черчилль на борту английского линкора «Принц Уэльский» в бухте Арджентии (Ньюфаундленд) подписали совместную декларацию, которая получила название «Атлантической хартии». Хартия стала одним из главных программных документов антигитлеровской коалиции. Документ должен был определить устройство мира после победы союзных держав во Второй мировой войне, несмотря на тот факт, что США в войну ещё не вступили (война была объявлена лишь после атаки японцев на американскую базу в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 г.). 24 сентября 1941 г. СССР объявил о присоединении к этой декларации. При этом Москва подчеркнула, что применение принципов Атлантической хартии «должно будет сообразоваться с обстоятельствами, нуждами и историческими особенностями той или другой страны».

Во время переговоров, которые начались в начале августа, британский премьер убеждал американцев, что львиная доля ленд-лиза должна принадлежать Британии, т. к. помощь Советскому Союзу только затянет его неизбежное поражение. По его мнению, русские не устоят, хотя и оказались сильнее, чем предполагалось. Он убеждал США вступить в войну как можно скорее. На совещании военных представителей обеих сторон британцы продолжали гнуть свою линию по вопросу ленд-лиза. Британские военные предлагали американцам поставлять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше СССР. Они не верили в способность России оказать длительное сопротивление вермахту. Кроме того, выразили опасения, что военные материалы будут захвачены немцами и усилят мощь их вооруженных сил.

Ещё одним вопросом, где Черчилль и Рузвельт разошлись во мнениях, была проблема свободы торговли. Американский президент предложил после завершения войны ввести самую широкую свободу торговли. Учитывая лидирующие позиции американской экономики в мире, этот шаг был наиболее выгоден Соединенным Штатам. Британцы не хотели давать США свободного допуска к рынкам своих колоний и доминионов. Контроль над экономикой зависимых территорий был основой имперского величия Англии.

Этот документ не был обычным соглашением между двумя государствами. Хартия также не была изложением какой-либо определенной официальной программы устройства послевоенного мирового порядка. Как говорилось в самом документе, декларация только подтверждала некоторые общие принципы национальной политики Соединенных Штатов и Великобритании, «принципы, на которых они основывали свои надежды на лучшее будущее мира».

Из восьми пунктов документа два имели прямое отношение к проблеме создания международной организации. В пункте шестом говорилось о надежде на установление мира, где все страны получат возможность жить в безопасности на своей территории, обеспечить положение, при котором люди будут жить, «не зная ни страха, ни нужды».

В пункте седьмом Атлантической хартии сообщалось, что в послевоенном мире будет предоставлено право свободно, без всяких препятствий и барьеров, плавать по морям и океанам (принцип свободы морей). А в заключительном, восьмом пункте документа содержался план всеобщего послевоенного разоружения. По соображениям «реалистического и духовного порядка» предлагалось отказаться от применения силы, так как мир нельзя сохранить, если страны будут иметь возможность пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями. Государства-агрессоры предлагалось разоружить. Соединенные Штаты и Англия обещали поощрять и помогать миролюбивым народам в «избавлении от бремени вооружений».

Основные принципы будущей мировой справедливости были выражены и в других пунктах совместной декларации:

Отказ от территориальных претензий со стороны Соединенных Штатов и Англии (пункт первый);

Отказ двух держав поддержать территориальные изменения, которые не находятся в «согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов» (пункт два);

Право наций на выбор своей формы правления, восстановление «суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем» (пункт три).

Свободный доступ всех стран, великих или малых, к мировой торговле и сырьевым ресурсам, необходимым для экономического процветания государств (пункт четыре).

В пятом пункте была намечена цель создаваемой мировой организации: глобальное экономическое сотрудничество, которое должно было привести к повышению благосостояния, развитию экономик, росту социального обеспечения.

В целом хартия имела демонстративный характер. Она была должна показать ведущую роль США и Великобритании в будущем Новом мировом порядке. В то же время между двумя державами имелись серьёзные противоречия в видении будущего мира. Лондон стремился сохранить свои позиции в мире, а Вашингтон стать «царем горы». Кроме того, лидеры двух великих держав не указали пути к уничтожению нацизма и фашизма в Европе. Американцы и британцы не спешили открыть «второй фронт» в Европе, хотя имели огромные военно-экономические возможности. Не было конкретики и по поводу разрушения колониальной системы.

