Конституционные основы государственнойнациональной политики российскойфедерации. Тенденции развития межнациональных отношений

Межэтнические отношения являются весьма специфической частью общественных отношений. Специфика их состоит в том, что они охватывают все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, семейно-бытовую, политическую, культурно-психологическую и т. п. По существу, состояние межэтнических отношений представляет собой как бы обобщающий результат действий и мер в каждой из названных сфер.

Исходя из этого, межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:

а) институциональный;

б) межгрупповой;

в) межличностный.

Отношения институционального уровня охватывают государственно-образованные народы, их государственные институты, межгосударственные взаимодействия. Эти отношения более точно именуются межнациональными. В связи с этим следует отметить, что в российской (ранее советской) научной и политической лексике чаще использовался термин «межнациональные отношения». И лишь в 90-е годы XX в. стали обращаться к термину «межэтнические отношения». В широком значении под межэтническими отношениями понимаются как отношения между этносами, так и взаимоотношения наций, народностей, этнических групп на личностном уровне людей разных национальностей. Однако термин «межнациональные отношения» также имеет право на существование и свою специфику.

Второй уровень межэтнических отношений - это отношения в целом между народами, любыми этническими общностями. Разумеется, нельзя понимать это в буквальном смысле как участие всей этнической группы в непосредственном общении. Этносы - это большие сложные группы, и очевидно, вся группа не может участвовать в непосредственном общении.

На межличностном уровне межэтнические отношения людей разных национальностей происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, досугового, дружеского и других видах неформального общения.

Следует также различать понятия «этнические отношения» и «межэтнические отношения». Первое обычно употребляется в широком смысле: оно включает в себя как внутриэтнические аспекты, так и межэтнические связи и отношения. Под межэтническими отношениями понимаются отношения, складывающиеся между этносами в ходе их взаимодействия, а также между представителями различных этносов на личностном уровне в рамках полиэтнического государства.



Этнические и межэтнические отношения обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-идеологическими и другими факторами общественной жизни. Вместе с тем они обладают относительной самостоятельностью и сами существенно влияют на другие стороны общественных отношений, и их необходимо рассматривать как специфический вид общественных отношений.

Специфика межэтнических отношений заключается прежде всего в их комплексном многоаспектном характере. Далее специфика межэтнических отношений обусловлена консервативностью, традиционностью многих сторон жизни народов, что требует особой осторожности и деликатности в их регулировании. Этнические элементы в различной мере подвижны, изменчивы и устойчивы. Наиболее устойчивы такие элементы этнической жизни, как язык, этнические особенности культуры, этническая психология, традиции, обычаи, привычки и т. д. В силу этого взаимоотношения между народами складываются трудно, противоречиво, нередко они бывают весьма хрупкими, могут быстро измениться. Достижение стабильности, а тем более гармонии, в межэтнических отношениях - задача очень сложная, требующая много времени и терпения.

Характер и содержание межэтнических отношений во многом определяются той социально-политической системой, в рамках которой происходит их развитие. Межэтнические отношения могут измениться в зависимости от изменений в экономической сфере, от степени воздействия на них социальных отношений, этнополитики, международной обстановки и других факторов. Определяющее воздействие на них оказывают политические факторы, что обусловлено значением государства в качестве важнейшего института формирования и развития нации как социально-этнической общности. Непосредственно к политическим аспектам межэтнических отношений относятся вопросы самоопределения народов, их равноправия, политические условия свободного развития этнических культур и языков, кадровые вопросы и др.

От состояния межэтнических отношений зависит общеполитическая ситуация в полиэтническом государстве. В условиях межэтнического согласия и мира политическое положение в полиэтническом обществе характеризуется стабильностью. И наоборот, когда межэтнические отношения напряжены или конфликтны, то это непосредственно расшатывает политическую обстановку в целом, дестабилизирует общественное развитие. Нередко в полиэтническом государстве острота межэтнических отношений выступает на первый план, определяя всю общественно-политическую ситуацию. Именно так происходит в современной России в связи с обстановкой на Кавказе и, в частности, в Чечне. Следует сказать, что в 90-е годы проблемы межэтнических отношений практически постоянно держат в напряжении многонациональную Россию, что свидетельствует об их большой значимости.

Этнологи выделяют следующие факторы в межэтнических отношениях: исторические, социальные, политические, культурные, психологические и ситуативные.

Среди исторических факторов, влияющих на межэтнические отношения, важное значение имеют три типа явлений: ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических взаимодействиях; особенности историко-социального развития народов, включившихся в контакт.

Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. При возникновении межэтнической напряженности чаще всего в памяти народа возникают такие исторические события, как завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое и т. п. При этом учитываются и формы колонизации (завоевание или добровольное присоединение), и отношения с метрополией. Историки выделяют, например, британскую и французскую форму колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.

Среди группы социальных факторов, влияющих на межэтнические отношения, следует выделить следующие наиболее существенные:

а) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;

б) влияние социально-структурных изменений;

в) этнический фактор в процессе социальной мобильности.

Оптимальным в межэтнических отношениях является ситуация, когда контактирующие этносы обладают одинаковым статусом. Однако такой тип взаимоотношений встречается редко. Более распространен вариант дискриминационного характера. В таких случаях происходит изменение социального положения взаимодействующих этносов. Однако стремление к равностатусному общению обычно ведет к напряженности в межэтнических отношениях. В качестве источника конфликта выступает то, что доминирующая этническая общность должна «потерять» свой статус. Одновременно у дискриминируемого этноса усиливаются потребности в укреплении своего статуса.

