Кому на руси живется хорошо анализ. Анализ поэмы "кому на руси жить хорошо"

Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

Основная сюжетная линия

Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

«Ты и убогая,

ты и обильная,

ты и всесильная

Матушка-Русь! »

Главные персонажи

Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

Анализ поэмы

Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

Структурные и композиционные особенности

Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу "Кому на Руси жить хорошо", коротко рассмотрим историю создания поэмы и общие сведения. Написал поэму "Кому на Руси жить хорошо" Николай Некрасов. Дело в том, что в 1861 году наконец-то было отменено крепостное право - эту реформу многие долго ждали, однако после ее введения в обществе начались непредвиденные проблемы. Одну из них Некрасов выразил так, если немного перефразировать: да, люди стали свободными, но стали ли они счастливыми?

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" рассказывает о том, как пошла жизнь после реформы. Большинство литературоведов соглашаются, что данное произведение - вершина творчества Некрасова. Может показаться, что поэмы местами забавная, несколько сказочная, простая и наивная, но это далеко не так. Поэму следует внимательно прочитать и сделать глубокие выводы. А теперь перейдем к анализу "Кому на Руси жить хорошо".

Тема поэмы и проблематика

В чем заключается сюжет поэмы "Кому на Руси жить хорошо"? "Столбовая дороженька", а на ней встречаются мужики - семь человек. И начали они спорить, кому же слаще всего жить на Руси. Однако ответ найти не так просто, поэтому они решают отправиться в путешествие. Так и определяется основная тема поэмы - Некрасов широко раскрывает жизнь русский крестьян и других людей. Охвачены многие вопросы, ведь мужикам предстоит завести знакомства со всякими - им встречаются: поп, помещик, нищий, пьяница, торговец и многие другие.

Некрасов предлагает читателю узнать и о ярмарке, и об остроге, увидеть, как тяжело трудится бедняк и на широкую ногу живет барин, побывать на веселой свадьбе и отпраздновать праздник. И все это можно осмыслить, сделав выводы. Но не это является главным, когда мы делаем анализ "Кому на Руси жить хорошо". Обсудим коротко момент, почему нельзя однозначно сказать, кто же главный герой этого произведения.

Кто главный герой поэмы

Кажется, что все просто - семь мужиков, которые спорят и странствуют, пытаясь отыскать самого счастливого человека. По сути, они и являются главными героями. Но, например, ярко выделен образ Гриши Добросклонова, ведь именно этот персонаж по замыслу Некрасова отражает того, кто в будущем просветит Россию и спасет народ. Однако еще нельзя не упомянуть об образе самого народа - это тоже главный образ и действующее лицо в произведении.

Например, читая "Пьяную ночь" и "Пир на весь мир" видно единение людей, как народа, когда проходит ярмарка, сенокос или массовые гуляния. Делая анализ "Кому на Руси жить хорошо", можно отметить, что индивидуальные черты личности не присущи семи мужикам, что явно указывает на замысел Некрасова. Их описание очень короткое, не выделить у отдельно взятого персонажа своего характера. К тому же мужики стремятся к одним целям и даже рассуждают чаще всего одновременно.

Счастье в поэме становится главной темой, и каждый персонаж по-своему понимает его. Поп или помещик стремятся разбогатеть и получить почет, у мужика счастье другое... Но важно понимать, что некоторые герои считают, что своего личного счастья иметь не нужно, потому что оно неотдилимо от счастья всего народа. Какие еще проблемы Некрасов поднимает в поэме? Он рассуждает о пьянстве, моральном упадке, грехе, взаимодействии старых и новых порядков, свободолюбии, бунте. Отдельно упомянем проблему женщины на Руси.

Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.

Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.

Встречаются с разными людьми - поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.

Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.

У мужика своё счастье - это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.

Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.

Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.

Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.

Вариант 2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» появилась, как раз во время отменены крепостного права. Автор работал над ней около десяти лет. Конечно же, он не успел ее дописать, но все равно она является законченной. Некрасов не смог остаться в стороне. После него его дописывали и собирали материал лучшие друзья и родственники. Многим читателям очень даже нравится данная поэма и до сегодняшнего времени остается популярной и знаменитой. Хотя данное произведение является тяжелым для восприятия и не многие могут его понять с первого раза. И для того чтобы понять его смысл, нужно сделать анализ.

