Страны Азии, Африки, Латинской Америки на рубеже веков. Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации Развитие стран азии африки и америки

Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.

Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI--XIX веках.

Причины подъема антиколониальных движений. Метрополии конца XIX--начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.

Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.

Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты -- поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.

Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла "в аренду" Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894--1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически -- сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной "открытых дверей" в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.

Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.

Страны Азии в начале XX века. В XIX--XX веках не редкостью был подъем массовых антиколониальных движений. Общей их чертой стала нацеленность на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. Например, во время так называемого "боксерского" восстания в Китае в 1900 г. (другое название -- восстание ихэтуаней, "желтых повязок"), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.

Ни одно из антиколониальных выступлений под традиционалистскими лозунгами не закончилось успехом. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Кроме того, идея возврата к порядкам доколониальных времен была близка лишь беднейшим, необразованным слоям населения, религиозным лидерам, которых раздражала деятельность христианских миссионеров. Местная феодальная знать раскололась на сторонников и противников новых порядков.

В колониях и зависимых странах существовала влиятельная прослойка правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала, сотрудничавшей с капиталом и властями метрополий. В этой прослойке, которую называли "компрадорской" (продажной), так же как и в других слоях населения, существовало стремление к освобождению. В то же время насильственные методы борьбы за освобождение рассматривались ею как вредные и бессмысленные. Образованной части населения было понятно, что в ответ на восстания войска колонизаторов и их местных союзников разорят обширные территории, а одержав победу, ужесточат режим управления, что ослабит шансы на освобождение.

Местные чиновники, предприниматели, сотрудничающие с колонизаторами, старались избежать насильственные методы борьбы за освобождение. Альтернативой им выступал курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополий мирными средствами. Этот курс предполагал проведение реформ, овладение индустриальным производством в сотрудничестве с капиталом метрополий.

По сути дела, сама идея перемен, развития была для большинства народов Азии продуктом европейского завоевания. Метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономки колоний и зависимых стран. Тем не менее, определенные предпосылки будущей модернизации ими были созданы. В колониальных странах сложился новый слой правящей элиты, получившей образование в развитых странах и стремящейся к модернизации своих обществ. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог, получили развитие отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, плантационное хозяйство ориентировалось на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы первой, а особенно второй мировой войны во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.

Показательно, что в XX веке наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость, или те владения, где власть колонизаторов была чисто номинальной, ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Британской Индии и сохранивший свою независимость, и к концу XX века остается одним из немногих государств мира без железных дорог, с родоплеменной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства, охваченным религиозной и межплеменной войнами.

Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых результатов на этом пути удалось лишь Японии. Источником ее успехов стал компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые поняли, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли Привычные формы жизни и быта основной массы населения, сложилась самобытная и неповторимая японская культура начала XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу (особая роль императора и знати, патерналистские отношения нанимателей и наемных работников), с высокоразвитой индустрией.

Другие колониальные и зависимые страны также пытались вступить на путь модернизации. Однако интересы ее осуществления вступали в противоречие со стихийным традиционализмом масс, разделявшимся многими религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Модернизацию можно было осуществить лишь с привлечением иностранного капитала и технологий. Она предполагала развитие по капиталистическому пути, требовала эффективной центральной государственной власти, способной проводить реформы, поддерживать промышленность. Все это трудно совмещалось с популярными в массах идеями уравнительного распределения земли или общинного землепользования, стремлениями военно-феодальной, бюрократической элиты к укреплению своей власти.

В большинстве стран Азии сближение приверженцев традиционализма и сторонников развития по европейскому пути оказывалось возможным лишь на непродолжительное время. В Китае недовольство маньчжурской династией, идущей на постоянные уступки иностранным державам, ничего не предпринимавшей для модернизации страны, было повсеместным. В 1911--1912 гг. в результате революции Китай был провозглашен республикой. Однако приверженцы свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства феодально-милитаристских клик, контролировавших власть в провинциях.

