Биография саида афанди. Кем был саид афанди для северного кавказа

Саид Афанди Чиркейский (Ацаев Саид)

Саид Афанди Чиркейский (Саид-афанди аль-Чиркави) - самый известный среди шейхов современного Дагестана, обладающих правом распространять тарикаты "накшбандийа" и "шизалийа", передавать их своим ученикам. По разным оценкам, его мюридами являются от 10 тысяч до 25 тысяч человек, проживающих в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском районах Дагестана, а также и других российских регионах - в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье. Последователями Саида-афанди являются представители многих дагестанских народов. В совместных радениях или зикрах (упоминание имени Аллаха) шейх Саид Чиркейский собирал, наряду с шизалийцами, накшбандийцев и кадирийцев. По его мнению, нет принципиальной разницы между этими тарикатами, ибо все они - пути, ведущие верующего к Богу.

Среди почитателей Саида Ацаева - высокие государственные чиновники и крупные предприниматели. С середины 1990-х годов все руководство ДУМ Дагестана принадлежало к числу приверженцев Саида-афанди, хотя сам он не принимал непосредственного участия в общественных мероприятиях.

Саид Чиркейский говорил, что между шариатом и тарикатом нет принципиальных различий. Шариат, по образному выражению Саида-афанди, сравним с кораблем, тарикат - с морем, а истина (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря. По его мнению, чтобы "объединить или собрать мусульман воедино, необходима партия". Саид-афанди считал, что какая-то часть Конституции Дагестана должна соответствовать Корану и сунне.

Саид Афанди Чиркейский был убит в 2012 году террористкой-смертницей.

Биография

Саид Ацаев родился 21 октября (по другим данным - 1 января) 1937 года в селе Чиркей Буйнакского района Дагестанской ССР. Аварец. По окончанию семи классов работал чабаном в родном селе - для поддержания семьи, оставшейся без кормильца (отец Саида умер, когда мальчику было семь лет).

Службу в рядах Советской Армии проходил в городе Каунас (Литва) в качестве оператора в войсках ПВО. После вновь работал чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев работал на сооружении Чиркейской ГЭС. Там же он в дальнейшем служил в пожарных структурах и ВОХР.

В 32-летнем возрасте, работая на Чиркейской ГЭС, С.Ацаев начал изучать исламские науки, труды алимов и суфийских шейхов. Первым своим духовным наставником (устазом) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида-афанди из селения Инхо.

Книги

Саид-афанди Ацаев (Чиркейский) был автором пяти книг, посвящённых исламу: "Сокровищница благодатных знаний" (на русском и аварском языках), "История пророков" (в двух частях, на русском и аварском языках), "Сборник выступлений шейха Саида афанди аль-Чиркави", "Современность глазами шейха Саида афанди", "Побуждение внять призыву Корана" (на аварском языке).

Саид-афанди писал свои работы на аварском языке, так как, по мнению экспертов, арабский язык знал в ограниченных пределах. По мнению знатоков, его произведения свидетельствуют о выдающемся литературном даровании.

Покушения и убийство

В ноябре 2007 года информационные агентства со ссылкой на пресс-службу МВД Дагестана сообщили о предотвращении покушения на убийство Саида Ацаева.

28 августа 2012 года шейх Саид-афанди Ацаев был убит в результате террористического акта - подрыва террористки-смертницы возле его дома в селе Чиркей Буйнакского района Республики Дагестан. Помимо шейха и смертницы, жертвами теракта стали ещё шесть человек.

С июля 2014 года в Верховном суде Дагестана идет судебный процесс по делу об убийстве шейха Саида Чиркейского.

Верховный суд Дагестана приговорил к пожизненному заключению троих фигурантов дела о теракте, в результате которого погиб религиозный деятель Дагестана шейх Саид Афанди Чиркейский. Четвертый подсудимый приговорен к 12 годам лишения свободы.

"Кавказский узел" сообщал, что 28 августа 2012 года в доме суфийского шейха Саида Ацаева (Чиркейского) в Дагестане произошел взрыв. Бомбу привела в действие смертница Аминат Сапрыкина . В результате погибли восемь человек : шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившиеся поблизости, и сама смертница. В декабре 2012 года были задержаны предполагаемые организаторы теракта. Жителям Дагестана Шихмирза Лабазанову, Магомедали Амирханову и Магомеду Гаджиеву предъявлено обвинение в подготовке Аминат Сапрыкиной, а также в бандитизме и незаконном обороте оружия. Четвертый подсудимый, Ахмед Исрапилов, обвинен в бандитизме, обороте оружия и похищении человека с целью выкупа.