Началась поэма с того, что на столбовой дорожке встретилось несколько мужиков. Вот только читатели не знают характера каждого из них. Но все равно у них прослеживается упорство в том, что они не собираются соглашаться с чужим мнением, а стараются отыскать свою правду. Все остальные жители деревни описаны здесь немного подробнее. Каждый из них начал рассказывать, как живется тому или иному человеку на Руси. Конечно, сколько человек столько и мнений и поэтому постепенно разговор перешел в спор.

В итоге они ни к чему не пришли, ведь каждый человек остался при своем мнении. А для того чтобы отыскать ответ на этот вопрос они решили отправиться путешествовать по всему миру. На пути они встречают разных людей, и каждый новый человек рассказывает про свою жизнь. Они встречаются сначала в батюшкой, он рассказывает о своей жизни. Дальше они встречают пьяницу, у которого имеются свои взгляды на жизнь. После этого они встречаются с нищим человеком, который обижается на жизнь, ведь она у него несладкая.

Автор впускает читателя с жизнью каждого из людей, которые встречаются поэме. Бедному человеку порой бывает очень тяжело работать и достать себе копейку на жилье. А вот барин вообще ни о чем не заботиться, ведь у него все есть, да и денег полные карманы.

Многим может показаться, что здесь нет ничего сложного, да воспринимается она легко и просто, но на самом деле это не так.

Среди всех мужчин именно Гриша отыщет ответ на этот вопрос. Кроме этого ему удастся отразить все, что людей ожидает в будущем.

В самых тяжелых или непростых ситуациях весь народ объединяется и тогда решение приходит само собой, да и справиться с этими проблемами бывает намного проще, чем раньше. Помещик не дает покоя никому в этой деревне и когда он умирает, то все просто облегченно вздыхают.

Часто в народе встречаются и проблемы, которые они решают вместе. Частенько в деревне происходят пьянки, люди делятся друг с другом счастливыми моментами.

Гриша всегда жалел свою мать, которой часто доставалось от своего мужа. А когда он вырос, то стал жалеть родину, в которой живет. Он верит в то, что если человек будет думать не о себе, а о других людях, то вскоре станет счастливым человеком. Он всегда любил свой народ и делал все для того чтобы защитить его во всем и всегда и решать их проблемы.

В конце можно понять, что, не смотря на то, что произведение является неоконченным, но все равно представляет большую литературную ценность. И на сегодняшний день она актуальна.

Кому на Руси жить хорошо - Анализ

В 1861 году в России наконец была осуществлена реформа - отмена крепостного права. Всё общество было крайне оживленно данным известием. Однако, несмотря на данную царем свободу, многие люди всё же задавались вопросом: "А счастлив ли народ после произошедших реформ?" и "Наблюдается ли в обществе подлинная свобода?". Горячо любивший простой люд Некрасов, несомненно, не мог проигнорировать такое важное событие как падение крепостничества. Спустя два года после выхода манифеста, он берётся за написание поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Она показывает жизнь российского народа после произошедших реформ. Это творение Некрасова считается наиболее значительным - оно и в современности пользуется огромной популярностью. На первый взгляд читатель может выявить что сюжет произведения незамысловат и примитивен, но произведение это является очень витиеватым для восприятия. По этой причине разумным будет провести анализ поэмы - с помощью него можно вникнуть в глубокий смысл произведения, определить поднятые в нём проблемы.

"Кому на Руси жить хорошо" - произведение, которое создавалось литератором Николаем Некрасовым в период 1863 и 1877 год. Как свидетельствуют его близкие люди и современники, идея, замысел появился у Некрасова еще в середине ХIX века. Талантливый поэт ставил своей целью вложить в поэму абсолютно всё что ему известно о народе, всё что он слышал от него. Но завершить произведение у Некрасова не получилось ввиду кончины, вышло лишь несколько частей произведения с прологом.

На плечи издателя поэмы легла тяжелая задача - решить, какую последовательность будут иметь части поэмы, ибо у Николая Некрасова они не были объединены в одно целое. Чуковский разобрался с этой проблемой, проанализировав работы писателя, он пришел к мнению, что лучше всего будет печатать разрозненные части в таком виде, в каком они представлены нынешнему читателю.

