Состояние окружающей среды в хмао. Экология

В Ханты-Мансийске стартовал десятый международный экологический форум «Одна планета – одно будущее». Он проходит с 29 мая по 1 июня в рамках экологической акции «Спасти и сохранить».

Участниками мероприятия стали юные экологи из России, Европы и СНГ. Их ждет насыщенная образовательная, культурная и развлекательная программа. Основные образовательные площадки форума - «Дизайн-мышление и экологическая культура» «Урбанистка и эко-города», «Медиа и эко-культура интернет среды», «Экология в бизнесе и в офисных пространствах», «Молодежные международные коммуникации по вопросам экологии». Также ребята посмотрят спектакль «Дети неба» в исполнении актеров театра обско-угорских народов «Солнце».

На открытии ребят поприветствовала от имени правительства региона заместитель губернатора Югры Галина Максимова.

Примечательно, что юбилейный молодежный форум проводится в Год экологии и в ходе 15-й экологической акции «Спасти и сохранить». Предложенный формат общения – очередной шаг на пути укрепления международного и межрегионального сотрудничества молодого поколения, небезразличного к вопросам экологии. При обеспечении сохранности природного и культурного наследия в большинстве случаев акцент делается именно на развитии молодежных инициативных движений. Организаторы форума при поддержке Юнеско предоставляют вам замечательную возможность для разговора и обмена опытом, - сказала Галина Максимова.

Эксперт по образованию комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Ксения Гавердовская добавила, что у Югры и ЮНЕСКО – давняя дружба.

В 2007 году министр иностранных дел, председатель комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Сергей Лавров открыл здесь ее отделение. На базе Югорского университета действует уникальная кафедра ЮНЕСКО, которая занимается сложными и актуальными на сегодняшний день вопросами изменения климата, директор центра искусств для одаренных детей севера является региональным координатором по Сибири и Алтаю, объединяющий ассоциированную школу ЮНЕСКО. А Ханты-Мансийск стал центром уникальной международной экологической акции «Спасти и сохранить», - отметила Ксения Гавердовская.

Также ребят поздравила с открытием форума заместитель директора департамента общественных связей Ирина Безносова, а руководитель окружного Природнадзора Сергей Пикунов вручил благодарственные письма людям, которые стояли у истоков фестиваля.

За десять лет фестиваля выросло новое поколение экологов. Это не только площадка для обмена опытом, но и площадка для выращивания кадров. У нас в службе работают два человека, которые начинали свою экологическую карьеру с этого форума. С 2008 года фестиваль проходит в нашем округе. Для нас это честь и большая ответственность, - подчеркнул глава природнадзора.

Всего в мероприятии принимают участие школьники и студенты из десяти стран и одиннадцати регионов России. Всех их объединяет общая цель – сохранить природу. Он том, как они это делают, ребята расскажут друг другу на презентации природоохранных проектов. Так, юный председатель движения «Юные экологи Сургута» Татьяна Маслянникова представит проект «Спаси дерево».

Наша цель с помощью листовок донести до людей, что у нас есть пункты приема макулатуры, и благодаря этому можно сохранить целые леса, - поделилась Татьяна. – Рада, что мне удалось попасть на форум, ведь здесь мы можем не только посоревноваться, у кого лучший проект, но и познакомиться с другими ребятами, пообщаться, открыть для себя что-то новое. В будущем я хочу стать стоматологом, но я никогда не оставлю природоохранную деятельность, это будет моим хобби.

Отметим, что основные цели форума - вовлечение молодежи в сохранение природы, поддержка детей, занимающихся общественно-полезной деятельностью, и изучение опыта молодежных экологических организаций и объединений в природоохранной деятельности.

Введение

На территории Ханты-Мансийского автономного округа протекает около тридцати тысяч больших и малых рек, общей протяженностью свыше 172 тысяч километров. Речную сеть формируют реки Обь - протяженность в пределах округа 928 км и Иртыш 222 км. Наиболее значительными реками округа являются притоки Оби: реки Вах, Аган, Тромъеган, Большой Юган, Лямин, Пим, Северная Сосьва, Казым; притоки Иртыша: реки Конда, Согом. В округе насчитывается более 300 тысяч озер, до 99% численности озер не превышают по площади 1 км 2 , средняя площадь озер составляет 8 га. Ханты-Мансийский автономный округ занимает площадь 534,8 тыс. км 2 , из них болота составляют 183,35 тыс. км 2, а озёра - 172,55 тыс. км 2 , густота речной сети достаточно высокая и изменяется от 0,36-0,38 в бассейне Северной Сосьвы до 0,20 км/км 2 на юге территории (водосбор р. Кума), заболоченность речных водосборов достигает 60-70%, заозёренность - 25%.

Проблемы водопользования в ХМАО

Иртыш вместе с Обью составляют самую длинную реку России, которая считается второй по протяженности рекой в Азии и седьмой в мире. Их совместная длина составляет 5 410 км.

Иртыш река, проходящая по территории трех государств, беря свое начало в горах Китая, проходит по территории Казахстана, а затем и России. Название реки переводится с тюркского как "землерой", что историки связывают с бурным характером водной артерии, который своим течением разрывает берега, образуя необычные рельефы.

Важнейшими экологическими проблемами современности являются загрязнение и эвтрофирование поверхностных вод, служащих основным, а иногда и единственным источником водоснабжения населения и промышленности. Иртыш одна из немногих трансграничных рек Сибири испытывает тяжелый антропогенный пресс из-за загрязнения сточными водами промышленных комплексов и регулирования верхнего течения реки каскадом водохранилищ Бухтарминским (1960 г.), Усть-Каменогорским (1952 г.) и Шульбинским (1996 г.). Долина Иртыша издавна является территорией интенсивного земледелия, поэтому огромное влияние на экосистему реки оказывают стоки с сельскохозяйственных угодий, животноводческих комплексов, продукты эрозии почв и неочищенные сточные воды множества населенных пунктов. Водосборная площадь бассейна Иртыша в пределах Республики Казахстан подвержена значительному техногенному загрязнению тяжелыми металлами (Панин, 2000).