В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, стремившимися к модернизации, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Но итоги их правления оказались ограниченными. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, была проведена модернизация армии с привлечением германских офицеров.

В начале XX века в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В Китае и Турции сложились отдельные очаги индустриального производства. Доля рабочего класса, наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, не превышала 1% самодеятельного населения.

Особенности развития стран Латинской Америки. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. -- Мексика, в 1824 г. -- Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.

В 1823 г. США приняли "Доктрину Монро", провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.

К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.

Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств -- латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.

Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.

Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.

Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.

Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910--1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.

Документы и материалы

Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики "открытых дверей" в Китае, 22 сентября 1899 г.:

"Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира, устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае <...> следующего по существу содержания:

  • 1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
  • 2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
  • 3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния".

Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900):

"Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы. Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления".

Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:

"Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) <...> Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет <...>

Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции; в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться <...> Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Таку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:

  • а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
  • б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные <...>
  • д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести".

Из работы Д. Неру "Взгляд на всемирную историю". 1981. Т. 1. С.472,475,476:

"Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации <...> В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело <...> Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение".

Вопросы и задания

  • 1. Объясните, как вы понимаете термин "традиционализм".
  • 2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
  • 3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
  • 4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
  • 5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов "стихийный традиционализм масс ".
  • 6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

Центральная Азия - один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности. В настоящее время региональные процессы здесь характеризуются столкновением различных политических, экономических, культурноцивилизационных интересов разных государств. В XIX в. борьба за регион велась между Британской и Российской империями. Сегодня на главную роль в ней претендуют США и Китай. В Азии после окончания эпохи коло- ниализма очевидной была тенденция к консолидации. Здесь также действуют такие важные региональные «игроки», как Турция, Иран, Пакистан, Индия. Новая геополитическая борьба разворачивается вокруг доступа к энергетическим ресурсам и контроля над транспортными коммуникациями.

Центральная Азия - один из ключевых регионов в обеспечении глобальной безопасности.

В конце XX - начале XXI в. уровень напряженности в регионе Ближнего и Среднего Востока существенно вырос. США рассматривают данный регион как исключительную сфер}" их интересов. Они стремились устранить неподконтрольные им режимы под разными (большей частью надуманными) предлогами. Это обычно была борьба с распространением ядерного оружия и ракетных технологий, борьба с терроризмом, необходимость предотвращения гуманитарных катастроф. После свержения неподконтрольных режимов следовало создание прозападных правительств. Яркой иллюстрацией стремления США поставить под контроль основной нефтедобывающий регион мира стала военная операция США против Ирака в 2003 г., причем большое внимание в Ираке, как и до этого в Афганистане, уделялось подкупу местной верхушки.

Еще ранее США удалось установить контроль над большинством нефтедобывающих государств региона. Однако проблема сохранения США контроля над своими сателлитами остается актуальной.

На фоне Сирийского кризиса ныне происходит активизация сотрудничества между Россией и Ираном. Однако США и некоторые страны Европы стремятся к тому, чтобы роль России на Ближнем Востоке, в том числе в Ираке и Сирии, в решении региональных геополитических проблем свелась к минимуму.

История взаимоотношений России и Османской империи - это по большей части история войн и перемирий двух мощных государств. Турция - член блока НАТО - в последние десятилетия проделала большую работу для реализации ее стремления к вступлению в Европейский союз. Однако нерешенность курдской, армянской и кипрской проблем, а также преимущественно мусульманский состав населения Турции не дают ей шансов в обозримом будущем вступить в ЕС. С начала XXI в. Россия и Турция стали осуществлять многостороннее партнерство. Резко увеличились торгово-экономические связи, заметно вырос поток российских туристов в Турцию. Однако в отношениях между двумя странами ныне наблюдаются серьезные трения, связанные с украинским и сирийским кризисами, проблемами экономического сотрудничества и существующими у части турецкой элиты идеями пантюркизма и панисламизма.