Еще во время войны в Испании, когда военные и военно-политические усилия СССР непосредственно столкнулись с соответствующими усилиями Германии и Италии, Великобритания и Франция придерживались известной политики «невмешательства», которая на деле способствовала победе франкистов. Эту политическую линию Великобритания и США фактически продолжали во время Великой Отечественной войны вплоть до июня 1944 г.

Еще до начала Второй мировой войны премьер-министр Великобритании (с 28 мая 1937 по 10 мая 1940 г.) Н. Чемберлен проводил пресловутую политику «умиротворения» агрессора. В рамках этой политики он выдвинул «план Зет». Он писал об этом: «…имеется неповторимая возможность достичь англо-немецкого понимания… Германия и Англия являются двумя столпами европейского мира… и поэтому необходимо мирным путем преодолеть наши нынешние трудности… Наверное, можно будет найти решение, приемлемое для всех, кроме России. Это и есть план Зет» .

Со своей стороны Германия стремилась к прочному союзу с Англией, союзу, в котором Германия играла бы ведущую роль. Исходя из этого, Германия не стремилась к военному поражению Англии. Так, в июле 1940 г. Гитлер откровенно говорил приближенным: «…Если Англия будет разбита… Британская империя распадется. Пользы от этого Германии никакой. Пролив немецкую кровь, мы добьемся чего-то такого, что пойдет на пользу лишь Японии, Америке и другим» .

Известно и другое высказывание Гитлера: «Все, чего он хочет от Англии - это признания германских позиций на континенте… Целью является заключить с Англией мир на основе переговоров», так как «наши народы по расе и традициям едины» .

Политика Германии в 1939-1944 г.г. полностью следовала в русле этих взглядов Гитлера и других руководителей страны. Именно этим объясняется и беспрепятственная эвакуация английских войск под Дюнкерком в мае 1940 г., и полет Р. Гесса в Шотландию в мае 1941 г. Воздушное наступление на Англию преследовало цель только запугать Англию и склонить ее к мирным переговорам.

Новый (с 10 мая 1940 г.) премьер-министр Англии У. Черчилль в отличие от своего предшественника не допускал возможности примирения с Германией на ее условиях и «превращения (Англии) в вассальное государство гитлеровской империи». Претендентом на господство в Европе он мог признать только Англию при покровительстве и верховенстве США. Только последним и объясняется более «достойная позиция и политика» Черчилля по сравнению с политикой и действиями Н. Чемберлена.

Что касается США, то они способствовали развязыванию II мировой войны, поощрив Англию и Францию отказаться от умиротворения, когда Германия готовилась напасть на Польшу. Руководство США ясно дало понять, что если Англия и Франция не объявят войну Германии в случае ее агрессии против Польши, они, в свою очередь, не смогут рассчитывать на помощь США. По свидетельству посла США в Англии Д. Кеннеди, «ни французы, ни англичане никогда бы не сделали Польшу причиной войны, если бы не постоянное подстрекательство Вашингтона…» . В телефонных разговорах летом 1939 г. президент непрерывно предлагал (Кеннеди) подложить горячих углей под зад Чемберлену.

Правительство США способствовало развязыванию полномасштабной войны в Европе, так как это могло помочь разрешить внутренние трудности. Ведь после начала войны за океаном закон о нейтралитете уже был не нужен. Внесение предложения об изменении закона обосновывалось в Конгрессе США следующим образом: «Положение с промышленным производством и занятостью в нашей стране ныне столь плачевно, что дальнейшие препятствия на пути экспорта приведут к банкротству значительные промышленные районы США» .

3 ноября 1939 г. закон о нейтралитете был изменен Конгрессом и введен принцип «плати и вези». США начали продавать Франции и Англии самолеты, устаревшее оружие (оставшееся на складах после Первой мировой войны) и другие средства для обороны.