В сложившейся ситуации контроль состояния экосистемы Иртыша и качества его вод является весьма важной задачей. Проводимый на Иртыше в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга контроль качества воды по химическим показателям имеет большое значение, но явно недостаточен для выявления направления процессов, происходящих в экосистеме реки. Наиболее полное представление о состоянии экосистемы Иртыша может дать сочетание химического и биологического мониторинга. Видное место при проведении биомониторинга принадлежит исследованиям фитопланктона первого звена трофической цепи, во многом определяющего функционирование водных экосистем и качество их вод. Видовой состав, структура и обилие фитопланктона являются важнейшими показателями, позволяющими оценить трофический уровень и санитарное состояние водных объектов, определить их экологическое состояние в целом и выявить направление происходящих в них процессов. Полученные при биомониторинге данные необходимы для планирования и проведения природоохранных мероприятий в водных бассейнах, особенно большое значение они имеют для трансграничных рек. экологический водоснабжение иртыш

Материалом для сообщения послужили сборы фитопланктона верхнеиртышских водохранилищ и реки Иртыш в среднем течении, проведенные в период с 1973 по 2003 гг. Исследования на Верхнем Иртыше проводили на акваториях Бухтарминского и Шульбинского водохранилищ. Отбор проб фитопланктона Среднего Иртыша проводили во время стационарных наблюдений в районе г. Омска в 1998-2001 гг. и в маршрутных наблюдениях по реке от границы с Республикой Казахстан до Тюменской области летом 2000 г. и по сезонам 2003 г. Осадочные пробы фитопланктона обрабатывали общепринятыми гидробиологическими методами. Оценку состояния экосистем проводили согласно концепции экологических модификаций ВА Абакумова (1991).

Сочетание засушливых лет (70-80 гг. XX века) и недостатков в регулировании водного режима Бухтарминского водохранилища привело к разрушению биоценозов высшей водной растительности и способствовало развитию в водоеме эвтрофирования по "фитопланктонному" типу (Баженова, 1980). Дальнейшее усиление эвтрофирования и резкий подъем уровня воды в начале XXI века вызвали значительную перестройку фитопланктонного сообщества:

  • · в его состав вошел индикатор антропогенного эвтрофирования Stephanodiscus hantzschii(Bacillariophyta);
  • · обнаружены в массовом количестве представители эвгленовых (Euglenophyta) и желто-зеленых (Xanthophyta) водорослей, ранее не встречавшихся в фитопланктоне;
  • · доминирующий комплекс возглавили мелкоклеточные виды цианобактерий (Microcystis pul-verea) и диатомовых водорослей (Stephanodiscus hantzschii);
  • · значительно расширился видовой состав зеленых (Chlorophyta) и золотистых водорослей (Chrysophyta);
  • · изменилось соотношение по численности и биомассе организмов, формирующих основу фитопланктона - диатомовых водорослей и цианобактерий.

Общая численность фитопланктона в настоящее время составляет в среднем по водохранилищу весной 6,65 млн. кл/л, а осенью - 51,36 млн. кл/л, при биомассе соответственно 1,71 и 5,0 г/м 3 .

Отмеченные изменения структуры фитопланктона, распространения видов по акватории водохранилища, смена доминантов, появление новых крупных структурных таксонов водорослей (Euglenophyta и Xanthophyta) свидетельствуют о дестабилизации и расшатывании системных признаков фитопланктоценоза, сложившихся в предыдущий период существования водохранилища. На фоне продолжающегося эвтрофирования водохранилища фитопланктон начинает приспосабливаться к новым условиям жизни в водоеме: загрязнению органическими веществами, которое началось после того, как уровень воды впервые за многие годы поднялся до наивысшей отметки (402 м). При этом вода залила большие площади земель, послужившие источником органики, так как они долгое время использовались населением для выпаса скота и других хозяйственных целей. Другой причиной органического загрязнения водоема является усиление эвтрофирования, на определенных этапах которого источником органических веществ могут служить продукты разложения огромных масс отмирающего в конце вегетации фитопланктона (Россолимо, 1975; Хендерсон-Саллерс, Маркленд, 1990).

Загрязнение органическими веществами не могут преодолеть те виды водорослей, которые успешно боролись с основной причиной эвтрофирования обилием биогенных элементов, таких как мелкоклеточные виды цианобактерий, диатомовых и зеленых водорослей. Появившиеся в экосистеме новые лицензии (Левченко, Старобогатов, 1986) начинают занимать виды, способные более успешно перерабатывать органические вещества эвгленовые водоросли.

Обнаруженные в фитопланктоценозе изменения в совокупности характерны для одного из направлений метаболического прогресса экосистем экологической модуляции. Экологическая модуляция наиболее распространенное направление метаболического прогресса, не приводящее, как правило, к глубоким изменениям интенсивности метаболизма биоценозов. Она выражается в смене доминантных видов, в изменении состава руководящих комплексов, в общем изменении видового состава биоценозов и т.п. (Абакумов, 1991).

Загрязнение органическими веществами может послужить толчком к развитию начальной стадии экологического регресса экосистемы, который выражается в упрощении экологической структуры биоценозов и обычно ведет к деградации водоема. К основным причинам, которые могут вызвать в Бухтарминском водохранилище этот крайне негативный процесс, относятся резкие изменения уровня воды.

Согласно точке зрения ЮА Израэля и В.А. Абакумова (1991), допустимый уровень антропогенной нагрузки на экологические системы зависит от социально-экономического значения и категории природного объекта. Проведенные исследования показали, что Бухтарминское водохранилище относится к категории природных объектов с сильно преобразованными или искусственными антропогенными экосистемами. Для подобных водных объектов в условиях возрастающей антропогенной нагрузки недопустимы экологические модификации, ведущие одновременно к экологическому и метаболическому регрессу. Предпосылками этих направлений в развитии экосистем, как считает В.А. Абакумов, может служить усиленное загрязнение органическими веществами и тяжелыми металлами. Именно эти виды загрязнения в последние годы приобрели угрожающий характер в бассейне Верхнего Иртыша (Панин, 2000; Винокуров, Ротанова, Хлебович, 2003).

Шульбинское водохранилище занимает замыкающее место в верхнеиртышском каскаде, его фитопланктон был исследован впервые в 2003 г. По обилию фитопланктона (6,92+3,23 млн. кл/л и 1,23 ±0,55 г/м 3) и ряду других показателей оно находится на уровне мезотрофного водоема. По сравнению с фитопланктоном Бухтарминского водохранилища численность водорослей здесь ниже на порядок, а биомасса имеет близкие значения. Такое соотношение количественных показателей обилия фитопланктона свидетельствует, что Шульбинское водохранилище находится на более низкой стадии эвтрофирования, чем Бухтарминское. Отношение численности (N) к биомассе (В) летнего фитопланктона составляют в этих водохранилищах соответственно 5,62 и 20,55. Преобладание в составе доминирующего комплекса фитопланктона мелкоклеточных цианобактерий (Microcystis pulverea, Romeria gracilis, Gloeocapsa minima, Marssoniella elegans) и криптомонад (Chroomonas caudata) подчеркивают подверженность Шульбинского водохранилища эвтрофированию и загрязнению органическими веществами. Отмеченные факты свидетельствуют о необходимости периодического контроля состояния экосистемы этого водоема.