Ближний Восток называют колыбелью мировых религий - иудаизма, христианства и ислама. Современная политическая карта региона сформировалась после распада Османской империи и краха мировой системы колониализма. В XX в. в регионе возникло довольно много арабских государств.

В период после окончания Второй мировой войны на Ближнем Востоке также появилось сильное еврейское государство Израиль, опирающееся на поддержку Соединенных Штатов Америки и влиятельного еврейского лобби во всем мире. Возник затяжной и нс прекращающийся арабо-израильский конфликт, продолжающийся до настоящего времени. Ныие конфликт, породивший множество проблем, в том числе проблему беженцев, не только не затухает, но и усиливается. В 1987 г. на оккупированных Израилем арабских территориях вспыхнуло продолжающееся до сих пор восстание палестинцев, получившее название «интифада». Борьба палестинцев за свои права находит поддержку у большей части населения мусульманского мира, во многих европейских и развивающихся странах.

На Ближнем Востоке сосредоточено больше половины мировых достоверных запасов нефти. Предполагается, что до 2030 г. именно в этом регионе будет осуществляться основной прирост добычи «черного золота». Хотя США имеют огромное влияние в регионе, там сохраняются неподконтрольные им страны, прежде всего Иран и Сирия.

В регионе были популярны идеи арабского солидарного социализма, а также происходило возрождение исламского радикализма. Наблюдались противоречия между шиитской и суннитской ветвями ислама и появление различных религиозных групп внутри суннитской ветви.

Важными экономическими центрами региона были Бейрут (до начала разрушительной гражданской войны в Ливане), Стамбул и в последние десятилетия Дубай.

Что касается Африки, то страны этого региона в значительной степени были отстранены от мировых геополитических процессов и не выступали как акторы геополитики. Там до сих пор не наблюдалось активных интеграционных процессов и не были заметны движения, которые бы за них боролись. В колониальные времена административные границы колоний были проведены без учета этнической и племенной особенностей населения. Колониальные власти зачастую даже считали полезным разделять этнические или племенные группы, чтобы затруднить возникновение сплоченной оппозиции колониальному владычеству. Результатом этого стали постоянные этнические и племенные конфликты и войны в постколониальные времена. Геополитики справедливо полагают, что Африка является наиболее конфликтогенным регионом планеты.

Единению Африки мешает низкая легитимность местных стран в глазах населения. Государства Черного континента не способны обеспечивать безопасность и социальную поддержку населению. В Африке нет ни одной страны, располагающей достаточными геополитическими ресурсами, чтобы доминировать в регионе, стать инициатором и лидером регионального интеграционного процесса.

Важно!

По мнению гсополитиков, Африка является наиболее конфликтогенным регионом планеты.

Отчасти лишь ЮАР и Нигерия в состоянии играть некоторую существенную роль за пределами непосредственно прилегающих к ним территорий. В Африке также нет прочно установившихся демократических традиций. Многие жители ассоциируют демократию с хаосом и нестабильностью.

Запомнить!

Единственная межправительственная организация в Африке - это Африканский союз (АС), созданный в 2002 г. на базе Организации африканского единства (ОАЕ) и объединяющий 54 государства Африки.

Согласно Учредительному акту АС целями организации являются:

  • - укрепление единства и солидарности африканских государств и народов Африки;
  • - защита суверенитета, территориальной целостности и независимости государств-членов;
  • - ускорение политической и социально-экономической интеграции континента;
  • - продвижение и отстаивание общих позиций по вопросам, представляющим интерес для континента и его народов;
  • - содействие международному сотрудничеству в соответствии с Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека;
  • - укрепление мира, безопасности и стабильности на континенте;

укрепление и защита прав человека в соответствии с Африканской хартией прав человека и народов и другими инструментами по обеспечению прав человека;

  • - создание необходимых условий, благодаря которым континент сможет занимать достойное место в глобальной экономике и международных переговорах;
  • - содействие устойчивому развитию на экономическом, социальном и культурном уровнях, а также интеграции африканских экономик;
  • - содействие сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности с целью повышения уровня жизни населения Африки;
  • - координация и гармонизация политики между существующими и будущими региональными экономическими сообществами с целью постепенного достижения целей Африканского союза;
  • - прогресс в развитии континента через содействие в научных исследованиях во всех сферах, прежде всего в сфере науки и технологий;
  • - сотрудничество с соответствующими международными партнерами в деятельности по искоренению болезней и содействию здоровому образу жизни на континенте .