В феврале 1940 г. президент США направил в Рим, Берлин, Париж и Лондон «с целью неофициального рассмотрения возможности установления мира» в Европе заместителя госсекретаря С. Уэллеса. В Берлине к рассуждениям американского «ангела мира» отнеслись так, как «встретили бы в публичном доме продажу Библии» (по словам американской «Белой книги» 1940 г.). атлантический хартия черчилль рузвельт

«Странная война» в Европе сменилась развертыванием германского наступления, администрация США ограничилась лишь моральной поддержкой Франции. После ее капитуляции США начали оказывать не столь значительную материальную помощь Англии, не забывая вывозить в США все то, что могло бы укрепить мощь Германии в случае ее победы над Англией - документацию в области атомных исследований, радиолокации, реактивных двигателей, химического оружия, средств ПВО и т.д.

В конце 1940 г. американцами была решена загадка немецкой шифровальной машины «Энигма» и Рузвельт с удовлетворением узнал о предстоящем нападении Германии на СССР. С этих пор президент невоюющих Соединенных Штатов мог ежедневно следить за развертыванием вермахта к походу на Восток.

Тем временем Конгресс США принял закон № 1776 - «закон о помощи демократиям», известный в истории как ленд-лиз. Сторонники принятия закона в Конгрессе утверждали: «Мы пойдем на объявление войны Гитлеру в момент, который мы сами изберем… Промышленная мощь Америки, которая придет на помощь английским людским ресурсам, позволит Англии избежать поражения без потери хоть одного американского солдата…, а тогда придет черед Америки выступить лидером и указать путь» .

Поправки к закону, имевшие целью заранее исключить СССР из числа получателей помощи по ленд-лизу, были большинством Конгресса отвергнуты. Отменено было также «моральное эмбарго» на торговлю с СССР, как только Рузвельт узнал о «плане Барбаросса».

22 июня 1941 г. исполнилось страстное желание правящих кругов США и всего Запада - Германия напала на СССР. 24 июня Рузвельт сообщил на пресс-конференции, что США окажут помощь СССР, однако приоритет в ее получении останется за Англией.

В газете «Нью-Йорк таймс» в тот же день появилось заявление сенатора и будущего вице-президента, а затем президента США после смерти Рузвельта 12 апреля 1945 г. Г. Трумена: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах» . Аналогичное заявление сделал и английский министр Мур Брабазон, утверждавший, что лучшим исходом борьбы на восточном фронте было бы взаимное истощение Германии и СССР.

Вскоре после начала войны, 30-31 июня 1941 г. специальный помощник президента США Г. Гопкинс вел по поручению своего шефа переговоры в Москве и убедился в громадных силах СССР. Гопкинс подтвердил то, во что уже верил Рузвельт, - Советский Союз удержит фронт. Поэтому Рузвельт вдвойне не видел необходимости бросаться в войну.

Двойственность отношения Америки к Великобритании сфокусировалась на трех вопросах: собственной антиколониальной традиции Америки; характере военной стратегии; облике послевоенной Европы. Собственно говоря, Россия тоже была огромной империей, но российские колонии являлись составной частью ее территории, и русский империализм не воспринимался американским сознанием точно так же, как британский колониализм. Черчилль мог жаловаться, что сравнение Рузвельтом «тринадцати колоний» с британскими владениями XX в. демонстрировало «затруднительность сопоставления ситуаций в разные столетия, когда обстановка и материальные факты разительно отличаются друг от друга...» . Рузвельт, однако, стремился не столько к безупречным историческим аналогиям, сколько к утверждению фундаментальных американских принципов. На первой же встрече с Черчиллем, когда оба лидера провозгласили Американскую хартию, Рузвельт настаивал на том, чтобы хартия была применима не только к Европе, но и ко всему миру, включая колониальные территории: «Я твердо придерживаюсь того убеждения, что если мы собираемся обеспечить стабильный мир, он должен включать в себя развитие отсталых стран... Не могу поверить, что мы можем вести войну против фашистского рабства и в то же время бездействовать в деле освобождения людей по всему миру от последствий отсталой колониальной политики» .