Существует множество споров, о том к какому жанру относить поэму. Это по мнению людей и поэма-путешествие и Русская Одиссея, существует и другие определения. Всё же подавляющее большинство критиков единогласно твердят, что "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. Эпопеей творение называется потому что отображает быт целого народа, в определенный важный период истории - войны, различные социальные катаклизмы. Литератор Некрасов описывает всё с позиции народа и прибегает к фольклору, для показания народного отношения к проблеме. Как правило, эпопея вмещает в себя много героев, которые образуют сюжет.

  • Сочинение Против чего направлен рассказ "После бала"?

    Все дело в случае…С этой мысли, вложенной в уста героя главного героя Ивана Васильевича, начинает Лев Николаевич Толстой свой рассказ "После бала". Случай, который, вопреки окружающей среде

  • Анализ Сказки о царе Салтане Пушкина (3 класс)

    Сказка Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане» написана красивым, певучим русским народным языком, только подчеркивающим волшебство и былинность происходящих событий

  • Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
  • В главе «Счастливые» на пути у мужиков появится толпа мужиков и баб. Многие из встретившихся крестьян объявляют себя «счастливыми», но не с каждым соглашаются мужики. Исследователи отметили важную особенность в этом перечне «счастливых» - в целом они представляют разные мужицкие «профессии», их рассказы открывают «почти все стороны жизни трудовых масс: здесь и солдат, и каменотес, и рабочий, и крестьянин-белорус и т.д.». В этом эпизоде странники уже сами выступают в роли судей: не их нужно убеждать, кто счастлив, а кто нет, - они решают этот вопрос самостоятельно. И потому они посмеялись над «дьячком уволенным», уверявшим, что счастье - «в благодушестве», в приятии малой радости; посмеялись над бабой старой, «счастливой» тем, что «у нее по осени / Родилось реп до тысячи / На небольшой гряде». Пожалели старого солдата, считающего счастьем, что он «смерти не дался», побывав в двадцати сражениях. Уважили могучего каменотеса, убежденного в том, что счастье - в силушке, да все же не согласились с ним: «<...> а не будет ли / Носиться с этим счастием / Под старость тяжело?..» Не случайно сразу же следует и рассказ мужика-богатыря, потерявшего и свою силу, и здоровье на тяжелой работе и вернувшегося на родину умирать. Сила, молодость и здоровье - ненадежные основания для счастья. Не приняли некрасовские крестьяне и «счастье» охотника на медведей, радующегося, что он не погиб, а всего лишь ранен в схватке со зверем, не признают счастье белоруса, вдоволь получавшего «хлебушка». С позором прогнали они лакея князя Переметьева, видевшего счастье в своем лакействе. Но счастье Ермилы Гирина и им, и многим свидетелям этих бесед кажется весьма оправданным.

    История Ермилы Гирина не случайно занимает центральное место в главе. Его история и поучительна, и действительно заставляет поверить в то, что мужик может быть счастливым. В чем счастье Ермилы Гирина? Родом из мужиков, он умом и трудом заработал деньги, сначала держал «сиротскую мельницу», потом, когда ее решили продать, - задумал купить. Обманутый подъячими, Ермил не привез деньги на торг, да выручили мужики, знавшие честность Гирина: по копеечке собрали «мирскую казну». «Мир» доказал свою силу, свою способность противостоять неправде. Но «мир» помог Гирину потому, что всем была известна его жизнь. И другие истории из жизни Ермила Ильича подтверждают его доброту и порядочность. Единожды согрешивший, отправивший вместо родного брата в солдаты сына вдовы, Ермил покаялся перед народом, готовый принять любое наказание, любой позор:

    Пришел и сам Ермил Ильич,
    Босой, худой, с колодками,
    С веревкой на руках,
    Пришел, сказал: «Была пора,
    Судил я вас по совести,
    Теперь я сам грешнее вас:
    Судите вы меня!»
    И в ноги поклонился нам,
    Ни дать, ни взять юродивый <...>

    Путешествие мужиков могло бы завершиться встречей с Ермилом Гириным. Его жизнь отвечает народному пониманию счастья и включает в себя: спокойствие, богатство, почет, добытый честностью и добротой:

    Да! был мужик единственный!
    Имел он все, что надобно
    Для счастья: и спокойствие,
    И деньги, и почет,
    Почет завидный, истинный,
    Не купленный ни деньгами,
    Ни страхом: строгой правдою,
    Умом и добротой!