Однако сохраняется малая эффективность этой организации, как и ее предшественницы.

Еще одна причина отстраненности Африки от мировой геополитики заключается в том, что после окончания холодной войны у ведущих мировых держав в этом регионе не было серьезных интересов в сфере безопасности. Если в годы холодной войны глобально противоборствовавшие сверхдержавы США и СССР уделяли специальное внимание Африканскому континенту, то после ее завершения особого стремления среди мировых держав и местных стран бороться за доминирование на континенте не наблюдалось.

Тем не менее в последние годы крупные мировые державы, особенно Китай, обращают все большее внимание на Африканский регион. Их интересы в Африке сосредоточены в сфере природных ископаемых, прежде всего энергоресурсов - нефти и газа. Китай стал серьезным соперником США в Африке в сфере борьбы за контроль над энергоресурсами. Он предпринимает активные действия для получения доступа к сырьевым запасам Африки для обеспечения растущих потребностей своей экономики.

Можно сказать, что в отдаленной перспективе в результате существенного увеличения значения Африки в удовлетворении мирового спроса в сырье и особенно энергоносителях континент может стать одним из возможных мировых центров многополярного мира. Но пока об этом еще рано говорить. Африка в отчетах мировых СМИ является регионом, в значительной степени дестабилизирующим современное геополитическое пространство. Она известна общественности разных стран из-за недоедания и просто голода, неграмотности, экологическим катастрофам, высокой детской смертности, эпидемиям, поражающим миллионы людей и распространяющихся далее по всей планете. Об Африке вспоминают благодаря сводкам новостей о локальных конфликтах и войнах, потоках беженцев, гуманитарной помощи, пиратстве и браконьерстве.

В целом в геополитическом плане Африка ныне заметно тяготеет к Западу и стремится получить от него максимально возможную помощь.

Что касается стран Латинской Америки, то исторически по мере укрепления экономической, финансовой, военной мощи и политического веса США этот регион постепенно втягивался в геополитическое поле северного соседа. В декабре 1823 г. президент Соединенных Штатов Джеймс Монро обратился к Конгрессу США со специальным посланием, которое явилось результатом обобщения и развития принципов внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина, известная также по лозунгу «Америка для американцев», содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней политики США: во-первых, невмешательство американских государств во внутренние дела Европы, во-вторых, невмешательство европейских государств во внутренние дела Америки, в-третьих, решимость препятствовать всяким попыткам европейских государств покушаться в какой-либо форме на независимость американских государств путем их колонизации. Она была направлена отнюдь не против колониализма вообще, а лишь против экспансии европейских государств на Американском континенте. В 1840-х гг. доктрина и призывы к континентальной солидарности зачастую служили прикрытием для присоединения к США более половины территории Мексики (современные штаты Техас, Калифорния, Аризона, Невада, Юта, Новая Мексика, Колорадо, часть Вайоминга).

В начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с середины XX в. и до настоящего времени вмешательство США в жизнь стран Латинской Америки продолжается. «Сомоса - сукин сын, но наш сукин сын», - любил говорить президент США Франклин Делано Рузвельт о бывшем проамериканском диктаторе Никарагуа Анастасио Сомосе (старшем).