Политические факторы межэтнических отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики. Форма государственного устройства - унитарное или федеративное - имеет значение для межэтнических отношений. При прочих равных условиях федеративное государство является демократической организацией национально-территориального устройства. Что касается политического строя, то, естественно, возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах.

При любом типе государственного или политического устройства важную роль играет этническая политика государства, особенно в отношении этнических меньшинств. Здесь можно выделить два направления, которые непосредственно сказываются на характере межэтнических отношений: интегрирующая политика и политика культурного плюрализма. Интегрирующую политику проводят властные структуры некоторых государств, например, Эстонии, Латвии. Политика плюрализма касается не только области культуры, языка, образования. В широком понимании это и представительство граждан разных национальностей во властных органах полиэтнического государства.

Культурные факторы, влияющие на межэтнические отношения, можно разделить на две группы: первая связана с просвещением и информацией, вторая - с традиционными нормами каждой культуры. Что касается образования и в целом просвещения, то их роль огромна в деле разрушения межэтнических социально-культурных границ, в преодолении межэтнических предубеждений, в пропаганде образцов межэтнического общения.

Относительно традиционных норм поведения нужно отметить, что традиции определяют поведение людей не только в быту. Они оказывают влияние и на отношения в деловой сфере, а именно: сказываются на выборе партнеров по бизнесу, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах, влияющих на отношения людей. Замечено, что деловые люди предпочитают работать с партнерами своей национальности, поскольку в этом случае они больше доверяют друг другу. Это особенно относится к представителям малочисленных народов.

Отношение к иной культуре представляет собой противоречивое явление, в котором присутствует и недоверие к чужому, и стремление его узнать и освоить. Народы привязаны к своему быту и этническим особенностям, но хотят перенимать достижения других, и проявляют любопытство к их экзотике. В высокоразвитых этносах к этому прибавляется как стремление сознательно форсировать культурный обмен (например, политика Петра I), так и культурный изоляционизм («закрытие» Японии режимом Токугавы) 52 .

Межэтнические отношения есть взаимодействия народов, складывающиеся в области семьи и быта, политики, трудовой деятельности и др. Социологи изучают два уровня этих отношений – межличностный и межгрупповой. К Л.М. Дробижевой, как специалисту по межэтническим отношениям, не раз обращались москвичи с вопросом, куда можно детям пойти учиться, чтобы их не называли в учебных заведениях «черными», «азерами», чтобы выходцам из смешанных браков не было необходимости менять фамилии на русские 53 . В России люди разных национальностей равны на институциональном уровне. Однако избиения и даже убийства по внешнему виду и цвету кожи, антисемитские плакаты имеют место. Это неформальный уровень. Социологи изучают этнические предрассудки, а не только формально фиксируемую дискриминацию, которой занимаются юристы и правозащитники. Так, проведенное исследование в г. Воронеже выявило тревогу населения по поводу неурегулированных процессов миграции, роста национализма и ксенофобии в регионе 54 .

Социологи из С.–Петербурга выявили, насколько русские респонденты дистанцируются от представителей иных культур (степень этносоциальной дистанции с полюсами «свои»–«чужие») 55 . Японцы вызывают доброжелательную реакцию. Все модальные качества, приписанные этому народу, за исключением хитрости, прекрасны: они трудолюбивы (так считают 43% опрошенных петербуржцев, в то время как самих себя называют трудолюбивыми менее 9%) умны, вежливы, уважают свои традиции, пунктуальны и т.п. В полюсе абсолютной «инаковости» расположились чеченцы. Надо заметить, что в отношении к ним дистанция стремительно расширилась из–за чеченского конфликта. До начала 1990–х гг. в восприятии русских чеченцы никак не выделялись из числа других кавказских народов.

Это пример символических дистанций с полюсами «этническая толерантность/терпимость» и «этническая интолерантность/нетерпимость», которая почти всегда отражается на индивидуально–личностном уровне. В то же время степень терпимости/нетерпимости обусловливает именно межгрупповые отношения. Социологи разделяют два разряда данных отношений 56 .

Во–первых, относительно редкое явление устойчивой этнической толерантности, когда этнический признак вообще не принимается во внимание при восприятии человека другого расово–этнического происхождения или иной этнической группы. Ситуативная терпимость – поверхностный слой межличностных отношений, который легко размывается любой конфликтной ситуацией. Иллюстрацией служат межрасовые отношения в США: белые и темнокожие граждане этой страны при внешне декларируемой интеграции, тем не менее, в частной, в особенности семейной жизни, демонстрируют закрытость своих общин, о чем свидетельствует малое число смешанных браков.

Во–вторых, устойчивой этнической интолерантностью считается предрассудок, который удерживается в коллективной памяти народа в течение многих поколений. Примером служат фобии оседлых народов в отношении кочевников (европейцы–цыгане) или иноверцев (христиане–мусульмане, христиане–иудеи). Большее распространение получила ситуативная нетерпимость, которая обусловлена не архаическими представлениями о норме и отклонении, а социальными процессами и отношениями в конкретную историческую эпоху. Если говорить о современной России, то это «кавказофобия», у немцев – ситуативная неприязнь к туркам, у французов – к арабам.