Британский кабинет военного времени отверг подобную интерпретацию: «...Атлантическая хартия... была адресована нациям Европы, которые мы надеемся освободить он нацистской тирании, а не предназначалась для решения внутренних вопросов Британской империи или для оценки отношений между Соединенными Штатами и, к примеру, Филиппинами» . Ссылка на Филиппины была специально сделана Лондоном для того, чтобы ввести в рамки «избыток чувств» со стороны Америки и показать американским лидерам, что они могут потерять, если доведут свои аргументы до логического завершения. И все же это был выстрел, не достигший цели, ибо Америка на деле следовала тому, что проповедовала, и уже решила предоставить независимость своей единственной колонии, как только кончится война.

Итак, результатом политических стратегий лидеров Англии и США стало подписание 14 августа 1941 г. Атлантической хартии.

Атлантическая хартия (Atlantic Charter), совместная декларация о принципах послевоен. устройства мира, подписанная главами пр-в США и Великобритании Ф. Д. Рузвельтом и У. Черчиллем 14 авг. 1941 г. А.х. предусматривала право народов выбирать форму правления, свободу торговли, свободное мореплавание для всех гос-в, разоружение стран-агрессоров, осуждала террит. захваты. Великобритания и США заявили об отказе от террит. претензий. В течение месяца и др. страны, воевавшие против держав "оси", включая СССР, присоединились к декларации. А.х. послужила основой создания Организации Объединенных Наций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Атлантическая хартия

Декларация, в которой в общей форме излагались цели Англии и США во 2-й мировой войне и послевоенном устройстве мира. Подписана президентом США Ф.

Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем 14 августа 1941 на борту военного корабля в Атлантическом океане близ Ньюфаундленда.

Атлантической хартии были выдвинуты задачи: уничтожение нацистской тирании, разоружение агрессора и избавление народов от бремени вооружений. Обе стороны объявили, что не стремятся к территориальным изменениям без согласия заинтересованных на то народов, обязались уважать право народов избирать себе форму правления, провозгласили себя сторонниками создания равных возможностей торговли и экономического сотрудничества.

В Атлантической хартии выражалась надежда на установление после разгрома нацизма мира и безопасности для всех стран, указывалось, что будут приняты меры против попыток возобновления агрессии. Достижение этих целей предполагалось на основе всеобщего отказа от применения силы и разоружения агрессоров, поскольку, говорилось в Атлантической хартии, "никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями".

24 сентября 1941 Советский Союз заявил о присоединении к Атлантической хартии. 1 января 1942 представители правительств, заявивших о поддержке принципов Атлантической хартии, подписали в Вашингтоне Декларацию 26 государств. Этим актом было в основном завершено оформление антигитлеровской коалиции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт и премьер-министр господин Черчилль, представляющий Правительство Его Величества в Великобритании, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран, на основе которых базируются их надежды на лучшее будущее для всего мира.

Первое: их страны не стремятся к территориальным или иным приобретениям.

Второе: они не согласятся ни на какие территориальные изменения, которые не соответствуют свободно выраженным пожеланиям заинтересованных народов.

Третье: они уважают право всех народов избирать форму правления, при которой они будут жить, и они желают видеть суверенные права и самоуправление восстановленными для тех, кто был насильственно лишен их.

Четвертое: соблюдая должным образом свои существенные обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все государства, большие или малые, победители или побежденные, имели бы равный доступ к торговле и сырьевым запасам мира, необходимым для их экономического процветания.

Пятое: они выражают желание способствовать в полной мере сотрудничеству между всеми государствами в экономической области с целью всеобщего обеспечения более совершенных условий труда, экономиче­ского прогресса и социальной безопасности.

Шестое: после окончательной ликвидации нацистской тирании они надеются увидеть установление мира, который предоставит всем государствам возможность жить в безопасности в их собственных границах и который позволит гарантировать, что все люди на земле смогут жить в усло­виях свободы от страха и лишений.

Седьмое: такой мир должен будет позволить всем людям беспрепятственно пересекать открытое море и океаны.

Восьмое: они выражают веру в то, что все государства мира, как исходя из чувства реальности, так и по причинам возвышенного характера, придут к решению отказаться от использования силы. Поскольку будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих гра­ниц, будут продолжать применять оружие наземного, морского или воз­душного назначения, они выражают веру в то, что разоружение таких го­сударств необходимо при условии создания более широкой и постоянной системы обшей безопасности. Аналогичным способом они будут содейст­вовать и поощрять все иные практически осуществимые меры, которые облегчат для всех миролюбивых народов тяжелое бремя вооружений.