В фитопланктоне Среднего Иртыша по сравнению с серединой XX века (Скабичевский, 1959) произошли существенные преобразования видового состава, структуры и обилия: значительно возросло видовое богатство от

  • · 58 до 302 видовых и внутривидовых таксонов;
  • · исчезли некоторые виды водорослей, в основном обитатели чистых вод;
  • · резко возросла роль мелкоклеточных видов цианобактерий и водорослей различных отделов - зеленых, диатомовых и эвгленовых;
  • · значительно увеличилась относительная доля цианобактерий в формировании общей численности (43-45%) и зеленых водорослей в общей биомассе (17-38%) и численности (24-41 %) фитопланктона.

Преобладающая роль в создании общей численности фитопланктона в летне-осенний период принадлежит мелкоклеточным циано-бактериям (в основном Microcystis pulverea), периодически регистрируется массовое развитие индикатора антропогенного эвтрофирования Stephanodiscus hantzschii.

Как установлено на других водоемах и водотоках (Трифонова, 1980; Петрова, 1990; Михеева, 1992; Баженова, 1992), такие крупные преобразования структуры фитопланктона являются общепризнанными показателями процесса эвтрофирования. Как известно, эвтро-фирование поверхностных вод обусловлено, прежде всего, избыточным поступлением в них соединений азота и фосфора, причем определяющую роль в усилении этого процесса играет фактор накопления биогенных элементов в водной среде. Скорость и направление антропогенного эвтрофирования регулируются не только минеральными соединениями азота и фосфора, но и качественным составом органического вещества, поскольку целый ряд органических веществ разного происхождения способен играть роль стимулятора в биотических процессах. Основным источником биогенных элементов, поступающих в водные экосистемы на территориях интенсивного земледелия, в том числе и на юге Западной Сибири, где расположен бассейн Среднего Иртыша, являются вносимые в сельскохозяйственные угодья минеральные и органические удобрения. Плодородие почв Омской области в недавнем прошлом повышалось в основном за счет вносимых удобрений, максимум использования средств химизации был достигнут в 1986-1990 гг., когда в среднем на гектар пашни вносили 45 кг действующего вещества минеральных и 3,9 т органических удобрений. Хотя в дальнейшем внесение удобрений на поля резко сократилось, эвтрофирование поверхностных вод региона, и в особенности многочисленных притоков Иртыша, продолжается. Большое влияние на этот процесс оказывает в настоящее время вынос биогенных элементов с сельскохозяйственных угодий при интенсивно идущих процессах эрозии почвы в Омском Прииртышье (Рейнгард, 1999), поскольку попадание фосфора в водные объекты в значительной степени связано именно с эрозионными процессами. К тому же внесение удобрений на водосборе приводит к загрязнению водных объектов тяжелыми металлами. Как установлено, состав поверхностного стока с сельскохозяйственных угодий в значительной мере определяет величину водного стока не только фосфора и азота, не и таких тяжелых металлов, как Mn, Cu, Zn, Cr, N (Бреховских, Кочарян, Сафронова, 2002).

В значительной мере эвтрофированик: Среднего Иртыша способствовало сооружение в верхнем течении реки глубоководных водохранилищ. Придонный водосброс через их плотины обеспечивает поступление в реку водных масс, обогащенных биогенами, накапливавшимися в гиполимнионе этих предгорных водохранилищ. По образному выражению Ю. Одума (1986), "водохранилище в этом случае работает как ловушка тепла и экспортер биогенных элементов".

Согласно концепции экологических модификаций (Абакумов, 1991) экосистема Среднего Иртыша находится в состоянии антропогенного экологического напряжения, для которого характер увеличение разнообразия биоценоза, в частности увеличение общего числа видов, усложнение межвидовых отношений, увеличение пространственно-временной гетерогенности, усложнение временной структуры, усложнение пищевой цепи и ряд других явлений, вызванных антропогенными воздействиями.

Средняя численность фитопланктона Среднего Иртыша весной колеблется в пределах -1,61-3,68, летом- 1 1,84-19,04, осенью- 1 1,76-21,26 млн. кл/л, а биомасса соответственно в пределах- 1,14-1,67,- 1,97-4,06; 1,84-6,37 г/м 3. По уровню развития фитопланктона Иртыш в среднем течении относится к эвтрофным водам.

Межгодовые колебания обилия фитопланктона в Среднем Иртыше, в отличие от других крупных рек Сибири, выражены слабо и не зависят от водности года. Более существенное влияние водный режим реки оказывает на структуру фитопланктона. В многоводные годы доминирующий комплекс водорослей отличается богатством состава (34 вида"и разновидности) и насыщенностью видов различнь/х отделов, для маловодных лет характерно усиление вегетации мелкоклеточных зеленых водорослей и особенно цианобактерий.

По показателям сапробности воды Верхнего и Среднего Иртыша относятся к классу удовлетворительной чистоты и мезосапробной зоне. По сравнению с периодом относительно низкой антропогенной нагрузки (середина XX века) произошла перестройка структуры фитопланктона в сторону более интенсивной вегетации мезосапробов, что свидетельствует об усилении загрязнения экосистем Верхнего и Среднего Иртыша нетоксическими органическими веществами.

Стационарные Передвижные
1. Дымовые трубы 2. Факельные стоянки 3. Трубы вытяжных и обменных вентиляций 4. Резервуары с дыхательными клапанами 5. Соединения трубопроводного транспорта, технологического оборудования 6. Отводные патрубки отработанных газов (кроме передвижных) 7. Открытые емкости для хранения жидких углеводородных отходов 8. Аэрационные фонари 9. Запорная арматура 10. Газоотводы 1. Грузовые и специальные машины с двигателями: бензиновыми, дизельными, газобаллонными, на сжиженном нефтяном газе, на сжатом природном газе 2. Автобусы с бензиновыми, дизельными, газобаллонными (на сжиженном нефтяном газе, на cжатом природном газе) двигателями 3. Легковые, служебные и специальные автомобили 4. Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты) 5. Водный транспорт (морской, речной) 6. Железнодорожный транспорт (тепловозы магистральные, маневровые) 7. Тракторы 8. Самоходные сельскохозяйственные машины 9. Дорожно-строительные машины

Автомобильные выбросы представляют собой смесь примерно 200 веществ: в них содержатся углеводороды - продукты неполного сгорания топлива, оксид углерода, оксиды азота, соединения свинца и т.д. Среднегодовой пробег каждого автомобиля составляет 15 тыс.км. В среднем он обедняет при этом атмосферу на 4350 кг О2 и насыщает её 3250кг СО2, 520кг СО, 93кг CmHn, 27кг NO и не менее 1кг свинца.