Этническая толерантность – терпимое отношение к «другому», «иному» при отсутствии враждебности 57 . Толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия. Проявлением толерантности можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.).

Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают 58 :

а) признание безусловного равенства сторон;

б) наличие обстановки открытости и доверия;

в) принятие общих, значимых для обеих сторон целей;

г) уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга.

Вплоть до середины ХХ в. исследователи полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие тенденций модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. Однако затем заговорили о новом социальном феномене, который был назван «этнический парадокс современности» и связывался с резким всплеском этнического самосознания (относительно устойчивой системы этнических интересов, чувств, представлений о принадлежности к этнической группе, образов «мы» и «они»). Этнический фактор стал «двигателем» многих социальных процессов. Происходящее столкновение мира человеческой субъективности и социально–экономической интеграции в конце ХХ в. подвергло сомнению некоторые, казавшиеся достоверными идеи прошлого:

а) что этнические чувства острее всего у тех, у кого ниже уровень образования;

б) что чем больше различий между этническими группами, тем более вероятны конфликты между ними;

в) вероятность конфликтов тем выше, чем ниже уровень социально–экономического развития общества.

Сегодня острое противоборство, разворачивающееся зачастую на основе неочевидных для других народов символов этничности, имеет место в высокоразвитых странах, и его носителями являются высокообразованные люди. В опросе, проведенном среди населения 27 стран Евросоюза, более 60% респондентов указали на существование дискриминации по этническому признаку 59 .

«Взрыв» этничности во второй половине ХХ в. обусловлен культурными и политическими причинами.

Культурные мотивы этнической мобилизации коренятся в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей. Урбанизация и внешняя миграция способствовали повсеместному возникновению этноконтактной среды. Для малых народов происходящее способствовало аккультурации, утрате этнокультурной специфики. Их главными задачами стали сохранение самобытности, избегание усредненности космополитичных городов.

Этнополитическая мобилизация чаще всего состоит в стремлении к государственному оформлению этнической идентификации. Считаются меньшинствами в своих собственных национальных государствах 5–8 тыс. этнических групп – курды в Западной Азии, баски во Франции и Испании, арабы в Израиле и др. В современной Европе существует немало государств, возникших относительно недавно в результате того, что кто–то от кого–то отделился – Бельгия от Нидерландов, Норвегия от Швеции, Финляндия от России. Сейчас получили подобное право хорваты и украинцы, словаки и эстонцы, хотя карабахским армянам, боснийским сербам и чеченцам в этом отказано. Нет общепризнанного критерия, чтобы однозначно решить, кто «имеет право» на государственность, а кто этим правом не обладает. Международно–правовой основой обретения независимости стал принцип самоопределения. В результате сейчас действуют две противоречивые нормы международного права – принципы самоопределения и территориальной целостности.

Вместе с тем, международное сообщество пришло к признанию права народов на внутреннее самоопределение в пределах границ государств. Внутреннее самоопределение более или менее синонимично местной или региональной автономии, соответствующей федеративному государству. К примеру, в Норвегии реализуются особые права малочисленного народа Севера – саами 60 . Параллельно с выборами в норвежский парламент проводятся выборы в Законодательное собрание саами, в компетенцию которого входит рассмотрение любого вопроса, который затрагивает интересы этого народа. Выборы проводятся по особому избирательному списку, в который включены все, кто считает себя саами или пользуется языком в качестве родного, кто имел или имеет родителей, бабушек или дедушек, родным языком которых являлся саами. Вся территория Норвегии разделена на 13 избирательных округов, от каждого из которых избирается три депутата. Так реализуется право саами на активное участие в политической жизни независимо от места проживания в стране.

Очевидно, что этническое и политическое пространство могут не совпадать 61 . Этническое пространство русских превышает границы политического пространства Российской Федерации, включая в себя северо–восток Эстонии, большую часть Донецкой области Украины, северные территории Казахстана. Этническое пространство лезгин практически пополам «разрезано» политическим пространством РФ и Азербайджана, басков – Франции и Испании.

В условиях организации государства на принципах национально–территориального федерализма, как в России, вторичное политическое пространство накладывается на первичное этническое – это конкурирующие формы единого социального пространства 62 . Этническое неравенство на пересечении данных пространств сохраняется как фактор латентной конфликтности. В наследство от СССР России досталось два типа социального взаимодействия русского и нерусского населения 63 . В сегрегационном типе четко выражена разделенность национальностей, как, например, в республике Саха (Якутия). Здесь этнические саха (якуты) в наибольшей мере представлены в сфере управления, здравоохранения, просвещения, науки, культуры и искусства. Русские же заняты преимущественно в сфере индустрии, добывающей промышленности. Другой тип – конкурирующий – характеризуется более или менее сходной структурой занятий у титульного народа и русских (Татарстан). Конкурирующая модель оказывается более перспективной, так как в социальной сфере люди разных национальностей переживают общие радости и трудности.

В зависимости от исторических, социальных, культурно–психологических факторов отношения между народами выстраиваются в следующие модели 64 :

1. Модель ассимиляции (смены этничности) связана с ситуацией проживания этноса в иноэтничной среде, вторжением более многочисленного этноса и миграцией. Малочисленные этносы попадают под действие новых социально–экономических факторов и культурных норм. Постепенно происходит изменение в мышлении и поведении в сторону господствующих нормативных образцов. Этот процесс – длителен, не менее двух–трех поколений. Явными признаками ассимиляции является возрастание количества межэтнических браков и изменение языковой принадлежности ассимилируемого этноса.