Огромное влияние на обстановку в регионе оказала революция на Кубе 1959 г. и приход к власти тогда еще молодых революционеров-бородачей («барбудос») во главе с Фиделем Кастро. СССР тогда оказал существенную поддержку Кубе, и это даже стало причиной Карибского (Кубинского) ракетного кризиса 1962 г. Тогда США удалось в значительной степени изолировать Кубу в регионе.

Конец XX - начало XXI в. внесли изменения в геополитическую карту региона. Там стал наблюдаться так называемый «левый поворот», когда существенно возросло влияние левых, антиимпериалистических сил, появились яркие, харизматические личности типа ныне покойного президента Венесуэлы Уго Чавеса. Во многих странах к власти пришли представители левых политических сил.

В конце XX в. Россия усилила внимание к данному региону. Однако Латинскую Америку не стоит рассматривать как единый центр силы, - скорее как конгломерат разнородных стран. Тем не менее, в отличие от Африки, на континенте наблюдается стремление к интеграции. Россия стремится использовать как многосторонние формы взаимодействия, так и двусторонние связи. Особое значение имеют связи с такими крупными государствами региона, как Бразилия, Аргентина, Мексика.

Таким образом, развивающиеся страны имеют свои геополитические интересы, не всегда совпадающие друг с другом. Их влияние на решение мировых проблем постепенно растет. Крупнейшие державы должны считаться с их интересами, тем более что некоторые развивающиеся страны сами становятся глобальными игроками.

В России также увеличивается интерес к развивающимся странам. Она отошла от односторонней ориентации 1990-х гг. исключительно па страны Запада, дополненной в следующем десятилетии еще и ориентацией на Китай. Теперь ее политика становится все более многовекторной. Ситуация осложняется в связи с большими геополитическими изменениями в современной картине мира. Ныне происходит трансформация от моноцентричной модели мироустройства к полицептричиой. Это связано с быстрым экономическим, политическим и военным развитием Китая, попытками возрождения России, образованием различных интеграционных объединений и союзов, находящихся вне зависимости от США, а также с увеличением геополитической нестабильности, возрастанием количества кризисов и конфликтов, нарастанием глобальных проблем, связанных друг с другом.

  • The Constitutive Act of the African Union: adopted in 2000 at the Lome Summit (Togo),entered into force in 2001. URL: http://www.au.int/en/about/constitutive_act (дата обращения: 20.02.2016).

Домашнее задание:Параграф 6, записи в тетради.
Заполнить таблицу
«Последствия колониализма»
Положительные
Отрицательные

План:

1. Колониализм и его
последствия
2. Антиколониальные движения
в государствах Востока
3. Особенности развития
государств Латинской
Америки

1. Колониализм и его последствия

Понятие «Восток» - азиатско-африканский
мир.
К концу XIX в. большинство стран Европы
или прошли, или находились на этапе
модернизации. Азия – кроме Японии – нет.
Восток был насильственно включен в систему
мирового капиталистического хозяйства. В
этих странах к концу XIX в. накопилось
множество проблем, большая часть которых
была создана господством европейцев.

2. Антиколониальные движения в государствах Востока

Конец XIX - начало ХХ в. – это время усиления
антиколониального движения. В каждой стране оно
принимало свои, неповторимые черты.
В начале XX в. Китай находился в состоянии
глубочайшего политического кризиса. Кризис был
вызван не только внутренними причинами, но и
неравноправными договорами с иностранными
державами, ущемляющими независимость
Поднебесной. Неудавшиеся реформы 1898 г.
подтолкнули народное восстание ихэтуаней (18981901).
1911-1913 гг. – Китайская революция. Итогом
революции было свержение маньчжурской династии
и установление республики. Но основные задачи
революции оказались неразрешенными.

- С середины XIX в. Индия становится сферой
приложения английского капитала.
- В 70-80-е годы XIX в. в Индии начинается
движение по возрождению древних индийских
этических и духовных ценностей на основе
синтеза культур Востока и Запада. В декабре
1885 г. в Бомбее состоялся учредительный
съезд Индийского национального конгресса
(ИНК). В ИНК передовым было либерально
умеренное крыло, которое определило
следующие цели: защита национальной
промышленности; снижение налогов;
создание системы банковского кредита;
расширение самоуправления и выборного
представительства.