В ХМАО одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха является:

  • сжигание попутного нефтяного газа в факелах
  • обжиг нефти при её аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы - испарения легких компонентов нефтяных углеводородов с поверхности разливов, шламовых амбаров, их резервуаров
  • более 55% от общего объема выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ приходится на долю автотранспорта и других передвижных источников

От стационарных источников в атмосферный воздух округа поступает порядка
1000 тыс. т загрязняющих веществ, от автотранспорта - около 1500 тыс. т. В городах именно автотранспорт является основным загрязнителем воздуха, в отдельных случаях его вклад в загрязнение атмосферы достигает 79% (г.Урай). Но все-таки в целом загрязнение воздуха происходит в основном за счет нефтедобычи. Ежегодно на факельных установках сжигается порядка 3 млрд. м3 попутного нефтяного газа. Концентрация загрязняющих веществ в атмосфере городов Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и других остается достаточно высокой. При колоссальных объемах сожженного попутного газа абсолютное большинство сельских населенных пунктов округа, а также отдельные города используют для отопления дрова, уголь, мазут, сырую нефть. Это относится и к столице округа - Ханты-Мансийску.

Эпизодический вклад в состояние регионального атмосферного бассейна привносят также лесные и торфяные пожары.

Помимо химических и климатических параметров нужно учитывать действие мощных техногенных физических факторов теплового, электромагнитного и даже акустического диапазонов. Тепловые загрязнения атмосферы факелами, шумы и вибрации на нефтегазовых коммуникациях, 10-100-кратные превышения наведенного радиофона над естественным уровнем атмосферных полей соответствующих диапазонов - все эти и многие другие факторы обнаруживают себя на огромных пространствах, и региональные системы, безусловно, не остаются к ним безразличны.

Источники загрязнения водных ресурсов

  • Атмосферные воды, несущие вымываемые из воздуха загрязнители промышленного происхождения (стоки с городских улиц, промышленных площадок, несущие массы нефтепродуктов, мусора, фенола, кислот)
  • Городские сточные воды (бытовые стоки, содержащие фекалии, детергенты, микроорганизмы)
  • Сельскохозяйственные воды
  • Промышленные сточные воды, образующиеся при разработке пластовых месторождений. В нашей стране каждый год образуется 2,5 млр.км3 дренажных, шахтных и шламовых вод, загрязненных хлористыми и сульфатными соединениями, соединениями железа и меди, которые не годятся даже в качестве технической воды и перед сбросом должны быть очищены.

Обстановка в водах ХМАО крайне неблагополучна в части загрязнения нефтепродуктами, фенолами и железом, особенно в районах с интенсивной нефтедобычей.

Основным источником загрязнения водоемов ХМАО являются промышленные и бытовые сточные воды. Практически не ведется строительство новых очистных сооружений ЖКХ, а имеющиеся не отвечают нормативным требованиям. Значительное количество сточных вод сбрасывается в эти реки на сопредельных территориях.

В округе наблюдается превышение ПДК по основным загрязнителям поверхностных вод рек Иртыша, Оби и их притоков. Так, в районах Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска, Октябрьского, Ханты-Мансийска, Белоярского, Березово наблюдается превышение ПДК по нефтепродуктам от 25 до 40 раз, по фенолам от 14 до 22 раз, по общему железу в 3-5 раз. В Иртыше в районе Ханты-Мансийска обнаружено превышение ПДК по ртути. В результате залповых сбросов в водоемах гибнет рыба. Загрязнение водоемов, служащих источником водоснабжения рыбоводных предприятий, стало причиной закрытия Ханты-Мансийского цеха инкубации икры сиговых.

Подземные воды территории Ханты-Мансийского автономного округа изучены недостаточно. Пресные подземные воды продуктивных водоносных горизонтов повсеместно в естественном состоянии не соответствуют требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" по мутности, цветности, содержанию железа, нередко марганца. На ряде месторождений в подземных водах содержатся азотсодержащие вещества, метан, углекислота, фенолы, нефтепродукты и другие компоненты, что снижает качество подземных вод и возможности их использования. Везде фиксируется недостаток в воде фтора. ПДК многих вредных веществ для вод хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения иногда на порядки величин превышает аналогичные показатели для рыбно-хозяйственных водоёмов. В ХМАО наблюдается превышение ПДК по основным загрязнителям поверхностных вод рек Иртыша, Оби и их притоков. Так, в районах Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска, Октябрьского, Ханты-Мансийска, Белоярского, Березово наблюдается превышение ПДК по нефтепродуктам от 25 до 40 раз, по фенолам от 14 до 22 раз, по общему железу в 3-5 раз. В Иртыше в районе Ханты-Мансийска обнаружено превышение ПДК по ртути.

Для сведения:

  • 1 т нефти многомолекулярным слоем способна перекрыть 12 км2 поверхности водоема; для полной нейтрализации вредного действия 1л нефти требуется почти 0,5 млн. л чистой воды.
  • Полициклические соединения фенольного ряда действуют на молекулярно-генетическом и физиологическом уровнях (рак, тераты и прочие аномалии). К тому же подтверждаются версии, что фенолы образуются и при микробиологическом разложении древесины, торфов и прочих растительных остатков, т.е. вполне естественными путями.
  • Избыток железа в речных водах является естественной и неустранимой принадлежностью Ханты-Мансийского региона, так же, как дефицит растворенного кислорода. Это связано с тем, что из всех растений мхи (а затем лишайники) обладают наивысшей способностью к накоплению железа (до 6% от веса золы).

Состояние окружающей среды на территории

за январь-декабрь 2015 года

  1. Атмосферный воздух

Состояние воздушного бассейна Югры определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальное хозяйство, на лицензионных участках - трубы печей и факела.

93 % всех выбросов загрязняющих веществ в округе происходит за пределами населенных пунктов, при этом в составе выбросов преобладают оксид углерода и летучие органические соединения, имеющие низкий (четвертый) класс опасности.

Качество атмосферного воздуха оценивается по наблюдениям в 7 населенных пунктах автономного округа на 8 постах по восьми загрязняющим веществам. Функционирование территориальной сети автономного округа позволило увеличить обеспеченность информацией о состоянии атмосферного воздуха в населенных пунктах Югры за последние 5 лет с 6% до 57%.

В 2015 году состояние атмосферного воздуха в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Березово, Радужный характеризовалось низким, а в городе Белоярский - повышенным уровнем загрязнения.

В течение 2015 года превышения установленных среднесуточных нормативов периодически фиксировались по фенолу, формальдегиду и диоксиду азота от 1 до 4 ПДК. В г.Белоярский повышенный уровень загрязнения связан с регистрацией двух случаев высокого (более 10 ПДК) загрязнения формальдегидом в начале года (21.01.15 до 10,3 ПДКм.р. и 17.02.15 до 22,4 ПДКм.р.). В большинстве случаев высокое загрязнение в зимнее время наблюдается при наличии неблагоприятных метеорологических условий – морозной, безветренной погоды, способствующей накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы.