Системная история международных отношений,

1918-2003: В 4 т. / Под ред. А.Д. Богатурова. –

Т. 2. – С. 196-197.

Семинар № 4:

США И ИДЕОЛОГИЯ

БИПОЛЯРНОГО МИРОУСТРОЙСТВА

Вопросы для обсуждения:

Холодная война» и американская доктрина «сдерживания коммунизма».

  1. Внешнеполитические концепции США 70-х – первой половины 80-х гг.

Литература:

  • Холодная война в международных отношениях второй половины ХХ века. Документы и материалы. Вып. 1 / Сост. А.Г. Айрапетов, В.В. Романов. – Тамбов, 2001.
  • Печатнов В.О. Дж. Кеннан: Пророк-диссидент // Родина. – 1998. – № 8.
  • Холодная война. Новые подходы, новые документы / Отв. ред. М. М. Наринский. – М., 1995.
  • Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива: Сб. ст. / Отв. ред. А.О. Чубарьян, Н.И. Егорова. – М., 2003.
  • Шлезингер А. Истоки «холодной войны» // Шлезингер А. Циклы американской истории. – М., 1992.

Анализируя характер биполярного миропорядка, попытайтесь рассмотреть соотношение идеологических и геополитических факторов в американских подходах к противостоянию с СССР в условиях «холодной войны». Знакомство с документами № 1-3 позволит Вам прояснить содержание доктрины «сдерживания коммунизма». Подумайте, какие внешнеполитические традиции США нашли отражение в этой доктрине? Можно ли говорить о том, что в современном мире преодолена идеология «холодной войны»? При подготовке по второму вопросу плана занятия обратите внимание на эволюцию внешнеполитической доктрины США в 70-х – первой половине 80-х гг. Можно ли говорить о том, что идеология и практика разрядки особой формой миропорядка? В какой области американо-советских отношений противоречия в позиции сторон оказались непреодолимыми? Отрывки из выступлений президентов Дж. Картера и Р. Рейгана (док. № 5-6) позволят Вам познакомиться с идеологическим наполнением «второй холодной войны».

Документ № 1.

Из телеграммы Дж. Кеннана, поверенного в делах США в Советском Союзе, государственному секретарю США,

Февраля 1946 г.

[В лице СССР] мы имеем дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный модус вивенди, что является желательным и необходимым подрывать внутреннюю гармонию нашего общества, разрушать наш традиционный образ жизни, ликвидировать международное влияние нашего государства, с тем чтобы обеспечить безопасность советской власти. Эта политическая сила имеет в своем полном распоряжении энергию одного из величайших в мире народов и ресурсы богатейшей национальной территории в мире и движима глубокими и мощными течениями русского национализма. Кроме того, она обладает обширным развитым аппаратом для оказания влияния в других странах, аппаратом, являющимся поразительно гибким и многообразным, которым руководят люди, чей опыт и навыки в области подпольных методов не имеют равных в истории. Наконец, она, вероятно, недоступна для соображений реальности в ее основных реакциях. В отличие от нас, обширный фонд объективных фактов о человеческом обществе не является для нее мерой, с которой постоянно соотносится и реформируется мировоззрение, а лишь присвоенным мешком, из которого произвольно и тенденциозно выбираются отдельные предметы в поддержку уже составленного мировоззрения. Допускаю, это неприятная картина. Проблема того, как поступать в отношении этой силы, является, несомненно, величайшей задачей, с которой когда-либо сталкивалась наша дипломатия и, вероятно, с которой когда-либо столкнется. Это должно быть отправной точкой всей нашей общей политической работы в настоящее время. К ней следует подходить с такой же тщательностью и осторожностью, как к решению крупнейшей стратегической проблемы в ходе войны, прилагая, если необходимо не меньше усилий в том, что касается планирования.