3. Особенности развития государств Латинской Америки

Латинская Америка в начале ХХ в.

Начало XIX в. – период национально-освободительных войн
против Испании. К началу ХХ в. все страны Латинской
Америки формально были независимы. Однако еще в 1823 г.
США провозгласили доктрину Монро – «Америка – для
американцев!» С этого времени Латинская Америка
становится объектом экспансии капитала США. В этих
странах США принадлежали промышленные предприятия,
железные дороги, банки.
Особенности развития Латинской Америки:
- господство капитала США в основных отраслях экономики;
-существование латифундий в с/х;
-слабое развитие местной промышленности;
-слабость местной торгово-промышленной буржуазии;
-большое влияние на жизнь общества армии и церкви.

Вторая мировая война – кризис метрополий. Американский «Великий проект» и «старые» империи. Советский антиколониализм.

Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Тема 14. СССР в 1945-1991 годы

Основные понятия:наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этнокультурной унификации. Апогей культ личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».

Советский Союз в период частичной либерализации режима

Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Попытки преодоления культа личности. ХХ съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества.

Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.

Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.

СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов

Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н.Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В.Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х-начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

СССР в период перестройки

Причины реформ М.С.Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР в системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Тема 15. Россия и мир на рубеже ХХ-ХХ I веков

Основные понятия:постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.

Российская Федерация на современном этапе

Российская Федерация (1991 – 2003 гг.). Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.

Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Мир в ХХ I в.

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Крупнейшим событием послевоенной истории стал распад колониальной империи. Предпосылками и причинами деколонизации были разгром Германии, Италии и Японии во второй мировой войне, ослабление контроля метрополий над своими колониями, рост влияния и потенциала колоний (особенно английских доминионов), развертывание массового национально-освободительного движения, которое в большинстве стран имело вооруженный характер, большое влияние на освобождение стран произвела "холодная война", которая давала возможность маневрировать между великими державами и способствовала падению колониализма.

Важным фактором было отрицательное отношение к колониализму в странах-метрополиях и мировой общественности. В процессе деколонизации можно выделить несколько этапов.

На первом этапе (1943-1956 гг.) процесс деколонизации охватил Азию и Северную Африку. Европейские страны отказались от своих мандатов на управление Палестиной и Иорданией (Англия), Ливаном и Сирией (Франция). Была решена судьба итальянских и японских колоний и подмандатных территорий. Англия предоставила независимость Индии (1947 г.), предварительно разделив ее на два государства - Индию и Пакистан, островам Цейлон (Шри-Ланка) и Бирме. Провозгласили свою независимость Индонезия (17 августа 1945), Вьетнам (2 сентября 1945). В 1953 г. Франция признала независимость Камбоджи и Лаоса. В 1946 г. США предоставили независимость Филиппинам.

В 1956 г. Англия признала полный суверенитет Судана, а Франция - независимость Туниса и Марокко.

На первом этапе колонизаторы пытались сохранить под своей властью значительную часть владений. Независимость получили лишь те государства, которые удержать в колониальном положении стало невозможно. Однако после 1956 г. Англия и 1958 г. Франция пошли путем отказа от своих колониальных владений.

На втором этапе (конец 50-х-60-е годы) процесс деколонизации охватил в основном Африку. В 1957 г. Англия предоставила независимость Гане, Малайзии, а в 1958 г. - Гвинее. Переломным стал 1960 г. В этом году уволились 17 стран: Габон, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Республика Конго (Заир), Камерун, Мавритания, Мали, Нигерия, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, Того.

В последующие годы начался процесс деколонизации британских владений на Востоке Африки. В 1961 г. независимость получила Танганьика, в 1962 г. - Уганда, в 1963 г. - Кения, в 1964 г. - Занзибар, Замбия, Малави, в 1965 г. - Гамбия.