Повышенные концентрации загрязняющих веществ связаны как с техногенными факторами (выбросы городских предприятий и автотранспорта), так и природными (усиление фотохимических реакций в атмосферном воздухе в теплую солнечную погоду, неблагоприятные метеорологические условия).

97% населения городов Югры, где ведутся регулярные наблюдения, проживает в населенных пунктах с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

  1. Поверхностные воды

В 2015 году наблюдения за состоянием поверхностных вод водотоков автономного округа проводились Ханты-Мансийским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на 32 гидрохимических постах вблизи населенных пунктов и в границах лицензионных участков в рамках ведения локального экологического мониторинга (1710 постов).

Качество поверхностных вод, в сравнении с 2014 годом, существенно не изменилось и характеризуется 4 классом качества, что соответствует «грязным» и «очень грязным» водам.

Отмечается стабильно повышенное содержание соединений железа (в 100% проб), марганца (в 93% проб), меди (в 100% проб) и цинка (в 94% проб), которое превышает ПДК в 10-45 раз. Значительные концентрации этих соединений имеют природное происхождение и обусловлены заболоченностью водосборных площадей.

Среднегодовые концентрации нефтепродуктов во всех крупных реках находятся ниже уровня ПДК (0,5-0,8 ПДК), а концентрации хлоридов составляют сотые доли ПДК. В 2015 году наблюдались отдельные случаи (в 8% проб) незначительного превышения (1,1-1,5 ПДК) норматива по нефтепродуктам в поверхностных водах рек Обь, Конда, Казым.

В азотной группе концентрации ионов аммония и азота нитритного фиксировались выше установленного норматива в 70% и 29% проб соответственно, что связано с возрастающим влиянием жилищно-коммунального комплекса, недостаточной обеспеченностью населенных пунктов канализационными очистными сооружениями. По азоту нитратному превышения не наблюдались.

В 2015 году на гидрохимических постах государственной наблюдательной сети зарегистрировано 20 случаев высокого и 7 случаев экстремально-высокого загрязнения железом общим (8 случаев), марганцем (7 случаев), растворенным кислородом (10 случаев), азотом нитритным (2 случая), в реках Обь (10 случаев), Конда (5 случаев), Казым (4 случая), Иртыш (3 случая) и по одному случаю на реках Пим, Большой Юган, Вах, Тром-Юган и пр.Сытоминка.

Во всех случаях высокое загрязнение вод связано с сезонными колебаниями концентраций загрязняющих веществ, в периоды, когда отмечается наиболее низкий уровень воды (зимняя, осенняя межень) и питание рек осуществляется только грунтовыми водами, а так же в период начала половодья при интенсивном таянии снежного покрова и смыве загрязнителей с водосборных площадей.

  1. Земельные ресурсы

Природнадзор Югры осуществляет ведение реестра загрязненных земель нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. На 01.01.2015 год в реестр включено 20 242 участка общей площадью 4 668 га. Из них 3 445 га нефтезагрязненных земель и 1 222 га загрязненных минерализованными подтоварными водами.

Реестр на 01.01.2016 с учетом образованных загрязненных земель будет сформирован после предоставления отчетности недропользователей по постановлению Правительства автономного округа от 14.01.2011 г. № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 1 апреля 2016 года.

Загрязнение земель, в большей степени, происходит в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов. Так, за 2015 год на территории автономного округа допущено 1497 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 29,1732 га, в том числе на нефтепроводах – 888 отказов (площадь загрязнения 43,7892 га), на водоводах – 590 отказов (площадь загрязнения 15,107 га), на газопроводах – 19 отказов (площадь загрязнения 0,215 га). Общая масса загрязняющих веществ (подтоварная вода и нефть) в результате аварийных отказов составила 676,447 тонн.

Для устранения загрязнений нефтегазодобывающими предприятиями в рамках природоохранных программ осуществляются восстановительные работы. Всего по итогам 2015 года освидетельствовано 2 266 рекультивированных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, высокоминерализованными (подтоварными) водами, площадью 791,8 га, из них соответствуют природоохранным требованиям 1 911 участков площадью 561,9 га.

Кроме этого, в составе комиссии в 2015 году Природнадзором Югры освидетельствовано 507 рекультивированных участков, ранее занятых шламовыми амбарами на площади 308,6 га, из которых признано соответствующими природоохранным требованиям 481 участок площадью 284,3 га.

Меры обеспечения экологической безопасности на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за январь-декабрь 2015 года

  1. В области реализации программ автономного округа в сфере охраны окружающей среды

В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду в автономном округе реализуется государственная программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 года» (далее - государственная программа).

На реализацию государственной программы в 2015 году утвержден объем финансирования в размере 11 952,4 млн.руб., в т.ч.: средства федерального бюджета – 40,1 млн.руб.; бюджет автономного округа – 619,8 млн.руб.; местный бюджет – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» – 158,7 млн.руб.; по внебюджетным источникам – 11 121,3 млн.руб.

За 2015 год мероприятия государственной программы профинансированы за счет всех источников в сумме 12 427,9 млн.руб. (104%), в т.ч.: из средств федерального бюджета – 38,8 млн.руб. (96,8%); бюджета автономного округа – 609,7 млн.руб. (98,4%); из средств местного бюджета – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» ­– 134,8 млн.руб. (84,9%); из внебюджетных источников – 11 632,1 млн.руб. (104,6%).

В сентябре 2015 года нефтяной компанией Газпромнефть введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, мощностью 900 млн. м3/год, что позволило достичь на территории автономного округа требований национального стандарта Российской Федерации по утилизации попутного нефтяного газа - 95 %.

Для охраны водных объектов и обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями в 2015 году закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (мощностью 1 324 п.м.) и продолжаются работы по строительству шестой очереди на р. Обь в районе г. Нижневартовска (мощностью 1 310 п.м.), окончание строительства запланировано в 2016 году.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям и предотвращения загрязнения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира выполняются мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и их закрепление на местности специальными информационными знаками. Из общей протяженности береговой линии в муниципальных образованиях автономного округа установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос протяженностью 17 156,5 км (44%).

Важной составляющей региональной политики в области обращения с отходами является строительство полигонов твёрдых бытовых отходов.

В 2015 году завершены работы по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района и реконструкция полигона в г.Лянтор Сургутского района, в результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами увеличилась на 3% и составила 53% (в 2014 году – 50%). Продолжается выполнение строительно-монтажных работ на объектах для размещения отходов производства и потребления в с. Сорум и Полноват Белоярского районов.

