Проблемы молодежи. Методическая разработка мероприятия «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать? Духовность и мораль современной молодежи

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.

Решетников Александр Сергеевич,

учитель истории, зам.директора по УВР

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение

"Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»

Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.

Православная молодежь - будущее Церкви и общества, и если работе с молодежью уделять недостаточно внимания, то есть риск остаться без будущего. Принципиальным моментом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом. При чем речь идет о всех типах молодёжных групп: от воцерковлённой молодёжи и неофитах до представителей иных конфессий, и молодёжи, негативно настроенной к Православной Церкви.

Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.

Цельработы - обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.

Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:

1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;

2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;

Одна из ключевых проблем современной действительности - это пропаганда безнравственного образа жизни. Навязанные данной модели поведения разрушающе действует на характер подростка. Это способствует появлению в нем вредных привычек и ослаблению волевых и умственных качеств. Архиепископ Амвросий Харьковский отмечает: «Удовольствия, действуя на чувство и воображение, как на такие силы, которые больше принимают впечатления со стороны, чем действуют самостоятельно, больше возбуждаются и волнуются, чем собираются и правильно устанавливаются, - тем самым ослабляют деятельность нашего ума и воли» . В особенности это касается чувств и воображения детей в подростковом возрасте.

Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть, а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка. Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е. на улице, порой даже убегает из дома.

Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону. Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки. Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы. В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.

Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров. Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами. С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.

Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение. За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием - самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков. Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.

Приход в школу для ребенка есть новый и сложный этап его жизни. Не случайно психологи один из возрастных кризисов связывают именно с этим этапом. Новый коллектив (большой, сложный), новые требования, новый порядок, новый режим, новые отношения. Все это оказывает сильное влияние на психику ребенка, провоцирует у него защитные реакции. Избалованный ребенок, не готовый к новым условиям может не адекватно реагировать на новые ситуации. Он начинает сталкиваться с критикой, его интересы пересекаются с интересами других людей. Критичные замечания очень влияют на эмоциональное представление малыша о самом себе. Здесь кроется опасность, так как не каждый ребенок способен справиться со своим самолюбием, которое было взращено родителями. Ребенок, не воспитанный родителями должным образом, начинает противиться другим детям, защищая свою самость, или подпадает под влияние своих одноклассников, которые, тоже, были недолжным образом воспитаны своими родителями.

Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.

Психология утверждает, что вредные привычки - это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой. Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения. В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.

Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие. Большинство людей не осознают, что имеют такой порок. Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком. Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.

В Священном Писании говорится: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4; 29). Нецензурная брань отрицательно воздействует на духовные качества ребенка и может стать причиной появления агрессии в детях. По мнению Святых Отцов, сквернословие, воздействуя на душу ребенка, постепенно меняет его восприятие и в большинстве случаев становится причиной нравственных проблем в подростковом возрасте . Преподобный Ефрем Сирин говорит: «…как прившедшее слово имело силу прав первородства, сообщенных рождением; так прившедшее злословие может произвести то же, что и убийство» . Привычка нецензурно выражаться в последствие может усугубиться более страшными привычками: курение, алкоголизм, наркомания.

Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.

Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.

Еще большую опасность компьютер представляет для детской неокрепшей психики. В сравнении со взрослыми у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютера намного быстрее и легче приводит к развитию зависимости, что приводит к нарушению социальной, эмоциональной и познавательной сферы. У зависимого подростка развиваются такие качества как: неуверенность в себе, истинная или «предохранительная» заниженная самооценка, фрустрация (чувство не успешности на фоне мощных, неосуществленных желаний), чувство покинутости, замкнутости, коммуникационные трудности, интеллектуализация. Компьютерные игры вызывают в человеке зависимость, отстраненность от внутрисемейных традиций и агрессию к запретам и упрекам родителей и близких . Наряду с этим, происходит полное разрушение тела, души и духа ребенка. Виртуальный мир разрушает его личностные качества и не дает им полностью раскрыться.

Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов. Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.

Употребление новых «легких» наркотиков (соль, спайс) привели в недавнем времени к вспышке употребления наркотиков среди молодежи. Особенно сложная ситуация сложилась в Сургуте, Тобольске, Тюмени. Проблема осложняется тем, что определить, принимал ли ребенок наркотик, совсем не просто, к примеру, у «спайса» очень короткий период опьянения - родители могут ничего не заметить, если ребенок отсутствует дома всего пару часов. Наркозависимый представляет опасность не только для себя, но и для окружающих. Статистика показывает, что почти половина преступлений совершается под воздействием наркотических препаратов . Подросток, употребляющий наркотики, нередко встает на путь воровства, разбоя, проституции и даже убийства .

Лаконичная оценка наркомании была дана протоиереем Михаилом (Денисовым): «…наркотики - это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть» .

Таким образом, вредные привычки - это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи. Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества. Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям или, вовсе, к убийству или самоубийству .

В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:

Грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;

Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;

Отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;

Современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;

Распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;

Вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.

Таким образом, к нравственным проблемам современной молодежи мы относим следующие: непослушание родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; формирование культа «удовольствия», нравственная и половая распущенность.

Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.

Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.

В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.

Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость. Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.

Список литературы

  1. Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997.
  2. Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/
  3. Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007.
  4. Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/
  5. Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993.
  6. Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000.

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее - вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% - представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно)

Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов)

Любопытен взгляд на отношение молодежи к идеалам и, напротив, ее склонность к цинизму, среди молодых респондентов, опрошенных в поселениях различного типа. Самый высокий уровень озабоченности распространением настроений цинизма свойственен молодежи, живущей в российских селах - здесь о равнодушии молодых россиян к идеалам говорили 54% молодых респондентов.

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» - телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяют около ѕ наших сограждан - 73% молодежи и 80% людей старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется нашей историей, культурой, ориентирована преимущественно на западные ценности. В меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи (26% и 19%, соответственно)

Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 41-43% опрошенных заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей.

На фоне несущественной разницы мнений молодежи в целом и людей старшего возраста по вопросу о наиболее предпочтительном для молодежи места жительства (Россия или зарубежная страна), не отмечено значимой разницы и в отдельных возрастных подгруппах молодежи. Зато обращает на себя внимание различие во взглядах молодежных подгрупп, выделенных по типу поселения. Так, среди молодых опрошенных, проживающих в мегаполисах, соотношение сторонников двух противоположных точек зрения («молодежь хочет жить в России» - «молодежь хочет жить на Западе») примерно одинаково (49%-50%). Чем меньше тип поселения, тем больше доля тех, кто уверен, что молодежь не хочет жить в России - в районных центрах и на селе она составляет уже большинство, возрастая до 56% в райцентрах и 65% на селе.

Возникает вопрос - неужели, действительно, последние десятилетия радикально изменили россиян, лишили их нравственной опоры, разрушили традиционные основы общения и взаимодействия? Или катастрофизм ситуации сильно преувеличен?

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших сограждан, и особенно молодежи, приобретают зачастую характер анахронизмов, пользоваться которыми - значит обречь себя на неуспех. Так, немногим менее половины опрошенных представителей молодежи (46%) в ходе опроса согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. Противоположной точки зрения придерживается большинство молодежи, но далеко не подавляющее - 54% уверены, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени и всегда остаются актуальными и современными.

Не только многие молодые россияне полагают естественным процесс моральной коррозии общества. Почти каждый третий респондент старшего возраста (31%) признал, что моральные нормы «стареют» и уже не соответствуют современным нормам и ритму жизни.

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследований многие респонденты признают, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной «инвентаризации» ценностей. В результате большинство молодежи (55%) сегодня вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 44% молодежи.

