Понятие и явление культа личности. Разоблачение культа личности Cталина Культовая личность что значит

Культ личности – восхваление или превознесение отдельной личности. Чаще всего в роли объекта восхищения выступает видный государственный или политический деятель. Ярким примером культа личности было возвеличивание Иосифа Сталина с помощью средств массовой информации, а также различными видами культуры.

Причины возникновения

Культ личности может сформироваться только при наличии определенных условий в социальной среде. Многие психологи считают, что предпосылками к возвеличиванию отдельной личности является социальная незрелость многих индивидов, а именно их нежелание нести ответственность за собственные поступки и действия. Впоследствии такая система оценок может привести к формированию определенного фиксированно-ритуализированного стиля поведения. Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования. Успешная манипуляция общественным сознанием с помощью средств массовой информации и деятелей культуры возможна только при низком уровне критического мышления у населения. Ярким примером такого явление служит формирование культа личности Сталина в СССР. Народ настолько сильно верил в непогрешимость вождя и его всемогущество, что не позволял себе усомниться в правильности его действий. Благодаря проведению репрессий повсеместно искоренялось инакомыслие, что привело только к укреплению страха и трепета перед Сталиным.

Также стоит обратить внимание на особенности менталитета некоторых сообществ. Особенно четко такую закономерность можно проследить в странах Азии и Латинской Америки.

Вероятные результаты

Культ личности, как и любое столь масштабное явление, имеет свои последствия. И эти последствия достаточно негативны не только для отдельных личностей, но и целого народа.

В любой социальной группе, в которой возник культ личности, рано или поздно начинают возникать волнения и сомнения. Возвеличение отдельного человека со временем потенцирует определенные противоречия, которые приводят к осознанию необходимых перемен. Насильно насаждаемый культ личности провоцирует появление групп людей, которые будут стремиться «подорвать» систему изнутри. Таким образом, внутренние противоречия между согласными и несогласными способны разрушить сложившийся образ жизни и мышления.

Культ личности рано или поздно должен быть развенчан в любой социальной ячейке. Поэтому каждому отдельному члену общества приходится по итогу самостоятельно справляться с падением кумира с пьедестала.

Исторические примеры

Культ личности возникает повсеместно, начиная от египетских фараонов и заканчивая современными политическими деятелями. Чаще всего этот прием используется в политической пропаганде. В СССР впервые этот термин использовал Хрущов в своем докладе «О культе личности и его последствиях».

Иосиф Сталин

Наиболее масштабной и известной исторической личностью, который являлся предметом поклонения считается Иосиф Сталин. Именно вокруг него был искусственно создан образ непогрешимого лидера, который принимает только верные решения. Именно с его подачи в средствах массовой информации стали появляться такие обороты речи как «великий вождь», « отец народов» и другие подобные.

Немалую роль в формировании культа личности Сталина сыграли и культурные особенности развития страны в тот период. Его ставили в один ряд с идеологами марксистко-лениниского движения.

В честь его назвали множество населенных пунктов, природные, военные, территориальные объекты. В литературе 30-50х годов Иосиф Виссарионович занимал центральную позицию. Произведения писателей, которые активно использовали образ великого вождя, печатались огромными тиражами и продавались во всех уголках союзных республик. В тоже время благодаря жесткой цензуре подобная литература была практически единственной «формой» советской печати. То же самое можно сказать и о кинематографическом искусстве того времени.

Иосиф Сталин поощрял зарождающийся вокруг его фигуры культ личности и сам приложил для его развития немало усилий.

Адольф Гитлер

В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер довольно подробно описывал культ личности. В частности он заявлял, что учение М
аркса способно уничтожить саму личность и призвано нивелировать ее значимость для общества.

Самому Гитлеру во время его расцвета присвоили огромное количество всевозможных громких титулов (Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы), которые активно использовались в агитационных речах, печатных изданиях. В своей политической и военной кампаниях он активно внедрял в массы образ сверхчеловека, которым являлся и сам.

Он преподносился как идеальная личность, квинтэссенция мудрости и заботы о немецком народе. В искусстве его образ использовался в качестве идеала.

Николае Чаушеску

Румынский президент активно занялся созданием культа вокруг своей персоны в 1968 году. Он вдохновился примером Ким Ир Сена и попытался провернуть подобное в своей родной стране.

Он полностью контролировал средства массовой информации. Также для достижения полного контроля он занимал сразу несколько важных должностей: секретарь коммунистической партии, глава вооруженных сил, председатель верховного совета и многое другое.

В школах дети наизусть заучивали стихи о великом вожде нации, учителя подробно рассказывали о Николае как о гениальном человеке, политике и ученом. Чаушеску поставил перед собою целью задавить любую оппозицию и пресечь все попытки сопротивления в зародыше.

О нем говорили как о человеке, который создал себя сам, без помощи семейных связей или значительных финансовых вливаний. В тоже время он был сильно обеспокоен своей внешностью. Все видео, фото президента проходили тщательный отбор перед публикацией. Николае Чаушеску сильно комплексовал из-за своего небольшого роста и

его старались снимать так, чтоб этот недостаток был незаметен. В 80-х годах такое же внимание стало уделяться и его супруге Елене.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии .

Исторические предпосылки и критика культа личности

На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.

«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, - я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущев , выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях », в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.

Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ

16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».

Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом.

Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу.

Советую сжечь книжку.

Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» - одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка Яна Плампера «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего» . Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим <…> Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»

После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

Примеры

Владимир Ленин

Иосиф Сталин

Леонид Брежнев

Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого товарища Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Это не было культом, но данью уважения крупному руководителю, поддерживаемому зависимой от него номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу излишнего количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы », которым награждали только великих полководцев Второй мировой войны , и четыре медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза). В государственных органах развешивались портреты Брежнева и транспаранты с лозунгами на основе выдержек из его речей. В последние годы жизни под авторством Брежнева был опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина» , которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем, известно, что они были написаны в соавторстве с группой писателей. Реакция на эти явления отразилась в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева и других лидеров СССР их имена появились (ненадолго) в географических названиях. Так, были переименованы города Набережные Челны, Рыбинск и другие.

Адольф Гитлер

Мао Цзэдун

Ким Чен Ир

Нурсултан Назарбаев

Многие политики, журналисты, такие, как Жасарал Куанышалин и другие, отмечают культ личности Назарбаева . Досым Сатпаев:

В последние несколько лет со стороны многих наших чиновников, представителей элиты можно действительно наблюдать эффективную поддержку этого тренда, связанного с культом личности первого президента.

Болат Рыскожа:

Казахстан давно живёт при культе личности Назарбаева, говорят оппоненты президента. Однако его сторонники, они же партийные соратники, с этим не согласны. Но есть и мнения, что в культе личности виноват сам простой народ.

По мнению политолога Дилярам Аркин, культ личности Назарбаева начинает распространяться и за пределы Казахстана.

В 1953 году умер советский вождь, победивший фашизм и превративший страну из аграрной в индустриальную державу с атомной бомбой на вооружении. До сих пор спорят о роли Сталина в истории СССР, но это был мощный политик, деятельность которого до сих пор обсуждаема обществом.

Формирование культа личности Сталина

Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград.

Ища ответ на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира - в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине.

Рис. 2. Портрет Сталина.

Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

Страна в период формирования культа личности

Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.

В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек.
Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.

Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.

Разоблачение культа личности

Через 3 года после смерти вождя, в 1956 году, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев во время 20 съезда партии 25 февраля зачитал доклад о развенчании культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» содержал в себе информацию о недавно минувших годах, негативные последствия которых возлагались только на Сталина.

Рис. 3. Доклад Хрущева о культе личности.

Публичному осуждению также были подвергнуты репрессии военных и партийных деятелей. Отступление армии в первый год войны было связано именно с этим. Несмотря на то, что доклад зачитывался на условно закрытом заседании в присутствии 1349 делегатов, информация о нем достигла самых дальних уголков страны и обсуждалась даже в ячейках ВЛКСМ. Доклад был переведен на многие языки и обсуждался даже в капиталистических странах. Несмотря на эти события, в самом СССР текст доклада был опубликован лишь в 1989 году.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1069.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культ личности как психологический феномен: определение термина и терминологической специфики. Маркс, Энгельс и Ленин о культе личности. Различия между точкой зрения Ленина, Зиновьева и платформой Троцкого-Бухарина в отношении роли и задач профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, природа и основные качества политических лидеров; их типология по системе Вебера. Характеристика демократического, авторитарного и нейтрального стилей правления. Причины возникновения культа личности. Определение понятия политической элиты.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Исследование отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе. Обстановка в конце 30-х гг. в СССР, получившая название "культ личности" Сталина. Характеристика тоталитарного режима в данное время.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Понятие политического лидерства, его история, объективная и субъективная стороны. Природа политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, теория конституентов. Психологические концепции и интерактивный анализ. Культ личности и вождизм.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Культ личности, беззаконие и репрессии как результат борьбы за власть и реализацию политических программ в условиях советского общества. Понятие формального и неформального политического лидерства. Эмоциональная, социальная и деловая позиция руководителя.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Науки о человеке и обществе. Проблемы общественного развития в современном мире. Проблемы лидерства и политического лидерства в России. Лидерство как влияния на других людей. Переход к демократизации политической жизни. Феномен культа личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и современном обществе. Процесс ресталинизации в постсоветское время. Организация деятельности сталинистов.

    Благоприятной субъективной питательной средой культа личности, является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество».