Приговор убийцам

21 апреля 2015 года Верховный суд Дагестана на основе вердикта присяжных, вынесенного 8 апреля, приговорил подсудимых Шихмирзу Лабазанова, Магомеда Гаджиева, Магомедала Амирханова к пожизненному заключению, Ахмеда Исрапилова - к 12 годам лишения свободы.

Семья

Саид Ацаев был женат. Имел четверых детей. Один из сыновей - Ацаев Абдулла Саидович - является ректором Чиркейского теологического института имени Саида–афанди.

Жена - Узлифат-хаджи - погибла от взрыва вместе с мужем.

Источники:

  • Веб-сайт ДУМ РФ: Ацаев (Чиркейский, Чиркави) Саид Абдурахманович, 26 декабря 2011 г.
  • Веб-сайт Саида-афанди Чиркейского.
  • Веб-сайт "Мой Дагестан": Ацаев Саид Абдурахманович (Саид-афанди Чиркейский).
  • Веб-сайт "JourClub.ru": В.Акаев, "Особенности суфизма на Северном Кавказе".
  • Кисриев Э.Ф. Ислам в Дагестане. М.: Логос, 2007. 132 с. (Ислам в России / под ред. А.В.Малашенко).
  • Рабжабова Н. Супруга шейха Саида-афанди Узлифат-хаджи: счастье - быть женой настоящего мусульманина - Ислам.Ру - 11 апреля. 2009.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.

Место смерти: Супруга:

Узлифат-хаджи

Дети: Значительные работы:

Сокровищница благодатных знаний

Оказавшие влияние: Последователи: Сайт:

Саи́д Абдурахма́нович Аца́ев , более известный как Саи́д-афанди́ Чиркейский (авар. ЧIикIаса СагIид афанди ; 21 октября (19371021 ) , Чиркей , Буйнакский район , ДАССР , РСФСР , СССР - 28 августа , Чиркей , Буйнакский район , Дагестан , Россия) - суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов , с начала 1980-х годов один из духовных лидеров мусульман Дагестана , шафиит , ашарит .

Биография

В течение 3 лет проходил службу в рядах Советской Армии в городе Каунас ; после этого вновь работал чабаном . После землетрясения года работал на сооружении Чиркейской ГЭС . Там он прослужил в пожарных структурах и ВОХР .

В 32 года прекратил работу на Чиркейской ГЭС и начал изучать исламские науки, труды мусульманских учёных и суфийских шейхов. Первым своим духовным наставником (устазом ) шейх Саид-афанди считал Абдулхамида-афанди из селения Инхо .

Был женат, имел четырёх детей .

Смерть

В апреле 2015 года за совершение различных преступлений, в том числе и убийство Саида-афанди Чиркейского, суд приговорил Ш. Лабазанова, М. Гаджиева, М. Амирханова к пожизненному заключению, а А. Исрапилова - к 12 годам лишения свободы .

Богословская деятельность

Саид-афанди Чиркейский (аль-Чиркауи) считался одним из самых известных и влиятельных суфийских шейхов Накшбандийского и Шазалийского тарикатов в Дагестане. Он оказывал большое влияние на работу Духовного управления мусульман Дагестана.

Книги

Книги, статьи и выступления Саида-афанди аль-Чиркави переведены на многие языки, в том числе на английский и на русский .

  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / пер. с аварского языка книги досточтимого шейха саида-афанди «Маджму‘ату-ль-фавāид» / при участии канонического отдела Духовного управления мусульман Дагестана. - 3-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - 475 с. - ISBN 978-5-903593-17-0 . перевод на русский язык с аварского языка выполнила Патимат Гамзатова
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / Саид-афанди аль-чиркави. Пер. с аварского яз. книги “къисасуль анбияъ”. в двух томах.. - 4-е издание, исправленное и дополненное. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - Т. 1. - 361 с. - ISBN 978-5-903593-12-5 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. / Г-М. Ичалов. Перевод с аварского языка выступлений и проповедей досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави. В книге рассматриваются широкий спектр важных вопросов, особенно касающихся суфизма.. - 1-е издание.. - Махачкала: Нуруль иршад, 2008. - 256 с. - ISBN 978-5-903593-07-1 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. . - 1-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011. - Т. 1. - 511 с. - ISBN 5903593038 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - 2-е издание. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - Т. 2. - 400 с. - ISBN 978-5-903593-28-6 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - Махачкала: Нуруль иршад, 2007. - Т. 3. - 527 с. - ISBN 5903593054 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. - Махачкала: Нуруль иршад, 2011. - Т. 4. - 490 с. - ISBN 5903593224 .
  • Саид-Афанди аль-Чиркави. Побуждение внять призыву Корана. Толкование суры Ал-Фатиха. - Махачкала: Диля, 2008. - 96 с. - 5000 экз. - ISBN 5-88503-777-9 .