Во время третьего этапа (70-е годы) упала последняя старейшая колониальная империя - португальская. Независимость обрели Гвинея-Бисау, острова Зеленого Мыса, Ангола, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи.

На этом деколонизация не завершилась. Во время четвертого этапа (80-90-е

годы) обрели независимость последние обломки колониальных империй. В 1980 г. была окончательно урегулирована проблема Южной Родезии (Зимбабве), в 1982 г. Англия предоставила независимость Белиза, в 1990 г. под давлением мировой общественности ЮАР предоставила независимость Намибии, в 1997 г. Китай восстановил свой суверенитет над Гонконгом, в 1999 г. - над Макао.

Получив политическую независимость, новые страны не стали экономически самостоятельными. Бывшие метрополии и США продолжали диктовать цены на сырье и продовольствие, промышленное оборудование. Но зависимость была теперь не следствием политического давления, а результатом отсталости. Страны Азии, Африки и Латинской Америки оставались аграрно-сырьевыми придатками, зависели от поставок машин, оборудования, притока внешних инвестиций. Эта отсталость закреплялась господством традиционного уклада жизни, неграмотностью большей части населения, неразвитостью коммуникаций и средств связи (инфраструктуры).

Проблема отсталости усилилась после Второй мировой войны из-за повышения темпов роста населения. Демографический взрыв произошел в момент, когда только начиналась трансформация традиционных социально-экономических институтов в странах, начавших получать независимость.

Аграрное перенаселение в ряде регионов привело к настоящей катастрофе. Использование всех земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, вырубка лесов, истощение источников пресной воды породили проблему урбанизации.

Под давлением демографического взрыва и политики правительств, направленной на модернизацию общества, традиционный уклад жизни начал разрушаться. Новые отношения сосуществовали со старыми общественными, экономическими и политическими отношениями. Экономика стала многоукладной, социальная структура - пестрой, причем большая часть населения оказалась в переходном маргинальном состоянии. Это приводило к социально-политической нестабильности. Происходили революции, государственные перевороты, военные мятежи, гражданские войны, межгосударственные, национальные конфликты. Все это стало характерной чертой развития стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В решении всех проблем страны шли каждая своим путем. У них были разные стартовые позиции и не одинаковые темпы развития.

В августе 1947 г. Индия получила независимость, при этом она была разделена по религиозному признаку на два доминиона - Индию и Пакистан. После провозглашения независимости между двумя государствами вспыхнули столкновения, в результате которых погибло много людей.

В 1950 г. Индия была провозглашена парламентской республикой. Первое правительство было возглавлено лидером Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру. Его правительство осуществило ряд реформ: крестьяне получили землю, была проведена частичная национализация промышленных предприятий и банков. В результате в стране появился мощный сектор экономики, способный осуществлять наукоемкие и дорогостоящие проекты в различных областях: металлургии, ядерной энергетики.

В 1980-1990 гг. Индия столкнулась с серьезными проблемами, связанными с

ростом религиозного экстремизма и сепаратизма. В результате террористических актов погибли два премьер-министра страны - Индира Ганди , а затем её сын Раджив Ганди . Тем не менее Индии удалось спра­виться с внутренними проблемами и со­хранить свой статус сильнейшего в эконо­мическом и военном отношении государ­ства Южной Азии. Индия с момента провозглашения независимости установила дружеские отношения с Россией, которая стала её важным партнёром в эко­номической, торговой и военно-технической сфере.

Япония после поражения во Второй мировой войне начала проводить радикальные реформы, которые изменили социально-экономическую сферу и общественно-политическую жизнь. Реформы осуществлялись при содействии американских оккупационных властей. Аграрная реформа ликвидировала клан помещиков и ростовщиков и передала землю крестьянам. В политической сфере была принята новая конституция, которая сохранила институт императора, но определила его роль как «царствует, но не управляет». В стране утвердилась многопартийная парламентская система с доминирующей Либерально-демократической партией. Законодательно закреплялось положение о том, что Япония не должна иметь армию.