Я не могу пытаться предложить здесь ответы на все вопросы. Но я хотел бы заявить, что в наших силах решить данную проблему, причем не скатываясь к какому-либо общему военному конфликту. И в поддержку этой убежденности я хотел бы привести некоторые соображения более оптимистического характера:

1) Советская власть, в отличие от власти в гитлеровской Германии, не является ни схематичной, ни авантюрной. Она не действует на основе установленных планов. Она не рискует без необходимости. Будучи невосприимчивой к политике разума, она очень чувствительна к логике силы. По этой причине она может легко отступить и обычно так поступает, если на любом этапе она сталкивается с сильным противодействием. Следовательно, если противник обладает достаточной силой и ясно показывает свою готовность прибегнуть к ней, ему редко приходится делать это. При надлежащем подходе к возникающим ситуациям исключается разворот событий, связанный с потерей престижа.

2) В сравнении с западным миром в целом Советы все еще остаются значительно более слабой силой. Следовательно, их успех будет зависеть от реального уровня сплоченности, твердости и энергичности, которого сможет достичь западный мир. В наших силах влиять на этот фактор.

3) Успех советской системы, как формы внутренней власти, еще окончательно не доказан. … Здесь мы убеждены, что никогда со времен гражданской войны русский народ в своей массе эмоционально не был более далек от доктрин коммунистической партии, нежели сейчас. Партия в России стала сейчас величайшим и, на данный момент, чрезвычайно успешным аппаратом диктаторской власти, однако она перестала быть источником эмоционального вдохновения. Таким образом, не следует считать доказанными внутреннюю прочность и эффективность движения.

4) Вся советская пропаганда за пределами советской сферы безопасности является в основном негативной и деструктивной. Следовательно, ей относительно легко будет противопоставить любую разумную и действительно конструктивную программу.

По этим причинам, я думаю, мы можем подойти спокойно и с легким сердцем к решению проблемы о том, как поступать в отношении России. В отношении определения этого подхода я хотел бы лишь в заключение сделать следующие замечания:

1) Нашим первым шагом должно стать восприятие и признание характера движения, каким бы оно ни было, с которым мы имеем дело. Мы должны изучать его с той же смелостью, беспристрастностью, объективностью и с той же решительностью не поддаться на эмоциональные провокации или быть уведенными в сторону, с которой врач изучает непослушного и неблагоразумного пациента.

2) Мы должны обеспечить, чтобы наша общественность знала реальное положение в России. Значение этого невозможно переоценить. Одна пресса не может сделать этого. Это должно делаться главным образом правительством, которое обязательно обладает большим опытом и лучше информировано о соответствующих практических проблемах. Здесь нас не должна сдерживать возможная безобразность картины. Я уверен, в нашей стране сегодня было бы намного меньше истеричного антисоветизма, если бы реалии этого положения были лучше поняты нашим народом. Нет ничего более опасного или более ужасающего, нежели неизвестность. Кто-то может сказать, что изложение большой информации о наших трудностях с Россией неблагоприятно скажется на русско-американских отношениях. Я считаю, что если здесь и есть какая-либо реальная опасность, то та, с которой мы должны иметь смелость встретиться лицом к лицу, и чем скорее тем лучше. Однако я не вижу, чем мы рискуем. Наша ставка в этой стране, даже если начнутся огромные демонстрации в поддержку нашей дружбы с русским народом, чрезвычайно мала. У нас здесь нет капиталовложений, которые надо охранять, фактически нет торговли, которую можно потерять, практически нет наших граждан, которых надо защищать, и мало культурных контактов, которые надо сохранять. Наша единственная ставка заключается не в том, что мы имеем, а в том, на что мы надеемся; и я убежден, что у нас будет больше шансов добиться осуществления наших надежд, если наша общественность будет просвещенной и если наши отношения с русскими будут базироваться на реалистичной, фактической основе.

4) Мы должны разработать и выдвинуть перед другими нациями значительно более позитивную и конструктивную картину того мира, который мы хотели бы видеть, нежели мы выдвигали в прошлом. Недостаточно лишь призывать людей развивать политические процессы, подобные нашим. Многие народы, по крайней мере в Европе, устали и испуганы опытом прошлого, они больше заинтересованы в безопасности, нежели в абстрактной свободе. Они предпочитают получать советы, нежели брать на себя ответственность. Мы должны находиться в лучшем положении, чем русские, чтобы дать им это. И если мы не сделаем этого, то русские обязательно сделают.