Напишите отзыв о статье "Саид афанди Чиркейский"

Примечания

Ссылки

  • . - Interfax-Religion.Ru
  • Кавказский узел 29 августа 2012

Отрывок, характеризующий Саид афанди Чиркейский

Появление невоенной фигуры Пьера в белой шляпе сначала неприятно поразило этих людей. Солдаты, проходя мимо его, удивленно и даже испуганно косились на его фигуру. Старший артиллерийский офицер, высокий, с длинными ногами, рябой человек, как будто для того, чтобы посмотреть на действие крайнего орудия, подошел к Пьеру и любопытно посмотрел на него.
Молоденький круглолицый офицерик, еще совершенный ребенок, очевидно, только что выпущенный из корпуса, распоряжаясь весьма старательно порученными ему двумя пушками, строго обратился к Пьеру.
– Господин, позвольте вас попросить с дороги, – сказал он ему, – здесь нельзя.
Солдаты неодобрительно покачивали головами, глядя на Пьера. Но когда все убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие, подобное тому, которое солдаты имеют к своим животным: собакам, петухам, козлам и вообще животным, живущим при воинских командах. Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой.
Одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера. Он, обчищая взбрызнутую ядром землю с платья, с улыбкой оглянулся вокруг себя.
– И как это вы не боитесь, барин, право! – обратился к Пьеру краснорожий широкий солдат, оскаливая крепкие белые зубы.
– А ты разве боишься? – спросил Пьер.
– А то как же? – отвечал солдат. – Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться, – сказал он, смеясь.
Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами остановились подле Пьера. Они как будто не ожидали того, чтобы он говорил, как все, и это открытие обрадовало их.
– Наше дело солдатское. А вот барин, так удивительно. Вот так барин!
– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.

«В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один» , – так характеризуют погибшего в Дагестане от рук экстремистов шейха Саида Афанди те, кто его знал. Человек, окончивший семь классов средней школы и бывший до зрелого возраста чабаном, стал крупнейшим религиозным авторитетом в регионе.

В Дагестане среда, 29 августа, стала официально траурным днем в связи с убийством накануне одного из самых уважаемых религиозных деятелей Кавказа – шейха Саида Афанди. Его гибель стала потрясением для местных мусульман. На его похороны пришли, проделав путь по горам, более ста тысяч человек.

«Его роль была огромна, у Саида Афанди были десятки тысяч учеников в Дагестане и тысячи за его пределами, среди них были представители разных национальностей. Этот человек действительно был наследником Пророка» , – сказал РИА «Новости» исламский богослов, председатель российского культурно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» («Умеренность») Али Вячеслав Полосин.

По словам Полосина, который сам в 1999 году получил вирд (духовное задание, выполнение которого является обязательным условием следования суфизму) у Афанди, шейх был незаменимым лидером мусульман республики.

«Не только для дагестанских мусульман, но и для мусульман всей России Саид Афанди был человеком, который направляет на верный, искренний путь, был человеком, который придерживается умеренного ислама, далекого от экстремизма и терроризма» , – сказал пресс-секретарь Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМРД) Магомедрасул Омаров .

По словам представителя ДУМРД, Афанди был «подарком Всевышнего мусульманам Республики Дагестан» и «наставником наставников».

«Свою миссию он выполнил с честью, в девяти томах его трудов каждая буква, каждая строчка восхваляет красоту ислама» , – сказал Омаров.

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев рассказал газете ВЗГЛЯД, что шейх Саид Афанди был наставником (устазом) «для 90% из нескольких миллионов мусульман, живущих в Дагестане». «Это был самый мирный человек, старец, к которому люди приходили, спрашивали: «Что делать? Как делать?» Он их учил: «Чтобы без дела не ходить, сиди и говори: «Ля Иллаху иль Алла». Столько раз говори». Он давал задания, все люди их выполняли. Он призывал только к миру и спокойствию» .