    Но Некрасов не случайно заканчивает главу рассказом о несчастье счастливого Гирина. «Если бы Некрасов, - справедливо полагает Б.Я. Бухштаб, - хотел признать счастливым человека типа Гирина, он мог бы не вводить тюремной ситуации. Конечно, Некрасов хочет этим эпизодом показать, что счастью на Руси препятствует угнетение народа, так или иначе лишающее счастья сочувствующих народу людей <...>. Счастье купца, нажившего - пусть и законным путем - изрядный капитал, пусть и порядочного, доброго человека - это не то счастье, которое могло разрешить спор странников, потому что это счастье не в том понимании, какое хочет внушить читателю поэт». Можно предположить и еще одно основание для такого финала главы: Некрасов хотел показать недостаточность всех этих слагаемых для счастья. Счастье одного человека, особенно честного, невозможно на фоне всеобщего несчастия.

    Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо» .

    Анализ поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе.

    Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1865-1877).

    1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.

    Проблема народного счастья – идейный центр произведения.

    Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

    2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Помещик» «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ – великий труженик, с другой – пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия – богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

    Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.

    3. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

    4. «Кому на Руси жить хорошо» – произведение критического реализма:

    а) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),

    б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),

    в) Самобытные черты реализма Некрасова – использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

    5. Жанровое своеобразие:

    Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир – семь мужиков).

    Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) – Савелий, богатырь святорусский, в) Песня – обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

    1. Жанровое своеобразие поэмы.

    2. Композиция поэмы.

    3. Проблематика поэмы.

    4. Система персонажей в поэме.

    5. Роль фольклора в поэме.

    «Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова. Задуманная в 1863 г., поэма так и не была закончена, помешала смерть. Жанр произведения – а исследователи называют его обычно эпической поэмой или поэмой-эпопеей – достаточно необычен для XIX века. Традиция больших эпических произведений, тесно связанных с жизнью народа и его творчеством, давно прервалась. Нас интересуют два вопроса: в чем выражаются жанровые свойства эпопеи и каковы причины ее появления?

    Эпичность поэмы проявляется и в композиции, и в неспешном движении сюжета, и в пространственной широте изображенного мира, и в многочисленности населяющих поэму героев, и в огромной временной, исторической протяженности, и, главное, в том, что в поэме Некрасов смог уйти от своей лирической субъективности и рассказчиком и наблюдателем здесь становится сам народ.

    Даже неоконченность поэмы, конечно непредумышленная, кажется частью замысла. Пролог, обнажая главную идею – найти счастливого, задает такую долговременность событий, что поэма может расти как будто сама по себе, прибавляя все новые части и главы, объединяемые рефреном: «Кому живется весело, / вольготно на Руси?» Первые же слова: «В каком году – рассчитывай, / В какой земле угадывай...» – задают масштаб места – это вся Русь, и масштаб времени – не только настоящее (определение мужиков как «временнообязанных» дает временной ориентир – вскоре после крестьянской реформы), но и недавнее прошлое, о котором вспоминает и поп, и помещик, и Матрена Тимофеевна, и еще более дальнее – молодость Савелия, и еще дальше – народные песни из «Пира на весь мир» не имеют определенной временной приуроченности.

    Вопрос, о котором спорят герои, тоже эпический, потому что это центральный для народного сознания вопрос счастья и горя, правды и кривды. Решается он всем миром: поэма многоголосая, и каждый голос – своя история, своя правда, найти которую можно только совместно.

    Поэма состоит из четырех больших, достаточно автономных частей. До сих пор остается вопросом последовательность частей (авторская воля Некрасова нам неизвестна, поэма не была закончена). В нашей издательской практике существует два варианта – либо «Пролог и первая часть», «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир», либо после «Пролога и первой части» помещается «Последыш», потом «Крестьянка» и в самом конце «Пир на весь мир». Каждый из вариантов имеет свои преимущества. «Последыш» и «Пир на весь мир» связаны теснее остальных, у них единое место действия, общие герои. Другая же последовательность носит более содержательный характер. Поэма Некрасова так устроена, что внешний сюжет не имеет для нее большого значения. Собственно, общего сюжета и нет. «Пролог» предлагает сюжетную мотивировку – поиск счастливого, и дальше лишь мотив дороги, бесконечного странствия семерых мужиков объединяет повествование. В первой части даже отдельные главы достаточно самостоятельны, в «Крестьянке» сюжет связан с событиями жизни Матрены Тимофеевны, в «Последыше» он представляет историю столкновения крестьян и помещика, в «Пире на весь мир» сюжета как такового вообще нет. Тем важнее оказывается внутренний сюжет, объединяющий эпопею, – последовательное движение народной мысли, осознающей свою жизнь и предназначение, свою правду и идеалы, движение противоречивое и сложное, которое никогда не может быть закончено. Постепенное углубление в народную жизнь, предстающую в первой части во внешнем многолюдстве и многоголосии, во второй – в драматической коллизии, развертывающейся на наших глазах, в «Крестьянке» – в исключительном, героическом женском характере, причем хотя героиня рассказывает о себе сама (а это говорит об очень высокой степени самосознания), но это рассказ не только о ее частной судьбе, но об общей женской доле. Это голос самого народа, он звучит в песнях, которых так много в «Крестьянке». И наконец, последняя часть, которая целиком состоит из песен, в которых осмысляется прошлое, настоящее и будущее народа и в которых он предстает перед нами в своем глубинном, сущностном значении.