В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном / русском окружении.

2. Модель «плавильного котла». На одной территории в результате миграционных процессов оказываются носители различной этничности, ни одна из них не занимает господствующее положение. В результате происходит утрата первоначальной этничности, рождается новая, вбирающая в себя элементы многих культур.

3. Модель культурного плюрализма характерна для обществ, в которых достаточно мирно сосуществуют носители разных этничностей. Все они рассматриваются как одинаково ценные в общем национально–культурном комплексе.

Вопрос о создании позитивного, пусть даже мифологического, образа межэтнический коммуникации, а на ее основе – формирование навыков и умений построения системы этнокультурного плюрализма не теряет своей актуальности в современном мире.

В среде российских экспертов популярна точка зрения, что межэтнические отношения - это коммуникации, механизмы взаимодействия людей одного этноса с согражданами или жителями иных государств, представляющих другие народы. Их сущность может базироваться на обсуждении бытовых, семейных, политических и других тем, совместном решении задач. Специалисты в области психологии выделяют два основных уровня, на которых выстраиваются межэтнические отношения - личностный и коллективный.

Факторы дружбы народов: коллективный уровень

Что определяет характер соответствующих коммуникаций? Что является ключевым фактором того, будут ли межэтнические отношения позитивными, или же, наоборот, будут нести в себе потенциал для конфликтов? Прежде всего отметим, что все зависит от уровня взаимодействия людей - одного из двух, что отмечены выше.

Сначала изучим факторы, характерные для коллективного. Эксперты считают, что прогноз в отношении того, как будет складываться общение разных наций на коллективном уровне, может зависеть прежде всего от того, как они взаимодействуют исторически. Это логично: большинство наций и этносов современного мира сформировалось сотни лет назад, а если говорить о некоторых народах - то и тысячи. "Молодых", не имеющих значимого исторического опыта межэтнической коммуникации народов сравнительно немного, хотя они и есть.

Глобальные факторы

Другой важнейший фактор - социально-политическая ситуация в стране, в регионе, в целом в мире. Есть прецеденты, которые свидетельствуют о том, что вполне дружные, исходя из исторических предпосылок, народы могли "поссориться" (или, наоборот, "помириться") вследствие каких-то изменений в политических процессах. Играет роль также и влияние СМИ, которые, однако, не всегда отражают социально-политические реалии.

Дружба личностей

Каковы факторы, влияющие на межэтнические отношения на личностном уровне? Конечно, те, что мы перечислили выше, также играют весомую роль. Однако они вполне могут сойти на нет, если люди хорошо ладят между собой (или, наоборот, имеют противоречия) на индивидуально-психологическом уровне. Также на то, как будут относиться одни народы к другим, влияют конкретные поступки людей в определенных ситуациях. Если, например, представители двух традиционно враждующих наций окажутся в сложном положении и совместными силами выпутаются из него, то не исключено, что дружба у них будет, что называется, не разлей вода.

Критерии эффективной национальной политики

Политическое и социально-экономическое развитие стран мира, вероятно, в первую очередь зависит от того, насколько сбалансировано выстраивается внутринациональная политика. И только после этого - от качества коммуникаций на внешней арене. Есть, безусловно, государства, в которых подобная проблема не стоит - просто потому, что население почти "моноэтнично", одноязычно, нация по умолчанию консолидирована в силу единства культуры и менталитета.

Но Россия - страна, в которой живут сотни разных народов, имеющих родной язык, культуру, мировосприятие. Поэтому перед властью в РФ всегда стоит задача - вести постоянный качественный мониторинг межэтнических отношений внутри страны, определять проблемные зоны и эффективно разрешать сложные ситуации. Но каковы критерии адекватной национальной политики? Как находить и успешно решать проблемы межэтнических отношений? Экспертами называются самые разные критерии. Рассмотрим примеры наиболее логичных и обоснованных.

Обеспечение равных политических прав

И что немаловажно - в отношении всех народностей, населяющих государство. Межэтнические и - это, прежде всего, части Соответственно, нации, которые в нем участвуют, должны иметь одинаковые ресурсы для выражения собственной позиции, взглядов, убеждений. В их распоряжении должны быть сопоставимые, а в идеале - идентичные инструменты взаимодействия с властью. На практике это может заключаться в одинаковых политических правах, что принято относить к базовым - избирать и быть избранными. То есть представители разных народов России должны иметь ресурсы для того, чтобы выражать свои интересы и участвовать в формировании политической повестки дня для всей страны.

Практическими инструментами для этого может быть предоставление национальным районам широких возможностей для самоуправления, а также наличие выборных механизмов, с помощью которых люди различных этносов могут быть представлены в федеральных и вышестоящих структурах власти.

Сглаживание социально-экономического неравенства

Гармонизация межэтнических отношений в рамках одной страны затруднительна, если разные народы, пусть даже проживающие очень далеко друг от друга, имеют неодинаковый и несопоставимый доход, доступ к хорошему образованию, медицине, инфраструктуре. Власть должна выстраивать такую модель хозяйственного развития страны, при которой национальные районы, нуждающиеся в экономической поддержке, получали бы ее, но не в ущерб тем, где дела идут лучше.