«Мы общались с ним. Очень добродушный человек , – рассказал Бердиев. – Когда встречаешь человека, то с первого взгляда, когда смотришь на лицо, видно, что это за человек. От него исходила какая-то доброта. Он говорил: «Я абсолютно простой мусульманин. Но с позволения Всевышнего нам это дано. А люди-то не знают, безграмотные, вот приходят, я их учу. Говорю: «Делай вот так, проси вот так». Люди делают, и все» .

По его словам, Саид Афанди был самым авторитетным религиозным деятелем Дагестана. «В каждом селе, в каждой мечети есть люди, которые исполняют обязанности. А такого человека – нет. Он был один. Из всех республик к нему шли и от него брали задания, исполняли это, и это всех людей успокаивало. Это же самое главное – человек же ищет успокоения. Он молится, но не знает, что он читает, как он читает. И вот ты приходишь к такому человеку и говоришь: «Я это делаю, но душа неспокойна». Вот он их и успокаивает: «То, что ты читаешь, ты говоришь вот так. Когда ты произносишь: «Всевышний, прости мне мои грехи», – Он это воспринимает, прощает тебе грехи. Если ты будешь делать по-новому, это будет записываться вдвойне». Религия сама по себе и то, как ее разъясняют и преподносят, – совсем разные вещи. Вот это был такой человек, который преподносил ее в таком виде», – рассказал Бердиев.

«У него я почерпнул доброту: что бы ни было у тебя в душе, когда приходит к тебе человек, ты должен к нему относиться спокойно, и это будет самое главное. Какие там у тебя настроения – это ты должен забыть. С человеком ты должен разговаривать так, как подобает по исламу. Из его слов это самое главное. Он говорил: «Когда ты становишься начальником, это не значит, что ты должен стоять, выставив свою грудь. Ты должен быть для них, чтобы они ходили через тебя, чтобы ты им помогал» , – добавил он.

По его словам, Саид Афанди не отказывал никому из тех, кто приходил к нему: «Отказывали те, кто рядом с ним стоял. Там было очень много таких людей. И они говорили: «Ты проходи, ты не проходи», – люди обижались. Были такие случаи. Когда он узнавал, он это пресекал. Они делали это вроде бы из хороших побуждений, чтобы никто плохой к нему не пришел. Но видите, как все вышло» .

Ранее глава комиссии по адаптации бывших боевиков, бывший вице-премьер республики, ныне депутат Госдумы от Дагестана Ризван Курбанов в интервью газете ВЗГЛЯД назвал гибель Саида Афанди Чиркейского большой утратой для всего общества.

«Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался уважением, доверием и почитанием не только в Дагестане, но и на всем Кавказе и даже за его пределами , – заявил Курбанов. – К его мнению прислушивались и священнослужители, и высокие чиновники, и простые верующие. Шейх Саид Афанди всегда призывал к миру и мирному сосуществованию. Он осуждал взрывы и теракты, совершаемые боевиками. Его мюриды (ученики) живут повсюду: на всем Северном Кавказе, в Азербайджане, Москве. Террористический акт против него совершили лица, относящиеся к тоталитарной секте, цель которых – дестабилизация обстановки в республике» .

В биографии Саида Афанди на портале IslamDag.ru рассказываются два эпизода из его юности: «Однажды женщины, возвращаясь с работы из колхозного сада, встретили его на одной из улочек и предложили ему кисть винограда (колхозную собственность). Но он отказался. Когда эта история дошла до его близких, они поинтересовались, почему он не взял ее? Саид ответил, что она является недозволенной (харам).

Как-то раз, вернувшись из селения Гелбах, куда он ходил за пшеницей, Саид обнаружил в своей обуви несколько случайно попавших в нее зернышек (также колхозная собственность). Увидев это, он начал собираться в обратную дорогу, утверждая, что ему необходимо вернуться в село, и домашние еле-еле удержали его, ибо на дворе уже стояла ночь».

Там же приводятся следующие слова о нем:

«О способностях и глубоких знаниях Саида Афанди свидетельствуют книги, написанные им за короткое время. Человек, окончивший всего лишь семь классов, чья жизнь прошла на горных пастбищах, в стихотворной форме (назм) дает шариатские заключения, описывает историю религии и пророков. Его перу принадлежат четыре книги (три из них в стихах), пятая книга готовится к изданию. Эти труды свидетельствуют о высоком уровне его религиозных знаний. Многие видные ученые ислама подтверждают, что история дагестанских богословов (алимов) такого еще не знала».