5) Наконец, мы должны обладать мужеством и уверенностью, чтобы придерживаться наших собственных методов и концепций человеческого общества. В конце концов, наибольшая опасность, с которой мы можем столкнуться при решении этой проблемы советского коммунизма, заключается в возможности того, что мы позволим себе стать такими же, как те, кому мы противостоим.

Кеннан Дж. Дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР. – М., 2002. – С. 467-471.

Документ № 2.

Лидеры Великобритании и Соединенных Штатов на борту английского линкора «Принц Уэльский» 14 августа 1941 года подписали декларацию, которая вошла в историю как Атлантическая хартия. Этот документ не был договором или изложением официальной программы устройства мира. Как указывалось в самой Атлантической хартии 1941 г., она лишь содержала некоторые общие принципы политики упомянутых государств, с которыми они связывали надежды на наилучшее будущее.

Предшествующие события

Правительство США способствовало развязыванию полномасштабной войны в Европе, так как это могло помочь разрешить внутренние трудности. Руководство Соединенных Штатов советовало Франции и Великобритании отказаться от политики умиротворения, когда Германия готовилась напасть на Польшу.

В феврале 1940 года представители США были направлены в Берлин, Рим, Париж и Лондон с целью рассмотрения возможности установления мира. В столице нацистской Германии к американскому послу отнеслись так, как «встретили бы в публичном доме продажу Библии». В конце июня 1941 года специальный помощник президента Америки направился в Москву, чтобы подтвердить, что СССР удержит фронт. Поэтому Рузвельт не видел необходимости вмешиваться в войну.

Подписание Атлантической хартии, которое состоялось 14 августа 1941 года в Атлантическом океане, стало результатом политических стратегий лидеров Великобритании и (в первую очередь) США.

Совместное заявление

Четырнадцатого августа Ф. Рузвельт и У. Черчилль после переговоров в Атлантическом океане, за господство на котором как раз и шла борьба, сделали доступной для широкой общественности совместную декларацию. Этот документ назвали Атлантической хартией. Год 1941 — самое начало войны — был подходящим временем, чтобы обсудить принципы взаимодействия и сотрудничества.

Обсуждалась и была принята хартия на конференции Riviera на военно-морской базе в Ньюфаундленде. Лидеры государств переговаривались на борту американских и британских судов. Это один из основополагающих документов союзников. При этом Атлантическая хартия, состоящая из восьми пунктов, была весьма расплывчата по содержанию.

Исторический контекст

Основные положения Атлантической хартии (14 августа 1941 г.) сводились к принципам послевоенного устройства мира. Соединенные Штаты на тот момент в войну еще не вступили, да и победа над гитлеровской Германией еще не «маячила на горизонте», чтобы говорить о действиях после установления мира, как это было на Ялтинской конференции союзных держав в феврале 1945 года. Однако документ стал основой создания ООН и в общем заложил основы будущего экономического и политического миропорядка.

Кстати, возвращаясь к Ялтинской конференции, можно отметить распространенный вопрос по истории, который часто встречается в тестовых контрольных работах за 9 класс. Так, требуется выбрать верный вариант из предложенных: "Событие, которое произошло позже других: Атлантическая хартия, Потсдамская конференция, Тегеранская конференция, Ялтинская конференция". Верный ответ: Потсдамская конференция. Встреча в Потсдаме проводилась 17 июля — 2 августа 1945, Ялтинская конференция — 4-11 февраля 1945, Тегеранская конференция — 28 ноября — 1 декабря 1943 года.

Атлантическая хартия, подписание которой состоялось четырнадцатого августа 1941 года, включает следующие пункты:

  1. Отказ США и Великобритании от территориальных претензий.
  2. Отказ поддержки территориальных изменений, которые не являются свободным выражением заинтересованных народов, а производятся под нажимом.
  3. Сохранение права наций на свободный выбор формы правления. Обещание восстановления суверенных прав тех народностей, которые утратили независимость насильственным путем.
  4. Декларирование свободного доступа всех государств к сырьевым ресурсам и внешней торговле, которые необходимы для процветания народов.
  5. Обещание глобального сотрудничества в сфере экономики. И США, и Великобритания выразили желание осуществлять сотрудничество со всеми странами антигитлеровской коалиции с целью обеспечения более качественного уровня жизни населения, социального обеспечения и экономического развития. Этот пункт в дальнейшем стал целью создания ООН.
  6. Надежда на установление мира, который позволит гражданам всех стран жить в безопасности, а правительствам обеспечить такое положение, при котором все смогут жить, не зная ни нужды, ни страха. Это планировалось после уничтожения тирании нацистской Германии.
  7. Сохранение возможности свободно плавать по океанам и морям всем людям мира. Этот пункт был выделен отдельно, так как борьба за Атлантику велась еще с 1939 года. Пассажирский пароход «Атения» (первая британская жертва в этой войне) был потоплен третьего сентября 1939 года.
  8. Общее разоружение после окончания войны, в частности, полное разоружение агрессоров. Лидеры США и Великобритании считали, что по соображениям реалистического и духовного порядка все страны должны отказаться от применения силы, так как никакой мир не может сохраняться, если страны, которые могут угрожать миропорядку, будут пользоваться воздушными, сухопутными или морскими вооружениями.

Пятый пункт (экономическое сотрудничество) был принят по предложению Дж. Г. Уайнанта. Американский политик не участвовал в конференции, он предложил этот принцип лидерам государств еще в Лондоне.

Послание надежды

Атлантическая хартия была разработана выдающимися представителями демократии: Франклином Рузвельтом — единственным американским президентом, избиравшимся более чем на два срока, и Уинстоном Черчиллем — величайшим британцем в истории, по данным опроса, проведенного «Би-би-си». Документу была обеспечена полная поддержка со стороны США. Хартия произвела глубокое впечатление на союзников, стала надеждой для оккупированных стран. Атлантическая хартия указывала на возможность формирования организации, которая была бы основана на принципах международной морали.

Обязательство сотрудничества

На следующем заседании в Лондоне, которое состоялось 24 сентября того же года, согласие с принципами, декларируемыми Атлантической хартией, выразили правительства Нидерландов, Греции, Люксембурга, Чехословакии, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Югославии, Польши и Франции Шарля де Голля. Тогда же к хартии присоединился СССР, но с той оговоркой, что ее применение должно согласовываться с обстоятельствами и историческими особенностями того или другого государства. Руководство сохранило верность принципам Ленина во внешней политике.

Декларация СССР

Принципы Атлантической хартии достаточно расплывчато сформулированы, чего не скажешь о декларации Советского Союза к этому документу. Указывалось, что СССР руководствуется принципом самоопределения наций в своей внешней политике, отстаивает права народов на независимость и неприкосновенность (территориальную) своей территории.

Советское правительство прямо заявило, что оно не поддерживает колониальную политику империалистических государств. Атлантическая хартия устанавливала англо-американское господство не только в Атлантическом океане, но и в мире в целом. А СССР предлагал основывать отношения на системе действий против стран-агрессоров.

Последствия подписания хартии

Атлантическая хартия стала основой создания ООН. Основы деятельности разрабатывались участниками коалиции, а это название впервые упоминалось в Декларации Объединенных Наций от первого января 1942 года. Устав был разработан в ходе конференции в американском Сан-Франциско в апреле-июне 1945 года. Это было полномасштабное событие: на конференции присутствовали приблизительно 3500 человек. Участвовали в переговорах 850 делегатов, их советники, секретари, помощники. Дополнительно присутствовало более 2500 представителей прессы. Это было одно из самых многочисленных международных собраний в истории.

Декларация была подписана во время Первой Вашингтонской конференции. Название предложил Франклин Рузвельт. На время военных действий в Европе и на океанах термин «Объединенные нации» стал синонимом государств антигитлеровской коалиции. Документ подписали двадцать шесть государств антигитлеровской коалиции, девять стран Центральной Америки и Карибского бассейна, британские доминионы, восемь европейских правительств в изгнании. Дополнительно к декларации присоединилась двадцать одна страна.

Североатлантический договор

Еще одно последствие сотрудничества Великобритании и США, а также подписания Атлантической хартии. Международное соглашение, которое стало учредительным документом НАТО, было заключено четвертого апреля 1949 года в Вашингтоне на неопределенный срок.