Моральное «отставание» молодежи в данном случае, что называется налицо: среди респондентов старшего поколения соотношение числа тех, кто ориентируется на нормы морали, и тех, кто считает возможным ими пренебречь, складывается в пользу сторонников незыблемости морального устава (63% против 36%). Однако нельзя не видеть и того, что манкирование моральными принципами считают возможным более трети представителей поколения «отцов», которые, собственно, и должны передавать свой нравственный багаж детям.

Чем наши современники, и прежде всего молодежь, готовы пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Как показывают исследования, в целом россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются резко негативно и заявляют, что они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу - заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать более ѕ опрошенных как среди молодежи, так и среди людей старшего возраста.

В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

Кроме того, более половины молодежи и людей старшего возраста считают совершенно недопустимыми хамство, грубость и использование нецензурной лексики, пьянство и алкоголизм, деловую необязательность и проституцию. Практически половина опрошенных в обеих группах не приемлют и супружескую измену.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, они отрицаются уже не так безусловно. Например, заметный «дрейф» в направлении от осуждения к оправданию наблюдается в отношении молодежи к уклонению от уплаты налогов, даче/получению взяток, а также абортам, которые остаются неприемлемыми только для 34%-40% молодых россиян.

Еще больше лояльность молодежи, как, впрочем, и людей старших возрастов, к сопротивлению милиции, присвоению найденных вещей и денег, уклонению от службы в армии, безбилетному проезду в общественном транспорте - все эти поступки вызывают понимание и оправдываются большинством россиян (от 59% до 84% опрошенных считают их допустимыми). Таким образом, можно констатировать, что критическая масса людей, не придающих большого значения этим «шалостям и проступкам», уже достигнута, и они перешли в разряд общественно приемлемых действий.

Анализ отклонений между долями респондентов, осуждающих те или иные неэтичные и аморальные поступки и действия, в группах молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей - неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности - взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).

По остальным тестируемым действиям и поступкам позиции молодежи и людей старшего поколения ближе, различия в принятии группами этих норм не превышают 7%.

Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена, аборты), молодежь оказалась даже более строга, чем люди старшего поколения. В частности, аборты здесь осуждаются почти на 9% чаще, чем в поколении отцов

Безусловно, декларирование своей приверженности тем или иным морально-нравственным нормам далеко не тождественно тому, как люди ведут себя в реальной жизни. В ходе опроса респондентам специально задавался вопрос, приходилось ли лично им делать что-то из того, что обычно принято считать неэтичным, аморальным.

Как показывает анализ полученных данных, статус «практического табу» для молодежи и людей старшего поколения имеют, например, гомосексуализм и употребление наркотиков. Хотя даже в отношении этих, казалось бы, незыблемых моральных запретов, часть населения, чаще молодежь, демонстрирует терпимость, а некоторые даже указывают на личный опыт таких поступков. В частности, 9% респондентов из числа молодежи заявили, что пробовали наркотики, еще 1% сказали, что делают это часто. Еще 8% заявили, что сами наркотиков не пробовали, но других за их употребление не осуждают. Среди людей старшего поколения о том, что они пробовали наркотики, заявили 4%, еще 3% сказали о своем терпимом отношении к их употреблению другими людьми.

В отношении других тестируемых ситуаций и явлений позиции опрошенных не столь консолидированы. Использование сексуальных связей в корыстных целях, уклонение от налогов и дачу взяток категорически неприемлемыми считают только около половины опрошенных, а не считают зазорным 34%-50% молодежи и 20%-41% людей старшего возраста. При этом о личной практике нарушения запретов в сфере экономических отношений говорили примерно одинаковое число респондентов обеих групп - по 9% уклонялись от налогов, по 19% давали взятки.