Среди стихов, которыми он писал некоторые свои книги, были и такие:


«...На пути, где любовь к Тебе целью избрал я,
Ты знаешь, Господь, ученик я – всегда.
Тайну и явь, как масло и мед,
Усладой сделай, Аль-Кадир, в сердце моем...»

Саид Афанди Чиркейский (Саид Абдурахманович Ацаев) родился 21 октября 1937 года в дагестанском селении Чиркей Буйнакского района. Когда Саиду было семь лет, умер его отец. После окончания семи классов, чтобы обеспечить семью, он начал работать чабаном.

Проходил срочную службу в рядах вооруженных сил, служил оператором в войсках ПВО в городе Каунасе (Литва). После возвращения в родное село снова стал работать чабаном.

После землетрясения 1970 года Саид Ацаев пошел трудиться на строительстве Чиркейской ГЭС. Служил пожарным в структуре ВОХР. Оставив работу на строительстве ГЭС, в 32 года он начал основательно изучать тарикат (путь духовного возвышения, аскетизма в суфизме) и знакомиться с трудами ведущих суфийских шейхов. Право иметь своих мюридов-учеников (иджаза) получил в начале 1980-х годов от Месеясула Мухаммада аль-Хучади из села Нечаевка Кизилюртовского района.

По оценкам экспертов, мюридами Саида Афанди Чиркейского являются десятки тысяч человек в Дагестане и других российских регионах, в том числе в Сибири, в Центральном федеральном округе и Поволжье.

Саид Афанди – автор книг «Сокровищница благодатных знаний» (на русском и аварском языках), «История пророков» (в двух частях, на русском и аварском языках), «Сборник выступлений шейха Саида Афанди аль-Чиркави», «Современность глазами шейха Саида Афанди», «Побуждение внять призыву Корана» (на аварском языке), сообщает ВЗГЛЯД.ру.

Духовный лидер Дагестана, 74-летний суфийский шейх Саида аффанди аль-Чиркави погиб от руки террористки-смертницы. Вместе с ним погибла его супруга и еще пять человек, в том числе 12-летний ребенок. Еще три человека получили ранения. В Дагестане объявлен день траура. Следствие полагает, что за терактом стоит радикальное ваххабитское подполье.

Саид Абдурахманович Ацаев, известный в мусульманском мире как шейх Саид афанди аль-Чиркави (Чиркейский), проживал в аварском селе Чиркей недалеко от Буйнакска. Во вторник, 28 августа, к нему в дом вошла под видом паломницы женщина, которая не вызвала подозрений у охраны. Она подошла к шейху практически вплотную и привела в действие закрепленное на ней взрывное устройство.

Смертнице взрывом оторвало голову, но правоохранительные органы довольно быстро установили ее личность. Террористкой оказалась так называемая "черная вдова" Аминат Курбанова, урожденная Алла Сапрыкина 1982 года рождения. Она вышла замуж за мусульманина-ваххабита и сама приняла ислам. В 2012 году ее мужа убили в ходе спецоперации.

Курбанова с весны находилась в розыске. По оперативным данным, она входила в группу из пяти смертников, подготовленных для проведения терактов. Двух женщин удалось задержать накануне первомайских праздников в Северной Осетии. А 3 мая в пригороде Махачкалы на блокпосту подорвали себя брат и сестра Алиевы 23 и 19 лет соответственно. Погибли 12 человек, более сотни были ранены.

После теракта в Махачкале появились предположения, что Курбанова сама не была смертницей, а лишь занималась вербовкой террористов. Появились предположения, что она сама случайно погибла во время самоподрыва Алиевых. Кроме того, в мае же был уничтожен полевой командир Гусейн Мамаев, которого считали организатором теракта и группировка которого предположительно подготовила смертников. Возможно, все это в совокупности успокоило спецслужбы и интенсивность розыска Курбановой снизилась.

Убийство Саида Чиркейского стало самым резонансным покушением на религиозного деятеля в Дагестане. Хотя мусульманские священнослужители в республике довольно часто становятся жертвами экстремистов, но посягательств на духовных лидеров такого масштаба еще не случалось. Саид Чиркейский был духовным лидером, к мнению которого прислушивались верующие. Среди его мюридов числятся многие крупные бизнесмены и влиятельные чиновники. Саид Афанди не занимал никаких официальных постов, но его мюридом является муфтий Духовного управления мусульман Дагестана.