Практические инструменты здесь - взвешенная налоговая и разумное инвестирование - в промышленность, инфраструктуру, образование.

Создание атмосферы взаимной толерантности

Бывает, что у нескольких разных народностей настолько несхож менталитет и культура, что они утрачивают способность не столько к конструктивному диалогу, сколько к осуществлению коммуникаций как таковых. Они могут не понимать друг друга, даже если общение идет на одном, понятном для каждого из них языке. Речь идет, быть может, не о смысле фраз, а о поступках, принципах, нормах поведения. Но это понимание может помочь наладить некий третий народ посредством им созданного института, призванного решать подобные проблемы, предоставляя каждому из "непонимающих" некую компромиссную модель поведения, создавая атмосферу, в которой недостатки другой нации принимаются, а не отрицаются. Должна иметь место, говоря современным языком, толерантность в межэтнических отношениях.

Практическими инструментами для реализации этого компонента национальной политики могут быть совершенствование образовательных программ, работа со СМИ, проведение мероприятий федеральных масштабов по профилю культурного обмена.

Российский сценарий

В какой степени межэтнические отношения и в России соответствуют вышеобозначенным критериям? С одной стороны, государство смогло отстроить необходимые институты, отражающие каждый из названных механизмов. В каждой национальной республике есть свой парламент, представители в Совете Федерации. Любой этнос, живущий в России, имеет совершенно равные политические права. С экономической частью все сложнее, но это, скорее, связано с объективно большой территорией и, как следствие, невозможностью выровнять граждан во всех регионах. Более того, разница в уровне жизни между отдельными районами России практически не привязана к национальному фактору. Ее обуславливает прежде всего ресурсообеспеченность, а также климат и инфраструктура. В СМИ, по крайней мере тех, которые принято относить к числу государственных, выдерживается вполне толерантная редакционная политика, равно как и в основных образовательных программах. С другой стороны, Россия в нынешних границах и в текущей политической формации - очень молодое государство. И потому однозначные выводы касательно того, что межэтнические отношения и национальная политика у нас выстроены идеально, делать рано. Хотя, безусловно, основные предпосылки к тому есть, и мы их назвали.

Рассмотрим теперь, как складываются межэтнические отношения в России на уровне отдельных социальных институтов. Начнем со сферы образования.

Школа народов

При всех возможных замечаниях к советской системе образования, один из ее неоспоримых плюсов - наличие обучения тем дисциплинам, что наиболее значимы с точки зрения развития общества - истории, литературе, обществоведении. При этом никогда не разыгрывалась национальная карта. Исторические и политические события практически не преподносились детям сквозь призму вражды между народами, населяющими СССР, или же как итог героизма какой-либо отдельно взятой нации. Все то хорошее, чего достигла социалистическая родина, удалось благодаря стараниям всего советского народа.

Многие из современных экспертов полагают, что во многом благодаря именно этой, заложенной еще в школе установке, сегодняшние взрослые граждане РФ по умолчанию рассматривают другие нации преимущественно в дружелюбном ключе, считая, что теперь мы - составная часть единого российского народа. Некоторые специалисты считают, что мы должны быть во многом благодарными за то, что сейчас есть относительная гармонизация межэтнических отношений, школе советского времени. Важно не растерять тот ценный опыт, что нарабатывался педагогами времен СССР десятилетиями.

Безусловно, отдельные примеры того, когда межэтнические отношения в школе сопровождаются сложностями, есть. Однако они, вероятно, не представляют собой систему. Сегодняшние дети, подобно их советским предшественникам, - за дружбу народов.

Государственная концепция

Межэтнические отношения в современной России выстраиваются государством исходя из официальной концепции. Рассмотрим ее особенности.

Один из первых значимых правовых актов в этом направлении - Указ Президента РФ, подписанный летом 1996 года. Этот документ уже утратил силу, однако данный правовой акт содержит достаточно интересную систему взглядов, а также приоритетов и различного рода принципов, которых должны придерживаться органы власти на федеральном и региональном уровнях касательно национальных отношений. Целью создания правового акта провозглашалось обеспечение единства народов России в новом историческом контексте.

В документе сказано, что культура межэтнических отношений в нашей стране складывалась веками. Большинство этносов, населяющих Россию - коренные народы, которые сыграли важную историческую роль в процессе формирования государственности. Подчеркивается то, что сыграл роль объединяющую, благодаря чему россияне - нация, которая характеризуется уникальным сочетанием единства и многообразия этносов.

Тенденции 90-х

В Указе от 1996 года отмечен ряд тенденций, которые, по мнению властей, могут характеризовать межконфессиональные и межэтнические отношения в России. Перечислим их.

Во-первых, пока идет переходный этап (на момент написания закона прошло не так много лет с дня распада СССР), на развитие российской нации влияет стремление многих народов к самостоятельности.

Во-вторых, этносы, формирующие нашу нацию, испытывают потребность в проведении властью курса эффективных реформ с учетом того обстоятельства, что социально-экономические ресурсы регионов могут быть неодинаковыми.

В-третьих, межэтнические отношения в современной России характеризуются тем, что народы, населяющие нашу страну, стремятся сохранить и далее развить свою культурную самобытность.