Главные актуальные молодежи кроются в нравственном воспитании, а точнее, в его отсутствии. Именно из-за этого проблемы в жизни человека начинают расти как снежный ком. Когда молодым людям не дают достаточно знаний из области нравственного и психологического образования, то у людей нет и ориентиров того, как правильно жить, того, к чему стремиться и главное — как достигать поставленных целей. К сожалению, как живет большая часть современной молодежи, так не стоит жить. Молодежь часто не осознает свои глубинные потребности, вследствие чего истинные желания подменяются искусственными и навеянными современным миром и окружающими людьми. Что рождает следующие актуальные проблемы молодежи: просиживание целыми днями за компьютером, стремление пить и курить, а порой и того хуже — употребление наркотиков, пытаясь найти на самом деле хоть какую-то отдушину, которая бы служила источником счастья.

Хотелось бы рассмотреть два наиболее серьезных ошибочных взгляда на жизнь, которых придерживаются многие молодые люди, на что родители, к сожалению, реагируют достаточно спокойно. Первое — это считать, что пока молодой, можно и погулять, а потом уж и серьезные отношения строить, как говорят порой – не нагулялся еще. И второй — это узость взглядов на жизнь вследствие субъективного опыта.

Одним из путей решения проблемы молодежи — это если человека сразу настраивать на правильные жизненные ценности, а не на гулянья по кафе, барам, ресторанам, дискотекам и шумным компаниям, где народ склонен пить и курить, то тогда не придется никого перенастраивать на другой лад жизни. Человек своими поступками и желаниями формирует у себя определенные склонности, привычки, он привыкает испытывать счастье именно от такой жизни. Жизненные ценности молодежи формируются именно в этот период, и затем человека уже будет практически не изменить. И даже если он задумается, что так не стоит жить, что нужно начинать думать о семье, одного желания будет недостаточно, так как чувства привязаны к другим вещам.

Я говорю о большинстве, не стоит причислять себя к тем единицам, которые способны кардинально , осознав как не стоит жизнь и встать на правильный путь. Оглянитесь по сторонам, вспомните ваших друзей молодости или просто знакомых, которые начали вести разгульную жизнь, задумайтесь, насколько поменялся их характер, что они приобрели и что потеряли, с какими проблемами им пришлось столкнуться, к чему их приведет такая жизнь, стоит ли так жить, способны ли они начать жить в правильном русле, отказавшись от старых привычек.

Также у людей есть большая склонность оправдывать свои поступки, в основном говоря, что все так живут, или просто начинают сравнивать себя с другими, указывая на чужие недостатки, тем самым показывая, что ни такой я и плохой. Как ни крути — это все оправдывание, которое не способствует развитию личности. Необходимо бороться с этим и находить силы честно себе признаваться в своих недостатках и вытекающем неправильном поведении — развитие подобных качеств очень важно для молодого человека.

«Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей» Лев Толстой

Те молодые люди, которые говорят, что в этой жизни надо все попробовать, и что мы свободные люди, что хотим то и делаем, эти строки посвящаются вам. Давайте вместе повспоминаем все то желаемое попробовать — всевозможные алкогольные напитки, легкие наркотики, даже для кого-то и тяжелые, всякие экстремальные виды спорта: покататься на лыжах, на сноуборде с горы и т.п. По сути, это выражение должно звучать «В этой жизни надо попробовать все плохое» — подобные желания порождают проблемы среди молодежи. Кто-нибудь говорил себе эту фразу перед тем, как сделать действительно что-то хорошее? К примеру, попробую я пожить бескорыстно, не привязываясь к результатам труда, или начну помогать бабушке соседке, которая живет одна, еле сводит концы с концами, глядишь менее жадным стану, или начну вставать по утрам и молиться буду, не знаю же, вдруг что и изменится. К актуальной проблеме молодежи относится , о какой свободе вообще идет речь, свобода заключается не в том, что хочу то и делаю, а в том, что делаю только то, что нужно и способен не делать того, чего хочется . Раз вы такие свободные, ну и бросьте пить, курить и обуздайте свои бесконтрольные половые желания.