Биография шейха Саида афанди аль-Чиркави была достаточно обычной до определенного момента. Он учился в советской школе, работал чабаном в колхозе, служил в армии, был пожарником на Чиркейской ГЭС. Однако, в возрасте 32 лет он ушел с работы и целиком предался изучению Корана и трудов духовных наставников. Окончив всего 7 классов, он прочитал много литературы и писал свои труды по богословию в стихах, вызывая восхищение тех, кто их читал, в том числе Расула Гамзатова. Со временем шейх стал главой двух суфийских тарикатов Накшбанди и Шазилийя, которые составляют основу традиционного для Дагестана течения ислама. Еще один тарикат - Кадирийя - получил распространение в соседней Чечне. Поскольку шейх официально не назначил себе преемника, преемственность духовной власти сейчас прервана.

Погибший мученической смертью шейх Саид афанди аль-Чиркави предпринимал попытки наладить диалог с лидерами салафитских общин, чтобы предотвратить их дальнейшую радикализацию. Он категорически осуждал с богословских позиций тех, кто совершает преступления во имя веры.

Наступление экстремистов на традиционный ислам в последние годы осуществляется по всем фронтам. В Дагестане в октябре 2011 года застрелили еще одного суфийского шейха Сиражутдина Хурикского, который пользовался наибольшим влиянием на юге Дагестана. В том же ряду стоят убийства муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева, заместителя муфтия Ставрополья Курмана Исмаилова, ректора дагестанского Института теологии Максуда Садикова и покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова.

Гибель Саида Чиркейского вызвала в Дагестане настоящий шок. Проститься с шейхом приехали почти сто тысяч человек со всей республики. Они повергнуты в шок и негодование убийством своего любимого духовного наставника. Глава республики Магомедсалам Магомедов собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором потребовал от правоохранительных органов найти и уничтожить организаторов теракта. Также было принято беспрецедентное в своем роде решение о создании в городах и районах отрядов самообороны из молодых людей, которые займутся борьбой с ваххабитским подпольем.

Ваххабиты освоили и такой метод террора, как внедрение своих сторонников на военные базы. Практически одновременно с убийством шейха пришли сообщения, что в другой части республики, на границе с Азербайджаном, пограничник-контрактник открыл огонь по коллегам-силовикам. Жертвами стали двое военнослужащих внутренних войск и пятеро сотрудников СОБРа из Алтайского края, командированные в Дагестан. Ответным огнем ваххабит был убит. Информация о связи сержанта Рамазана Алиева с ваххабитами у компетентных органов была и его перевели на работу, не связанную с боевыми действиями - в отдел материально-технического обеспечения. Тем не менее, он продолжал ходить в караул с закрепленным за ним автоматом. И в этот день он также находился на дежурстве.

"Убийство шейха Саида Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов нашего общества, мужественных и незаурядных личностей, которые и сегодня являются нравственными ориентирами для всех дагестанцев, - говорится в заявлении руководства республики.- Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей".
"Шейх Саид Афанди Чиркейский пользовался непререкаемым авторитетом в республике и за ее пределами, - отмечается в заявлении. - Его мудрое слово на протяжении долгих лет служило духовному просвещению общества, направляло на путь мира и согласия, наставляло молодежь следовать высшим нравственным ценностям ислама, дагестанской культуры, гуманистическим традициям наших народов. Ему верили, доверяли, за его советом и поучением шли тысячи людей". Шейх Саид Афанди "твердо стоял на позициях милосердия, добра, ненасилия, осуждал радикализм во взглядах и действиях, открыто выступал против экстремизма и терроризма".
Органы власти Дагестана подчеркнули, что "будут предприняты все необходимые меры, чтобы преступники получили по заслугам". "Преступникам не удастся расколоть Дагестан, разрушить наше единство, посеять страх и ненависть на дагестанской земле, где веками мирно сосуществовали представители разных народов, религий, культур. Авторитетное слово духовных лидеров Дагестана будет жить в делах их многочисленных последователей", - говорится в заявлении.

В этом, 2012 году, в самом конце лета 28-го августа было совершено покушение на Саида Афанди аль-Чиркави. Нападение произошло в селении Чиркей. Саид Афанди аль-Чиркави был величайшим учёным современности, шейх шазалийского и накшбандийского тарикатов. Саид Афанди аль-Чиркави стал шахидом и перешёл в Ахират, как мусульманин, да подарит ему Аллах лёгкой могилы!