Реализуются инвестиционные проекты по проектированию и строительству комплексных межмуниципальных полигонов с технологиями по сортировке отходов и последующей переработке извлеченного вторичного сырья. В 2015 году продолжилось проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов ТБО для г. Нефтеюганска и г. Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района; для г. Нижневартовска и г. Мегиона, поселений Нижневартовского района; для г. Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.

В целях осуществления постоянного наблюдения за состоянием окружающей среды выполнено 37 065 определений качества атмосферного воздуха по основным загрязняющим примесям. Измерения произведены на 7 постах территориальной сети наблюдения в 6 населенных пунктах: Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Берёзово, Белоярский, Радужный. В результате объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды увеличился на 0,202 млн.ед. измерений и составил 1,894 млн.ед.

2. В области природопользования

2.1. В сфере охраны атмосферного воздуха

В рамках установленных полномочий Природнадзора Югры, в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух осуществляется выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). За 2015 год Природнадзором Югры выдано 144 разрешения на выбросы загрязняющих веществ (общая масса занормированных выбросов составила 9 492,02 тонн)

В целях регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Природнадзором Югры выдано 21 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

2.2. В области обращения с отходами производства и потребления

В целях регулирования вопросов в области обращения с отходами производства и потребления Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и реализуются стратегические документы:

  • Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп);
  • Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (постановление Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года № 191-п);
  • План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 сентября 2011 года № 543-рп).

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты муниципальные программы в области обращения с отходами, утверждены Генеральные схемы санитарной очистки территорий и Правила обращения с отходами, в том числе по отдельным видам.

За 2015 года в результате мероприятий по контролю, направленных на предотвращение, выявление и пресечение фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях населенных пунктов, лесного фонда, в водоохранных зонах водных объектов, отнесенных к объектам регионального экологического надзора, выявлено 154 места несанкционированного размещения отходов, общая площадь которых составила 26,34 га, (из них, на землях населенных пунктов – 104, на землях лесного фонда – 48, на землях запаса – 2).

К установленным нарушителям природоохранного законодательства применены меры административного воздействия:

вынесено 125 постановлений о назначении административного наказания на сумму 6 812 тыс. руб.; взыскано с начала года 97 на сумму 4 631,3 тыс. руб.

с целью устранения выявленных нарушений выдано 35 обязательных предписаний о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в установленные сроки.

Предъявлена 1 претензия по возмещению ущерба в натуральном выражении на сумму 342 125,155 тыс. руб. в отношении ООО «Санремтехстрой» (Сургутский район) за несанкционированное размещение отходов.

За 2015 год ликвидировано 118 свалок на площади 22,27 га (из них, на землях населенных пунктов – 80, на землях лесного фонда – 37, на землях запаса – 1).

В органы прокуратуры передано 76 материала для направления исков в суд для понуждения органов местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки.

На контроле Природнадзора Югры (по состоянию на 01.01.2016) – 192 места несанкционированного размещения отходов (из них на землях населенных пунктов – 143, на землях лесного фонда – 46, на землях запаса – 3).

2.3. Ведение регионального кадастра отходов

В целях совершенствования системы учёта при обращении с отходами и реализации полномочий субъекта Российской Федерации по ведению регионального кадастра отходов осуществляется реализация постановления Правительства автономного округа от 29 ноября 2007 года № 294-п «О порядке ведения регионального кадастра отходов» (далее – Порядок). Данные регионального кадастра отходов позволяют провести анализ состояния дел по обращению с отходами производства и потребления на территории автономного округа.

По предварительным данным регионального кадастра отходов в 2015 году в автономном округе образовалось – 4,60 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых обезврежено и утилизировано 3,41 млн. тонн отходов.

Распределение объема отходов, образованных на территории округа за 2015 г. (4 597,7 тыс. т), по классам опасности осуществляется следующим образом:

– I класс опасности – 0,12 тыс. т (0,003%);

– II класс опасности – 1,46 тыс. т (0,03%);

– III класс опасности – 399,63 тыс. т (8,69%);

– IV класс опасности – 3 510,01 тыс. т (76,34%);

– V класс опасности – 668,49 тыс. т (14,93%).

Размещение отходов в округе в основном осуществляется на полигонах и свалках. По данным регионального кадастра отходов на текущий момент на территории автономного округа зарегистрировано 70 полигонов для размещения отходов производства и потребления, из них:

39 полигонов для размещения твердых бытовых отходов;

8 полигонов промышленных отходов;

23 смешанных полигонов для размещения твердых бытовых и производственных отходов.

33 полигона для размещения отходов производства и потребления эксплуатируются муниципальными предприятиями, либо по договору аренды. Остальные 37 полигонов находятся на балансе нефтегазовых компаний.

По данным регионального кадастра отходов, региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживанию отходов различных видов насчитывает 140 промышленных объектов по переработке отходов производства и потребления, из них 9 объектов по утилизации и 131 объект по обезвреживанию отходов.

В соответствии с Порядком сведения за 2015 год для регионального кадастра отходов предоставляются в срок до 1 марта года следующего за отчетным периодом.

3. В области экологической паспортизации территории

автономного округа

В целях обеспечения органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и населения автономного округа информацией о состоянии окружающей среды и экологической безопасности на территории автономного округа, для подготовки схем и реализации мероприятий территориального планирования, разработки программ автономного округа, определения мер по оздоровлению экологической обстановки, осуществляется экологическая паспортизация территории автономного округа.

В информационно-аналитический комплекс «Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с начала ведения внесена информация о 45 168 источниках негативного воздействия на окружающую среду, из них 3 685 – источников водопотребления и выпусков сточных вод, 4 805 – объектов размещения отходов, 36 678 – источников выбросов в атмосферный воздух.

4. В области экологической экспертизы

В целях определения соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, предупреждения и/или минимизации возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий проводится экологическая экспертиза.

В 2015 году выдано четыре положительных заключения государственной экологической экспертизы. Одно по материалам, обосновывающим создание особо охраняемой природной территории регионального значения; два по проектной документации, реализация которой запланирована на особо охраняемой природной территории и одно по материалам, обосновывающим лимиты изъятия охотничьих ресурсов на территории автономного округа.

Рассмотрено 108 проектов на соответствие требованиям природоохранного законодательства, не подлежащих государственной экологической экспертизе, в том числе:

  • по материалам градостроительного проектирования (19 шт.);
  • по проектам освоения лесов имеющих рекреационное назначение (22 шт.);
  • по планам ликвидации аварийных разливов нефти (37 шт.);
  • по строительству автозимников (22 шт.);
  • по строительству ледовых переправ (8 шт.)

По результатам экспертных работ согласовано 99 проектов и 9 отклонено от согласования, как не соответствующие экологическим нормам, установленным законодательством Российской Федерации и Ханты-мансийского автономного округа.