Стоит отметить, что нравственно — это не просто какое-то чтение морали, это в первую очередь подача примера своим поведением — это главный путь решения проблем современной молодежи — достойный пример для подражания. Говорить можно много чего, но дети впитывают именно то, как вы живете сами. Как ребенок может поступать так, как вы ему говорите, когда вы сами живете иначе — он чувствует фальшь в этом случае и доверие у него будет складываться именно к вашему поведению, а не к словам. Необходимо собственным примером подать пример того, как стоить жить, того, к чему необходимо стремиться, того, в чем истинное счастье. И даже если ребенка так сказать понесет под влиянием общества или окружающих его молодых людей, у него все равно останется вкус к другой жизни. Его может на некоторое время начать штормить по жизни, так было и со мной, но через некоторое время вкус к подобной жизни пропадал и я встал на правильный путь.

Другая актуальная проблема молодежи — это узость взглядов. Люди часто ориентируются, полагаясь лишь на собственный опыт или мнение таких же друзей, которые также часто несильны во многих вопросах. Собственный опыт — это хорошо, именно благодаря ему часто и возникает сильная вера в какое-то знание, но есть одна хорошая мудрость «Умный учится на чужих ошибках, а глупый – на своих». Да и не просто же так в психологических экспериментах задействуют множество человек, а не парочку своих близких знакомых. Да и как говорят, по себе людей не судят, поэтому необходимо быть объективными во взглядах на жизнь, рассматривая вопросы с разных сторон.

Многие ориентируются на окружающих людей, но, к сожалению, большинство из них не знает, . Многие опираются на сугубо личный опыт и обладают стереотипным мышлением. Люди часто сами не знают как на самом деле, где истина, но все равно с уверенностью дают советы или укоряют в чем-либо других. Надо быть индивидуумом, личностью, иметь свои мысли, свои взгляды, а не быть пешкой или сливаться с серой массой, а для этого необходимо читать правильные книги, слушать и общаться с правильными людьми. Совместите личный опыт с получением знания о том, как стоит жить, и получится синтез, который будет путеводной звездой в вашей жизни, иначе можно будет так и блуждать всю свою жизнь, натыкаясь на проблемы, идущие с молодости.

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» Андре Моруа

По поводу накопления опыта в отношениях с противоположным полом — очень серьезная отдельная тема для обсуждения, но я все-таки напишу несколько предложений. Перед тем как начинать строить отношения, необходимо знать самому, как правильно себя вести, чтобы на тебя обращали внимание достойные молодые люди, которые настроены строить серьезные отношения, а также необходимо знать, кого можно назвать достойным, и как, в конечном счете, должны развиваться отношения, чтобы создать гармоничную счастливую семью на всю жизнь.

Многие пытаются накопить опыт, просто встречаясь со всеми подряд — это еще одна актуальная проблема современной молодежи, это весьма неразумно, про учение на чужих ошибках я уже говорил, и про субъективность личного опыта тоже. Многие привыкли доверять лишь собственному опыту — ладно, изучи и проверь, хотя бы так, необходимо усмирить свою ненужную гордость в плане «Я и так все знаю», перестаньте быть категоричными и начните принимать знание из авторитетных источников, пните себя — это ваша жизнь. Нужно начать глубоко изучать, как правильно жить, начать читать не гламурные журналы, а хорошую проверенную литературу , есть одна мудрость «Перед тем как что-то изучать, надо изучать, что изучать».

Поделюсь своим опытом: проблемы молодежи коснулись и меня — в молодости я совершил множество ошибок, и жил как все, как та самая большая часть молодежи, я убил, просто уничтожил свои годы жизни, которые можно было прожить намного разумнее. Я все-таки сумел свернуть с неправильного пути, но все равно это отложило огромный след на моей жизни, характере, который я всеми силами пытаюсь исправить, поэтому даже если человек нагулялся и задумался, к примеру, о создании семьи, в глубине сердца у него останется след до конца его жизни.

«Далеко не все то, к чему стремятся люди, заслуживает того, чтобы к этому действительно стоило стремиться» Дарий (философ)