Достопочтимый шейх появился на свет в 1937 году в том же селении Чиркей, в котором на него и было совершено нападение. Родился он в селении Абдуррахмана.

Время его рождения было временем сгущения туч над всем мусульманским миром, и Исламом в частности. Враги религии уничтожали сотни и тысячи учёных Ислама, в тот период были убиты Мухаммад Ясуби и Хасан-афанди. И именно в этот период, по велению Аллаха родился Саид Афанди аль-Чиркави.

Со слов рассказчиков мы знаем, что его рождение произошло в ночь, когда происходит определение судьбы человека. В эту самую великую ночь и родился будущий шейх двух мазхабов Саид Афанди аль-Чиркави. И, по воле Всевышнего Аллаха, множество мюридов обрели истинной счастье от одного общения с ним.

По случаю рождения сына, отец Саида прочитал «Я-син» три раза, после чего обратился к Аллазу с просьбой о том, чтобы мальчик шёл уверенно и твёрдой поступью по пути Ислама, попросил Его о том, чтобы Саид стал Учёным и обучал новое поколение Исламу, и не давал угаснуть свету Истинной Религии в это мрачное для неё время.

И в эту ночь молитва отца Саида была принята.

Мать будущего шейха, Айша позже не раз рассказывала о странных снах, посещавших её, пока носила в утробе своего сына. Ей снилось, будто бы он, вместе с люлькой, летит на небо, и оттуда наблюдает за городами, которые были похожи на гигантские муравейники. Кроме того, уже после рождения Саида Афанди аль-Чиркави он говорила, что сам процесс родов прошёл совершенно безболезненно для неё.

Отец Саида, кладя своего сына в люльку, читал суру «Аль-Фатиха» ему на ухо. Сын же внимательнейшим образом его слушал, глядя отцу в глаза. Отец заметил его хороший нрав, который начал проявляться уже с самых первых месяцев жизни, а потому часто говорил, что из его сына вырастет хороший человек.

И действительно - с самого детства Саиду снились мудрые, особенные сны. Саид с малых лет был очень мирным, спокойным и терпеливым. С ним опасались ссориться даже самые задиристые из задиристых ребят. Он ни у кого не вызывал злобы, либо гнева.

Однажды, на одной из улочек его села его встретили женщины, возвращающиеся с колхозного сада. Они предложили ему кисть винограда, однако Саид Афанди аль-Чиркави неожиданно отказался от неё. Позже, на вопрос о том, почему он не взял горсть винограда, Саид ответил, что это было бы харамом.

А однажды, когда он вернулся из Гелбаха, в которое он ходил за пшеницей, он снял свою обувь и увидел в ней несколько зёрнышек, которые попали туда случайно. Как только он их заметил, немедленно стал собираться в обратную дорогу, несмотря на то, что на дворе стояла ночь, а путь был очень не близкий. Родные еле-еле удержали его от этого поступка.

На протяжении всей своей жизни Саид Афанди аль-Чиркави был почтенен к старшим, и обращался с лаской и добротой к младшим. Он не любил споров, которые могли привести впоследствии к конфликту, и всегда уступал человеку даже в том случае, если он сам был при этом прав.

Саид Афанди аль-Чиркави всегда был скромным и достопочтимым человеком. Он был чужд к славе. Также, если он давал кому-то своё слово, то держал его до последнего, не нарушая обещания ни при каких обстоятельствах.

У его отца было огромное желание дать сыну образование в сфере Ислама, однако, по воле Всевышнего Аллаха, он внезапно умер, смертельно заболев. Случилось это когда Саиду Афанди аль-Чиркави было всего семь лет от роду. Это случилось в тот самый день и час, когда Саид, занимаясь чтением Корана, дошёл до «Я-син» - той самой суры, которую его отец трижды прочитал в честь его рождения.

Мальчик остался сиротой, но Коран всё же дочитал до самого конца - в основном благодаря настойчивости и поддержке со стороны его матери, Аишы. Когда он окончил семь классов, то пас стада сельских овец, чтобы как-то мочь обеспечивать семью. Позже, через четыре года, он был призван в ряды армии, где он был назначен оператором в войсках ПВО. Он служил три долгих года, однако на протяжении всех лет он не пропустил ни одного намаза, и держал все положенные посты месяца Рамадан. Когда Саид окончил воинскую службу, то вернулся в своё родное село, где работал чабаном и уводил в горы овечьи отары. Но и там, какая бы ни была погода, он брал Тахарат, читал азан, совершал молитву.