    Система персонажей в эпопее сложно устроена. Самое характерное для нее – многочисленность. В главах первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые» перед нами огромное количество людей. Некрасов говорил, что поэму он собирал «по словечку», и эти «словечки» и стали голосами-историями народной толпы. Построение системы персонажей связано и с конфликтом поэмы. Если первоначальный замысел, который можно реконструировать по спору мужиков в «Прологе», предполагал противостояние крестьян всей общественной пирамиде от чиновника до царя, то изменение его (поворот к изображению жизни народа) определило и иной конфликт – мира крестьянского и мира, непосредственней всего связанного с крестьянской жизнью, – помещичьего. Помещики в поэме представлены достаточно разнообразно. Первый из них Оболт-Оболдуев, рассказ которого рисует общую картину помещичьей жизни в прошлом и настоящем и образ которого соединяет множество возможных помещичьих типов (он и хранитель патриархальных устоев, и лирик, воспевающий усадебную идиллию, и деспот-крепостник). Резче всего конфликтное противостояние миров представлено в «Последыше». Парадоксальному анекдотическому сюжету разыгранной «камеди» соответствует и резко гротескный образ помещика. Князь Утятин – выморочное, полуживое, ненавидящее существо; его невидящее, мертвое око, которое «вертится колесом» (несколько раз повторяющийся образ), гротескно воплощает образ мертвой жизни.

    Крестьянский мир отнюдь не однороден. Основное деление строится на нравственном противостоянии тех, кто ищет правды, как семеро мужиков, которые берут обет «... дело спорное / По разуму, по-божески, / По чести повести», тех, кто отстаивает народную честь и достоинство, как Яким Нагой («... люди мы великие / В работе и в гульбе»), кто позволяет понять, что счастье не в «покое, богатстве, чести» (первоначальная формула), а в строгой правде (судьба Ермилы Гирина), кто оказывается богатырем и в своем бунте, и в своем покаянии, как Савелий, – тех, кто выражает нравственную силу всего крестьянского мира, и тех, кто от этого мира отъединяется, от лакея в «Счастливых» до предателя Глеба-старосты в легенде «О двух великих грешниках».

    Особое место среди героев поэмы занимает Гриша Добросклонов. Сын бедного дьячка, интеллигент-разночинец, он изображен как человек, знающий, в чем счастье, и счастливый, потому что нашел свой путь. «За все страдное, русское /Крестьянство я молюсь!» – говорит Савелий, и Гриша, продолжая тему жизни для всех, создает песню о «доле народа, счастье его». Песни Гриши в «Пире на весь мир» естественно завершают песенный сюжет, создавая одновременно образ течения времени: «Горькое время – горькие песни» – прошлое, «И старое и новое» – настоящее, «Доброе время – добрые песни» – будущее.

    Значение фольклора для поэмы огромно. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы дали возможность передать живую народную речь, насыщенную поговорками и пословицами, афоризмами, сравнениями. Интересный прием – использование загадок, в которых Некрасов ценит их образную силу: «Пришла весна – сказался снег! / Он смирен до поры: / Летит – молчит, лежит – молчит, / Когда умрет, тогда ревет. / Вода – куда ни глянь!». Но главную роль играют в поэме жанры народно-поэтического творчества – сказка (волшебная скатерть-самобранка, говорящая птичка пеночка), причитания и, главное – песни, все более усиливающие свою роль к концу поэмы. «Пир на весь мир» может быть назван народной оперой.