Направления работы сегодня

Что предлагает закон с точки зрения практических направлений политики сегодня? Какие им предусмотрены мероприятия гармонизации межэтнических отношений в России? На смену Указу от 1996 года пришло новое президентское распоряжение, опубликованное в 2012-м. Многие из ключевых концепций, что мы отметили выше, подтверждены этим правовым актом. Итак, что предлагает делать власть, выстраивая межэтнические отношения в России? Приведем ряд выдержек, которые могут дать представление о возможной практике работы механизмов, изложенных в новом президентском указе.

Во-первых, предполагается развитие и интенсификация межрегиональных культурных коммуникаций, распространение в среде одних этносов знаний о других.

Во-вторых, государство ставит задачу активизации работы в этнографическом направлении, в области культурно-познавательных межэтнических мероприятий, турпоездок, спортивных соревнований.

В-третьих, важным направлением считается совершенствование воспитательной работы с детьми и молодежью с акцентом на патриотизм и повышение гражданского самосознания.

Дружба наций - фундамент развития России

Эти и многие другие механизмы взаимодействия власти и общества должны, как полагает российский законодатель, создать мощный фундамент, на базе которого будет строиться развитие социума не только нынешнего, но также и будущих поколений. Идея, безусловно, замечательная. Реализация же ее зависит не только от политики властей, но также и от действий самих граждан.

В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

Межэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма, анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Стихийно складывавшееся сотрудничество многие века известно человечеству, состоящему из огромного количества общностей, представляющих в совокупности этнически сме­шанную среду, где часто действует продуктивное сотрудни­чество в производстве материальных благ , в повседневной жизни; создание и сбережение национальных культурных ценностей сочетается с познанием других культур.

В XX в. отмечается возрастание интеграционных тен денций двоякой направленности:


  1. экономическая, политическая интеграция, ведущая к
    образованию союзов государств;

  2. интеграция национальных образований в пределах мно­
    гонациональной страны. Это может отвечать интересам на­
    родов, живущих в едином государстве, способствовать ук­
    реплению этого единства.
Значителен отечественный опыт межнационального со­трудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, по­вседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.

Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвида­цию неграмотности, создание письменности 50 этносов, рас­цвет яркого, самобытного искусства малочисленных наро­дов. Ученые отмечают, что в Советском Союзе в XX в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур. В то же время ошибки и преступления органов тоталитар­ной власти привели к тяжелым трагедиям многих людей и целых народов. Многовековые национальные связи были на­рушены из-за непродуманного административно-территори­ального деления, ухудшилась экологическая обстановка в регионах проживания коренных малочисленных этносов. Насильственное переселение народов, незаслуженно обви­ненных в пособничестве немецким оккупантам , нанесло большой урон достоинству сотен тысяч людей, тяжело отра­зилось на их судьбах. Потребовалось длительное время для восстановления нарушенных прав народов нашей страны.

В Европе, других частях света в последней трети XX в. широкое развитие получила интеграция в сфере экономики, а затем и политики. Это связано с процессом глобализации, складыванием постиндустриального, информационного об­щества, а также с необходимостью единства в борьбе с меж­дународным терроризмом.

Один из примеров интеграции - деятельность Европей­ского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с

населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта - евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд. Разработана Конституция ЕС. Однако она мо­жет вступить в силу лишь после ее одобрения всеми странами ЕС (решением парламента или всенародным референдумом). Россия не остается в стороне от интеграционных процес­сов XXI в. Это, в частности, проявляется:


  1. в заботе о формировании общего экономического, гума­
    нитарного правового пространства с несколькими странами,
    входящими в созданное после распада СССР Содружество
    Независимых Государств;

  2. в переговорах с Евросоюзом о взаимодействии в сферах
    экономики, правосудия, безопасности, науки, образования,
    культуры. Большое место в документах о партнерстве уде­
    лено совместным действиям по соблюдению принципа не­
    дискриминации, включая противодействие любым формам
    нетерпимости и расизма, уважению прав человека.
Наряду с тенденцией к международной интеграции суще­ствует и тенденция к дифференциации. Она проявляется в разных формах. В основном в мирной форме прошло обра­зование независимых постсоветских государств, разделение Чехословакии на два государства - Чехию и Словакию. Вооруженные действия сопровождали распад Югославии.

I «Чем государства просвещеннее, тем больше они сооб-

i щают друг другу идей и тем больше увеличивается си- .

I л а и деятельность всемирного ума». 1

\: К. Гельвеции i

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие «социальный конфликт» вам известно. К числу значимых для индивида и человечества относятся конфлик­ты между этническими общностями. В научных трудах эт­нический конфликт часто определяется как любая форма гражданского, политического или вооруженного противобор­ства, в котором стороны (или одна из них) мобилизуются, действуют и страдают, исходя из этнических различий.

Это определение вызвало возражение, ибо оно рассматри­вает конфликт как стадию крайнего обострения противоре­чий. Была предложена более широкая трактовка: этничес­кий конфликт - это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограничен­ными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точ­ки зрения этнической принадлежности ее членов.

Межэтнические конфликты порождаются не существова­нием этносов, а политическими, социальными условиями, в

которых они живут и развиваются. Нередко созданию «об­раза врага» способствует и обращение к тем страницам ис­торической памяти, где запечатлены прежние обиды и фак­ты (иногда извращенные) далекого прошлого.

Рассмотрим основные причины конфликтов , ярко выра­жающихся в целях и действиях противоборствующих сто­рон.