В его жизни было множество удивительного. Но самым удивительным была его вера - крепкая, как январский лёд и нерушимая, как скала. Он был очень постоянен в следовании Истинному Пути, который был предначертан ему Аллахом.

Вспоминая желание отца видеть в нём человека просвещённого, он сильно страдал, понимая, что не оправдал его надежд. Всякий раз, когда его душу охватывала тяга к знаниям, он горько рыдал, стоя перед своим стадом. Он просил, он молил Аллаха даровать ему возможность изучать религиозные знания, но необходимость содержать семью и жёсткий недостаток средств вынуждал его и дальше работать чабаном и пасти овец. Однако ближе к тридцати годам он всё же сумел навсегда оставить эту работу, и продолжить свою учёбу. И в этот же период случилось то, что сыграло решающую роль в его судьбе - он вступил в шазилийский тарикат.

Учёные Ислама, невзирая на опасное для Ислама время, обучили его религиозным наукам. В это время Саид Афанди аль-Чиркави был человеком зрелым, а потому, грамотно преодолевая все возникающие трудности, он успешно продвигался вперёд, постигая религиозные науки одну за другой. От Аллаха ему были дарованы такие качества, как: высокий уровень восприимчивости, проницательный и острый ум, и отличная память. Каждую книгу, которую он изучил, впоследствии он знал так хорошо, словно написал её лично, сам.

Его судьбу уже видели многие муршиды. Абдуль-Хамид-афанди, тарикатский шейх, как то спросил у мюрида Мухаммада-хаджи, сына Шамхала: «На окраине вашего села стоит дом, в нём живёт благословенный сирота. Здоров ли он, как у него дела?» Он спрашивал об этом у многих чиркейцев. Так оно и было - дом Саид Афанди аль-Чиркави стоя на самой окраине села. Мухаммад Ариф-афанди частенько сообщал мюридам, находившимся подле него: «В Чиркее хранится волос пророка, дети мои. Однажды наступит день, и это станет для всех явным».

Благой нрав Саида Афанди аль-Чиркави был одним из его наилучших качеств. Он никому и никогда не отказывал в своей помощи. Он был кротким и терпеливым человеком. Случалось не раз, что даже за строительством собственного дома он уходил для того, чтобы решить чью-то проблему, оставляя сохнуть уже разведённый раствор.

Вместе со своим односельчанином Абдуррахманом он как то пришёл в Нечаевку к устаху Мухаммаду-афанди. И учитель сказал ему: «Сын мой, Саид! Мои силы меня оставляют. Я провёл много времени в раздумьях кого же мне сделать своим преемником. Твои знания, деяния достигли совершенства, я это знаю. И теперь ты мой преемник, я передаю свои дела тебе». На лбу Саида Афанди аль-Чиркави выступил пот, глаза наполнились слезами. Он начал просить своего устаза, чтобы тот не возлагал на него этого ответственного дела. Но тот даже и слушать не хотел ни о чём подобном, и остался непреклонен. Он сказал Саиду, что наставничество даётся не по личному желанию, также не забирается обратно в том случае, если человек не желает наставлять. Здесь всё и завершилось. Саиду передали печать наставничества, вместе с нею халат, который передавался от устаза к устазу.

Много удивительного было в жизни Саида Афанди аль-Чиркави! Но всё же именно его постоянство в следовании Истинному пути является самым большим и великим его чудом. К нему приходило огромное количество мюридов, за советом. Он решал огромное количество самых различных проблем, но никто и никогда не видел, чтобы Саид Афанди аль-Чиркави сказал хоть слово, которое бы противоречило тарикату и шариату.

О его глубоких познаниях говорят книги, которые были написаны им за очень короткое время. То, что он окончил всего семь классов и провёл большую часть своей жизни на пастбище, не помешало ему написать четыре книги, в которых он в стихотворной форме даёт шариатские заключения, и описывает историю пророков и религии. Если быть точнее, в стихотворной форме им написаны три книги, четвёртая написана им в обычном виде. Также, им была написана и пятая книга, которая на данный момент лишь готовится к изданию.

Это количество трудов свидетельствует о размерах его религиозного Знания.