    Текст написан для форума «Наука и жизнь». Спасибо Владиславу Фельдблюму: поднял острую тему. Есть нравственный культ. Например, Христа. Он сопровождается мифологизированной идеологией. Библия. Элемент мистики здесь главенствует. Есть научный культ. Это преклонение перед великим ученым и его трудами. Эйнштейн, Менделеев, Ландау, Сахаров… Марксисты преклоняются перед Марксом, поклоняются ему, верят в абсолютную истинность его идей. Для них он - все: и ученый, и политик, и экономист, и абсолютный нравственный авторитет (Бог). Элемент мистики здесь играет значительную роль. Культ великого полководца - рядовое явление в жизни: Александр Македонский, Наполеон, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков; мистика здесь наличествует. («Где Суворов, там победа», «Приехал Кутузов - будем бить французов», «Появился на передовой Жуков - жди наступления»). Сегодня объекты культа именуются харизматическими личностями. Понятие «культ» весьма плодовитое. От него родились понятия «культуры» как цивилизации (у Освальда Шпенглера, например), «культуры» как сферы духовной жизни народа, «культуры» как концентрации высших достижений народа, «культуры» как уровня воспитанности.

    Нас, однако, волнует культ политической фигуры, преклонение перед ней, вера в нее, готовность пожертвовать жизнью ради нее. «Жизнь за царя» прежде называлась опера «Иван Сусанин». Сторонники царской власти в России внушали народу, что царь умен, мудр и его власть от Бога. В основном, пропаганда была успешной, до поры, до времени. Сторонники советской власти внушали народу, что генеральный секретарь умен, мудр, и его власть от Маркса, успешно превращенного грамотными писарями в подобие Бога. И советская пропаганда была успешной, но тоже до поры, до времени. Из Ленина его сторонники сделали великого ученого, великого политика, великого революционера, великого философа; он стал «самым человечным человеком», не Богом, но лучше Бога. И мощи его они сохранили, а сколько памятников ему поставили, сосчитать невозможно; в каждом городе из более чем тысячи в России есть улица Ленина. Сталина его подручные превратили в некое существо, которое стоит выше всех великих, которые когда-либо жили на Земле. Он стал «мудрым», «великим», он стал «кормчим» и т.д. Хвалебных эпитетов не перечесть. Культ политической личности - это не просто культ персоны, персона тянет за собой определенную идеологию. Если религиозный кумир несет с собой миф, который оформляется в некое Писание, то политический кумир несет с собой систему идей, которая оформляется как цельная система понятий. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», - сказал вождь российских большевиков о марксизме. Без «всесильного учения» большевистские вожди, думаю, долго не продержались бы: ведь надо было одурачить образованный слой страны, чтобы насадить повсюду своих помощников!

    На примерах Ленина и Сталина, Гитлера психологи могут продемонстрировать: в самой природе человека лежит великая потребность - создавать себе кумиров, потребность обожествлять себе подобных. Вчера он был просто человеком, сегодня ему поют дифирамбы, завтра он станет особенной харизматической личностью, которая может сотворить все, чего пожелает: всех накормить, всех излечить и сделать счастливыми. Вспоминаю фильм Михаила Ромма на эту тему - «Обыкновенный фашизм». На примерах Ленина и Сталина, Гитлера психологи могут продемонстрировать, как велика в общественной жизни роль пропаганды. Пропаганда, искусно преподносимая, способна идиота превратить в умника, а преступника в ангела. Необходимое условия здесь только одно: все темные пятна персоны должны быть тщательно спрятаны, а мало-мальски положительные черты - высвечены, выпячены, разукрашены, преувеличены, раздуты. Какие величественные песни пели у нас про Берию! К всемогуществу (материальному, но не духовному) шли «великие» вожди тоталитарных государств в XX веке, но у истории был свой замысел: ткнуть носом простодушных в то, что их кумиры оставили после себя. У истории был замысел дискредитировать самозванцев.

    Чем опасен культ политической личности? Тем, что личность эта неотвратимо скатывается к абсолютизации своей власти. К превращению ее в тоталитарную власть, которая захватывает душу и тело каждого отдельного гражданина. Проникает во все «щели» его жизни - на работу, на кухню (там тарабанит радио об успехах страны), под одеяло (жена только что вернулась с партийного собрания и делится впечатлениями, игнорируя ласки мужа). Что она делает с неподдающимися, проверено на советском и германском опыте. Уроки история провела с воспитательным уклоном, иные народы «схватили» все во время «рассказа учителя» и «домашнее задание» хорошо выучили. Однако народу России урок не помог, сегодня это стало ясно».

    Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяниям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.

    Проявления культа личности

    Начинается с обязательных портретов «личности» в официальных кабинетах (я это не осуждаю: ещё Пётр Великий повелел иметь такие портреты, люди должны знать в лицо своего царя… Потом любое мнение вождя становится непререкаемой Истиной, настолько, что ныне Госдума меняет своё уже высказанное ею мнение на противоположное… Потом целая политическая партия заявляет, что… её программой является не достижение каких-то идеалов, а поддержка вождя.

    Появляются песни, сложенные в его честь, календари и плакаты со светлым ликом… Всевозможные опросы и рейтинги доказывают его непрерывно растущую популярность… Впрочем, я уже выше отмечал, что многое зависит от самого вождя».

    Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т.д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918-23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924-33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934-53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

    Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин-это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.