За 2015 год согласовано 485 технических проектов, связанных с пользованием участками недр, в том числе:

  • пробной эксплуатации (56 шт.);
  • на разработку общераспространенных полезных ископаемых (179 шт.);
  • на добычу подземных вод для системы ППД (124 шт.);
  • на ликвидацию и консервацию карьерной выработки (107 шт.);
  • по закачке подтоварных вод в пласт (19 шт.).

5. В области государственного экологического надзора

Организация государственного экологического надзора осуществлялась посредством проведения плановых проверок в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, подготовленным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, утвержденным приказом Природнадзора Югры от 23.10.2014 № 187-П «Об утверждении Плана проверок на 2015 год», внеплановых проверок, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований в установленной сфере деятельности.

За 2015 год проведено 220 плановых проверок (76 % от плана). Также в отчетном периоде было проведено 1 249 внеплановых проверок, в том числе:

По исполнению обязательных предписаний – 1211;

По поручению органов прокуратуры – 14;

По поступившим обращениям и заявлениям – 5;

По заявлению о возникновении угрозы вреда – 16;

По иным основаниям – 3.

Помимо плановых и внеплановых проверок, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды, Природнадзором Югры проведено 1 899 патрулирований, плановых (рейдовых) осмотров, обследований подконтрольных территорий и водных объектов.

По результатам всех мероприятий выявлено 5 291 нарушение природоохранного законодательства, из них:

56% составляют нарушения лесного законодательства;

32% нарушения правил пользования объектами животного мира и правил добычи;

4% организация несанкционированных мест размещения отходов (свалки);

2% нарушения в области использования и охраны водных объектов;

подготовлен и опубликован «Доклад об экологической ситуации в ХМАО-Югре в 2014 году» (далее – Доклад), который позволяет обеспечить органы исполнительной власти и население автономного округа обобщенной, систематизированной информацией о качестве окружающей среды и состоянии природных ресурсов, а также их динамике в условиях антропогенной деятельности. Доклад размещен на официальном сайте Природнадзора Югры;

в газете «Аргументы и факты» создана постоянная рубрика «Экологический вопрос», а также осуществляется размещение статей об особо охраняемых природных территориях, развитию туризма и туристических программ, итогах проведения Марша парков на особо охраняемых природных территориях, информация по развитию системы экологического образования и просвещения в автономном округе;

на постоянной основе два раза в год выходит приложение «Сохраним окружающую среду» в газете «Новости Югры»;

в эфир вышли три выпуска эколого-просветительской передачи «Эковзгляд»; две телепрограммы «Дневники Международной экологической акции «Спасти и сохранить», итоговый фильм по проведению Акции в автономном округе на телеканале «Югра»; три информационных радио и телеролика об основных программных мероприятиях Акции; новостные выпуски с информацией по Акции на телеканале «Югра», в том числе в программе «С 7 до 9».

8. Основные задачи (планы) по реализации политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

на 2016 год

Эффективная реализация экологической политики позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду и достичь в 2016 году следующих ключевых показателей:

Сокращение общей площади нефтезагрязнённых земель на 28,4% от уровня 2013 года;

Увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 78%;

Увеличение общей обеспеченности муниципальных образований автономного округа полигонами для размещения твердых бытовых отходов до 56%;

Снижение соотношения объёма незаконных рубок, совершённых невыявленными (неустановленными) нарушителями лесного законодательства, и общего объёма незаконных рубок до 35 %.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Ульянова Анна 21-ЗИО-16

Практическая работа 9

Ханты-Мансийский автономный округ – один из самых динамично развивающихся регионов России, обладающий огромным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Экологическая ситуация в округе формируется под влиянием фактора воздействия народного хозяйства на окружающую среду, и большую часть вреда наносит нефтегазодобывающий комплекс, являющийся основой экономики округа.

Добыча нефти и газа принесла округу положительные результаты: быстрый подъем экономики, активное повышение уровня жизни населения, заселение территории, образование посёлков, моногородов, возможность трудоустройства населения. Но есть и отрицательные стороны: в окружающую среду были пролиты десятки миллионов тонн нефти, отчуждены и нарушены сотни гектаров земель, сожжено на факелах сотни миллиардов кубометров попутного нефтяного газа, потеряли свое хозяйственное значение многие охотничьи угодья, оленьи пастбища, реки, озера, в несколько раз сократился уровень добычи рыбы.

Анализ состояния экологической ситуации в ХМАО

Экологическое состояние почв

ХМАО одним из экологических последствий промышленного освоения территории является значительное изъятие земель под нужды нефтегазового комплекса. По данным экономического мониторинга, ежегодно отводится 15-20 тыс. га земельных участков. В настоящее время в пользовании нефтегазодобывающими компаниями находится не менее 160 тыс. га земельных участков.

Ведущее место в нарушении экологии почв занимают предприятия нефтедобывающей промышленности и геологоразведка. Одним из основных видов нарушения экологического режима земель в ХМАО являются загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами, минерализированными водами. Техногенное вмешательство приводит к нарушению поверхностного горизонта почв.

Наиболее экологически опасными объектами нефтедобычи являются эксплуатационные буровые площадки. Исследователями отмечается, что при строительстве и эксплуатации скважин вырубается древостой, живой напочвенный покров уничтожается на 75-80%. От 30 до 40% территорий площадок загрязняется нефтью, буровыми растворами, химическими реагентами, 3-10% подвержено затоплению водой. Прилегающие участки леса часто захламлены древесиной и порубочными остатками, загрязнены, отличаются повышенной огнеопасностью. Возрастает объем нерекультивированных нефтезагрязненных земель. Основной их массив приходится на участки интенсивной нефтедобычи: Нижневартовский, Нефтеюганский, Сургутский районы

Аварии на нефтепроводах, приводят к серьезным экологическим последствиям. В 2007 году на нефтепромыслах автономного округа зарегистрировано 5480 аварийных разливов, связанных с добычей углеводородного сырья. В результате произошедших аварий в окружающую среду попало 10381,4 тонн загрязняющих веществ. С 2010 г. наблюдается рост среднегодовых концентраций углеводородов (нефтепродуктов).

В 2013 и 2014 годах очень высокие концентрации углеводородов, хлоридов и токсичность почвенных проб чаще наблюдались на Самотлорском лицензионном участке ОАО «Самотлорнефтегаз». В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Такие нарушения приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что обуславливает активное, часто необратимое развитие экзогенных геологических процессов. Добыча нефти и газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.

Происходят необратимые деформации земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление. В мировой практике достаточно примеров, показывающих, сколь значительным может быть опускание земной поверхности в ходе длительной эксплуатации месторождений. Перемещения земной поверхности, вызываемые откачками из недр воды, нефти и газа, могут быть значительно большими, чем при тектонических движениях земной коры.