Территориальные причины - борьба за изменение гра­ниц, за присоединение к другому («родственному» с куль­турно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства. Эти требования смыка­ются с политическими целями движений, стремящихся к образованию «собственного» суверенного государства. Требо­вания сепаратистского 1 характера особенно опасны, ибо они непосредственно затрагивают большие массы людей, связа­ны с вопросами о разделе или упразднении государства. «Речь идет о том, - пишет один из российских этноло­гов, - в каком государстве жить , кому подчиняться, на ка­ком языке говорить, кому молиться, как перемещаться, кто будет защищать жизнь и собственность людей, наконец, ка­кой гимн петь и каких героев и какие могилы почитать».

Экономические причины - борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра.

Социальные причины - требования гражданского равно­правия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти.

Культурно - языковые причины - требования сохранения или возрождения, развития языка, культурной общности. Умаление роли родного языка, сплачивающего этническую общность в единое целое, особенно остро воспринимается и нередко служит причиной конфликта.

В мире существуют сотни национальных культур, каж­дый этнос обладает самобытной культурой, относится к ней бережно. Попытки принизить ее значение в угоду культуре другого, более крупного этноса вызывают протест, могут служить причиной конфликта. Есть и другая опасность: иногда этнос исходит из того, что его культура призвана до­минировать по отношению к другим культурам.

Источником межэтнической напряженности служит на­ционализм - идеология, психология, политика групп лю­дей, утверждающих приоритет национальных ценностей пе­ред всеми другими, верховенство интересов своего этноса,

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей ? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу ­ аций путем регулирования межэтнических отношений . На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  1. признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  2. развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  3. нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.

воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов . Первый - примене ние правовых механизмов , прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный . Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп, имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп, контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни ­ ческую общность , установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  1. пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  2. политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  1. равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  2. запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  3. сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  4. равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  5. гарантия прав коренных малочисленных народов;

  6. право каждого гражданина определять и указывать
    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;

  7. содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  8. своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  9. запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  10. защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
    вающих в зарубежных странах , в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия : межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины : этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
    лена на уважение и понимание многообразия культур;
    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.

  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
    гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
    ториального направления на культурно-образовательное и
    культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
    ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?
Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые

национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред .), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В . А , Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику . 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-

ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

§ 9. Межэтнические отношения и национальная

политика

Вспомните:

Что такое этническая общность? В чем заключается влияние этнического многообразия на современную об­становку в стране и в мире? В чем заключается сущ­ность социального конфликта?

М ежэтнические (межнациональные) отношения - отно­шения между этносами (народами), охватывающие все сфе­ры общественной жизни.

Основная научная проблема - определить исходя из идей гуманизма , анализа исторического опыта оптимальные пути регулирования межэтнических отношений. Проблема много­аспектна, включает вопросы истории и современной повсе­дневной жизни, духовного мира личности, культуры, обра­зования, социологии, психологии, экономических, полити­ческих, правовых отношений; поэтому ученые используют методы ряда гуманитарных наук. С середины XIX в. всесто­ронне исследует проблему этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самооргани­зации, их коллективного поведения, взаимодействия лично­сти и социальной среды.

Этнология выделяет два уровня межэтнических отноше­ний. Один уровень - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производ­стве, науке, искусстве и т. п. Другой уровень - межлично­стные отношения людей различной этнической принад­лежности в разных формах общения - трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоот­ношений.

Межнациональные отношения находят свое выражение в человеческих действиях и во многом зависят от индивиду­ального поведения и его мотивации, которая базируется на личном опыте, овладении культурными нормами, влиянии семьи, ближайшего окружения.

Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции - сотрудничества, объединения раз­ных этногосударственных общностей, сближения всех сто­рон жизни народов; дифференциации - стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимоуважительными либо, наоборот , конфликтными, враждебными.

1 Сепаратизм (здесь) - это требования суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, направленные против государст­венной власти страны проживания.

противопоставляемых интересам других этносов. Идея наци­ональной исключительности часто принимает форму ксено­фобии 1 , ведущей к истреблению так называемых «неполно­ценных» рас и народов.

В памяти человечества навсегда остались кровавые результаты шовинизма. Это геноцид армянского народа в 1915 г., когда действия Османской империи привели к смер­ти 1,5 млн человек. Это организованная гитлеровцами вели­чайшая трагедия - Холокост (всеуничтожение через сожже­ние), приведший к гибели 6 млн человек - более половины еврейского населения Европы. Это действия гитлеровцев по уничтожению славянского населения «восточного простран­ства» и превращению оставшихся в рабочую силу для «выс­шей расы».

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Возникает вопрос: можно ли исключить появление кон­фликтов с этнической составляющей? Пока положительный ответ невозможен из-за того, что многие этнические группы живут в предконфликтных условиях, испытывают значи­тельные социальные трудности, ощущают (в том числе и в повседневной жизни) пренебрежение к своей культуре, язы­ку, традициям, обычаям. Все это вызывает массовые проте-стные настроения, нередко ведущие к социально опасному, разрушительному поведению (особенно в толпе).

Потребуется долгое время для того, чтобы большинство людей стало способно проявлять терпимость. Но уже сейчас возможно смягчение и предотвращение конфликтных ситу­ аций путем регулирования межэтнических отношений. На­помним: регулировать означает упорядочивать, налаживать.