В начале 50-х гг. страна была преимущественно аграрно-индустриальной, но уже через 30 лет превратилась в передовую индустриальную державу.

Японское «экономическое чудо» являлось следствием нескольких факторов. Поскольку страна была бедна полезными ископаемыми, то она выбрала экономическую политику заимствования и использования зарубежного научно-технического опыта, изобретений при активной роли государственного регулирования. Япония опередила многие страны в автоматизации производства и внедрении роботов. Немаловажным стартовым фактором стал приток американского капитала и технологий.

Успехи Японии стали возможны благодаря напряженному труду, высокой трудовой этике, корпоративной дисциплине.

Большое влияние на процессы, которые происходили в развивающихся странах после войны, оказывали идеи социализма.

В 1949 г. в Китае к власти пришли коммунисты, которые победили в гражданской войне сторонников Гоминьдана. Лидер коммунистов Мао Цзэдун 1 октября 1949 г. провозгласил образование Китайской Народной Республики.

Аграрная реформа ликвидировала помещичье землевладение, земля передавалась крестьянам. Началась коллективизация. Сущность политики Мао была в осуществлении идеи строительства коммунизма с помощью «большого скачка». В сфере промышленности были приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов. В итоге производство в городе и деревне было дезорганизовано.

После провала политики «большого скачка» Мао стал проводить «культурную революцию». В ходе ее он расправился с реальными и мнимыми оппозиционерами; репрессиям подверглись партийные кадры и представители образованной части общества. Мао Цзэдун умер в 1976 г.

В 1978 г. было принято решение о проведении широкомасштабной экономической реформы. Идеологом нового курса стал Дэн Сяопин. Были распущены коммуны, земля возвращалась крестьянам, была легализована торговля. В промышленности и торговле начал развиваться мелкий и средний частный сектор. Администрациям предприятий в промышленности была предоставлена самостоятельность. Переориентация производства с тяжелой промышленности на предметы массового потребления и экспортные товары двинула промышленность вперед, изменила быт населения.

Китай стал в 1990-е гг. крупнейшим объектом вложения иностранного капитала и по ряду показателей объёма производства к концу 90-х гг. вышел практически на первое место в мире.

Страны Латинской Америки принадлежат к особой цивилизации, включающей как западные черты, так и элементы традиционных местных индей­ских культур. Весомый вклад в формирование этой цивилизации внесли потомки рабов-африканцев, привезённых колонизаторами в Новый Свет.

В отличие от Азии и Африки, перед государствами Латинской Америки в XX в. не стояла проблема достижения национальной не­зависимости. Большинство из них добилось освобождения от коло­низаторов ещё в XIX в. Однако формально суверенные государства оказались в политической и экономической зависимости от США.

Новый период в развитии стран Латинской Америки наступил в 1960-1970-х гг. После свержения проамериканской диктатуры в 1959 г. на Кубе к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, которое начало строительство социалистического общества по советскому образцу. На развитие Кубы оказали влияние те же факторы, которые вызвали кризис социалистической системы в целом. Большинству государств Латинской Америки удалось достичь успехов в развитии экономики, но серьёзной помехой для их дальнейшего роста стала внешняя задолженность. Проблемой для должников было не только погашение долгов, но и своевременная выплата процентов по ним. Во многих странах региона существует пропасть между наиболее богатыми и бедными слоями населения. Неравенство порождает социальную напряжённость, нередко выливающуюся в народные восстания (Мексика, страны Центральной Америки) и партизанское движение (Перу, Колумбия и др.).

В последние десятилетия XX века быстрое экономическое развитие некоторых стран Азии и Латинской Америки вывело их в лидеры современной цивилизации. Но в тоже время в этих странах сохраняются проблемы: бедность, отставание в экономическом развитии, политическая нестабильность