Неравномерно протекающее оседание земной поверхности часто приводит к разрушению водопроводов, кабелей, железных и шоссейных дорог, линий электропередач, мостов и других сооружений. Оседания могут вызывать оползневые явления и затопление пониженных участков территорий. В отдельных случаях, при наличии в недрах пустот, могут происходить внезапные глубокие оседания, которые по характеру протекания и вызываемому эффекту мало отличимы от землетрясений.

Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений (при бурении скважин). Иногда эти предприятия, несмотря на то, что газ – это экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву.

Природный газ отдельных месторождений может содержать весьма токсичные вещества, что требует соответствующего учета при разведочных работах, эксплуатации скважин и линейных сооружений. На участках с нарушенным растительным покровом, в частности по трассам дорог, магистральных газопроводов и в населенных пунктах, увеличивается глубина протаивания грунта, образуются сосредоточенные временные потоки и развиваются эрозионные процессы. Состояние грунтов не менее существенно изменяется и при усилении их промерзания. Развитие этого процесса сопровождается формированием пучинных форм рельефа. Скорость пучения при новообразовании многолетнемерзлых пород достигает 10-15 см в год. При этом возникают опасные деформации наземных сооружений, разрыв труб газопроводов, что нередко приводит к гибели растительного покрова на значительных площадях.

Загрязнение приземного слоя атмосферы при добыче нефти и газа происходит также во время аварий, в основном природным газом, продуктами испарения нефти, аммиаком, ацетоном, этиленом, а также продуктами сгорания.

В отличие от средней полосы, загрязнение воздуха в районах Крайнего Севера при прочих равных условиях оказывает более сильное воздействие на природу вследствие ее пониженных регенерационных способностей.

Нарушения окружающей среды, обусловленные изменением инженерно-геологической обстановки при добыче газа, возникают, по существу, везде и всегда. Избежать их полностью при современных методах освоения невозможно. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия, рационально используя природные условия.

Неправильная эксплуатация недр способствует изменению их естественного состояния и ведет к деформации. Следствием этого явилось, например, землетрясение в Нефтеюганске в 1986 г. (2- и 3-балльные толчки были вызваны техногенными причинами).

При строительстве и эксплуатации трубопроводов имеет место техногенное воздействие на окружающую природную среду. Происходит нарушение растительного покрова, величины и режима стока, водного режима. Кроме того, отмечается тепловое воздействие, которое ведет к значительному изменению инженерно-геологических условий по трассам трубопроводов, что особенно существенно для вечномерзлых грунтов и может способствовать активизации таких процессов, как термокарст и термоэрозия.

При аварийных ситуациях происходит загрязнение атмосферы, подстилающих грунтов и водоемов на значительных территориях.

В Ханты-Мансийском автономном округе был принят закон «О рациональном недропользовании». Значимость закона состоит в том, что он позволяет регулировать отношения владения, пользования и распоряжения недрами, промышленного использования и охраны недр, соблюдение природоохранных норм и экологической безопасности, ведение экологического мониторинга и сочетание использования недр с сохранением традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.

Пути решения экологических проблем ХМАО

Перед нефтяной отраслью в ХМАО и по России в целом стоят следующие задачи:

1. Восполнение запасов углеводородов и освоение новых нефтегазоносных
провинций в отдаленных районах с вероятным отсутствием инфраструктуры,
что потребует значительных инвестиций;

2. Повышение уровня профессиональной подготовки кадров и применения технологий для того, чтобы максимально эффективно провести разведку и освоение новых нефтяных и газовых месторождений

3. Улучшение состояния окружающей среды, а также компенсация или устранение экологических последствий деятельности нефтяных компаний для окружающей среды.

4. Утилизация нефтяного попутного газа.

Тему утилизации нефтяного попутного газа рассматривалась на федеральном уровне. Необходимо решить проблему переработки попутного газа, поскольку в нем должны быть заложены механизмы правового, экономического, рыночного регулирования отношений всех заинтересованных сторон.

Сегодня готов новый, переработанный и сбалансированный вариант законопроекта. В нем предусмотрен обязательный уровень использования попутного газа не ниже 95 процентов. Ответственность за сверхнормативные выбросы газа и продукты его сгорания будут нести не только нефтедобывающие предприятия, но и все участники процесса использования попутного газа.

Вопросы экологии следует рассматривать в тесной связи с экономическим развитием, поскольку именно оно во многом определяет состояние окружающей среды и масштабы работ по его оздоровлению.

С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтегазодобывающим комплексом ведутся разработки и внедряются новые природосберегающие технологии. Осваивается безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов. Ведется строительство заводов по антикоррозийному покрытию трубопроводов. Осваивается применение гибких трубопроводов из армированного пластика, срок эксплуатации которых не ограничен. Нарабатываются технологии по эффективной очистке загрязненных поверхностей с применением бак. препаратов и различных промывочных жидкостей. С целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ведутся работы по использованию газа, сжигаемого в факелах, для производства бензина и выработки электроэнергии.

Производство должно стать экологически безопасным и предельно ответственным, необходимо расширение сети очистных сооружений и полигонов для захоронения отходов.

В создавшейся ситуации все планы развития новых производств должны рассматриваться только с учетом современной экологической ситуации в округе.

Негативное воздействие на окружающую среду округа оказывают нефтегазодобывающий комплекс, электроэнергетика, трубопроводный транспорт углеводородного сырья, лесопромышленный комплекс. Кратко охарактеризуем основные виды отрицательного воздействия на окружающую природную среду ХМАО, осуществляемого данными хозяйственными комплексами.

В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). При этом происходит нарушение растительного, почвенного и снежного покровов, поверхностного стока, срезка микрорельефа. Такие нарушения приводят к сдвигам в тепловом и влажном режимах грунтовой толщи и к существенному изменению ее общего состояния, что обуславливает активное, часто необратимое развитие экзогенных геологических процессов. Добыча нефти и газа приводит также к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды. Происходят необратимые деформации земной поверхности в результате извлечения из недр нефти, газа и подземных вод, поддерживающих пластовое давление.

Основными видами отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду являются: загрязнение атмосферного воздуха, тепловое и химическое загрязнение водных объектов (нефтепродукты, масла, грязь), шумовое загрязнение от работающих агрегатов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы.

Практически все добываемое в Ханты-Мансийском автономном округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть нефте - и газопроводов. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 9 тысяч километров. Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Основной причиной аварий является коррозия металла. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами. При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира.

Лесопромышленный комплекс оказывает негативное воздействие на лесные экосистемы: нарушается почвенный покров, изменяется гидрологический режим рек и озер, территория загрязняется брошенной древесиной, изменяется численность и видовой состав животного мира.