Гуманистический подход - главный ориентир в реализа­ции морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений. Основные черты этого подхода:


  • признание и уважение многообразия культур, привер­
    женность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отно­
    шениях между народами;

  • развитие и постоянное функционирование демократии,
    обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических
    сообществ, независимо от их национальной принадлежнос­
    ти;

  • нацеленность государственных органов, средств массо­
    вой информации, образования, спорта, всех форм литерату­
    ры и искусства на формирование у граждан, особенно моло­
    дежи, культуры межэтнического общения. Необходимо
1 Ксенофобия - нетерпимость, неприятие , ненависть к кому-либо, чему-либо чужому, чужеродному.
воспитание толерантности - уважения, доверия, готовно­сти к сотрудничеству, компромиссу с людьми, их сообщест­вами любой национальной принадлежности, стремления по­нимать и принимать их культурные ценности, образ жизни, характер поведения. Толерантность во многом определяет сознание и поведение личности, групп населения, предста­вителей властных органов, способствует выработке личной ответственности за благоразумное решение этнических проблем.

Ученые выделяют несколько пересекающихся друг с дру­гом путей урегулирования конфликтов. Первый - примене ние правовых механизмов, прежде всего изменение законо­дательства в полиэтнических государствах, ликвидация этнических привилегий. Второй путь - переговоры между конфликтующими сторонами, как прямые (между делегаци­ями сторон), так и через посредников (представителей меж­дународных организаций, общественных деятелей). К сожа­лению, нередко стороны (или одна из них) вместо политики переговоров, имеющих целью сотрудничество, ограничения доступа к оружию, делают ставку на бескомпромиссный диктат, на вооруженное насилие. Это ведет к ужесточению конфликта, устрашению общества, массовым жертвам и раз­рушениям. Переговоры бывают трудными, длительными. Но в ряде случаев они способствуют если не преодолению кон­фликта, то его смягчению.

Третий путь - информационный. Он предполагает, преж­де всего, обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций. Уместен об­щественный диалог (в печати, на телевидении) представите­лей всех этнических групп , имеющий целью совместную разработку предложений, отвечающих общим интересам.

Действенны, особенно если конфликты носят религиоз­ный оттенок, совместные миротворческие выступления представителей разных конфессий. Деятель православного духовенства Александр Мень говорил: «Понимание, терпи­мость- плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать ру­ку- вот наш путь».

Психологическое влияние СМИ (особенно электронных) требует осторожного подхода к способам подачи информа­ции. Информация, даже нейтральная, о фактах экстремиз­ма может вызвать новую волну конфликта. Необходимо от­казаться от иногда свойственной репортерам драматизации событий, ибо это может закрепиться в исторической памя­ти и через некоторое время возродить дух конфликта. Нель­зя допускать героизации террористов, экстремистов во избе­жание превращения их в героев, лидеров. Надо помнить, что непродуманные слова могут стрелять сильнее пули.

К информационному пути примыкает государственная поддержка политики многокультурности, что особенно су­щественно в связи с ростом миграции населения. Например, в Канаде эта политика имеет целью содействовать развитию и сохранению собственной культуры всех этнических групп , контактам и взаимодействию членов различных групп в ин­тересах национального единства. Иммигрантам оказывается помощь в овладении хотя бы одним из официальных язы­ков, чтобы они могли стать полноценными членами канад­ского общества.

Одна из причин конфликтов - жизненная неустроен­ность этносов, проявляющаяся в нищете, безработице, низ­ких заработках и пенсиях, плохом жилье, трудностях полу­чения образования. Непременным условием преодоления конфликтов является улучшение жизни гражданина, созда­ние и закрепление у этносов психологического чувства удов­летворенности благоприятной стабильностью жизни. Это требует регулирования общественных процессов, включаю­щего договоренности между противоборствующими сторона­ми о справедливом распределении ресурсов, об увеличении рабочих мест, улучшении жилищных условий, о равенстве в трудоустройстве, образовании, в доступе к властным структурам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:


  • пронизанное патриотическими чувствами уважение к
    памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
    та о сохранении исторически сложившегося государственно­
    го единства народов , объединенных общей судьбой на своей
    земле;

  • политико-правовая направленность на утверждение
    прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
    ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
    ности России, незыблемости ее демократической основы.
Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:


  • равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
    симо от его расы, национальности, языка;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по
    признакам социальной, расовой, национальной, языковой
    или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
    сийской Федерации;

  • равноправие всех субъектов Российской Федерации во
    взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
    ной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов;
    право каждого гражданина определять и указывать

    свою национальную принадлежность без всякого принужде­
    ния;


  • содействие развитию национальных культур и языков
    народов Российской Федерации;

  • своевременное и мирное разрешение противоречий и
    конфликтов;

  • запрещение деятельности, направленной на подрыв
    безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
    национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федера­
    ции за ее пределами, поддержка соотечественников , прожи­
    вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
    родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
    реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
    международного права.
Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.

Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
    ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
    ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­ лена на уважение и понимание многообразия культур;

    означает активное отношение к действительности, формиру­
    емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
    ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
    менности, покажите, как принципы толерантности могут
    быть реализованы в межэтнических отношениях.


  2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
    принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
    совместно преодолевать общие трудности.

  3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
    лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
    культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
    зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
    венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
    те свои взгляды.

  4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
    ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
    ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
    конфликтов?

  5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
    ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

    Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

    Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

    Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

    НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-